”падок и гибель древних обществ

√ибель древних обществ √ибель древних обществ

ѕериод древней истории с рубежа нашей эры по V в, — эпоха разложени€ и гибели рабовладельческой формации и зарождени€ феодальных отношений в недрах рабовладельческих и поздних первобытных, так называемых варварских обществ. ƒатировка этого периода древней истории, может быть только приблизительной так как разные общества не одновременно подходили к рубежу рабовладельческой и феодальной формаций.

—ущность последнего периода в истории древних рабовладельческих обществ составл€ло про€вившеес€ противоречие между достигнутым уровнем производительных сил и отставшими от них производственными отношени€ми вместе со всеми сложившимис€ над ними надстройками. ¬озможности дальнейшего развити€ производительных сил в рамках рабовладельческих производственных отношений оказались исчерпанными. Ёто противоречие привело к разложению всей рабовладельческой формации.

 о времени поздней древности повсеместно распространилась — не только в классовых обществах, но и у окружающих их племен — выплавка стали. —тальные оруди€ (топоры, пилы, сошники, лопаты, ножи, долота, сверла и т, и,) повысили производительность труда в земледелии и ремеслах, а массовое применение стального оружи€ (мечей, кинжалов, наконечников стрел и копий, щитов, лат, поножей, шлемов и др.) усилило боеспособность войск.

—тальные оруди€ позволили вырубать леса и кустарники на больших площад€х и отводить все новые и новые территории под земледелие и скотоводство. Ётот процесс интенсивно происходил в период поздней древности, например, в ÷ентральной, ¬осточной, а к концу древности и в —еверной ≈вропе и вел к быстрому росту народонаселени€ «варварской» периферии за северными рубежами –имской империи. ¬ »ндии в первых леках пашей эры отвоевывались у джунглей новые земли. ¬  итае строились новые ирригационные сооружени€ в ранее не освоенных област€х.

”силившеес€ разделение труда и усложнение ремесленной технологии повысили качество изделий ремесла и позволили делать их более разнообразными. “ак, по€вились посуда из прозрачного стекла и первые стекл€нные зеркальца. Ќо многие технические изобретени€ не внедр€лись в производство из-за недостаточной заинтересованности работников в производительности труда.

¬ старых классовых обществах, как восточных, так и западных, производительность труда в период поздней древности продолжала увеличиватьс€ не столько за счет освоени€ новых орудий труда, сколько за счет совершенствовани€ навыков обращени€ с уже известными оруди€ми и материалами, а также за счет улучшени€ ухода за зерновыми, садовыми и огородными культурами, за скотом и птицей.

¬ период поздней древности люди стали в большом количестве разводить лошадей, причем не только в горных и степных, но и в лесных странах, например в —редней ≈вропе. ќднако, как и раньше, лошадь продолжала использоватьс€ преимущественно в военном деле, а не в хоз€йстве. ѕри пахоте и перевозке т€жестей примен€лись по-прежнему главным образом волы и ослы. Ќа дальних торговых пут€х, пролегающих через степи и пустыни, первое место в качестве транспортного животного зан€л верблюд.

Ёкономические св€зи между отдельными странами стали теснее. Ќапример, ¬еликий шелковый путь св€зал —редиземноморье с  итаем. ƒальнейшее развитие получило мореплавание: морские торговые св€зи вышли далеко за рамки —редиземноморь€. “ак, »нди€ па востоке вела морскую торговлю с  итаем, а на западе корабли индийских купцов достигали  расного мор€. ¬ ёжной »ндии существовали поселени€ купцов из средиземноморских стран. ¬воз новых товаров из далеких стран делал внешние формы жизни зажиточной части населени€ намного более богатыми и разнообразными,

 ак было показано в предыдущих книгах нашего труда, развитие производительных сил в течение древности сопровождалось совершенствованием производственной структуры обществ, изменением форм производства, ќбщим дл€ всей древности было сочетание и взаимодействие в каждом обществе двух секторов экономики — государственного и общинно-частного или частного. Ќа заре рабовладельческой эпохи государственный (дворцовый или царско-храмовой) сектор экономики преобладал, а частный сектор, состо€вший из хоз€йств домашних общин, развивавшихс€ в пределах общин территориальных, уступал в значении государственному.  оопераци€ и специализаци€ производства в значительной мере именно в рамках государственных хоз€йств объ€сн€лась слабостью частных хоз€йств в ту эпоху. ≈диным направлением развити€ экономической структуры древних обществ было постепенное сокращение государственного сектора и возрастание частного. ѕри этом характерна€ дл€ древности тенденци€ к кооперации производства, обусловленна€ относительной слабостью производительных сил, не исчезла, а прин€ла в эпоху расцвета рабовладельческих обществ новую форму — создани€ более или менее крупных частных рабовладельческих хоз€йств. √лавной формой самоорганизации свободных производителей и рабовладельцев стали городские, гражданско-храмовые и подобные им общины. ѕериоды расцвета древних классовых обществ (особенно в IV — I вв. до н. э., а в некоторых обществах, как, например, в римском, еще и в I—II вв. н. э.) были эпохой наибольшего распространени€ и развити€ частных рабовладельческих хоз€йств как в городе (например, в –име), так и в сельских местност€х.

ƒл€ социально-экономических отношений поздней древности и раннего средневековь€, т. е. приблизительно дл€ I тыс€челети€ н. э., характерен такой уровень производительных сил, особенно в области промышленности, который позвол€л создать средства насили€, дававшие господствующему классу возможность перейти от эксплуатации рабов и близких к ним категорий к эксплуатации почти всей массы р€дового населени€. ƒостигнутый уровень развити€ орудий труда и хоз€йственных навыков, а также средств принуждени€ заставил и позволил эксплуатировать работников, более заинтересованных в производительности труда, нежели рабы. ѕоскольку эти тогдашние оруди€ требовали приложени€ силы только человека или т€гловых животных, то в рамках мелких частных хоз€йств вполне обеспечивалось на довольно продолжительное врем€ дальнейшее развитие производства. “еперь не было необходимости использовать только малопроизводительный рабский труд (хот€ от него еще долго не отказывались): уже по€вилась возможность эксплуатировать труд€щихс€, не лишенных собственности на средства производства (или на значительную их часть) и ведших собственные мелкие хоз€йства.

—ледует иметь в виду, что, как не было двух абсолютно одинаковых рабовладельческих обществ, так же не было и одинаковых феодальных обществ. ћы не имеем возможности рассматривать здесь специфику различных складывавшихс€ феодальных обществ. —уть же феодальной формации была везде принципиально одинаковой — и на ¬остоке, и на «ападе. —реди общих признаков феодализма необходимо подчеркнуть (абстрагиру€сь от конкретных особенностей условного землевладени€ и иерархического разделени€ политической власти между представител€ми господствующего класса) одновременное сосредоточение и земельной собственности, и политической власти в руках либо отдельных феодалов, либо всего класса феодалов в лицо верховной государственной власти.

»так, уровень развити€ производительных сил в поздних древних (а затем и в средневековых) обществах обусловил господство в экономике мелких частных хоз€йств, а развитие производительных сил в области промышленности дало в руки господствующего класса землевладельцев средства превращени€ всей массы этих мелких частных хоз€ев в эксплуатируемых (феодально-зависимых) людей. ¬ социально-экономической области разложение рабовладельческой формации выразилось в упадке рабовладельческой экономики, разложении полисной формы собственности и развитии независимой от городских общин земельной собственности, в разложении территориальной общины как гражданского коллектива, упадке городов как центров товарного рабовладельческого хоз€йства.

¬ эпоху древности, будь то на «ападе или на ¬остоке, ведущее положение как центр экономической, общественной и политик ческой жизни занимал город. ƒревность начинаетс€ и кончаетс€ вместе с рождением и смертью древнего города. ¬ажнейшим показателем перехода от древности к средневековью €вл€етс€ падение или по крайней мере полна€ перестройка городов в экономическом и политическом отношении. ƒаже в тех случа€х, когда в средние века сохран€лись старые города, полностью измен€лась их внутренн€€ структура: исчезало пон€тие гражданства. —редневековые города как торгово-ремесленные центры, обладающие самоуправлением и не завис€щие от феодала, возникают впоследствии на совсем других основах.

ƒревность продолжалась до тех пор, пока существовал класс свободных общинников, обладавших гражданским полноправием, не включенных в новый феодально-эксплуатируемый класс. –абы остались и в средневековье; зато исчезли свободные и сознающие себ€ полноправными граждане общин; даже формально свободные средневековые кресть€не, там, где они были, фактически были неравноправны, приравнивались к феодально-зависимым или даже были ими по существу. ѕо наличию полноправных, свободных, не эксплуатируемых, но и не принадлежащих к господствующему классу, иначе говор€, полноправных членов общин (главным образом городских и храмовых), например, поздн€€ ¬авилони€ VII—IV вв. до н. э.— это древнее общество, а по их отсутствию јрабский халифат VIII—X вв. н. э.— это феодальное общество, хот€ рабов в средневековом јрабском халифате, в том числе и в производстве, было даже больше. ѕереход к феодальному способу производства заключалс€ не столько в отмене рабства, сколько в отмене свободы.

¬ классовых обществах поздней древности продолжали существовать рабовладельческие отношени€. ќднако в недрах зашедшего в тупик рабовладельческого стро€ зарождались элементы отношений феодальных, и именно они, несмотр€ на свою слабость в период поздней древности, выражали ведущую тенденцию исторического развити€. Ќапример, в поздней –имской империи антична€ форма собственности и обусловленна€ ею рабовладельческа€ форма эксплуатации перестали быть определ€ющими факторами общественного развити€; напротив, все системы социально-экономических и политических отношений, идеологи€ и культура начали перестраиватьс€ под вли€нием складывающейс€ феодальной формы собственности и обусловленной ею феодальной формы эксплуатации. ‘ормационна€ принадлежность общества определ€етс€ не численностью того или иного эксплуатируемого класса, а основной тенденцией общественного развити€.  огда не только рабов, но и свободных граждан древнего общества обратили в эксплуатируемых, тогда кончилась древность и началось средневековье. ¬ более ранние периоды древности подневольных работников типа илотов подравнивали под рабов, теперь рабов и (ранее свободных) кресть€н подвергают феодальной эксплуатации.

 рушение рабовладельческих отношений и формирование феодальных происходило в отдельных обществах и в разные сроки, и в разных формах, Ёти различи€ были весьма существенны даже в пределах одной и той же исторической общности. “ак, в западной половине бывшей единой –имской империи падение рабовладельческого стро€ сопровождалось гибелью –имского государства и завоеванием его территории соседними пародами; в восточной половине –имской империи переход от рабовладельческого стро€ к феодальному совершилс€ без слома государственной машины и потому более медленно: государственный аппарат старой рабовладельческой империи был приспособлен к нуждам развивающегос€ феодального общества. ќднако при всех различи€х процесса смены рабовладельческих отношений феодальными сущность его была единой: это была социальна€ революци€, т. е. смена способов производства, вызванна€ резким несоответствием старых производственных отношений новым производительным силам.

√осударства, возникшие на территори€х, где никогда не существовало древнего рабовладельческого общества (—кандинави€,  иевска€ –усь, япони€ и многие другие), или на территори€х хот€ и входивших в свое врем€ в рабовладельческие государства, по обезлюдевших (јнгли€ и др.), первоначально слагались как раннерабовладельческие, в них существовала сильна€ прослойка свободных общинников и весьма значительный рабовладельческий уклад. ќднако, существу€ в услови€х высокого уровн€ производительных сил, отчасти перен€тых у ранее вступивших на путь классового развити€ обществ, подобные государства недолго удерживались на этой стадии (которую иногда не вполне точно называют «дофеодальной» или «предфеодальной»), вскоре и здесь уровень общественного развити€ выражалс€ по более распространенному к тому времени феодальному. Ћишь в област€х, утер€вших св€зи с прочим миром (јфрика южное —ахары, јмерика), общества древнего типа продолжали существовать после того, как они исчезли в ≈вропе и на ¬остоке.

¬ последний период древности труд€щеес€ население классовых обществ фактически сливалось в довольно единообразную массу неполноправных и эксплуатируемых людей, хот€ и разделенных формально сословными перегородками: господа все чаще переводили своих рабов в положение, близкое к феодальной зависимости; в то же врем€ происходило превращение свободных людей в зависимых держателей чужой земли.

—ближение социально-экономического положени€ различных категорий труд€щихс€ создавало услови€ дл€ их совместного участи€ в классовой борьбе, ѕримерами могут служить мощные народные восстани€ в ’аньской империи в  итае и подобные движени€ в поздней –имской империи и в сасанидском »ране. ¬ поздней древности они нередко носили религиозный характер, €вл€€сь по своей форме ерес€ми — выступлени€ми против государственной церкви и официальной религии, Ёто было св€зано с тем, что церковь, став государственным учреждением, €вилась союзником и идеологической опорой господствующих классов, ¬ ходе классовой борьбы между народными массами, превращавшимис€ в эксплуатируемый класс зарождавшегос€ феодального общества, и новым господствующим классом, который формировалс€ из местных землевладельцев-рабовладельцев, а в некоторых обществах (в так называемых варварских государствах) и из верхушки племен-завоевателей, древний рабовладельческий мир перестраивалс€ в средневековый феодальный.

–азложение рабовладельческой формации про€вилось также в распаде политической системы рабовладельческих обществ. ¬ период поздней древности происходит крушение таких мировых держав, как –имска€ в —редиземноморье, ’аньска€ в  итае,  ушанска€ в —редней јзии, импери€ √упт в »ндии, “ерритори€ некоторых крупных держав была частично завоевана в III—V вв. соседними племенами и народами, «нать этих племен становилась во главе государств, созданных в завоеванных област€х, Ќапример, в V в. вс€ западна€ половина –имской империи подпала под власть германских и некоторых других племен.

Ќо и на тех территори€х, которые оставались под властью старых империй, происходили существенные политические сдвиги, города тер€ли самоуправление, в то же врем€ крупные частные землевладельцы постепенно превращались в своих поместь€х в государей, Ётот слой земельных магнатов формировалс€ ив членов царских фамилий, из высших военачальников и чиновников, а в «ападной –имской империи — также из сенаторов, ‘актически в рамках поздних древних империй зарождалась феодальна€ раздробленность с характерными дл€ нее междоусобицами,  рупные землевладельцы обзаводились собственным аппаратом управлени€ и все меньше нуждались в центральной государственной власти.

Ёкономическа€, а отчасти и политическа€ раздробленность, создавша€с€ (или наметивша€с€) в большинстве стран на рубеже древности и средневековь€, способствовала вмешательству во внутренние дела древних держав соседних племен и народов, в том числе их вторжени€м и завоевани€м; но была и друга€, может быть, более важна€ причина этих вторжений.

¬нутренний кризис поздних рабовладельческих обществ сопровождалс€ существенными сдвигами в их взаимоотношени€х с соседними народами.  ончилс€ период преобладани€ сил рабовладельческих государств над окружавшей их варварской периферией.

¬ течение веков и тыс€челетий более отсталые народы, жившие вследствие своего примитивного хоз€йства родо-племенным строем, служили объектом эксплуатации дл€ более развитых в экономическом, классовом, политическом и культурном отношении обществ. ѕоследние использовали первобытную периферию как источник получени€ сырь€ и рабов, обогащались за счет неэквивалентной торговли со своими отсталыми сосед€ми, наконец, имели довольно благопри€тные услови€ дл€ своего внутреннего развити€ уже в силу относительной внешней безопасности.

–азумеетс€, конкретна€ картина взаимоотношений передовых рабовладельческих государств и отсталых первобытных обществ была весьма сложной. —лучалось, что отсталые народы обрушивались нашестви€ми на цивилизованные государства, не только граб€ и облага€ их данью, но надолго превраща€ в пустыню. Ќо вес же общий баланс соотношени€ сил между варварской периферией и рабовладельческой цивилизацией складывалс€ в пользу последней до самого начала нашей эры.

–абовладельческую цивилизацию и варварскую периферию можно уподобить двум половинкам одного орешка, им€ которого — древний мир. ¬ самом деле, не только рабовладельческие общества не могли существовать (и уж во вс€ком случае процветать) без эксплуатации окружающей периферии, но и первобытна€ перифери€ очень нуждалась в тесных св€з€х, прежде всего экономических, с передовыми классовыми обществами, ¬арвары получали от своих более развитых соседей такие продукты и оруди€, которые не умели еще производить сами или которыми не располагали в достаточном количестве и должного качества. Ќапример, кочевые скотоводческие народы, обитавшие севернее и западнее  ита€, были заинтересованы в пограничных рынках, на которых они могли обменивать продукты своего скотоводческого хоз€йства на продукты земледели€ и ремесла оседлого населени€  ита€ (на рис, просо, ткани, металлические издели€ и т, п.). ¬ ÷ентральной и —еверной ≈вропе, где в первых веках пашей эры обитали германские и другие племена, археологи наход€т много римских ремесленных изделий, потребител€ми которых были, несомненно, эти самые племена, и римских монет — свидетельство вывоза товаров с племенной периферии в империю.

Ќо развитие собственных производительных сил варваров не сто€ло на месте, чему способствовало заимствование опыта у более цивилизованных соседей. ѕриблизительным рубежом, положившим конец сильной экономической зависимости варваров от рабовладельческих государств, €вились III—V века п. э. ¬ ÷ентральной и —еверной ≈вропе, например, это подтверждаетс€ почти полным исчезновением с этого времени изделий римского ремесла — с производством ремесленных изделий теперь вполне справл€лись местные мастера, в том числе оружейники. √ерманцы ко времени вторжени€ в –имскую империю в IV—V вв. н. э. уже хорошо освоили земледелие, овладели секретами коневодства и имели прекрасную конницу, котора€ служила главной ударной силой при завоевании ими «ападной –имской империи.

„ем ближе к концу древности, тем более тесными становились контакты между варварами и рабовладельческими государствами, хот€ характер этих св€зей изменилс€ по сравнению о предшествующим временем. –абовладельческие империи испытывали все большие затруднени€ в пополнении своих армий за счет внутренних резервов, поскольку одним из важнейших про€влений феодализации было ослабление св€зей между подданными и центральной государственной властью. ћелкие земледельцы различных категории все больше попадали в поземельную и личную зависимость от частных землевладельцев и ускользали из сферы управлени€ центральной власти, ¬следствие этого государство тер€ло налогоплательщиков и резервы пополнени€ армии. ѕравители поздних древних империй стали практиковать в первых веках нашей эры массовое привлечение соседних варваров в пределы империй как в роли поселенцев-земледельцев, так и особенно в роли воинов-наемников, обычно именуемых «союзниками» («федератами»).

¬ III—V вв, и, э, хоз€йственное развитие многих племен, обитавших по соседству с западными и восточными импери€ми, достигло такого уровн€, на котором развернулс€ бурный процесс социального расслоени€, ¬озникающа€ военно-племенна€ знать выступала инициатором войн с целью захвата различной добычи, в том числе рабов. — ростом народонаселени€ па варварской периферии и возможностей хоз€йственного освоени€ все большего количества природных богатств чрезвычайно важное значение дл€ племен, переходивших от первобытного стро€ к классовому, приобрел захват новых земель.

¬ эпоху великих переселений пародов, охватывающую позднюю древность и раннее средневековье, почти вс€ варварска€ перифери€ пришла в движение, Ѕесчисленные племена и народы снимались со своих исконных мест и пересел€лись на огромные рассто€ни€. ¬ этих переселени€х участвовали не только кочевники-скотоводы, но и варвары-земледельцы, особенно если скотоводство у них не было резко отделено от земледели€; они либо сами стремились расширить территорию своего расселени€, либо их теснили более сильные соседи.

ƒревние цивилизации занимали широкий по€с земель, прот€нувшийс€ в —еверном полушарии в зоне субтропиков и южной части умеренных широт. »менно на этой территории существовали рабовладельческие государства в ≈вропе, јзии и јфрике». » вот теперь в эту полосу возделанных земель о густым населением и богатыми городами, древними государствами и культурами устремились периферийные народы, которые до поры до времени находились как бы на втором плане мировой истории. ќни отстали от передовых обществ субтропической и умеренной зоны вследствие того, что природные услови€ их стран были менее благопри€тны дл€ развити€ древних классовых обществ (речь идет именно о древних человеческих обществах с их относительно примитивными производительными силами).

 огда же производительные силы периферийных пародов достигли такого уровн€, что они смогли и в странах с более суровым климатом получать достаточно высокие урожаи, разводить большие стада скота, добывать и обрабатывать металлы, накапливать запасы продовольстви€ и других материальных ценностей, у них началс€ быстрый рост народонаселени€, стали зарождатьс€ классы и зачатки государственности, возросла военна€ мощь.

«накомство варваров с хоз€йством и военным делом цивилизованных обществ очень ускор€ло их социально-экономическое и военное развитие. ћногие варвары прекрасно знали военное дело соседних рабовладельческих государств, потому что служили в свое врем€ в их войсках, нередко достига€ высоких постов в армии и государственном аппарате, а некоторые представители варварской знати подолгу живали при дворах царей и императоров в качестве заложников, причем получали соответственное (римское, персидское, китайское и т. п,) образование и воспитание и хорошо знали положение в данной стране.

¬ конце древности и начале средневековь€ периферийные пароды усилили натиск с севера и с юга па зону рабовладельческих государств. ¬ III —VII вв. германские, слав€нские, сарматские, монгольские, тюркские, арабские и другие племена выступают против рабовладельческих империй все более мощными военными союзами. —оотношение сил между импери€ми и варварами изменилось в пользу последних. » хот€ не все рабовладельческие государства были завоеваны варварами, а некоторые и вообще по подвергались их нашестви€м, все же благопри€тные внешнеполитические услови€ дл€ рабовладельческих цивилизаций безвозвратно миновали.

√лавной причиной крушени€ рабовладельческой формации в общеисторическом масштабе €вилось внутреннее развитие рабовладельческих обществ. ќднако следует признать, что значительную роль в падении рабовладельческой формации сыграло и развитие варварской периферии. «десь имеютс€ в виду не только и даже но столько варварские нашестви€, сколько некоторое выравнивание уровней социально-экономического и военного развити€ древних цивилизованных обществ и окружающих их племен и народов, поднимающихс€ на ступень цивилизации.

ќчень примитивна€ по своей экономической сущности древн€€ формаци€, основанна€ па пр€мом физическом принуждении, в значительной степени подпиралась извне тем, что отстала€ первобытна€ перифери€ веками а тыс€челети€ми была дл€ классовых обществ источником приобретени€ невольников и материальных ценностей. Ќеравномерность общественного развити€ отдельных народов можно наблюдать и в последующую — средневековую — эпоху, но в других формах, однако разбирать их здесь не место.

¬арварские нашестви€ и завоевани€ III—VII вв. сопровождались разорением целых областей и гибелью людей как из местного населени€, так и из среды завоевателей.  рушение рабовладельческого мира и рождение феодального слились в исторический процесс, сложный и мучительный дл€ народных масс как старых классовых, так и молодых варварских обществ,— участников великих переселений пародов,— но в то же врем€ процесс объективно прогрессивный.

¬ падении древних обществ революционную роль играло и классовое сопротивление рабов, которые вследствие сближени€ их положени€ с закрепощаемыми свободными участвовали теперь вместе с ними в народных движени€х. Ќо чем более рабы боролись, тем невыгоднее становилс€ их труд дл€ эксплуататоров и тем более они стремились найти новый объект дл€ эксплуатации. ѕоэтому рабовладельческий строй стихийно, но неуклонно подрывали и крупные земельные собственники, переводившие свои хоз€йства с рабовладельческого пути на феодальный.

»сход€ из современного уровн€ знаний, можно считать, что классом, покончившим с рабовладельческой формацией, были предшественники феодалов. «емельные магнаты, эксплуатировавшие внеэкономическим путем новообразующийс€ класс лиц, но лишенных собственности на средства производства, забирают в свои руки экономику общества, и переход к новому, средневековому феодальному обществу выражаетс€ или оформл€етс€ в переходе к новому, феодализирующемус€ классу политической власти.  огда эксплуатаци€ земельными магнатами нового низшего класса мелких земледельцев разных категорий завершаетс€ сосредоточением в их руках политической власти, начинаетс€ эпоха средневековь€.

Ётому сопутствуют два €влени€: одно из них — падение городов как оплота старых производственных отношений, как коллективных организаций свободных граждан — представл€ет собой лишь оборотную сторону процесса смены классовых отношений; другое служит предпосылкой вз€ти€ власти новым классом: это сильный внешний или внутренний толчок, разрушающий старую государственную структуру. ¬  итае таким решающим толчком дл€ перехода к новой формации €вилось восстание «∆елтых подв€зок», сломавшее государственную машину древнего общества а тем заставившее новообразующийс€ класс земельных магнатов вз€ть в свои руки государственную власть; в «акавказье подобным толчком послужило уничтожение городов —асанидом Ўапуром II; в «ападной –имской империи — варварское завоевание, причем тут дело осложнилось еще и персональной сменой состава господствующего класса, и созданием варварских королевств, которые, будучи раннеклассовыми, вместе с 1ем сохран€ли услови€ и гибнущего рабовладельческого, и возникающего на его месте феодального стро€. ¬ ¬изантии и в сасанидском »ране государственна€ машина не была сломлена, и тут переход к новой формации зат€нулс€.

 ак было упом€нуто, во многих странах падение рабовладельческого стро€ сопровождалось вторжени€ми в них соседних племен и народов и даже завоеванием их территории, на которой завоеватели основывали свои государства — так называемые варварские королевства. ¬торжени€ варваров, сопровождавшиес€ разорением местного населени€, были бедствием дл€ народных масс древних рабовладельческих государств и тормозили развитие производительных сил в завоеванных странах. Ќаселение рабовладельческих держав, например –имской империи, по мере сил сопротивл€лось этим нашестви€м. ≈сли стара€ центральна€ государственна€ власть не могла дать отпора завоевател€м, организаторами сопротивлени€ выступали земельные магнаты, что, кстати, способствовало росту их значени€ и в конечном счете вз€тию ими политической власти. Ќередко осаду варваров с успехом выдерживали хорошо укрепленные города.

¬ то же врем€ в тех случа€х, когда завоеватели подвергали решительному слому государственный аппарат старых рабовладельческих империй (самый €ркий пример — завоевание германскими племенами «ападной –имской империи) и создавали на завоеванных земл€х свободные кресть€нские общины, например германские (франкские) в √аллии, слав€нские в ¬изантии, они объективно оказывались участниками социальной революции, хот€ субъективно — по своим осознанным интересам — выступали обычно как враги местного населени€, у которого отнимали землю и другое имущество, которое убивали, захватывали в плен и порабощали.

ќднако внешний лагерь участников социальной революции — вторгающихс€ варварских племен — нельз€ считать об€зательным ее элементом. –€д древних рабовладельческих обществ перешел к феодализму без вмешательства племен-завоевателей, например јрмени€ и √рузи€. ƒругие государства хот€ и подвергались варварским нашестви€м, однако уцелели, например ¬изанти€ и сасанидский »ран. »ногда иноземное вторжение происходило в уже феодализировавшиес€ государства (»ран,  итай). Ќаконец, известен и такой вариант завоеваний, когда в роли завоевателей выступали кочевники-скотоводы, превращавшие завоеванные земледельческие области в пустыню. “ак, дл€ европейских народов пагубные последстви€ имело вторжение с востока в 70-х годах IV в, кочевников-скотоводов гуннов, которые шли, смета€ все на своем пути, разруша€ города и селени€, граб€ и убива€ местных жителей. “акие завоеватели, которые не могли внести ничего положительного в развитие завоеванных стран, тормозили социальную революцию.

√ибель рабовладельческой формации и становление феодальной сопровождались отмиранием р€да элементов древних культур — племенных, полисных, общинных — и зарождением феодальной культуры, котора€ имела свои особенности в каждой стране. ќднако следует отметить по крайней мере одну черту, общую дл€ всех феодальных культур,— огромную идеологическую роль государственных религий (христианства, буддизма, мусульманства) в укреплении власти феодалов над кресть€нами.

«ародившись в недрах рабовладельческих (буддизм, христианство) или разлагавшихс€ первобытных (мусульманство) обществ, эти религии в фантастической форме выражали смутные мечты угнетенных о социальной справедливости в этом или ином мире пли хот€ бы об утешении в страдани€х. Ѕлагодар€ этому они довольно быстро распространились среди народных масс. ’арактерна€ черта названных мировых религий — выработка догм морали и подчинение морально-религиозным догмам всей жизни населени€. ћесто первобытного наивного материализма общинных верований (в которых сами боги мыслились материальными и даже смертными) занимает теперь спиритуализм — провозглашение превосходства духа над плотью, изначальности духа и вторичности материи, а также и материальных нужд человека.

ѕоскольку пи одна из подобных религий не призывала к активной перестройке социальных отношений, такие религиозные учени€ оказались приемлемыми и дл€ господствующих классов, которые постепенно приглушили социальный протест и в то же врем€ подчеркнули призыв этих учений к терпению и покорности, обращенный к труд€щимс€.  осмополитизм таких религий способствовал распространению их в различных странах.

  концу древности вследствие зарождени€ феодальной раздробленности, а в некоторых странах и вследствие варварских завоеваний начинают вырисовыватьс€ контуры средневековых государств.

√осподствующий класс перестраивалс€ на новые формы эксплуатации. ƒл€ этого ему было нужно получить кроме власти над возможно большим пространством земли также и политическую власть над проживающими на ней мелкими земледельцами, обладавшими собственностью на средства производства. ѕри этом собственность последних на скот, рабочий инвентарь, жилье и подсобные помещени€ по большей части €вл€лась достаточно бесспорной. —ложнее обсто€ло дело с землей. ќна могла быть собственностью отдельного представител€ господствующего класса (аллод) или целой организации (например, церкви) или даже всего государства в целом. ¬ любом случае экономическа€ власть над территорией и ее населением непременно соедин€лась с властью политической, а нередко и судебной, “аким образом, новые экономические отношени€ собственности существенно отличались от господствовавших в типичных обществах древности. „то касаетс€ мелких землевладельцев, то земл€ могла быть в арендном или ином пользовании или же оставатьс€ и в аллодиальной собственности кресть€нина либо свободной кресть€нской общины (особенно в периферийных област€х древнего мира или среди переселенцев из стран, где господствовали первобытнообщинные отношени€). ¬ этом случае прибавочный продукт изымалс€ у труд€щегос€ населени€ в виде налога, не принимавшего формы ренты. “о же касаетс€ мусульманских стран, где теоретически все мусульмане (но не приверженцы других религий) были равны перед законом и выплачивали меньше налогов, чем немусульмане. ќднако даже когда феодальный налог не принимал характера ренты, он существенно отличалс€ от налогов, собиравшихс€ в классической древности, ибо те шли в какой-то мере на общественные нужды, а если и попадали просто-напросто в руки представителей господствующего класса, то все же дл€ каждого из них налог и тем более рента-налог не были основным источником содержани€ и дохода. Ќовый характер налогов начинает складыватьс€ лишь в период поздней древности — как зачаток феодальных отношений.

«емельные владени€ новых магнатов станов€тс€ гораздо более самодовлеющими, чем прежние рабовладельческие; товарность их резко снижаетс€, монетно-денежна€ система по большей части начинает приходить в упадок, так как налоги и поборы с мелких малотоварных хоз€йств легче и выгоднее взимать в натуре. –емесленное производство в немалой мере перебазируетс€ из города в имени€ магнатов (если только те, как нередко бывало в странах јзии, сами не делали города своими резиденци€ми). ќдновременно идет процесс аграризации городов, превращающихс€ нередко в укрепленные поселки преимущественно сельскохоз€йственного населени€, а то и вовсе хиреющих. ¬есьма существенно, что античные формы политического устройства вымирают и в городах, которые перестают быть оплотом и последним убежищем древних форм товарного хоз€йства, основанных па свободном труде в сочетании с рабовладением.

ƒл€ перестройки всех общественных отношений, и прежде всего отношений между господствующим и новым эксплуатируемым классом, который обладал своей собственностью на средства производства, недостаточно было чисто насильственного принуждени€. √осподствующий класс использовал как орудие духовного принуждени€ народных масс те самые религиозные учени€, которые создавались вначале самими массами или их идеологами в борьбе с официальной религиозной философией рабовладельческого общества. Ќо теперь эти учени€ были закреплены в жестких догматических формах, которые устраивали пришедшие к власти верхи общества.

“акой способ производства, при котором господствующий класс землевладельцев, базирующийс€ на феодальной собственности, соединенной с политической властью, эксплуатирует путем внеэкономического принуждени€ (т. е. не через рынок, а посредством физического и духовного насили€) непосредственных производителей — кресть€н и ремесленников, не лишенных собственности на средства производства, за исключением земли, называетс€ феодальным 4.  онечно, картина становлени€ феодальной экономики была более сложной, нежели описанна€ нами (и, как мы предполагаем, основна€) лини€ ее формировани€. ƒостаточно упом€нуть о разнообразии способов ведени€ хоз€йства в средневековой общине зависимых кресть€н, или в феодальном поместье, или в ближневосточных кресть€нских хоз€йствах, располагавшихс€ па государственной земле, а эксплуатировавшихс€ чиновниками. ќднако ни черты общинного коллективизма, пи элементы кооперации, специализации и разделени€ труда в поместье не могут заслонить главного признака производственной структуры феодального общества — господствующего удельного веса мелкого частного производства кресть€н и ремесленников, обладающих собственностью на средства производства и в то же врем€ эксплуатируемых противосто€щим им классом. — развитием феодального способа производства было достигнуто соответствие между относительно примитивными оруди€ми труда и мелким частным производством. »менно поэтому на определенной ступени общественно-экономического развити€ переход к феодализму стал исторической неизбежностью.

ƒревн€€ истори€

„итайте в рубрике «ƒревн€€ истори€»:

/ ”падок и гибель древних обществ
–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам