Возникновение хазарского государства
История Западнотюркютского каганата с 630 по 651 г. была сплошной гражданской войной между конфедерациями Дулу и Нушиби. Перевес имели Нушиби, так как они опирались на богатые города Средней Азии и на союз с Китаем, но воинственные кочевники Дулу пригласили на помощь восточнотюркютского царевича Юйгу-шада с закаленной в боях дружиной и это уравновесило силы. Война была настолько ожесточенной, что ни та, ни другая сторона не имела возможности заниматься покорением отпавших окраин тюркютского каганата. Это обстоятельство и позволило Кубрату сберечь независимость новорожденного Болгарского ханства.
В то время как болгары, возглавляемые династией Дуло, оставались сторонниками тюрок Дулу, хазары сохраняли верность Нушиби и до 651 г. не имели никаких поводов для разрыва с каганатом. В соответствии с этим хазары не могли не быть противниками своих западных соседей— болгар. Но за это время империя Тан настолько усилилась, что оккупировала восточные владения каганата. Это вызвало такое возмущение среди самих Нушиби, что хан Иби-Шегуй, проводивший проки-тайскую политику, оказался низвергнутым, а власть захватил вождь племен Дулу Хэлу Шаболо-хан.
Дальнейшая судьба Иби-Шегуй-хана неизвестна. Куда же бежали его сторонники? Каганат принадлежал дулусцам, в Тохаристане сидел отступивший туда Юйгу-шад, враг Иби-Шегуя, Иран был закрыт наступавшими арабами. Может быть он укрылся у оставшихся верными Нушиби хазар, где и положил начало независимой хазарской династии каганов из рода Ашина?
О том, что дело могло происходить действительно так, свидетельствует упоминание в «Худуд ал-аламе» о том, что хазарская династия каганов принадлежала к роду Ашина '. Так как в событиях тридцатых годов VII в. ни Мохо-шад, ни его сын Були-шад не удержались в Хаза-рии, то необходимо допустить, что один из членов тюркютского правящего дома позже вновь появился в Хазарии и положил здесь начало династии каганов того же происхождения. Тот факт, что владетели Хазарии с самого начала именовались каганами, свидетельствует, что основателем их династии был каган. Им и мог быть преемник Иби-Шегуй-хана, свергнутый с тюркютского престола, но нашедший себе убежище у хазар, и ранее связанных с нушибийскими племенами и их ставленниками. В таком случае историю самостоятельного Хазарского каганата надо вести с 651 г.
Как бы то ни было, во второй половине VII в. Хазария, как и Болгария, уже не провинция Тюркютского каганата, не удел тюркютских царевичей, а самостоятельное государство со своей правящей династией во главе, хотя эта династия не местного, а тюркютского происхождения, заботливо сохраняющая традиции Тюркютского каганата с его претензиями на господство над всем кочевым миром.
Итак, около середины VII в. в степях европейской части нашей страны существовали два самостоятельные политические образования: Хазарское и Болгарское. По этническому составу оба были близко родственными между собой, оба были осколками могущественной Тюркют-ской империи и оба возглавлялись династиями тюркютского происхождения. Однако первое из них вместе с династией из рода Ашина унаследовало государственные традиции и международный авторитет Тюркютской державы и стремилось к возрождению ее былого могущества, второе же, созданное из племен, до того в течение долгого времени враждовавших между собой и исторически мало связанных, оказалось недолговечным и скоро распалось на составные части. Поглощение входивших в него племен и было первым делом молодого Хазарского государства.
Отделившись от Западнотюркютского каганата, Хазарское царство могло сохранить свою роль в качестве наследника тюркютского государства только посредством быстрого увеличения своих сил за счет присоединения соседних племен, в первую очередь родственных, но враждебных хазарам болгар. В письме хазарского царя Иосифа о подчинении болгар говорится как о начале Хазарского царства: «У меня записано, — сообщает царь Иосиф, — что когда мои предки были еще малочисленны, всесвятой, — благословен он, — дал им силу, мощность и крепость. Они вели войну за войной со многими народами, которые были могущественнее и сильнее их. С помощью божьей они прогнали их и заняли их страну, а некоторых из них заставили платить дань до настоящего дня. В стране, в которой я живу, жили прежде в-н-нт-р'ы. Наши предки, хазары, воевали с ними. В-н-нт-р'ы были более многочисленны — так многочисленны, как песок у моря, но не могли устоять перед хазарами. Они оставили свою страну и бежали, а те преследовали их, пока не настигли их, до реки по имени Дуна. До настоящего дня они расположены на реке Дуна и поблизости от Кустандины, а хазары заняли их страну до настоящего дня».
Эти данные еврейско-хазарского документа полностью подтверждаются уже приведенными сообщениями византийских хроник и «Армянской географии». В-н-нт-р'ы царя Иосифа — это еврейская транскрипция того же имени, которое у армян передавалось как огхондор или вананд, у греков — гуннугундуры или оногуры. По мнению П. К. Коковцова, отожествление двух последних названий с в-н-нт-р'ами палеографически одинаково возможно. В одном случае чтение в-н-нт-р получилось на еврейской почве от первоначального W-n-g-dur или W-n-g-d-r, во втором случае — из первоначального W-n-gur. Арабы, узнавшие это название через хазар, называли болгар венендерами или нендерами.
Болгары оказали хазарам упорное, но разрозненное сопротивление. По-видимому, наибольшую активность в борьбе проявил Аспарух. Его орда, по данным «Армянской географии»,занимала Гиппийскиеили Бул-гарские горы, находившиеся возле .Волги, там, где эта река поворачивает к востоку и образует дельту с 70 рукавами. Скорее всего Гиппий-ские горы соответствуют Ергеням вместе со Ставропольскою возвышенностью5. Здесь болгары граничили с хазарами и здесь испытали их первые удары. Потерпев поражение, часть болгар под начальством Батбая покорилась и составила группу подвластных хазарам Кубанских болгар, позже известных под названием «Черные болгары», что соответствовало их подчиненному положению. Память о них до сих пор сохранилась в имени одного из народов центральной части Северного Кавказа — балкарцев6. Болгары, не желавшие подчиниться хазарам, бежали из своей страны, часть — на север, вверх по Волге,туда, где в дальнейшем возникла Волжская Болгария, а другая часть — на запад, в пределы Византийской империи. Последних вел туда Аспарух.
Около 660 г. орда Аспаруха, преследуемая хазарами, появилась на Дунае и укрепилась в дельте реки. Когда болгары перешли на правый берег, император Константин IV Погонат (668—685 гг.) вышел навстречу и сначала оттеснил их за Дунай, но затем заболел и покинул армию. Оставшееся без вождя войско растерялось и в 679 г. было разгромлено болгарами. По пятам греков болгары ворвались в Мизию (Добруджу) и вскоре заняли всю страну между Дунаем и Балканами, подчинив, а отчасти вытеснив жившие здесь славянские племена.
Удаление орды Аспаруха за Дунай было завершением борьбы между хазарами и азовско-черноморскими болгарами. К VIII в. хазары господствовали и над волжско-камскими болгарами. К сожалению, время распространения владычества хазар на Волжскую Болгарию остается неизвестным, равно как неизвестно и то, каким образом в состав населения этой страны попали савиры — сувары-чуваши, в предшествовавшей своей истории тесно связанные с хазарами и в какой-то своей части оставшиеся в Дагестане и слившиеся с хазарами.
Надо полагать, что к 70-м годам VII в. власть хазар распространилась не только на степи Азовско-Каспийского междуморья, но и на все Северное Причерноморье, включая сюда и большую часть Крыма. В письме царя Иосифа говорится, что хазары преследовали болгар до Дуная. Таким образом, десятилетия около середины VII в. были не только временем возникновения независимого Хазарского государства, но и распространения его власти на большую часть, если не на все протяжение степей Восточной Европы, обеспечившего за ним то международное значение, которое оно приобрело в VIII—IX вв.
В Поднепровье известны две замечательные археологические находки, хронологически относящиеся ко времени утверждения хазар на западе Одна из них — знаменитый Перещепинский «клад», найденный близ Полтавы и представляющий собой комплекс вещей, состоящий, в основном, из серебряных сосудов сасанидского, византийского и местного происхождения, вместе с местными варварскими украшениями конского снаряжения и одежды. Находившимися в нем монетами клад датируется концом VII в.9 и, возможно, представляет скопленное рядом поколений сокровище одного из болгарских вождей, спрятанное в минуту угрожавшей ему серьезной опасности. Надо думать, что этот вождь не ушел вместе с Аспарухом на Дунай, а надеялся удержаться в старых своих владениях. Настигнутый врагами, которыми могли быть хазары, на северном пограничье своих кочевий, он, по-видимому, погиб в схватке с ними и не смог поэтому выкопать спрятанные ценности.
Вторая находка была сделана на берегу Днепра близ порогов у с. Вознесение (теперь территория г. Запорожье) и представляет собой остатки сожжения с большим количеством оружия конского снаряжения и принадлежностей одежды. Она относится примерно к тому же времени, что и Перещепинский клад, и содержит остатки погребения или группы павших в бою воинов или могущественного вождя, для сопровождения которого в загробную жизнь было отправлено на костер несколько человек, вероятно, из числа пленных врагов. Известно, что алтайские тюрки сжигали своих покойников; очевидно, что и тюркюты, оставшиеся в правящей верхушке независимой Хазарии, сохраняли этот обычай своих предков. Следует еще отметить, что ничего специфически болгарского или хазарского в этих находках не содержится. Они представляют общекочевническую культуру, распространенную в VII в. на всем протяжении евразийских степей и вместе с кочевниками проникавшую в соседние земледельческие области.
В свете изложенных данных хазарское предание о борьбе с в-н-нт-р'ами, изложенное в письме царя Иосифа, приобретает значение несомненного исторического факта, что подтверждает достоверность и самого документа, как исторического источника. Вместе с тем оказывается, что историческая память хазар не уходит далее середины VII в., или точнее говоря, что хазары начинали свою историю только с возникновения независимого Хазарского государства.
Расширив границы своих владений на западе за счет болгар, хазары в первое время своей политической самостоятельности совершенно не интересовались Закавказьем. Хазары хорошо знали богатые страны Закавказья, особенно Албанию, по многочисленным грабительским набегам и по войне, которую они вели там в союзе с византийским императором Ираклием, но для серьезных завоевательных предприятий в этом направлении они были еще слишком слабы и связаны борьбой с болгарами. Только после появления там арабов и попыток их вторгнуться в хазарские области к северу от Дербента, хазары вынуждены были обратить внимание на свою южную границу и выступить против новой могущественной силы, под знаменем ислама развивавшей неудержимую агрессию во всех направлениях.
После завоевания Сирии и Месопотамии арабы проникли в Закавказье и прежде всего в Армению. Эта страна, разделенная на ряд феодальных владений и постоянно раздираемая внутренней борьбой, издавна служила предметом спора между Византией и Сасанидским Ираном. Со времени победы, одержанной Ираклием, почти вся Армения и большая часть Закавказья находились под властью Византии.
В выписках Табари подобраны материалы, относящиеся к двум походам на Беленджер. Один из них датируется 642/3 г., что явно невероятно. Этот поход, рассказ о котором уснащен сказочными подробностями, кончился, будто бы, благополучно для арабов. Второй поход, относящийся к 9-му году правления Османа — 653/4 г., привел к гибели Абд-ар-Рахмана. Его брат Сельман в это время находился в Дербенте; часть арабов бежала к нему, а другая оказалась в Гиляне и Джур-джане20. Балазури и Якуби вовсе не упоминают Абд-ар-Рахмана и первое неудачное столкновение арабов с хазарами связывают с именем Сельмана и именно его называют погибшим вместе с 4 тысячами мусульман «за рекою Беленджером» 21. Оба эти автора относят поход Сельмана ко времени правления халифа Османа (644—656 гг.).
Ввиду такого расхождения в данных наших источников, вероятнее будет полагать, что, хотя арабы и появились в Азербайджане в 40-х г. VII в. и в это время могли достигнуть Дербента, их неудачный поход на Беленджер, с которым связывается гибель их предводителя не то Сельмана, не то Абд-ар-Рахмана, был первым предприятием, направленным против хазар. По-видимому, еще в 644 г. полукровный брат халифа Османа, Валид совершил набег на Азербайджан и Армению. Авангардом его командовал Сельман ибн Рабиах, который тогда и мог пройти до Дербента. Однако он вскоре был направлен на помощь Хабибу ибн Масламе для войны с греками. Возможно, что в Дербенте остался Абд-ар-Рахман и Сельман присоединился к нему позже. В годы пребывания в Дербенте братья могли иметь неоднократные стычки с ближайшими местными племенами, но при попытке проникнуть в Беленджер один из них погиб, что и послужило основой для множества легенд, в которых успехи арабов на первых порах приписываются вере хазар в их бессмертие.
По данным Бал'ами, в этой войне арабы имели дело с хазарами,, аланами и присоединившимися к ним тюрками. По Табари, арабы сражались с тюрками, также он именует противников арабов и в дальнейшем повествовании о событиях арабо-хазарской войны вплоть до 752/3 г., когда рядом с тюрками называются и хазары. Точно также и у Бал'ами хазары и тюрки отделены друг от друга. Этому обстоятельству нельзя не придавать значения, так как в первое время существования независимого Хазарского государства тюрки и хазары различались между собой также, как это было в период подчинения хазар Тюркютскому каганату. Хазары были местным населением, тогда как тюрки представляли собой ту дружину тюркютского кагана, которую он привел с собой и на которую опирался в своих отношениях с хазарами и другими подвластными племенами. Это, скорее всего, были тюрки нушиби, сохранившие верность своему кагану и последовавшие за ним при его бегстве в Хазарию.
Столкновение арабов с хазарами в середине VII в. было малозначительным эпизодом, так сказать, первым знакомством между будущими упорными противниками. Арабы убедились на горьком опыте, что завоевание стран, лежащих к северу от Кавказа, представляет собою трудную задачу, которую с налета не решить, а хазары почувствовали; какую угрозу таит в себе появление на их южной границе нового, воинственного и агрессивного врага. Отразив первое наступление арабов, хазары только через несколько лет начали прощупывать возможность и самим урвать жирный кусок из добычи своих соперников в Закавказье. Застрельщиком в этом деле выступило ближайшее к Закавказью политическое образование в Северном Дагестане, находившееся в завися-мости от хазар и известное в истории под именем «Царства гуннов».
Армянские и арабские источники не отожествляют «гуннов» с хазарами. Страну гуннов армянские писатели указывают к северу от Дербента: «К северу (от Дербента), — говорится в «Армянской географии», — находится царство гуннов. На западе у Кавказа город гуннов Вараджан (Варачан), а затем города гуннов Чунгарс и Мсндр (Се-мендер)». Эту же страну арабский писатель первой половины X в. Масуди называет царством Джидан, т. е. тоже гуннов. По его словам, это самое могущественное :из всех царств, находящихся в этих краях, т. е. на восточном Кавказе. Жители Бал-ал-абваба (Дербента) терпят, как он выражается, неприятности от его соседства. Столицею этого царства он называет город Семендер, который еще в его время (писал в 944 г.) был населен хазарами, а в прежнее время был столицею самих хазар6. Поскольку, столицею царства гуннов армянских источников в VII в. выступает город Варачан, надо полагать, что сведения Масуди относятся к более позднему времени, когда центр этого царства переместился в Семендер, возможно, после того, как хазары перенесли свою столицу из этого города в низовья Волги.
Согласно другому арабскому писателю — Ибн Хордадбеху (IX в.), царство, находившееся к северу от Дербента, называлось С-у-р, Савир или Сувар7. Судя по этому наименованию, оно охватывало одно из подразделений болгар, ранее известное под именем савир. Византийские и армянские источники обычно называют савир гуннами. Естественно поэтому предположить, что «царство гуннов», о котором говорят армянские и арабские писатели, тождественно с царством савир Ибн Хордад-беха. Однако возможно и другое предположение, основанное на названии столицы «царства гуннов»—Варачана. Это имя в различных вариантах упоминается не только в армянских, но н в византийских, в арабских и в еврейских источниках и, очевидно, связывается с названием страны Барсилия и подразделения болгар — берсилиев, барсилов или берсула, издавна находившегося в тесной связи с хазарами, выражавшейся, между прочим, в том, что жена хазарского кагана, хатун, бралась из этого племени. Вместе савиры и барсилы составляли то, что арабские писатели называли страной Беленджер. Следует добавить, что еще Казам-Бек читал это название в тексте Табари как «Бул-кер» или «Балк». Он полагал, что название «Беленджер» появилось вследствие небрежности переписчиков и из-за непонимания, в которое впали географы IX в. Беленджера, по его мнению, поддержанному Гар-кави, никогда не существовало. Если это так, если Беленджер всего только неправильное написание имени Болгар, то, следовательство, царство гуннов иначе именовалось царством болгар, название которых, как известно, очень часто сочеталось с наименованием гунны — гунны-болгары. С другой стороны, несомненно, что савиры (сувары) и барсилы (берсула) относились к болгарским племенам.
Хотя хазары состояли в ближайшем родстве с болгарами, они все же отличались от дагестанских савир и барсил, представляя особое племя В рассматриваемый период времени хазары держали дагестанских гуннов, как и многие другие подразделения болгар, в политической зависимости от себя. «История албан» обрисовывает великого князя гуннов Алп-Илитвера (алп-ельтебера) вассалом хазарского кагана, иначе называемого в этом источнике «царем севера» или «царем туркестанским». Нельзя, впрочем, не отметить, что различие в наименовании того и другого — царя гуннов и кагана хазар — проведено здесь весьма не отчетливо. Царь гуннов одновременно называется царем туркестанским и даже каганом, а каган хазар именуется царем гуннов. Тем не менее, наличие в северном Дагестане в VII в. особого, хотя и зависимого от хазар, княжества совершенно несомненно. Однако степень зависимости гуннского князя от хазар в это время, по-видимому, была не велика: он выходил на войну вместе с хазарами, вероятно, имел и еще какие-то обязательства, но, вместе с тем, по своей инициативе совершал походы, заключал договоры и вступал в союзы с соседними владетелями, что, например, имело место в отношениях Алп-Илитвера с князьями Албании. Как мы увидим ниже, гуннский князь мог изменить по своей воле даже религию.
В конце 60-х г. VII в. халиф Муавия I (661—680 гг.) начал жестокую расправу с феодалами Закавказья за их измену халифату и переход Алге-Илитвера к армянскому католикосу Сахаку. Христианство к северу от Дербента появилось еще в VI в. Понятно и стремление варварского князя закрепить свои связи с соседними государствами и свое место среди них, как равного.
О истории Хазарии VII в. очень мало данных. Тем большее значение поэтому имеют довольно подробные сведения о гуннах, этнически родственных не только с хазарами, но и с другими болгарскими племенами, входившими в состав Хазарии.
В рассказе о миссии албанского епископа Исраеля наиболее подробно говорится о религии гуннов. Особым почитанием у них пользовался бог Тенгрихан, которого они представляли в образе героя-исполина; персы его называли Аспандеат. По имени этот бог соответствует владыке неба Тенгри, известному еще у хуннов и тюркютов, и явно занесен на Кавказ теми или другими пришельцами из Азии. Гунны чтили бога громовика Куара и в случаях поражения молнией человека или вещи умилостивляли его жертвами. Равным образом обожествляли они солнце, луну, огонь, воду и т. п., чтили богов путей. Распространено было поклонение деревьям. Особенно почитался один высокий дуб, находившийся вблизи Варачана. Князь и дворяне, по словам «Истории албан», считали его «спасителем богов, жизнеподателем и дарователем всех благ». С деревьями связывалось представление о Тенгрихане, которому приписывалось управление силами природы. Почитаемым деревьям и богам приносились в жертву лошади, кровь их проливалась вокруг дерева, а голову и шкуру жертвенного животного вешали на сучья. Священные деревья были неприкосновенными. Верили, что тех, кто, хотя бы по незнанию, возьмет от них сучья или ветки, ожидают страшные муки, бешенство и даже смерть. Кроме священных деревьев и рощ, у гуннов были капища и идолы.
Имеются сведения, что в культовые действия у гуннов входили борьба и битва на мечах, причем противники выступали обнаженными один на один или группами, скачки на конях, игры, пляски и оргии. Сопровождалось все это звоном и грохотом барабанов. Большая часть этого рода культовых действий связывалась, по-видимому, с похоронами. В связи с этим же существовал обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему. В качестве охранительных амулетов гунны носили на себе золотые и серебряные изображения фантастических животных (драконов). Были у гуннов и служители культа: жрецы, колдуны, чародеи и знахари, а также особые служители капищ и деревьев. Интересно отметить, что чародеи в своих заклинаниях призывали силы земли.
В свете изложенных данных религия гуннов выступает в формах обычных для варварского общества и находит себе многие соответствия в культовых обычаях, пережиточно сохранившихся на Кавказе. Те же общие формы, по-видимому, были свойственны религии тюрок, хазар и болгарских племен, насколько их религии известны по отрывочным письменным свидетельствам.
Алп-Илитвер и его вельможи, приняв христианство, приступили к искоренению язычества. С их разрешения Исраель и его священники разрушили капища, срубили священные рощи и жестоко расправились-со служителями старой религии — жрецами и кудесниками, — их сожгли на кострах, при дорогах. Вместо старых объектов поклонения были воздвигнуты новые: из священного дерева был сделан громадный крест, разукрашенный "изображениями животных и блестящими крестами, которому и должны были теперь поклоняться новообращенные вместо дуба.
Вслед затем Алп-Илитвер обратился к князьям и епископам Албании и Армении с извещением о своем вступлении в семью христианских государей, с просьбою об установлении в его стране епископства и о назначении главою гуннской церкви Исраеля. В «Истории албан» приведены копии писем Алп-Илитвера и армянского католикоса Сахака, которыми они обменялись по этому поводу. Исраель был назначен гуннским епископом и известен в албанской церкви в качестве просветителя гуннов и хазар; однако о последующей его деятельности среди новообращенных сведений не имеется.
Попутно с данными о религии северокавказских гуннов в рассказе об их христианизации приведены некоторые сведения о формах семейных и общественных отношений у этого народа. Так, упоминается об обычае, связанном, без сомнения, с многоженством и заключающемся в том, что жена умершего, не являющаяся матерью наследника, вместе с другим имуществом покойного переходит к его сыну. Наряду с многоженством у богатых и знатных существовало в качестве его противоположности многомужество: братья, не имевшие возможности обзавестись отдельными женами, брали одну общую жену. У гуннов были богатые и бедные, вельможи и простолюдины. В числе лиц, принимавших участие в переговорах с Исраелем и в посольстве к албанам и армянам, упоминаются гуннские князья или знатные вельможи: Тархан Овчи (Авчи), постельничий Читар-Хазр (Чатгасар) и Зурдкин-Хурсан.
Изложенные данные о северокавказских гуннах представляют существенное значение для понимания взаимоотношений между хазарами и подчиненными им племенами, а равным образом для суждения о социальном строе Хазарии в целом. Вероятно, царство гуннов в его отношениях с хазарами не являлось исключением. Такие же формы зависимости существовали и для других племен, подвластных хазарскому кагану, вроде, например, кубанских болгар, во главе которых оставался сын Кубрата Батбай. Таким образом, Хазарская держава складывалась в виде обширной федерации племен, сохранявших в неприкосновенности свою внутреннюю организацию и даже значительную часть внешнеполитической самостоятельности в пределах подчинения верховной власти хазарского кагана.
У нас нет прямых указаний относительно социально-экономического строя древней Хазарии. Несомненно, однако, что он во многом сохранял еще старые патриархальные черты. Тем не менее, наличие так называемых тарханов свидетельствует о существовании и у гуннов и у самих хазар, как и тюрок, социального слоя, свободного от повинностей, которыми облагался «черный люд».
Можно полагать, что степень развития патриархально-феодальных отношений у разных племен Хазарии была не одинаковой, хотя бы вследствие различий в их хозяйстве. Загнанные в узкий проход между морем и горами, гунны рано осели и наряду со скотоводством занимались земледелием. Арабские источники указывают в их стране много городов, т. е. укрепленных поселений. Археологические данные подтверждают это указание: к северу от Дербента имеется много ранне-средневековых поселений с мощными укреплениями. Здесь рано мог возникнуть и основной признак феодальных порядков — собственность на землю, как условие дальнейшего усиления зависимости «черного люда». В степях Азовско-Каспийского междуморья, наоборот, еще долго сохранялось кочевое скотоводство, как основной вид хозяйственной деятельности. Хазары были кочевниками, но это не мешало экономической дифференциации и зависимости бедноты от крупных собственников стад и табунов.
Такова была в самых общих чертах экономическая и социальная природа Хазарского государства, которое к VIII в. стало самым могущественным политическим образованием Восточной Европы.
К 684 г. относится одно из наиболее значительных нашествий хазар на Закавказье. Закончившие к этому времени борьбу с болгарами, которая до сих пор отвлекала все их внимание и силы, хазары, видимо решили использовать ослабление халифата и распространить свое владычество на давно уже привлекавшие их богатые страны Закавказья. Они опустошили ряд областей, захватили громадную добычу и множество пленных. В сражениях с ними пали правитель Армении Григорий Мамиконян, а также другие грузинские и албанские князья и вельможи.
Возможно, что это нашествие, последовавшее за христианизацией гуннов и установлением тесных дипломатических отношений Алп-Илит-вера с Албанией и Арменией, имеет непосредственную связь с этим событием, представляя собой реакцию хазарского правительства на своевольное поведение одного из вассалов, зашедшего в своей самостоятельности далеко за допустимую границу и, по сути дела, связавшего свою страну с закавказскими государствами. Пока хазары были заняты войной с болгарами, они должны были мириться с двойной игрой гуннского князя, ускользавшего из-под их власти, но после победоносного завершения хазаро-болгарской войны стало возможным заняться и гуннами, и Закавказьем.
В «Истории албан», правда, говорится, что после обращения в христианство Алп-Илитвер «показал много подвигов храбрости в Туркестане хазарскому хану. Он успел снискать его любовь и принужден был дать ему дочь свою в супружество, а сам, достигши почетной старости, прославлен был в трех странах»37. Но это трафаретное славословие, в котором действительное положение дел отражает разве только упоминание о вынужденной выдаче гуннским князем своей дочери в жены хазарскому кагану. Известно, что и позже хазарские каганы брали в жены дочерей вассальных владетелей. По сведениям X в., в гареме хазарского кагана было 25 таких жен, по числу подвластных хазарам народов.
На рассказе о крещении гуннов повествование об истории Албании в сочинении Моисея Каланкатуйского прерывается. О нашествии хазар в 684 г. в нем нет ни слова. Дальнейшее изложение в «Истории албан» носит совершенно иной характер и, вероятно, принадлежит другому, значительно более позднему автору. Таким образом, нам остается только догадываться о причине резкого изменения отношений Албании с ее северным соседом, а равным образом о последствиях, которые имело нашествие хазар для гуннов. К сожалению, у нас нет сведений и о том, насколько прочной оказалась христианизация гуннов. Достоверен лишь тот факт, что назначенный гуннским епископом Исраель после своего первого посещения Варачана ни разу не был в стране гуннов, а оставался в Албании епископом Мец-Когманца.
По-видимому, обращение князя гуннов Алп-Илитвера было всего только эпизодом, не сыгравшим сколько-нибудь заметной роли в религиозной жизни страны гуннов, хотя распространение христианства в ней, начавшееся ранее этого эпизода, несомненно, продолжалось и после него. В X в. в г. Семендере, бывшей столице хазар, а теперь главном городе гуннов, было много христиан, хотя князь его уже исповедовал мусульманство. Можно отметить, что наряду с христианством здесь распространялась и иудейская религия, которая, как мы увидим ниже, именно здесь стала религией одной из местных княжеских династий, а затем и религией правящей верхушки хазар.
После 684 г. об участии хазар в делах Закавказья долго ничего не слышно. Воцарившемуся в 685 г. Абд ал-Мелику (ум. в 705) удалось заключить мирный договор с Византией, по которому Византия и халифат должны были совместно владеть Арменией и Иберией. Доходы с этих стран подлежали дележу пополам40. Хотя Албания в известии об этом договоре не упомянута, несомненно, что и она вошла в число стран с двойным подданством. Ее положение было даже хуже, так как, кроме халифата и Византии, она должна была платить дань еще третьей державе — Хазарии, вероятно, в соответствии с соглашением, заключенным с гуннами Джуаншером, а затем подтвержденном Вараз-Трдатом. По свидетельству Моисея Каланкатуйского, «князь Вараз-Трдат платил подать трем народам: хазарам, таджикам (в данном случае—арабам) и ромеям (Византии)».
В нарушение только что заключенного с арабами договора византийский император Юстиниан II в 688 г. занял своими войсками Армению, Картли и Албанию42. Только в конце VII в., в связи с разгоревшейся в Византии гражданской войной, арабам удалось восстановить свое положение в Закавказье, причем при утверждении здесь они опять столкнулись с хазарами. В 692/3 г. остикан (арабский правитель) Армении Муххамед ибн Огбай вторгся в Албанию и первым делом занял Дербентский проход43. Захват Дербента, несомненно, имел целью воспрепятствовать вмешательству хазар в дела Закавказья. Однако внимание хазар в это время было отвлечено в другом направлении, и арабы без помех с их стороны, а равным образом и Византии, где в это время царила анархия и один дворцовый переворот следовал за другим, подавили сопротивление армян и грузин и на этот раз прочно и надолго овладели Закавказьем.
Кратковременное тюркютское завоевание в 576—581 гг. не вызвало существенных изменений в жизни Крыма. Незыблемыми оставались позиции Византии в Крыму и в период существования Болгарского царства Кубрата. Катастрофа разразилась с появлением хазар, которые не ограничились подчинением болгар, но стали теснить и Византию. Археологические наблюдения, произведенные при раскопках ряда раннесред-невековых поселений не только в Крыму, но и на Таманском полуострове, показывают, что многие из них к VII в. прекратили свое существование. В Эски-Кермене и в Мангупе к этому времени относятся разрушения таких монументальных построек, как стены и храмы5. К сожалению, археологические исследования пока что не дали точных дат этих разрушений, но, к счастью, об этом имеются данные другого порядка.
В 655 г. в Херсон был сослан папа Мартин. В своих письмах друзьям он жалуется на дикие нравы населения и на недостаток и дороговизну продуктов питания в этом городе. По его словам, Херсон не имел своего хлеба и должен был привозить его с южного побережья Черного моря. «В этих краях... голод и нужда такие, что хлеб здесь известен разве по названию, а его и видом не видать», — пишет он в одном своем-послании. В другом содержится более обстоятельный рассказ о положении с хлебом: «Если бы не с тех небольших судов, которые прибывают из пределов Романии, как их называют здешние жители, в отличие от пределов греческих поселений, называемых ими понтийскими, то неоткуда было бы достать хлеба. Ни разу, право, не мог я приобрести в здешнем крае хлеба, хоть на тримиссий и равным образом и съестных продуктов иного какого-либо рода, кроме как вышесказанным образом с судов, изредка заходящих сюда с тем, чтобы уходить с грузом соли. Таким путем мы могли покупать три или четыре модия за золотой до настоящего сентября месяца. Но до сих пор мы не могли купить из нового урожая, кроме четырех модиев за золотой».
Конечно, такое положение характеризует не нормальное состояние Херсона, находившегося в прочных экономических связях с соседними земледельческими районами горного Крыма и, по-видимому, даже со Средним Поднепровьем и, несомненно, имевшего возможность обеспечить себя в полном достатке продуктами питания, а исключительное положение, в котором оказался город со значительным населением, ввиду нарушения его экономических связей. Следовательно, еще в середине VII в. хазары проникли в Крым и заняли не только степную, но и южную горную часть полуострова, изолировав Херсон от его сельскохозяйственной периферии. Именно ко времени хазарского завоевания, вероятно, и относится прекращение жизни в ряде поселений и следы разрушений на других, жизнь в которых несмотря на это, продолжалась и дальше. Сам Херсон, надо полагать, уцелел за своими мощными стенами и через какое-то время наладил отношения с новыми хозяевами Крыма. Византия, поглощенная в это время борьбой с наседавшими на нее арабами, не могла оказать помощи Херсону и отразить хазар. Ей волей-неволей приходилось, хотя бы временно, примириться еще и с этой тяжелой утратой. «Хазары, великий народ... овладели всей землей вплоть до Понтийского моря», — говорится по этому поводу у Феофана 8.
В 695 г. в Херсон был сослан свергнутый с престола византийский император Юстиниан II9. Кроме престола, он потерял еще и нос, отрезанный у него по распоряжению его счастливого соперника Леонтия. Однако это не лишило Юстиниана надежды вновь вернуть себе трон. Деятельность, которую он развил в ссылке, возбудила опасения среди херсонцев. Они не сочувствовали намерениям экс-императора и помышляли о выдаче его византийскому правительству императора Апсимара-Тиверия, в 698 г. ставшего на место свергнутого в свою очередь Леонтия. Предупрежденный об опасности, Юстиниан бежал в горную крепость Дори в Крымской Готии, в то время находившейся под протекторатом хазар. Оттуда он обратился к хазарскому кагану и получил разрешение явиться к нему. Каган, имя которого в греческой передаче было Ибузир Гляван, любезно встретил Юстиниана, по-видимому, обещал ему помощь и выдал за него замуж свою сестру, названную при крещении Феодорой. С разрешения кагана Юстиниан поселился в находившемся во власти хазар городе кубанских болгар Фанагории на Таманском полуострове. Этот город был наиболее удобным для экс-императора, чтобы следить за событиями в Византии и поддерживать связи с его довольно многочисленными, как показали дальнейшие события, сторонниками в Константинополе.
Когда в Византии стало известно о сближении Юстиниана с хазарским каганом, Апсимар отправил к последнему посольство с просьбой выдать соперника живым или мертвым и с обещанием щедрого вознаграждения за эту услугу. Прельстился ли каган обещаниями или он не верил в успех замыслов Юстиниана, но он, по данным нашего источника, согласился исполнить желание Апсимара и под видом охраны Юстиниана от умыслов византийского императора окружил его хазарской стражей. Личному представителю кагана Папацию и архонту (правителю) Боспора Болгицию было приказано убить Юстиниана по первому знаку. Об намерениях кагана стало известно Феодоре, которая и предупредила.мужа об угрожающей опасности. Юстиниан, пригласив к себе Папация и правителя Боспора, приказал задушить их, а затем, отослав жену к ее брату, с несколькими приближенными бежал на рыбачьем судне из Хазарии в Дунайскую Болгарию.
С помощью хана дунайских болгар Тервела ему удалось захватить Константинополь и после десятилетнего изгнания вернуться на византийский трон (705 г.) ш. Расправившись со своими врагами и щедро наградив Тервела11, Юстиниан принял меры к получению своей жены из Хазарии. Он, по-видимому, не надеялся на доброжелательное отношение к себе кагана и ввиду этого отправил за женой большой флот с целью военной демонстрации. Однако флот этот сильно пострадал от бури. Хазарский каган поэтому будто бы сказал: «О, несмысленный, не следовало ли тебе прислать за женой два или три корабля и не губить столько народа! Или ты думаешь, что берешь ее войной? Вот родился у тебя сын. Посылай, бери их». Феодора и ее сын были благополучно доставлены в Константинополь и венчаны на царство, причем сын Юстиниана был назван Тиверием и объявлен соправителем. Статуя хазарской царевны была поставлена в столице рядом со статуей ее мужа. Должно быть тогда же или несколько позже в Константинополе был и сам хазарский каган. Всенародное чествование его происходило на месте, называемом «Царская цистерна».
Через 5 лет после своего возвращения на трон Юстиниан снарядил большой флот против того города, в котором он был в ссылке. Византийский хронист объясняет эту экспедицию желанием Юстиниана отомстить херсонцам за обиды, которые они ему причинили. Едва ли, однако, жестокий император стал бы так долго медлить с возмездием своим врагам. Этот поход был вызван тем, что опасавшиеся мести Юстиниана херсонцы отложились от империи и организовали ранее не существовавшее местное самоуправление во главе с протополитом (первенствующим). Вместе с тем херсонцы отдались под протекторат
Хазарии, в связи с чем в городе появился хазарский тудун (наместник), в обязанности которого входил контроль за местным управлением и исправным поступлением соответствующих налогов. Из приказа командующему экспедицией видно, что Юстиниан преследовал еще более широкие задачи — возвратить Византии не только Херсон, но и Боспор и другие бывшие византийские владения в Крыму.
Неожиданным нападением Херсон был занят войсками Юстиниана без сопротивления. В городе был захвачен тудун и арестованы все представители местной власти. Протополита Зоила вместе с тудуном в оковах отправили в Константинополь, а остальных «знаменитых и первенствующих в городей мужей» в числе 40 человек заживо сожгли 13. Жителей ограбили, частично перебили и обратили в рабство. Хронисты сообщают, что Юстиниан остался недоволен действиями флота и приказал ему немедленно вернуться для продолжения операций, так как сделанного, по его мнению, было недостаточно. Осталась невыполненной вторая задача, а именно, возвращение из-под власти хазар других городов Крыма, включая, возможно, и Боспор. И на этот раз флот по пути сильно пострадал от бури; число потонувших определяется в 75 тысяч человек. Юстиниан собирался послать другой флот, но в это время «жители тех укреплений», узнав о готовящейся новой экспедиции, «послали к кагану в Хазарию просить войска для охраны своей» 14. По всей вероятности, под «укреплениями» подразумеваются крымские городки, находившиеся во владениях Херсона, а может быть и другие крымские города, непосредственно подчиненные хазарам и опасавшиеся, что их постигнет та же кара со стороны Византии, какую уже претерпел Херсон. Все это не могло не обеспокоить хазар и не побудить их организовать сопротивление воинственным замыслам Юстиниана.
В самом Херсоне вспыхнуло восстание против Юстиниана; во главе его встал сосланный сюда знатный армянин Вардан, которого еще Апсимар заподозрил в намерении захватить трон византийских императоров и выслал на остров Кефалонию, откуда Юстиниан перевел его в Херсон. К восстанию примкнул и спафарий Илья, назначенный Юстинианом правителем Херсона.
Узнав об этом, Юстиниан направил в Херсон патрикия Георгия, епарха Иоанна и турмарха фракийских войск Христофора с отрядом в 300 воинов с поручением восстановить в городе прежнее положение, вернуть хазарского тудуна и главу херсонского самоуправления протополита Зоила и отозвать назначенного туда византийского правителя, вышеупомянутого спафария Илью. Юстиниан пытался таким образом ликвидировать последствия своей опрометчивости и путем восстановления того положения, которое было в Херсоне до его возвращения Византией, погасить очаг опасного для трона возмущения.
Но херсонцы к этому времени зашли уже далеко; они «изгладили имя Юстиниана и с прочих крепостей и провозгласили царем Вардана-«Филиппика», иначе говоря, восстание охватило теперь уже не только Херсон, но и другие связанные с ним города Крыма и вылилось в правительственный переворот, угрожавший самому существованию Юстиниана. Херсонцы захватили посланцев императора, двух сановников убили, а турмарха Христофора с его отрядом вместе с тудуном и протополитом Зоилом отправили к кагану. Дорогою тудун умер. Хазары на его поминках перебили 300 солдат этого отряда вместе с их начальником.
Во всех этих событиях роль хазар была, по-видимому, более значительной, чем это указано хронистами. Подчинение Херсона хазарам произошло без нажима со стороны последних и было результатом доброй воли самих херсонцев, продиктованной опасениями мести со стороны Юстиниана. Заговор Вардана, нашедший благоприятную почву для развития среди возмущенных жестокой расправой херсонцев, мог созреть только при содействии хазар. Однако восставшие против Юстиниана херсонцы не отдались снова под власть хазар, а отправили возвращенного из Константинополя тудуна вместе с придерживавшимся хазарской ориентации протополитом к кагану. Экономически и культурно Херсон был слишком тесно связан с Византией, чтобы согласиться на окончательный разрыв с империей, если в этом не было острой необходимости. Замечательно, что на этот раз восстание с самого начала развертывалось не как событие узкого местного значения, а с целью общегосударственного переворота. Особо следует подчеркнуть, что и хазары не воспользовались тяжелым положением, в котором оказался Херсон, для того, чтобы силой подчинить его своей власти, а наоборот, поддержали его в борьбе с центральным правительством. Они учли предшествующий опыт, когда в результате перехода Херсона в их руки возник острый конфликт с Юстинианом, лишь в силу случайных обстоятельств не вылившийся в хазаро-византийскую войну. Теперь они, поддерживая Вардана, не хотели новых осложнений и ради союза и дружбы с Византией не претендовали на Херсон.
Юстиниан отправил против Херсона большое войско под начальством патрикия Маврикия с задачей полностью уничтожить город и его жителей. Прибыв на кораблях, оно осадило мятежный город и успело разбить осадными орудиями две городские башни, расположенные со стороны моря. Подоспевшие на выручку крупные силы хазар заставили прекратить осаду. По-видимому, еще до осады Вардан бежал из Херсона к хазарскому кагану, который признал его императором. Снявшие осаду византийские войска были не в состоянии выполнить приказ императора и боялись возвратиться в Константинополь. Им ничего не оставалось как отложиться от Юстиниана и примкнуть к Вар-дану. Они вступили в переговоры с новым императором и принесли ему присягу. Получив крупный залог от византийского войска, обеспечивающий безопасность Вардана, названного при провозглашении императором Филиппом, каган отпустил его, и он во главе флота быстро переправился в Константинополь и захватил власть. Юстиниану отрубили голову, а его сына от хазарской царевны, Тиверия, зарезали, вытащив из церкви, куда его спрятала в тщетной надежде на спасение бабушка, мать Юстиниана. Так погиб в 711 г. последний из династии Ираклия, правившей Византией более 100 лет.
Что выиграли от своего участия в деле низвержения Юстиниана хазары? Они обеспечили за собою прочный, долговременный союз с Византией, договорились о совместных действиях против общего врага — арабов — и о разделе сфер влияния в Закавказье. Это было главное, в чем обе стороны были заинтересованы в одинаковой степени и ради чего они были готовы на серьезные взаимные уступки. Арабы в это время развивали особенно широкую экспансию на востоке и западе: они теснят Византию, отбирая у нее одну провинцию за другой, они захватывают Закавказье и вырывают, можно сказать, изо рта Хазарии такой лакомый кусок, каким была Албания. Восстановление традиционного союза между Византией и Тюркютским каганатом, который теперь представляла Хазария, как его осколок и продолжение, было необходимо для обеих сторон, и перед лицом этой необходимости Византия и Хазария уладили свои крымские противоречия путем восстановления status quo. Херсон возвратился во власть Византийской империи, тогда как вся остальная часть полуострова, включая Готию, осталась в подчинении у хазар.
В первый и последний раз Херсон оказался в центре политических событий Византийской империи, но коль скоро они закончились, он вновь вернулся к положению отдаленного захолустья, места ссылки опальных вельмож, да пункта, через который Византия осуществляла свои политические и экономические связи с варварами Северного Причерноморья.
Читайте в рубрике «Хазары»: |