Древний Рим

Римские улицы и движение по ним

Будь у нас возможность, взмахнув волшебной палочкой, распутать неразбериху римских улиц и вытянуть их в одну линию, их общее протяжение, измеренное и сосчитанное Веспасианом и Титом в бытность их цензорами в 73 году н. э., составило бы 60 тысяч шагов, что равно приблизительно 85 километрам.

Эгалитарная иерархия и космополитизм

На первый взгляд римское общество ощетинилось шипами и разгородилось внутренними барьерами. В принципе люди, свободные от рождения, так называемые свободнорожденные, будь они гражданами Рима или других городов, уже в силу происхождения коренным образом отличались от толпы рабов.

Рабство и отпуск на свободу

Уже с последнего века существования республики раба признали в качестве человека, и свободные граждане, как правило, допускали его к практике своих самых излюбленных культов. Практицизм римлян, точно также, как и естественная гуманная подкладка их душ, защищали их от жестокости по отношению к собственным рабам.

Начальная школа

Начальная римская школа, была способна скорее испортить молодежь, которую ей следовало наставлять. И напротив, слишком уж редко давала она воспитуемым ощущение красоты познания. Занятия начинались на рассвете и продолжались до полудня без перерыва; проходили они под навесом лавки, куда проникали уличные шумы.

Упадок традиционной религии

Римский пантеон, незыблемый внешне, продолжал существовать, и церемонии, которые веками отправлялись в числа, предписанные понтификами в их священном календаре, продолжали совершаться. Но живой человеческий дух их покинул, и если даже пантеон сохранил свое священство, паствы у него больше не было.

Возвышение христианства

Не смотря на то, что во II веке н. э. евангелическая радость наполняла лишь небольшие изолированные группы в массе громадного города; однако уже тогда она доказала свою заразительность и, без сомнения, уже начала оказывать свое действие, притом что большинство об этом и не догадывалось, на тысячи и тысячи человеческих судеб.

Дни и часы римского календаря

После юлианской реформы 46 года до н. э. календарь римлян соотносился с периодом обращения Земли вокруг Солнца. Двенадцать месяцев нашего года сохраняют порядок, протяженность и названия, данные им гением Цезаря и осмотрительностью Августа. С самого начала империи каждый из месяцев содержит столько дней, сколько привычно нам теперь.

Утреннее пробуждение

Для начала скажем, что императорский Рим просыпался так же рано, как и деревня: с самыми ранними солнечными лучами, а то и до зари. С самого восхода солнца им некуда деться от оглушительного шума, доносящегося с улиц и площадей, в котором удары медников и кузнецов мешаются с гомоном голосов школьников.

Туалет римлянина

Настоящий туалет римского щеголя во II веке н. э. свершал tonsor — цирюльник, коему доверяли стрижку бороды и укладку волос. В этом и заключалось главное содержание сига corporis дня Юлия Цезаря, чьи замашки денди не преминул подчеркнуть в связи с этим Светоний. Во II веке эта процедура превратилась в совершенную неизбежность.

Зрелища

Императоры Рима заботились сразу о том, чтобы питать народ и его развлекать. Своими ежемесячными раздачами в портике Минуция они обеспечивали его хлебом насущным. Представлениями они заполняли и упорядочивали его досуг; они постоянно держали народ в напряжении благодаря постоянно обновляемым развлечениям.

Бега

Необычайно высокий престиж, которым пользовались в Риме возничие на скачках, вероятно, объясняется присущими им особыми телесными и нравственными качествами; осанкой и силой, опасностями, неразрывно связанными с их ремеслом. Победа экипажа приводила к обогащению одних и обнищанию других.

Театры

Если верить эрудитам, при республике в программу крупных игр, объединенных годовым циклом, входило больше театральных представлений, нежели бегов. Однако установить фактическое соотношение между ними очень затруднительно; и даже если оно было именно таким вначале, при империи оно, вне всякого сомнения, изменилось на обратное.

Амфитеатр, залитый кровью

Трудно понять то помрачение, в которое впал римский народ, преобразовав человеческое жертвоприношение, в праздник, радостно справляемый всем Городом. Из всех удовольствий, которые ему предлагались, он предпочитал убийство людей, вооруженных с единственной целью убивать и быть убиваемыми у него на глазах.

Прогулки и другие удовольствия

На первый взгляд загроможденность улиц императорского Рима нисколько не располагала к прогулкам. Здесь пешехода стесняли лотки, толкали такие же прохожие, как он сам, забрызгивали грязью всадники, ему докучали нищие. В потоке, увлекавшем прохожего за собой, вместе с ним двигались все народы обитаемой земли.

Термы

Термы были одним из лучших подарков, сделанных императорским режимом, причем не одному только искусству, навсегда обогащенному этими памятниками, чьи размеры, пропорции и рациональное устройство, даже в полуразрушенном состоянии, будят в нас глубочайшее восхищение, но цивилизации вообще, которой они послужили на свой лад.

Принципиат и община

Римская действительность эпохи принципата была насыщена пережитками общинного уклада. Подчас то были даже не пережитки, а органические элементы жизни, растворенные в ней традиции. Они находили себе выражение в отношениях собственности, в политике императоров, в нормах общественного поведения.

Принцип Pax Romana

Непосредственной предпосылкой возникновения принципата явился кризис полиса, вызванный несоответствием его политического механизма изменившемуся характеру Римской державы. Главной целью политики принцепсов было устранение такого несоответствия. Суть ее выражалась в формуле pax Romana.

Бремя Империи

Империя состояла из покоренных стран, превращенных в провинции. В зависимости от отношения к римлянам в период завоевания города новообразованных провинций получили тот или иной статус: союзных Риму, свободных, податных, и так же иерархически строились категории личного гражданства.

Социальная структура римского общества

Рим и покоренные им народы находились не только в противоречии друг с другом. Постепенно в их отношениях все большую роль играют взаимодействие, взаимовлияние и, наконец, взаимопроникновение. Введение раба в систему общественных связей начиналось с того, что он включался в имущественные отношения.

Среди простых людей

Для широких масс населения империи единство замкнутой гражданской общины существовать переставало, но принцип концентрации жизни в ограниченных самодеятельных ячейках оставался незыблемым. Прогрессировавший распад полисной макрообщности вел к развитию компенсаторной системы микрообщностей.

Страницы: 1 | 2
/ Древний Рим
Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам