«Я уничтожил Вавилон полностью потоками воды»

Навуходоносор Навуходоносор

С Навуходоносора I (1126— 1105 гг. до н. э.) начался Нововавилонский период. Этот правитель носил титул «царя Вавилонии, царя Шумера и Аккада, царя четырех стран света». При нем вавилоняне вторглись в Элам и нанесли ему такое сокрушительное поражение, что после этого он в течение трех столетий не упоминался ни в одном источнике. Столица государства была вновь перенесена из города Иссина в Вавилон.

Триста лет относительно спокойного существования прервались вторжением племен халдеев, переселившихся из Аравии и говоривших на одном из диалектов арамейского языка. В IX веке до нашей эры они захватили южную часть Вавилонии, расселившись в районе топей, озер и тростниковых зарослей вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата, и занимались земледелием, рыболовством и скотоводством. Они жили родами, под управлением вождей, которые стремились сохранить независимость друг от друга. В Месопотамии они основали ряд племенных княжеств, так что вавилонские города оказались в халдейском окружении.

С течением времени халдеи заметно ассимилировались, усвоив древнюю вавилонскую культуру и религию.

Большинство халдеев, упоминаемых в исторических текстах и письмах, имеют благозвучные нововавилонские имена. Их князья неоднократно завладевали Вавилоном и присваивали себе титул вавилонских царей. Знатным вавилонянам оставалось лишь стравливать халдейских князей друг с другом или обращаться за помощью к Ассирии и Эламу.

Однако Ассирия и сама угрожала Вавилонии, пытаясь подчинить страну своей власти. Дальнейшая ее история — это история постоянных столкновений с Ассирией, которые долго не давали окончательного перевеса ни одной из сторон.

Многие жители Вавилонии были настроены резко антиассирийски. Это, прежде всего, халдеи и жрецы крупнейших святилищ, а также воинственные арамейские племена, населявшие степную Вавилонию.

Еще во второй половине II тысячелетия до нашей эры арамеи начали переселяться из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную Месопотамию. К началу I тысячелетия до нашей эры они почти полностью ассимилировали коренное население Сирии и Северной Месопотамии. Арамейский язык стал разговорным языком на всем протяжении от Сирии до западных районов Персии и даже в самой Ассирии. Впоследствии, после крушения Ассирийской державы в конце VII века до нашей эры, ассирийцы полностью утратили свой язык и перешли на арамейский.

Пока же, в 729 году до нашей эры, ассирийский царь Тиглатпаласар III (745 — 727 гг. до н. э.) вступил в Вавилон и под именем Пулу сам занял его царский престол. Он признал вавилонских богов и получил царскую корону, исполнив древние священные обряды в день новогоднего праздника. Отныне его титулы звучали так: «Тиглатпаласар, царь великий, царь могучий, царь множеств, царь Ассирии, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света». Он воздержался от превращения Вавилонии в рядовую провинцию, а сохранил за этой страной статус отдельного царства. Итак, Вавилон на правах личной унии вошел в состав Ассирийской империи.

«Это событие оказалось роковым для обоих государств», — подчеркивает изменившуюся ситуацию российский историк В. А. Белявский. Вавилоняне и ассирийцы были народами-братьями. Они говорили на близких диалектах одного аккадского языка, писали одной и той же клинописью. Многие знатные ассирийцы смотрели на Вавилонию как на образец для подражания. Для них Вавилон был священным городом и пользовался у них очень высоким престижем. Главные боги вавилонского пантеона вошли в состав ассирийского.

Однако отношения между Ассирией и Вавилонией были далеко не такими безоблачными. Сама форма политического союза двух государств непрестанно менялась. Были попытки создать их коалицию, превратить Вавилонию в зависимый доминион, протекторат и даже сделать из этой страны подчиненную провинцию, хотя она была для Ассирии колыбелью цивилизации и образом культурного совершенства.

В Ассирии действовали две соперничающие партии. В науке они получили условное название ассирийской и вавилонской. Теперь при вступлении на престол каждого нового ассирийского царя вспыхивал спор между этими партиями. Вавилон дважды — в 722 году до нашей эры при Саргоне II и в 703 году при Синаххерибе — разрывал унию, отделяясь от Ассирии. Роковое сочетание притяжения и отталкивания, характерное для ассиро-вавилонских отношений, сохранялось вплоть до падения Ассирийской империи.

Наконец, в 689 году до нашей эры произошла катастрофа. Ассирийские войска взяли штурмом Вавилон, стоило только горожанам вновь поднять мятеж. В ярости Синаххериб приказал уничтожить Вавилон и истребить его жителей. Город был сожжен и разрушен. Русло Евфрата завалили обломками строений, и воды реки хлынули по городским руинам. Место, ha котором стоял Вавилон, было проклято на 70 лет. Множество горожан, прежде всего людей знатного происхождения, было перебито, остальных угнали в плен и продали в рабство. Вавилон перестал существовать.

В надписи, оставленной Синаххерибом, сказано: «Их телами (т. е. телами убитых. — А. В.) заполнил я широкие площади города... Царя Вавилона вместе с его семьей и приближенными я живыми доставил в мою страну. Богатства этого города, серебро, золото, драгоценные камни, все имущество я разделил между моими людьми, и они превратили их в свою собственность. Богов, которые жили в городе, забрали руки моих воинов и разбили их. Их богатства они взяли себе... Город и его дома от фундамента до стен я разрушил, я опустошил его и предал огню... Посреди города я вырыл каналы и дно их наполнил водой, и фундаменты я разрушил. Мои разрушения были страшнее, чем от потопа. Чтобы в будущем никто не вспомнил больше места, где стоял этот город и его храмы и боги, я уничтожил его полностью потоками воды, превратив его в луг».

В конце февраля 680 года до нашей эры, после загадочной смерти Синаххериба, царский трон занял его младший сын Асархаддон. После недолгой гражданской войны он прогнал в Урарту своих старших братьев, убивших отца. Став царем, он тотчас приступил к восстановлению Вавилона.

Туда направили лучших царских мастеров — ваятелей, ювелиров и многих других — и согнали жителей Вавилонии со всех концов империи, всех, кто уцелел от резни. Они отвели воды Евфрата в прежнее русло, вырубили деревья, кусты и тростник, выросшие на месте города. Асархаддон лично принял участие в закладке Вавилона и его главного храма — Эсагилы. В течение двух десятилетий Вавилон восстанавливался по древнему плану. Ассирийский царь не жалел для него ни кедровых бревен, ни золота, ни серебра, ни бронзы. Занимался он и восстановлением других городов, например Ниппура и Урука.

Но заботил его не только мертвый мир опустевших городов. Асархаддон помнил и о людях — он освободил всех проданных в рабство вавилонян. Всем вернул их бывшее имущество, разрешил селиться в Вавилоне, строить дома, рыть каналы, сажать деревья. Вавилоняне получили от Асархаддона грамоту о прощении и восстановлении их прежних прав и привилегий. Впрочем, к этому времени была истреблена и вавилонская аристократия, и халдейская племенная знать, и теперь большую часть населения страны составляли вавилонизированные халдеи. По этой причине соседние народы стали называть жителей Вавилонии халдеями.

Однако благоволение царя было не безгранично. Наученный опытом отца Асархаддон не решился вернуть Вавилону прежнюю автономию и восстановить царскую власть. Вавилон продолжал оставаться ассирийской провинцией, пусть и пользовался большими привилегиями. Известно лишь, что Асархаддон собирался вновь объединить Ассирию и Вавилон посредством личной унии. В некоторых надписях, найденных археологами, Асархаддону даже приписывался сан царя Вавилона.

В мае 670 года до нашей эры, за год до смерти, Асархаддон составил завещание, по которому объявил одного из своих сыновей, Шамашшумукина, «наследником вавилонского престола, равным по рангу с Ашшурбанапалом, наследником ассирийского престола». Это решение удивило некоторых дальновидных советников царя. Так, астролог Ададшумуцур не побоялся написать царю: «Ты облек одного своего сына царскими одеждами и передал ему царскую власть страны Ашшур. Своего старшего сына ты назначил на царствование в Вавилоне... То, что царь, мой господин, сделал с юными царями, нехорошо для страны Ашшур».

Астролог словно читал волю рока, начертанную в небесах. В 652 году царь Шамашшумукин поднял мятеж, который долго не удавалось подавить. В конце концов, «мои войска, писал Ашшурбанапал, разбили моего противника, бросили Шамашшумукина, враждебного мне брата, в пылающий огонь и уничтожили его жизнь». Но царь пощадил жителей Вавилона и не стал второй раз уничтожать непокорный город.

Все эти бесконечные тяжелые войны истощили силы Ассирийской державы. Создается впечатление, что она начала распадаться уже при жизни Ашшурбанапала и погибла с устрашающей быстротой в короткое правление его сына и наследника.

Итак, после смерти Ашшурбанапала вавилоняне вновь перестали повиноваться Ассирии. Мятеж возглавил халдейский вождь Набопаласар (626 — 605 гг. до н.э.). В оставленных им надписях говорится, что прежде он был «маленьким человеком, неизвестным народу». 25 ноября 626 года до нашей эры Набопаласар торжественно воцарился в Вавилоне, основав новую, халдейскую (или нововавилонскую) династию. На некоторое время ей суждено было стать наследницей ассирийского могущества на Ближнем Востоке. Однако предстояла еще долгая и ожесточенная война с ассирийцами.

Началась череда войн, в которую постепенно втянулись все государства Передней Азии и Египет. В середине 610-х годов до нашей эры война Вавилонии за независимость охватила весь Ближний Восток. Главным театром военных действий стала Северная Месопотамия и исконная территория Ассирии.

Со всех сторон на Ассирию устремились враги. Набопаласар захватил территории, относившиеся собственно к Месопотамии. В это же время на Ассирию напали мидяне под началом царя Киаксара — они спустились с Иранского плато и взяли штурмом древнюю столицу Ашшур в 614 году и крупнейший ассирийский город Ниневию в 612 году до нашей эры.

А ведь та же Ниневия представляла собой большой и хорошо укрепленный город. Периметр ее стен достигал 12 километров, а площадь — 730 гектаров. В городе жило 300 тысяч человек. Его защищал многочисленный и боеспособный гарнизон, главные силы ассирийской армии. Три месяца, с июня по август 612 года, длилась осада Ниневии. Горожане сражались, зная, что им не рассчитывать на пощаду.

Оба города были разграблены и разрушены, их жители истреблены. На улицах Ниневии разыгрывались дикие сцены расправ. «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство. Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их! Это — за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими — племена», — восклицал пророк Наум (3, 1 — 4), еврейский пленник, которому довелось стать очевидцем падения Ниневии.

Ассирийские города никогда больше не смогли оправиться от этого удара; большинство из них опустело и оказалось в полном забвении. Победители оставили себя руины и пепелища. Уцелевшие от резни ассирийцы либо были угнаны в плен, либо спасались бегством.

«Спят пастыри твои, царь Ассирийский, покоятся •иможи твои, — продолжал Наум, — народ твой рассеялся по горам, и некому собрать его. Нет врачевст-м для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услы-аавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо за кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» Наум 3, 18-19).

«Вавилоняне одержали крупнейшую в своей истории победу, но напрасно мы будем искать в оставленных ими многочисленных надписях описание их триумфа, — писал В. А. Белявский. — Победа над Ассирией принадлежала к числу таких успехов, которыми в Вавилоне стыдились гордиться. В результате ее был уничтожен братский народ, ставший смертельным врагом Вавилона лишь в силу обстоятельств, и вавилоняне горько сожалели о случившемся».

На всем Ближнем Востоке осталось только три могущественных государства: Мидия, Вавилония и Египет. Кроме того, в Малой Азии было два мелких, но независимых царства: Лидия и Киликия. Бывшие ассирийские провинции не могли отстоять свою независимость. Началась великая война за передел Азии.

Месопотамия

Читайте в рубрике «Месопотамия»:

/ «Я уничтожил Вавилон полностью потоками воды»