Финикийские города после смерти Александра Македонского
После смерти Александра Македонского финикийские города пережили череду междоусобных войн, длившихся почти двадцать лет, — в это время Тир и Сидон несколько раз переходили из рук в руки,— и, наконец, вошли в состав державы Селевкидов. К тому времени царская власть в них была ликвидирована. Долгие войны разорили эти города. Их жители вместо того, чтобы торговать, воевали друг с другом. Часть их была мобилизована в армию одного греческого полководца, часть — в армию другого...
Лишь одно событие могло порадовать финикийцев. На одной из их верфей был построен самый крупный корабль, который когда-либо строился в Финикии. Его киль изготовили из ствола ливанского кедра длиной свыше 40 метров. Гребцы на этом корабле рассаживались в 11 рядов. Всего же на веслах сидело 1800 рабов.
Однако это достижение едва ли скрашивало упадок Финикии. Тем временем расположенная неподалеку Александрия переживала расцвет. При египетском правителе Птолемее II Филадельфе (285—246 гг. до н.э.) она стала центром мировой торговли. При этом же царе на побережье Красного моря был основан город Береника, игравший важную роль в торговле Египта с Индией и Эфиопией. Само Красное море отныне было связано со Средиземным морем каналом, строить который начинал еще фараон Нехо II. Судоходство в Средиземном море стало таким оживленным, что, по признанию античных авторов, всякий желающий мог в считанные дни найти в крупном порту корабль, который отвез бы его в любой порт.
Былая слава Финикии меркла на фоне «достижений античного капитализма», если употребить клише, так не любимое советскими историками. Финикийские города теперь не пользовались политическим влиянием, хотя все еще оставались крупными торговыми центрами. Кто владел ими, тот держал в руках традиционные центры азиатской торговли, распоряжался верфями и гаванями, мог строить и содержать мощный флот.
Между тем сама атмосфера в финикийских городах стала иной. Царская власть в них была ликвидирована; они превратились в республики. Политика эллинизации, проводимая сирийским царем Антиохом IV (175—164 гг. до н.э.), не вызывала теперь сопротивления. Здесь греческая культура пользовалась популярностью еще с эпохи владычества персов. Финикийцы почитают богов Эллады, занимаются в гимнасиях, говорят по-гречески.
Уже в начале I века до нашей эры финикийский язык исчезает из надписей, встречаемых на территории Финикии. Лишь на монетах еще почти два столетия держатся финикийские обозначения, соседствующие с греческими. Так в наши дни издания текстов на древнерусском языке сопровождаются их переводами на современный русский язык, понятный всему населению. Вскоре Восточное Средиземноморье будет говорить на «лингва франка» —доступном всем языке, состоявшем из латинских, греческих и семитских слов. Лишь в римской провинции Африка, на бывших землях карфагенян, сохранится древний пунический язык, давно забытый на его родине.
В 120 (по другим данным, в 126) году до нашей эры Тир, а в 113 (по другим данным, в 111) году до нашей эры Сидон стали ненадолго независимыми от сирийских царей — Селевкидов. Однако это время совпало с тяжелейшим хозяйственным кризисом во всей Передней Азии. Длительные войны истощили регион. Морские пути стали ненадежными; здесь хозяйничали флотилии киликийских пиратов. Лишь вмешательство Рима принесло с собой перемены.
Все предшествующее столетие римляне постепенно подчиняли своей власти страны Средиземноморья, стремясь основать державу по образцу империи Александра Македонского. В 146 году до нашей эры они захватили и разрушили Карфаген, а в 64 году до нашей эры римский полководец Помпеи присоединил к Риму Сирию и Финикию. Сирия стала римской провинцией, в состав которой римляне включили прибрежные — финикийские — районы. Так Финикия окончательно исчезла с политической карты мира.
Впрочем, по традиции римляне не вмешивались во внутреннюю жизнь городов, перешедших под их управление. Они лишь навели порядок в стране. Так, отряды римлян разорили разбойничьи гнезда в Ливанских горах и положили конец набегам грабителей на приморскую долину. Финикийские города могли быть довольны новой властью, предоставившей им самоуправление и гарантировавшей неприкосновенность их территориальных владений.
Впрочем, римские наместники вели себя менее благородно, стремясь как можно сильнее обогатиться за то время, что им позволено было править здесь. По словам Цицерона, наместничество в Сирии сопровождалось чередой темных делишек, сговоров, насилий, ограблений и убийств.
На короткое время Сирия и Финикия еще раз вышли из-под римской власти. Случилось это в 40—38 годах до нашей эры, когда сюда вторглись парфянские войска, овладев почти всей провинцией. Из финикийских городов лишь Тир устоял перед их натиском.
Все то десятилетие выдалось неспокойным. Лишь после гражданской войны между сторонниками Антония и Октавиана — войны, чьи основные события разыгрались в восточной части Римской державы, — в Финикии наступило успокоение. Начался новый период ее процветания.
Во время последующих войн Римской империи с Иудеей, Пар-фией, Сасанидской Персией и Пальмирой финикийские города неизменно оставались в тылу. Эпоха Pax Romana (Римского мира) окончилась для Финикии только в 614 году нашей эры, когда в страну вторглась персидская армия под водительством Хосрова II, разрушая все на своем пути.
Но прежде были шесть веков благоденствия. В римскую эпоху ряд финикийских городов был освобожден от налогов, которые платило все население империи, кроме римских граждан. Сумели финикийцы добиться и других привилегий. Как отмечал Квинт Кур-ций Руф, говоря о Тире, «под охраной римского гуманного владычества он пользуется продолжительным миром, содействующим всеобщему процветанию».
В Риме и приморских городах Италии финикийские купцы открывали свои конторы. В столице возник даже финикийский квартал. Значительные поселения финикийцев были также в Остии, Неаполе, Мизенах. Вслед за купцами и финикийские ремесленники разъехались по отдаленным уголкам империи, как когда-то устремлялись в заморские колонии Финикии.
Из римских императоров, правивших Финикией, непременно нужно упомянуть Адриана (117—138 гг. н.э.). В 134 году он объявил все высокогорные леса Ливана государственной собственностью. Границы заповедника были обозначены наскальными надписями и стелами. Эти границы примерно соответствовали региону, где вообще мог произрастать кедр. В Ливане еще и сейчас сохранились более ста римских надписей, запрещающих рубку деревьев в здешних лесах.
Через полвека после правления Адриана к власти в Риме пришла сирийско-финикийская династия Северов (193—235). Ее основатель, Септимий Север, был родом из древней финикийской колонии Лептис в Северной Африке. «И до и после него он оказался единственным уроженцем Африки, достигшим престола» (пер. А.И. Донченко),— писал римский историк Евтропий. А другой историк, Секст Аврелий Виктор, добавлял: «Он был достаточно обучен латинскому языку, хорошо владел греческой речью, но лучше всего усвоил пуническое красноречие» (пер. B.C. Соколова). Жена императора, Юлия Домна, происходила из города Эмесы в провинции Сирия, из жреческой семьи. С воцарением династии Северов финикийские боги получили широкое распространение в Римской империи. Поклониться им на историческую родину императоров, в Финикию, ездили многие римляне.
Воцарение Септимия Севера было, наверное, невозможно без поддержки финикийцев. Ведь имелись и другие претенденты на власть. Вспыхнула гражданская война. В то время Септимий находился в Сирии, и жители Тира особенно ревностно поддерживали его. Победив соперника, он не забыл заслуг Тира. Септимий пожаловал городу права римской колонии. В знак императорской милости в Тире возводили пышные дома и строили ипподромы для состязаний на боевых колесницах.
В Тире был возведен один из крупнейших в мире ипподромов. Он достигал 480 метров в длину и 92 метров в ширину. Позднее его сооружения стали каменоломнями для тех, кто строил по соседству небольшую христианскую капеллу. При расчистке ипподрома здесь были обнаружены остатки колоссальной статуи Геракла. Очевидно, в городе проводились праздничные игры в его честь. Этот культ пользовался особым покровительством Септимия Севера.
Другой император династиии Северов — Элагабал (218—222) — рьяно поддерживал культ Баала. Он был жрецом этого бога вплоть до своего провозглашения императором и носил его имя. В годы его правления бог Баал стал высшим божеством империи, что побудило Евтропия заявить: «Вопреки великим надеждам и воинов и сената опорочил он себя всяческими мерзостями».
Со временем под защитой римских войск в Финикии заметно расширились территории, занятые оседлым населением. Склоны Ливанских гор покрылись деревнями. Финикийские города разрослись. Расцвет переживает Берута, находившаяся до этого в тени соседних Библа и Сидона. Вплоть до римского завоевния Берута не играла особой роли в истории Финикии. Все изменилось, когда Марк Агриппа, зять императора Августа, поселил здесь в 15 году до нашей эры ветеранов пятого и седьмого легионов. К тому времени город уже полтора века лежал в руинах после разрушения в одной из междоусобных войн. Отныне Берута была освобождена от поземельной и подушной подати. Вскоре она стала средоточием римского влияния в Финикии. Здесь, в Беруте, начинался кратчайший путь из Финикии в Дамаск. Впрочем, раскопки города затруднены, поскольку на месте древней Беруты находится современная столица Ливана — Бейрут.
В облике финикийских городов появились типично европейские черты: например, стала использоваться римская арка; дома украсили рельефы и мозаики со сценами греческих мифов. За городской чертой раскинулись виллы, окруженные садами. Богатые горожане жили там жарким летом. Особенно часто дачные поселения возникали близ святилищ, куда стекались паломники.
Сами святилища в этот период перестраивают, значительно расширяя их. Количество храмов, возведенных на территории Финикии в римскую эпоху, поразительно велико. Многие святилища располагались в горах и были связаны между собой дорогами паломников. Большинство их теперь разрушено; о них напоминают лишь обломки колонн.
В эту эпоху между финикийскими городами возникло надежное сухопутное сообщение. Римские строители пробили в скалах проходы, значительно расширив дороги. По ним могли двигаться повозки и колесницы. Любопытно, что римскими горными дорогами, связывавшими Ливан с Сирией, пользовались вплоть до Первой мировой войны. Вдоль дорог высились сторожевые башни и крепости, построенные для борьбы с разбойниками.
Читайте в рубрике «Финикия, Сирия и Палестина»: |