Закат Вавилона
Прошло всего шесть лет после смерти царя Навуходоносора II, а династия, основанная им, уже утратила власть. В середине мая 556 года до нашей эры троном завладел коренной вавилонянин Набонид, сын одного из самых крупных вельмож Вавилона. Он женился на царице-египтянке Нитокрис, вдове Навуходоносора II, и усыновил царевича Бэлшаррууцура (Валтасара), сына Навуходоносора II и Нитокрис. В отличие от предшествовавших ему царей халдейского происхождения Набонид был арамеем.
Правление Набонида ознаменовалось серией беспрецедентных поступков. Едва овладев троном, он удалился в аравийские степи и пустыни. Его сопровождало войско, набранное из арамеев западных провинций, преданное лично ему, а не Вавилону. Под его властью оказались все караванные пути, ведущие через пустыню в Вавилонию и Египет.
В Вавилонии Набонид, считавшийся ревностным приверженцем бога Луны Сина, стал проводить религиозную реформу, всячески принижая культ верховного вавилонского бога Мардука. Тем самым он, по-видимому, стремился объединить вокруг себя многочисленные арамейские племена, среди которых культ Сина был очень популярен.
По приказу царя началась перестройка храмов, воздвигнутых или восстановленных при Навуходоносоре II. Каждая «реставрация» храмов сопровождалась переменами в ритуале и сменой жрецов. Одновременно Набонид восстанавливал давно исчезнувшие храмы, во главе которых ставил своих людей. В ответ влиятельные жрецы вавилонского храма Мардука обвинили его в неуважении главного государственного бога. На всем Ближнем Востоке его стали звать «безумным царем Вавилона».
Он же, пока шли перестройки храмов, приводившие в ужас благочестивых вавилонских обывателей, продолжал безвыездно пребывать в Аравии. «Царь-археолог», как часто именуют Набонида, не проявлял никакого желания взглянуть на реставрированные по его приказу храмы и зиккураты.
Тем временем в Вавилонии несколько лет подряд был неурожай. Многие твердили, что это кара за беззакония Набонида, вынудившие богов о.ставить страну. Обострилась обстановка и за пределами страны. Персидский царь Кир в 553 году до нашей эры восстал против мидийского царя Астиага. Вскоре под ударами персов пали Мидия и Лидия. Две самые могущественные державы Передней Азии прекратили свое существование. Вавилон остался один на один с персами. Вавилонская торговля была парализована.
Депутация вавилонских граждан упросила царя вернуться в Вавилон. В 543 году до нашей эры Набонид сменил гнев на милость и пожаловал в столицу. Однако дни Вавилонии были уже сочтены. Кир располагал войском, равного которому не было в мире. Все больше знатных вавилонян подумывали перейти на его сторону. Одних толкала на это ненависть к Набониду, других — надежда избежать тяжелой и кровопролитной войны. Бедняки же надеялись, что Кир — добрый царь и при нем станет легче жить.
Как пишут историки, «Вавилонию, богатейшую (грану мира с многочисленным населением, фактически некому было защищать. Ее способность к сопротивлению оказалась подорванной изнутри. Вавилон созрел для падения, и никакие укрепления не могли спасти его от персов».
Двенадцатого октября 539 года до нашей эры Кир занял столицу, не встретив сопротивления, и обошелся с Набонидом с характерной для него мягкостью по отношению к побежденным царям. Набонид был отправлен в почетную ссылку в отдаленную провинцию на окраине Персии, где и окончил свои дни. Кир не питал к нему ненависти.
В надписи, оставленной Киром, говорится, что вавилоняне приняли его, как освободителя. «Широким потоком потекли войска Кира, число которых, как волны потока, нельзя сосчитать, шли они, вооруженные, рядом с ним. Без битвы и сражения Мардук позволил Киру вступить в Вавилон, в свой город. Он охранил Вавилон от бедствий. Набонида, царя, не почитавшего его, Мардука, отдал он в руки Кира». Так описал персидский царь покорение им Вавилона.
В Вавилонской хронике сказано, что царевич Валтасар, пировавший в это время во дворце, был захвачен персами врасплох и убит. Это событие запечатлено в знаменитой легенде.
«Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино... 11или вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое...
И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; упарсин — разделено царство твое и дано мидянам и персам...
В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (Дан 5, 1-30).
Отныне Вавилон навсегда утратил независимость и впоследствии переходил от одних завоевателей к другим. Впрочем, он еще оставался при Кире цветущим хозяйственным центром. Наряду с Персеполем, Сузами и Экбатанами он был объявлен одной из четырех столиц Персидской державы. Персы относились к святыням и культуре народов Месопотамии с должным уважением. Вавилон сохранял положение одного из величайших городов мира.
Дворец Навуходоносора теперь был резиденцией персидского сатрапа, и в Вавилоне нередко подолгу жили персидские цари. Через город, как и прежде, проходили важные караванные пути, по которым перевозились товары либо в Персию, либо к побережью Средиземного моря.
Однако, когда в 479 году до нашей эры в Вавилоне произошло восстание, персидский царь Ксеркс лишил город самостоятельности, велел разрушить Эсагилу и Этеменанки и приказал расплавить статую Мардука. Многие жрецы были, вероятно, арестованы или высланы, так что Вавилон полностью утратил свое значение древнего религиозного центра.
Персидское господство в Вавилоне окончилось с вторжением нового завоевателя, которому была оказана восторженная встреча, как в свое время Киру. В октябре 331 года до нашей эры Александр Македонский вступил в Вавилон, где короновался, принес жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По его замыслу, Вавилон в Месопотамии и Александрия в Египте должны были стать столицами его мировой империи. Однако смерть помешала осуществлению его планов.
«Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации, — писал российский историк М. А. Дандамаев. — Обитатели Месопотамии... столкнулись с культурой, явно превосходившей их собственную... Эллинам они уступали практически во всем, что сознавали сами и что роковым образом сказалось на судьбе вавилонской культуры... Сложная клинопись не могла конкурировать ни с арамейским, ни с греческим письмом; средством «межнационального» общения, как и повсеместно на Ближнем Востоке, служили греческий и арамейский... Греки проявили поразительное равнодушие к культурному наследию завоеванной страны. Месопотамская литература, доступная только знатокам клинописи, осталась незамеченной; искусство, следовавшее образцам тысячелетней давности, не импонировало греческому вкусу; местные культы и религиозные идеи были чужды эллинам. Даже прошлое Двуречья, судя по всему, не вызывало у греков особого интереса. Не известно случая, чтобы какой-нибудь греческий философ или историк изучил клинопись».
Когда же бывший сатрап Александра Селевк создал свое государство, включившее Месопотамию, Иран и Сирию, Вавилон недолго оставался на положении столицы.
Ей стал вновь построенный город Селевкия на Тигре. Большая часть вавилонян должна была переселиться туда; число жителей в Вавилоне значительно сократилось.
В 126 году до нашей эры Вавилон разгромили и сожгли парфяне. Город так и не оправился от этого разгрома. Многие некогда густо заселенные места опустели, служили кладбищами или превратились в свалки. Город все более приобретал облик парфянского поселения. Немногие еще помнили вавилонский язык и клинопись.
После завоевания Новоперсидского царства арабами в 624 году до нашей эры Вавилон пришел в полный упадок. Через некоторое время было забыто место, где находился великий город.
Когда в 1165 году испанский путешественник Вениамин Тудельский посетил Вавилон, он записал, что город «представляет собой руины... Там же находится разрушенный дворец Навуходоносора, никем не посещаемый из страха перед водящимися в этом месте змеями и скорпионами».
Свершилось.
«И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и долины наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены — в увеселительных домах.
Близко время его, и не замедлят дни его» (Ис 13, 19-22; 14, 1).
Читайте в рубрике «Месопотамия»: Природные условия и население |