Первые произведения искусства
На длинном пути эволюции от приматов до человека современного вида происходили изменения не только морфологические, то есть внешние, но и внутренние, духовные. Люди учились логически мыслить, сдерживать порывы страсти, говорить, наконец. И кто может сказать точно, какие изменения были более важны для становления человечества? Может быть, именно тогда, когда наш далекий предок впервые задумался о вечном и попытался выразить какие-то свои мысли через то, что сегодня мы называем искусством, он и вступил на непростой путь, который в итоге привел к появлению человека разумного.
До наших дней сохранилось немало произведений искусства древнего человека, но все-таки до конца понять, как мыслил наш предок, мы вряд ли когда-нибудь сможем. Вообще очень долгое время, несмотря на то что научный мир уже принял эволюционную теорию и проводилось изучение останков древних людей, никто не мог себе даже представить, каких творческих высот достигали первые люди. И когда в 1878 году археолог-любитель Марселино де Саутуола обнаружил в пещере Альтамира в Испании целую галерею прекрасных рисунков (бизонов и других животных), выполненных древними мастерами, ему никто не поверил. Уникальную находку сочли подделкой - мол, первобытный примитивный человек не мог так великолепно изобразить животных. Только в 1902 г., уже после смерти Саутуолы и обнаружения еще нескольких подобных галерей, научный мир признал рисунки подлинными, принадлежащими руке первобытного мастера, в котором до этого видели лишь охотника, но никак не художника.
Сейчас никто не отрицает, что древний человек мог создавать прекрасные вещи, однако назвать их произведениями искусства, в современном понимании этого слова, вряд ли у кого повернется язык. Для обозначения художественной деятельности древнего человека в науке существует такое понятие, как синкретизм, т. е. слитность, нерасчлененность, единство духовной и материальной сферы, быта и искусства, мира реального и вымышленного. Религиозные представления, искусство и повседневная жизнь связаны неразрывно, связаны настолько, что по сути отделить одно от другого невозможно. Жизнь коллектива, добывание пищи, продолжение рода, смерть сородича, представления об устройстве мира и т. д. - все это в равной мере проявилось в живописи, гравировках, рельефах, скульптуре.
Уже такие далекие от современного человека существа, как неандертальцы, оставили после себя свидетельства «духовной сферы» в их существовании. Так называемое «знаковое творчество» неандертальцев — это камни, куски кости с какими-то углублениями, линиями, крестами, пятнами охры. Значение имеет тот факт, что все это сделано специально, создано неандертальцем не просто так. Есть множество версий, объясняющих смысл этих странных «изображений», но скорее всего это охотничья символика: разнообразные насечки — раны, нанесенные воображаемому зверю, пятна охры — его кровь. Охотник, создавая такой предмет, как бы убивал зверя, обеспечивал себе удачную охоту.
Для этих же целей неандертальцы складывали целые медвежьи жертвенники: в нескольких пещерах (в Альпах, в Грузии и др.) были найдены черепа медведей, сложенные определенным образом - в каменном ящике, рядком у стены, засунутые в щель. Часто обнаруживаются целые композиции из черепов и костей — а это значит, что такие склады не являлись запасами мяса или чем-нибудь подобным. Скорее всего, это какое-то культовое действие, форма почитания, «задабривания» могучего животного — соперника неандертальца за жизненное пространство. Возможно, в таких медвежьих кладбищах кроются корни тотемuзма — почитания общего предка рода в образе животного или растения — религии, характерной для почти всех первобытных народов.
Подобным образом и Ното sapiens выражал свои чаяния и верования, но, конечно, в более совершенной форме. Изображения, сделанные древними людьми, представлены в основном наскальной живописью. Эти изображения выполнялись природными красками, процарапывались на скалах или на кусках кости (гравировка), могли представлять собой рельефы, сделанные с использованием естественных неровностей скалы. Причем большинство известных нам изображений находится в глубине пещер, за километр или более от входа — там, где человек нежил. А значит, сюда он приходил специально для того, чтобы нанести изображение. Это было особое (сакральное) место, а сами рисунки служили для каких-то обрядов, иначе они не были бы так глубоко спрятаны от глаз остального населения.
Поскольку главным предметом изображения были животные, причем именно те, на которых охотились в данной местности, то становится ясно, что эти обряды были связаны с охотой — с тем, от чего непосредственно зависела жизнь древнего человека. Такое предположение подтверждается и тем фактом, что на очень многих рисунках видны как бы следы ранений, также нарисованных: истекающие кровью медведи (гравировка в пещере Труа Фрер, Франция), нарисованные ловушки (пещера Фон де Гом), следыударов, нанесенных нарисованному животному (пещера Нио). Видимо, для древнего человека нарисованный мамонт или лошадь были столь же реальны, как и настоящие. Для того чтобы охота была успешной, охотники уходили в глубь пещеры и убивали изображенное животное, воображая, что тем самым как бы заранее убивают это же животное на будущей охоте. Это называется охотничья магия. Таким образом, изображения несли глубочайшую смысловую и символическую нагрузку. Например, в пещере Альтамира фигуры бизонов написаны как бы в несколько слоев, один на другом — на них ведь постоянно охотились.
В некоторых пещерах рядом с рисунками были обнаружены следы ног людей, отпечатавшиеся в глинистой почве. Можно предположить, что изображения могучих зверей использовались для совершения обрядов инициации — дети переходили в следующую возрастную группу, становились охотниками, «познакомившись», возможно, сначала с рисованным зверем.
Хотя изображения животных количественно преобладают в первобытном искусстве, но встречаются и рисунки с человеческими фигурами. Эти изображения не отличаются особой реалистичностью, в отличие от звериных. Люди, как правило, изображены схематично (пещера Ласко) и с какими-нибудь дополнительными фантастическими чертами — как, например, колдуны из пещеры Трех Братьев (Монтескье-Авантес). Какую смысловую нагрузку несут эти изображения — доподлинно нам неизвестно.
В этом смысле более понятны женские изображения, представленные в основном скульптурками, — так называемыми палеолитическими венерами. Эти впечатляющие произведения, найденные во многих местах — в Виллендорфе (Австрия), Дольних Вестоницах-на-Дыйе (Моравия), Савиньяно (Италия), Леспюге (Франция) и др., — все очень разные, но тем не менее и чем-то похожие. Так, самой характерной общей их чертой являются преувеличенно выраженные признаки пола: грудь, живот, ягодицы. При этом голова может быть лишь слабо намечена или вообще «не просматриваться» (Савиньяно).
Все эти статуэтки — воплощение материнства и плодородия, и каждый штрих подчеркивает эту особенную, исключительно женскую функцию. Только женщина способна создать новую жизнь. Древний человек, возможно, не понимал, почему так происходит, но важность рождения детей — новых членов коллектива — осознавал отчетливо и, наверное, преклонялся перед этой способностью женщины. Вырезая из камня подобную скульптурку, древний человек таким образом приумножал свой род. Правда, не все венеры были пышнотелыми: на стоянке Гагарино были найдены статуэтки, не обладающие такими выраженными признаками женского пола. Видимо, это изображения женщин разных возрастов: и юных девушек, и старушек. Вот только непонятно, что они символизировали. Мужские же изображения встречаются в 10 раз реже, чем женские.
Читайте в рубрике «Первобытная культура»: |