«Могучие горы топорами медными сровнял я»
Первый известный во всемирной истории завоеватель родился в Месопотамии.
«Я — Саргон, могучий жрец Аккада. Мать моя — жрица, отца я не знал. Мой город — Асупирану, что лежит на берегу Евфрата. Мать моя родила меня втайне. Положила в тростниковый ящик, вход смолою закрыла, бросила в реку. Понесла река, принесла меня к Акки-водоносу. Акки-водонос багром меня поднял. Акки-водонос садовником меня сделал. Я был садовником, меня полюбила богиня Иштар. Пятьдесят пять лет я был на царстве».
Человек, победивший правителя Уммы, Лугальзагеси, и фактически объединивший Месопотамию под своим началом, носит условное имя Саргон Древний (около 2316 — 2261 гг. до н. э.) — его имя переводится как «истинный царь». Все легенды подчеркивают его незнатное происхождение (говорят, что он был садовником и приемным сыном водоноса и жил в городе Кише, что находился южнее будущей столицы) — тем легче ему было отринуть традиции. Он был основателем династии, правившей страной в течение полутора веков. По его приказу придворные сочинители распространили легенду о его благородном происхождении и о том, что власть вручила ему богиня любви и войн Иштар.
« Людьми черноголовыми я владел и правил.
Могучие горы топорами медными сровнял я,
Я поднимался на высокие горы,
Преодолевал я низкие горы,
Страну морскую трижды осаждал я.
Дильмун победил Я» —
сказано в одной из древних книг.
Согласно большинству доступных нам источники», под властью Саргона и сто внука Нарам-Суэна находилась обширная территория, хотя их завоевания были значительно преувеличены множеством легенд, связанных с этими знаменитыми полководцами. По преданию, Саргон стремился овладеть всеми землями от Нижнего моря с его «стропами до Верхнего, то есть от Дильмуна до Кипра. Впоследствии этой же политики придерживались многие другие месопотамские властители.
Саргон стал «властителем четырех стран света», и был он не шумером, а выходцем из Северной Месопотамии, которая, начиная с XXVII века до нашей эры, была заселена аккадцами — скотоводческими племенами семитского происхождения, говорившими на родственных диалектах, которые называют также ассирийским и вавилонским языками.
В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия до нашей эры заняли всю Южную Месопотамию. Вследствие этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии еще в XXI веке до нашей эры, хотя в быту он все больше заменялся аккадским. К началу II тысячелетия до нашей эры шумерский был уже мертвым языком. Вытеснение его вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с аккадцами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.
Столицей своего государства Саргон Аккадский сделал не какой-либо крупный город со сложившимися традициями и сильной местной знатью, а небольшой городок Аккад. Он был расположен в Северной Месопотамии на левом берегу Евфрата, там, где эта река более всего сближается с Тигром. До сих пор местонахождение Аккада не установлено, так как он был взят штурмом племенами кутиев и разрушен до основания. Впрочем, в текстах, датируемых VI веком до нашей эры, еще упоминаются его руины. По имени этого города все государство Саргона стало называться Аккадом.
Саргон первым из месопотамских царей стал осуществлять ту политику, которая впоследствии сделала Ассирию великой. Он не только основал новую столицу, но и создал огромный дворцовый аппарат (насчитывавший до пяти тысяч человек), поручил уроженцам своего города управлять провинциями, воздвигнул стелы в завоеванных районах — впоследствии его начинаниям следовали все ассирийские цари. Некоторые из них даже приняли имя «Саргон», и это вряд ли случайно.
Со времен Саргона Аккадского и вплоть до периода Хаммурапи при написании имени царя стали использовать детерматив «бог», которым обычно обозначались боги и различные предметы поклонения. Считалось, что царь тесно связан с богами, а потому имеет такое же право, как и общинные божества, просить за свой народ перед великими богами, правящими миром. Связь царя с богами материализовалась в его успехах на войне и в процветании его страны в мирное время. Часто она представлялась даже в виде родственных отношений.
Справедливости ради, надо сказать, что месопотамские цари той эпохи были восточными деспотами. Для подданных подчиниться царям было так же естественно как и поклониться богам, — это отличало цивилизованного человека от дикаря.
Саргон Аккадский ввел в Древнем Междуречье единую систему мер и весов, наладил внутреннюю и внешнюю торговлю, в том числе и с Восточной Аравией, Индией и другими странами. При нем сооружались новые каналы. Один из них, соединявший реки Тигр и Евфрат, был назван царским. Cаргон и его преемники строили также новые города, храмы и дворцы. На строительстве использовались десятки тысяч рабов, общинников, данников.
Порвав с традицией при выборе столицы, Саргон сознательно отдалил от себя храмы и знать. Его опорой стали малоимущие слои. Сообразно с этим он выработал новую тактику военных действий. Основу его армии составляли не тяжеловооруженные отряды, сражающиеся в плотном строю, как это было прежде, а легковооруженные воины, часто действовавшие врассыпную. Особенно он полагался на лучников, которые могли обратить
в бегство вражеские отряды, не вступая в бой.
Войско Саргона совершило походы в ряд стран: в Кедровые леса (Ливан), Серебряные горы (Малую Азию), Элам, и Сирию. За несколько лет он завоевал все главные города Южной Месопотамии и превратил их правителей в своих чиновников. До самого Средиземного моря доходило его победоносное войско, чья численность составляла 5400 человек. По преданию, они ежедневно обедали у Саргона за столом. Это было первое в истории профессиональное войско, все благополучие которого зависело от царя. На это войско, как на испытанную боевую силу, могло опереться и наспех собранное ополчение.
Наследникам Саргона досталась громадная империя. Поддерживать порядок в ней было нелегко. Наибольших успехов добился Нарам-Суэн (2236 — 2220 гг. до н. э.), правитель, который первым удостоился прижизненного культа и стал именоваться «могущественным богом Аккада». Он повелел изображать себя на рельефах в головном уборе, украшенном рогами, которые считались божественными символами. Население должно было поклоняться Нарам-Суэну как богу, хотя никто из царей Месопотамии прежде не претендовал на такую честь. Нарам-Суэн считал себя властелином всего известного тогда мира и вел успешные завоевательные войны, одержав ряд побед над царем Элама. Он совершал походы в Аравию, чтобы захватить пути в Индию. Оттуда в Аккад привозили различные специи, золото, диковинные сорта дорогих деревьев, слоновую кость.
Вскоре после Нарам-Суэна империя погибла под нашествием с Иранского нагорья племен, называемых кутиями. Условия жизни в Месопотамии были таковы, что люди вынуждены были жить лишь по берегам рек или каналов, где можно было возделывать землю, либо в горах, чтобы заниматься кочевым скотоводством. Отношения оседлых земледельцев с горцами-кочевниками играли важную роль в истории Месопотамии.
Далеко не всегда контакты с горными племенами носили мирный характер. Иногда горцы спускались на равнины в качестве работников или наемников, но иногда как завоеватели. Обилие возделанной земли возбуждало зависть горцев; их племена то мирно просачивались в Месопотамию, то совершали набеги. Случалось, они покоряли целые города и государства и управляли ими.
Так, около 2170 года до нашей эры кутии разорили почти весь Аккад, а затем наложили на его города дань, которую собирали местные правители. Кутии, «драконы гор», захватившие Аккад, с III тысячелетия до нашей эры проживали на территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана.
В одном из шумерских гимнов того времени сказано об их нашествии:
«Страна в руках жестоких врагов. Боги увезены в плен.
Население отягчено повинностями и налогами.
Каналы и арыки запущены.
Тигр перестал быть судоходным.
Поля не орошаются.
Поля не дают урожая.»
С этого времени государство Аккад перестало существовать. Цари кутиев правили захваченными землями около ста лет. Имена этих царей и несколько слов, сохранившихся в лингвистических текстах, — вот все, что мы знаем о языке кутиев. Историки затрудняются даже определить влияние этого народа на месопотамскую цивилизацию и не могут ничего сказать о дальнейшей судьбе кутиев. Некоторые ученые соотносят их с курдами.
Тем временем на территорию Аккада из Сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена амореев (по-аккадски «амурру» означало «западные»). Еще до массового вторжения многие амореи находились на службе у правителей «Царства Шумера и Аккада» как воины, стражники и даже чиновники. Постепенно смешавшись с аккадцами, они образовали новый народ, став вавилонянами.
Читайте в рубрике «Месопотамия»: Природные условия и население |