Светлый князь-жрец под стенами Иерусалима

Под стенами Иерусалима Под стенами Иерусалима

«Я — Навуходоносор, царь Вавилона, смиренный, преданный великим богам и почитающий их, светлый князь-жрец, хранитель храма Эсагилы и Эзиды, сын Набопаласара, царя Вавилона» — так звучала титулатура этого вавилонского царя.

Многочисленные надписи, юридические и административные документы, датируемые эпохой Навуходоносора II (605 — 562 гг. до н. э.), не дают все же ясного представления о его личности. И был он самым могущественным из всех, кто правил когда-либо Вавилоном.

Весной 605 года до н. э. вавилонская армия выступила в поход, готовясь начать войну с Египтом. Старый и больной царь Набопаласар не мог возглавить войско и поручил командование сыну — Навуходоносору. Навстречу ему к Евфрату двигалась армия фараона Нехо II, собравшего египтян, ливийцев, нубийцев, лидийских лучников и греческих наемников. Две армии сошлись у стен древнего хеттского города Каркемиша, лежавшего на правом берегу Евфрата. В этом городе располагался сильный египетский гарнизон. От стен Каркемиша открывался путь в глубь Сирии. В конце мая 605 года здесь произошло одно из крупнейших сражений в древневосточной истории.

Форсировав Евфрат, вавилоняне атаковали египетский лагерь, разбитый под городскими стенами. В ожесточенном рукопашном бою они сломили сопротивление солдат фараона и ворвались в Каркемиш. На улицах разгорелись ожесточенные бои. Вспыхнувший пожар заставил египтян вновь выбежать из города, но пощады им не было. Победители настигали разрозненные египетские отряды и истребляли их. Потери египтян составили десятки тысяч человек.

Эта победа положила конец владычеству египтян в Азии. Мелкие государства в Сирии, Финикии и Палестине были ошеломлены разгромом армии фараона и не решались сопротивляться вавилонянам. Они спешили откупиться от них дарами и заложниками.

В разгар триумфального шествия по городам Ближнего Востока Навуходоносор узнал о смерти своего отца, вавилонского царя, и немедленно вернулся на родину в сопровождении небольшой свиты, доверив командовать армией своим помощникам. Никто в Вавилоне не посмел оспаривать его права, подкрепленные поддержкой армии. Седьмого сентября 605 года до нашей эры Навуходоносор II занял престол, и вся страна признала его царем.

Тем временем в палестинских городах воспрянули духом сторонники сближения с Египтом. Сам царь Иудеи благоволил им. В это неспокойное время и выступил пророк Иеремия. Пророками тогда называли пламенных ораторов, готовых говорить на улицах и площадях на любые политические темы. Пророки были политическими деятелями, дерзавшими открыто обличать царей.

Так, пророк Иеремия говорил, что непременно придет царь Вавилона и разорит эту землю, и истребит на ней людей и скот. Тогда велено было арестовать смутьяна, тревожащего народные умы, но Иеремия бежал. А в мае 603 года до нашей эры на Иудею пошел войной

Навуходоносор И. Он вез осадные орудия, чтобы сокрушить стены Иерусалима. Напуганный царь Иудеи, Иоаким, покорился, не дожидаясь осады, и обязался платить дань Вавилону.

Однако он быстро позабыл о клятве. Иудея прекратила платить дань Вавилону. И тогда сбылись пророчества Иеремии, много раз предостерегавшего свой народ от гордого своеволия. В январе 597 года до нашей эры у стен Иерусалима появилась вавилонская армия. Царь Иоаким, надеясь вымолить прощение, сам отправился с богатыми дарами к Навуходоносору II. Тот же был теперь глух к мольбам. Иоаким и его приближенные' были казнены, а их трупы брошены у ворот Иерусалима. В плен было уведено десять тысяч евреев — самые богатые, образованные и талантливые жители страны. Так началось знаменитое «вавилонское пленение». Вавилоняне увезли с собой богатые трофеи — им достались все сокровища царского дворца и храма в Иерусалиме. Имущество угнанных в плен иудеев перешло в руки «бедного народа земли», оставшегося в Иудее. Царем же Иудеи был назначен Седекия.

Тем временем новый фараон, Псамметих II (594 — 588 гг. до н. э.), готовился к большой войне с Вавилоном. В Иудее открыто призывали к восстанию против вавилонян. Пророку Иеремии пришлось под рев восторженной толпы бежать с собрания, на котором витии твердили, что «бог Яхве сокрушит ярмо вавилонского царя Навуходоносора». Вдохновленный брезжившими надеждами Седекия отправил посольство в Египет, совершив клятвопреступление, которого Навуходоносор не простит, как возмущенно говорил пророк Иезекииль.

Осенью 589 года до нашей эры по сигналу из Египта в Иудее вспыхнуло восстание, а уже 15 января 588 года вавилонские войска начали осаду Иерусалима, которая вскоре была снята из-за наступления египтян. Ликование охватило Иерусалим. И опять лишь немногие, и среди них пророк Иеремия, считали, что грядет катастрофа, которую никто пока не ждет.

«Не обманывайте себя, говоря: «непременно отойдут от нас Халдеи», ибо они не отойдут. Если бы вы даже разбили все войско Халдеев, воюющих против вас, и остались бы у них только раненые, то и те встали бы, каждый из палатки своей, и сожгли бы город сей огнем» (Иер 37, 9-10).

Летом 587 года до нашей эры вавилоняне возобновили осаду Иерусалима — одной из самых мощных крепостей Древнего Востока. Вровень с городскими стенами выросли осадные валы и башни, возле ворот были установлены тараны. В Иерусалиме начался голод. «Наши глаза истомлены в напрасном ожидании помощи, — восклицал Иеремия, — со сторожевой башни нашей мы ожидали народ, который не мог спасти нас» (Плач 4, 17).

Наконец, город пал. Седекия вместе с семьей и отрядом воинов по потайному ходу бежал из Иерусалима, но близ Иерихона вавилоняне настигли его. По приказу Навуходоносора II на глазах Седекии закололи его сыновей, а затем его самого ослепили, заковали в цепи и отправили в Вавилон, где ему суждено было умереть в темнице.

Иудейское царство было упразднено. Навуходоносор II присоединил его к своей державе в качестве рядовой провинции. Тысячи жителей Иерусалима, включая всех знатных людей и многих ремесленников, были уведены в плен. Вавилоняне сожгли весь Иерусалим и срыли его стены. В огне погибли царский дворец и храм. Вся храмовая утварь, все драгоценности стали добычей победителей.

В Иудее остались лишь неимущие. В их распоряжение передали виноградники, сады и поля. Царь приказал также разыскать и щедро наградить пророка Иеремию, ибо тот всячески пытался остановить надвигавшуюся войну. Пророку было дозволено остаться на родине. Вавилоняне снабдили его запасами продовольствия, но уже в октябре того же года всем оставшимся жителям Иудеи пришлось, бросив все имущество, бежать из родных мест, потому что наместник вавилонян был убит. Страшась скорой кары, евреи бежали в Египет. Туда же увели старого пророка Иеремию. Иудея опустела.

А царь Навуходоносор 23 апреля 587 года до нашей эры начал осаду другого крупного, города — Тира. Вавилоняне легко завладели пригородами, лежавшими на берегу, но, не имея флота, не могли осадить центральную часть города, расположенную на острове.

Много лет длилась осада. «Навуходоносор, царь Вавилонский, утомил свое войско большими работами при Тире; все головы оплешивели (от ношения шлемов) и все плечи стерты (от ношения оружия и корзин с землей для возведения валов), а ни ему, ни войску его нет вознаграждения от Тира за работы, которые он употребил против него», — так говорил об этой осаде пророк Иезекииль (Иез 29, 17—18).

Тир регулярно получал помощь морем из Египта, пока в 582 году до нашей эры между Египтом и Вавилоном не был заключен мир. По мирному договору египтяне выдали укрывшихся в стране евреев — всего 745 человек. Теперь все евреи находились в вавилонском плену.

Однако Тир и в одиночестве еще семь лет сопротивлялся вавилонянам, пока не заключил с ними мир на достаточно мягких условиях. Город сохранил автономию и не пустил в свои стены вавилонский гарнизон, однако правители города отныне назначались вавилонским царем.

Так после непрерывных войн, длившихся почти тридцать лет, образовалась новая великая империя — Нововавилонская. Она простиралась от Средиземного моря до Персидского залива. В ее состав вошли почти все страны Ближнего Востока.

Словно подводя итоги своей внешней политики, Навуходоносор в одной из надписей возвещает: «С вышней помощью богов дальние страны, далекие горы, от Верхнего моря до Нижнего моря, дурными дорогами, глухими тропами, где задерживался шаг, некуда ступить было ногой, тяжелыми путями, дорогами жажды я прошел, непокорных перебил, пленил врагов. В стране я навел порядок и дал процветать народу. Плохих и злых среди народа я удалил. Серебро, золото, драгоценные камни, медь, ценное дерево — все, что дорого, золотые плоды, урожай гор, продукты моря, тяжелое множество, изобильные дары в мой город Вавилон я принес пред богами».

Впрочем, в надписях того времени мы напрасно будем искать описания военных подвигов, завоеваний, штурма городов, перечня добычи, расправ с пленными, то есть всего того, что столь характерно для надписей ассирийских царей. В Вавилоне в то время не хвастались военными подвигами. Здесь ценили другое — богатство: например, размер земельных владений, количество рабов и городских домов, торговый профит. В развалинах вавилонских дворцов не найдено ни одного рельефа, ни одного изображения военных сцен. В надписях Навуходоносора II и его преемников речь идет только о поклонении богам и возведении храмов. «Если бы мы располагали только надписями самого Навуходоносора II, — писал В. А. Белявский, — то могли бы сделать лишь один вывод: этот царь был самым мирным государем во всей древней истории, абсолютно не помышлявшим о военной, славе».

А ведь вавилонский царь непрестанно заботился об армии. Она всегда находилась в боевой готовности. Основу ее составляли, вероятно, профессиональные воины. При Навуходоносоре II на военную службу призывали не всех вавилонян; появилась возможность откупиться деньгами. Армия состояла в основном из наемников, прибывших из разных областей тогдашнего мира, прежде всего из самой Месопотамии, а также из соседних горных областей. Обычно царь сам командовал армией. Лишь в редких случаях он ставил во главе ее людей, заслуживавших его полное доверие.

За сорок с лишним лет своего правления Навуходоносор II превратил Вавилон в самый блистательный город на Ближнем Востоке, и весть о его великолепии распространилась по всему миру. Образцом для царя была эпоха Хаммурапи, когда Вавилон впервые стал играть ведущую роль в истории.

После воцарения Навуходоносора II в Вавилонию широкой рекой хлынули вереницы пленных, богатая военная добыча, дань с покоренных народов. Вавилонским купцам были распахнуты пути во все концы мира. Началась эпоха вавилонского просперити, невиданного бума ажиотажа и спекуляции. Состояния росли, как грибы. Олигархия набиралась сил» (В. А. Белявский).

Месопотамия

Читайте в рубрике «Месопотамия»:

/ Светлый князь-жрец под стенами Иерусалима