Памятники древнееврейской литературы
Важнейшими источниками по истории и культуре стран Восточного Средиземноморья служат памятники древнееврейской литературы, входящие в состав Библии. Само слово «библия» в переводе с греческого значит «книги», в данном случае — собрание книг канонизированных, т. е. признаваемых священными в иудаизме и в христианстве. Иудейская Библия почти целиком совпадает с первой частью христианской Библии, с так называемым Ветхим заветом. Вторая часть последней — Новый завет — представляет собою собственно христианские книги, повествующие о жизни Иисуса Христа и деятельности его учеников (апостолов). Ветхозаветный канон окончательно оформился к началу новой эры. Он традиционно делится на три раздела — Закон, или Учение (Тора), Пророки и Писания, каждый из них включает различные по содержанию и времени составления тексты.
Наибольшим религиозным авторитетом обладают первые пять книг Библии (т. е. Закон), приписываемые Моисею. Именно в этом «Пятикнижии Моисея» рассказываются известные мифы о сотворении мира и человека, об изгнании Адама и Евы из рая, о потопе, а также легенды о предках (патриархах) и о самом Моисее, который вывел евреев из Египта, освободив их от гнета фараона. Значительную часть «Пятикнижия» составляют жреческие установления и религиозно-моральные предписания (в частности, «десять заповедей»: не убий, не укради и другие). «Пятикнижие» окончательно сложилось в середине I тысячелетия до н. э., но отдельные его фрагменты существовали значительно ранее или являлись записью древнейших устных преданий.
Во вторую, менее авторитетную категорию ветхозаветных сочинений входят прежде всего книги пророков, т. е. религиозно-политических проповедников, действовавших в Израиле и в Иудее в VIII—VI вв. до н. э. (Исайя, Иеремия, Иезекииль и другие). К ним примыкают по концепциям и времени составления так называемые «исторические книги», повествующие о войнах, которые еврейские племена вели со своими соседями в Палестине, о первых царях Сауле, Давиде, Соломоне и их преемниках. Наиболее ранние периоды освещаются в этих книгах на основе старинных эпических песен, в позднейших эпизодах, возможно, используются царские летописи. Истории в Библии нередко придается весьма тенденциозное освещение. Изложение политических событий подчиняется общей идее об особой связи бога Яхве с избранным им народом.
Последний раздел — Писания — представляет собою пестрое собрание различных по жанру и времени литературных памятников. Сюда входят свадебная лирика («Песнь песней») и философские размышления («Экклезиаст», «Книга Иова»), старинные гимны-псалмы и жреческие хроники, освещающие как царский, так и после-пленный период. Большая часть Писаний принадлежит второй половине I тысячелетия до н. э., и некоторые из них лишь после значительных колебаний были причислены к каноническим.
Древнееврейская литература, связанная с живыми и влиятельными религиями (иудаизм, христианство), сохранилась до нашего времени значительно полнее, нежели древнеегипетская, вавилонская или финикийская. Религиозные мыслители в течение многих веков проводили огромную работу по отбору памятников, их редактированию и интерпретации исходя из вкусов, идей и представлений своего времени. Именно это обстоятельство и заставляет современных исследователей с особой осторожностью использовать в качестве исторического источника богатейший материал, который содержится в Библии. Для становления библеистики необходимо было прежде всего освободиться от наивной веры в ветхозаветные предания. Первый шаг к научному разбору Библии сделал в XVII в. Б. Спиноза, обнаруживший в ней целый ряд противоречий и указавший на компилятивный характер отдельных ее частей. Таким образом, Библия стала рассматриваться уже не в качестве божественного откровения, а как литературный памятник, Отразивший эпоху своего возникновения. Библейская критика в XVIII и XIX вв. сделала большие успехи в выделении различных слоев произведений, вошедших в Ветхий завет, в определении их относительной и абсолютной хронологии.
Особое внимание уделялось, естественно, наиболее авторитетной его части — Пятикнижию Моисея. Самый тщательный анализ текста Библии служил образцом источниковедческого исследования древних литературных памятников. Наиболее принципиальные выводы, сделанные на рубеже XIX—XX вв. (например, в работах Ю. Велльгаузена), до сих пор сохраняют свое значение. В то же время наука впоследствии должна была отказаться от излишне критического подхода к сохранившемуся библейскому тексту. Находки в последние десятилетия так называемых кумранских рукописей показали, что уже в начале новой эры ветхозаветные сочинения существовали примерно в той же форме, что и ныне.
В конце XIX в. библеисты могли опираться не только на тонкий филологический анализ, но и на результаты раскопок в «библейских странах» Ближнего Востока. Известно, что и сама активность археологов в этом районе в значительной мере определялась его ролью в так называемой священной истории. Ученые уделяли особое внимание доказательству (или опровержению) достоверности библейских повествований. Находки древнейших памятников культуры в Месопотамии и в Египте привели и к постановке другой, общей проблемы — о месте древнееврейской литературы в истории Ближнего Востока. Были найдены прямые заимствования в Библии идей и сюжетов, возникших у других народов. Однако первоначальное увлечение проблемой влияний в настоящее время прошло, уступив место трезвой оценке степени самостоятельности древнееврейской культуры.
Читайте в рубрике «Финикия, Сирия и Палестина»: |