Зрелища

Зрелища Зрелища

Кто не знает наизусть знаменитой тирады Ювенала, которой тот разразился по адресу «выродившейся толпы потомков Рема», его современников, этого сжатого перечисления, где сквозит скорее презрение, нежели гнев: «Теперь, когда у него больше нет голосов, которые можно было бы продать, этот народ, некогда наделявший властью, фасциями, легионами — короче, всем на свете, этот низко падший народ желает с лихорадочным вожделением всего лишь двух вещей: хлеба и зрелищ» —

...dims tantum res anxius optat panem et circenses.

Если вычесть из них неистовство обвинительной интонации, пламенеющей словно позорное клеймо, хранящее в себе отзвук самого прекрасного республиканского восклицания, которое только раздавалось при империи, слова эти являются констатацией бесспорного и главенствующего факта, выражают историческую истину, которую сорока годами спустя выразит Фронтон с невозмутимостью, присущей мудрецу перед лицом очевидности: «Римский народ поглощен прежде всего двумя вещами: пропитанием и зрелищами (populum Romanum duabus praecipue rebus, annona et spectaculis, teneri)».

И действительно, императоры заботились сразу о том, чтобы питать народ и его развлекать. Своими ежемесячными раздачами в портике Минуция они обеспечивали его хлебом насущным. Представлениями, которые они ему предлагали в различных, как религиозных, так и светских учреждениях — на форуме, в театрах, на стадионе, в амфитеатре и навмахиях, они заполняли и упорядочивали его досуг; они постоянно держали народ в напряжении благодаря постоянно обновляемым развлечениям, и вплоть до совсем уже скудных годов, когда стесненность в средствах заставляла императоров умерить свою щедрость, они все же исхитрялись обеспечить ему столько празднеств, сколько никогда не выпадало никакому другому плебсу ни в одной другой стране мира.

Обратимся скорее к календарям, которые донесла до нас эпиграфика: в них против соответствующих дат упоминаются праздники римского народа. Каждая календарная колонка буквально пестрит праздничными днями. Есть здесь такие дни, что отмечают течение месяца: дюжина ид, половина календ, четыре ноны, всего 21 день. Имеются 45 дней feriae publicae традиция которых теряется в глубине истории латинов, неизменно продолжая поддерживаться и при империи. Среди прочих здесь можно назвать Lupercalia в феврале; Parilia, Cerialia, Vinalia в апреле; Vestalia и Matralia в июне; девятидневные Volcancdia в августе; Saturnalia, продолжавшиеся с 17 по 24 декабря. Были здесь и ludi или «игры», которые завершались в тот же самый день, в который начинались: конные процессии 19 марта и 19 октября; бег в мешках uzRobigalia, 25 апреля; простой бег и скачки на мулах в честь Consualia, 21 августа и 15 декабря; состязание по ловле рыбы на удочку в ludi piscatorii, 8 июня; конные скачки в честь equus October, 15 октября, ludi martiales 1 августа; день рождения Августа, основателя режима, 23 сентября; к этому следует еще прибавить праздники, приходившиеся при разных императорах на разные даты: день рождения императора (dies natalis) и день его прихода к власти (dies imperil), а также день обожествления его предшественника, что увеличивает прибавляемое число еще на двенадцать дней.

Наконец — и даже в первую очередь — имелись еще циклы игр, то конных, то сценических, то конных и сценических одновременно, учрежденных республикой в честь богов в тяжелые годины истории: впоследствии они были призваны подкреплять амбиции диктаторов и политику императоров: ludi Romani, учрежденные в 366 году до н. э. и теперь растянутые на период с 4 по 19 сентября; ludi plebei, появившиеся в промежуток между 2 20 и 216 годами до н. э. и тянувшиеся теперь с 4 по 17 ноября; ludi Apollinares, восходившие к 208 году до н. э. и проходившие с 6 по 13 июля; ludi Ceriales, которые, будучи посвящены Церере в 202 году до н. э., охватывали дни с 12 по 18 апреля; ludi Megalenses, посвященные Великой Идейской Матери в 191 году до н. э., когда было освящено ее святилище на Палатине, и с тех пор постоянно возобновляемые с 4 по 10 апреля; ludi Florales, которые начали упорядоченное почитание богини Флоры, надо полагать, лишь с 173 года до н. э.: они совершались в особом режиме с 28 апреля по 3 мая; ludi Victoriae Sullanae", в которых дали о себе знать притязания Суллы на божественность, они продолжали справляться и через два века после его смерти, с 27 октября по 1 ноября; ludi Victoriae Caesaris, продолжавшие в период с 20 по 30 июля напоминать римлянам свершения покорителя Галлий, а начиная с 45 года до н. э. они дополнили празднования четырех годовщин: Фарсала, Зелы, Тапса и Мунды; наконец, ludiFortunae reducis", учрежденные Августом после своего возвращения из умиротворяющей экспедиции в 11 году до н. э.: они заполняли декаду, с 3 по 12 октября.

Подводим итог: к 22 дням, священным обязательно и независимо от прочих, прибавляем 45 дней feriaepubli-сае, затем 12 дней однодневных ludi, а к ним — 103 дня ludi, сгруппированных в более или менее протяженные периоды. Подсчет сделать несложно: закрывая глаза на некоторые совмещения, когда два праздника совпадают, как, например, 8 июня, которое делят друг с другом Vestalia и ludipiscatorii, мы приходим к следующему математическому результату: в обязательном порядке праздничные дни императорского Рима занимали более половины года. Сверх того, полученное нами число 182 представляет собой минимум, который оказывался постоянно превзойденным.

В самом деле, сколько пропусков в нашем подсчете! Мы не учли в нем праздники Аттиса, которые проходили в марте в два этапа: сначала quatriduum рождения, жертвы, смерти и воскресения бога-соправителя Кибелы: dendrophoriae, sanguis и hilaria, с одной стороны, и с другой — процессия к реке Альмон, где 28 марта происходило купание идола Великой Матери; а между тем, с тех пор как император Клавдий предоставил Аттису права римского гражданства, стало довольно затруднительно не рассматривать мистерии его культа в качестве официальных. Далее мы закрыли глаза на праздники предместий, в которых население Рима участвовало чрезвычайно охотно, начиная с сельских пиршеств, находившихся под покровительством Анны Перенны, и вплоть до латинских празднеств на вершине Альбанских гор. Точно так же мы упустили из виду церемонии, которые, не привлекая ни средств государства, ни его ответственности, вполне легально привлекали к себе благосклонность римского народа: вокруг его районных святилищ, в молельнях чуждых, однако дозволенных религий, в scholae его цехов и коллегий. Также не приняты во внимание те обряды, исполнение которых вменялось государством воинам: их список был обнаружен в нумидийском Тебессе и в Дуре на Евфрате; возможно, городской плебс получил право присутствовать на них в Castra Praetoria, как на славных военных церемониалах и назидательных проявлениях лояльности. Кроме этого, мы рассмотрели лишь обычные годы, между тем как выпадали и годы экстраординарные, в которые обычное расписание празднеств комбинировалось с повторением четырехлетних циклов, как, например, Actiaca, а теперь еще и agon capitolinus, и, время от времени, повторяясь и растянувшись на долгую череду дней, происходили то «вековые» возобновления, как в 17 году до н. э. и в 88 и 204 годах н. э., то «столетия» Вечного города, как в 47, 147 и 248 годах.

Наконец — и это также очень важно, так как воображение суверена, которое и вводило внезапно праздники в календарь, уклоняется от всякой перманентной оценки, — мы были вынуждены обойти молчанием праздники, учреждавшиеся императорами сверх программы, праздники, непредвиденность которых обостряла интерес к ним и которые прибавляли в весомости по мере роста преуспеяния данного режима: триумфы, которые назначал императору принуждаемый им к тому сенат; состязания, вдруг учреждавшиеся императором; но в первую голову типега, или бои гладиаторов, которые назначались им по случайному поводу, однако их возрастающая частота привела к тому, что они сравнялись с ludi, а во II веке н. э. разыгрывались месяцами подряд. Тем не менее все то, что мы опустили в нашей статистике, имело место в действительности, и в конечном счете необходимо согласиться с тем, что в эпоху, в которой мы находимся теперь, в Риме почти не бывало такого года, в который на один рабочий день не приходилось бы одного или двух выходных.

Древний Рим

Читайте в рубрике «Древний Рим»:

/ Зрелища