ЂЅуддийский периодї VIЧIII вв. до н. э.

Ѕуддийский период Ѕуддийский период

—ередина I тыс€челети€ до н. э. ознаменовалась крупными переменами в экономике и социальных отношени€х, в политическом строе и культуре —еверной »ндии. ќб этих переменах дают возможность судить как археологические источники, так и письменные, в частности произведени€ буддийского канона. “радици€ относит жизнь Ѕудды и его ближайших учеников к данному, периоду, и наиболее ранние буддийские "пам€тники действительно восход€т к V—IV вв. до н. э. —в€щенные книги буддизма св€заны с другими област€ми »ндии, нежели ведийска€ литература. —ам Ѕудда был родом из небольшого олигархического объединени€ шакьев, расположенного на территории современного Ќепала, а легенды о его странстви€х и проповед€х упоминают преимущественно —еверо-¬осточную »ндию. ¬ предшествующую эпоху составители ведийских текстов отзывались о населении этого района с пренебрежением, рассматрива€ его образ жизни как чуждый и варварский. Ќо постепенно именно северо-восток становитс€ наиболее передовой частью страны и в экономическом, и в политическом отношении.

–азвитие земледели€ в центральной части долины √анга и далее на восток— вплоть до низовьев реки—было сопр€жено со значительными трудност€ми.  лимат здесь жаркий и отличаетс€ повышенной влажностью, в древности долину √анга покрывали густые заросли тропического леса. Ќе меньшие сложности, чем борьба с джунгл€ми, представл€ла и распашка твердой, изобилующей корн€ми почвы. Ћишь существенный прогресс в средствах производства мог обеспечить переход к широкому хоз€йственному освоению данного региона. ѕо всей видимости, услови€ дл€ этого были созданы распространением железных орудий труда. ’от€ археологические подтверждени€ такой гипотезы еще недостаточны, трудно представить, что тропические леса могли быть сведены без железного топора, твердые почвы распаханы без плуга с железным лемехом и каналы выкопаны без мотыги и лопаты. ”поминани€ этих орудий встречаютс€ уже в древнейших буддийских книгах.

Ќа большей части »ндо-√ангской равнины осадки выпадают в достаточном количестве (порою даже с избытком), однако только создание искусственных ирригационных сооружений—прудов, колодцев, каналов и дамб — позвол€ло добиватьс€ устойчивых урожаев, не зависевших от капризов погоды. ¬ услови€х поливного земледели€ на северо-востоке »ндии основной зерновой культурой стал рис, и само слово «пища» уже в древнеиндийских €зыках имело конкретное значение — «отварной рис».   середине I тыс€челети€ до н. э. стали примен€тьс€ совершенные методы рисоводства —использование рассады, отбор сортов и т. д. ѕочвы долины √анга, отличавшиес€ необычайным плодородием, обеспечивали высокие урожаи. –азвитие сельскохоз€йственного производства во всей —еверной »ндии способствовало бурному росту населени€. Ќедаром в античной литературе еще со времен √еродота (V в. до н. э.) установилось мнение о том, что индийцы—самый многочисленный народ на земле.

ќтличительной чертой периода €вл€етс€ интенсивное строительство городов. »злюбленные персонажи буддийских преданий—купцы и зажиточные горожане, которые слушают проповеди Ѕудды и оказывают покровительство его ученикам и последовател€м. јрхеологи€ свидетельствует о том, что крохотные поселки предшествующего времени в течение жизни нескольких поколений превращались в обширные и процветающие города. ƒл€ ведийской эпохи можно говорить лишь об укрепленных резиденци€х правителей, господствовавших над сельской округой (при этом, поскольку сами династии были племенного происхождени€, то и кажда€ така€ крепость представл€ла собою политический центр всей территории, зан€той племенем). Ќапротив, в середине I тыс€челети€ до н. э. города строились не только в стратегически важных пунктах, но и на сухопутных и речных пут€х—в местах, выгодных дл€ торговли. √лавной причиной роста городов как торгово-ремесленных поселений стал прогресс в разделении труда.

ѕоказателем развити€ товарно-денежных отношений служит по€вление в середине I тыс€челети€ до н. э. монетной чеканки. ћонеты эти еще довольно примитивны и представл€ли собою кусочки металла (обычно серебра или меди) с «клеймом» — печатью, удостовер€ющей качество, но сам факт денежного обращени€ свидетельствует о происходивших в обществе переменах. јрхеологические раскопки показывают также, что именно в данный период происходит активное строительство городских укреплений. Ёто нельз€ не св€зать с накоплением богатств горожанами и с процессом имущественного расслоени€.

ѕлощадь наиболее крупных поселений, подвергавшихс€ раскопкам, — таких, как ”джаин и  аушамби,—составл€ет около 1,5—2,5 кв. км, что соответствует размерам знаменитых городов ƒревней √реции той же эпохи. √рек ћегасфен, прибывший в качестве посла ко двору „андрагупты ћаурь€ в конце IV в. до н. э., был поражен обширностью индийской столицы ѕаталипутры. ќн определ€л длину городских стен примерно в 30 км, насчитав в ней несколько сот дерев€нных башен и дес€тки городских ворот. ¬прочем, эти цифры еще нуждаютс€ в подтверждении археологов. ƒо проведени€ специальных полевых изысканий трудно сказать что-либо определенное о городской планировке. —уд€ по раскопкам в городе “аксиле, застройка происходила довольно хаотично.

ќ социальной структуре и системе управлени€ городом ценные сведени€ сохранились в буддийских легендах. ¬ них нередко упоминаютс€ купеческие объединени€ и цеховые организации ремесленников. —уд€ по всему, между ремесленниками или торговцами поддерживались не только экономические св€зи—их объедин€ли также общие культы, празднества и обычаи. —елились члены таких объединений обычно вместе, образу€ внутригородские соседские общины—кварталы. ѕрофессиональные навыки передавались по наследству, а браки заключались в пределах своего социального круга. ќтмечены случаи специализации отдельных этнических групп. “аким образом, лица, входившие в объединение, состо€ли между собою в отношени€х родства или свойства, образу€ как бы огромные «семьи», или кланы. √лавы подобных объединений пользовались значительным вли€нием, будучи представител€ми городского самоупрдвлени€.

 огда в произведени€х буддийской литературы действие происходит не в городе, а в сельской местности, то и тут непременными его участниками €вл€ютс€ зажиточные домохоз€ева. —ходную картину рисуют и другие источники того времени. ¬ центре их внимани€ также стоит образ домовладыки, сельского хоз€ина (обычно брахмана). ќписани€ многочисленных домашних обр€дов и религиозно-моральные поучени€ позвол€ют представить основные черты деревенского быта. ’оз€йство велось силами

отдельной семьи, которой принадлежали дом, пол€, скот и всевозможный инвентарь. ¬сем этим имуществом от имени семьи распор€жалс€ ее глава, как правило, старший мужчина. ќбычно тексты имеют в виду семью разросшуюс€, большую, включавшую несколько поколений. ∆енатые сыновь€ оставались под родительской властью. ѕосле смерти отца раздел происходил не всегда—место главы семьи занимал часто старший из братьев. ¬ случае, если брать€ требовали раздела, то старший претендовал на дополнительную долю, ибо он был основным продолжателем рода. Ќаследовали имущество лишь сыновь€ и внуки, а дочь. %мела право только на свадебные дары, дававшие ей некоторое материальное обеспечение в доме мужа. —ыновь€ должны были про€вл€ть почтительность по отношению к матери, но полноправной хоз€йкой она не становилась и после смерти мужа домом управл€л мужчина. ∆енщина оставалась до известной степени чужою в большой патриархальной семье. ƒаже прав на наследство, оставшеес€ после мужа или сына, она не имела и сохран€ла лишь то имущество, что получено из дома ее отца. ^ ≈сли и те, кого св€зывали узы близкого кровного родства, не занимали одинакового положени€ в большой патриархальной семье, тем более это относитс€ к прин€тым в семью чужакам. –аспространена была, например, практика усыновлени€. ¬ какой-то мере ее можно рассматривать как форму призрени€ сирот, помощи далеким родственникам, но, как правило, усыновленные не вполне уравнивались с родными сыновь€ми и имели ограниченные наследственные права. ¬нутри самой семьи складывались отношени€ патриархальной зависимости и эксплуатации.

’оз€ин от имени всех домочадцев совершал заупокойные жертвоприношени€, которые считались основой семейного благополучи€.  ульт предков объедин€л все семьи, св€занные между собою родством по мужской линии. ѕоддерживались между ними и другие узы. —трого соблюдались передававшиес€ из поколени€ в поколение семейные обычаи. Ќаиболее важные вопросы ставились на собрани€х родственников, где, видимо, решающее слово принадлежало семь€м и отдельным лицам, пользовавшимс€ особым авторитетом. ћежду родственниками и сосед€ми складывалась традиционна€ система отношений, котора€ лишь частично может найти отражение в письменных источниках. “ерминологи€ литературных текстов крайне неотчетлива, но есть основани€ говорить о том, что наиболее вли€тельные семьи оказывали другим покровительство, а взамен широко пользовались их услугами.

–азвитие частной собственности способствовало не только имущественному расслоению, но и пр€мой эксплуатации чужого труда. Ќасто€щим бедствием становилась задолженность, приводивша€ к закабалению свободных, к продаже членов семьи или самопродаже. Ћишь прочность общинных традиций взаимопомощи преп€тствовала повсеместному распространению долгового рабства.

≈стественно, что особенно широкими возможност€ми приумножени€ богатств располагали верхи городского населени€, главным образом купцы, ростовщики и главы ремесленных корпораций. ¬ буддийских текстах об их сокровищах рассказываетс€ подробно и со множеством сказочных преувеличений. ѕро€вл€€ вполне естественный скептицизм в отношении отдельных, деталей, читатель этой литературы бедугру^-да представл€ет, однако, какое огромное впечатление производила на современников пышность быта отдельных богачей. —ледует подчеркнуть, что в подобных описани€х речь идет не только о золоте, драгоценных камн€х или одеждах, но и о толпах домашних слуг и рабов, которые повсюду сопровождают хоз€ев и исполн€ют вс€кие их прихоти. ¬ буддийских рассказах неоднократно встречаютс€ упоминани€ и рабов, принадлежавших кресть€нским семь€м, что свидетельствует о довольно широком распространении рабства. “ипичной при этом €вл€етс€ ситуаци€, когда раб помогает женщинам по дому или относит обед хоз€ину, работающему в поле. Ћитературные пам€тники позвол€ют сделать вывод о том, что в данный период рабство имело преимущественно домашний характер.

—оциальные перемены сказались и на политическом строе. ¬ отличие от племенных царьков предшествующего периода правители североиндийских государств середины I тыс€челети€ до н. э. опирались на служилую знать, на складывающийс€ административный аппарат. Ќаследственной аристократии в отдельных област€х пришлось потеснитьс€, уступа€ место тем, кто был ближе прав€щей в центре династии.   власти порой приходили и бывшие сельские старейшины или другие выходцы из «народа» (вайшьев). ќбеспечив себе и своим родичам устойчивое вли€ние, они получали возможность фальсифицировать генеалогии и доказывать, что на самом деле происход€т от древних кшатрийских царей и героев. Ѕогатство человека и степень его вли€тельности в государстве приобрели не меньшее значение, чем происхождение из высших варн. ¬ то же врем€ сохранение иерархии варн ограничивало возможности социальной мобильности, а изменение реального места человека в обществе требовало обосновани€ с точки зрени€ сословной идеологии.

¬ажнейшей опорой правителей государств €вл€лась арми€. »ным стало ее оснащение: легкие колесницы сменились т€желыми квадригами, шире примен€лись конница и особенно боевые слоны. ≈ще важнее было существенное изменение ее комплектовани€ и характера в сравнении с поздневедийским периодом. ядро армии теперь составл€ли отр€ды, находившиес€ на посто€нном царском довольствии,—профессиональное войско, таким образом, пришло на смену старинной дружине. ¬ременные ополчени€ формировались обычно на основе городских ремесленных корпораций, а привычное дл€ ведийской эпохи пон€тие народа-войска совершенно вышло из употреблени€. ¬ середине I тыс€челети€ до н. э. сельское население было, как правило, безоружно и об€зано лишь исправно платить налоги, которые и позвол€ли содержать государственный аппарат, включа€ посто€нную наемную армию.

ћногие государства середины I тыс€челети€ до н. э. занимали обширную территорию (часто далеко за пределами области расселени€ первоначально основного племени). ¬ большей части из них правили царские династии, но существовали и олигархические государства. ¬ласть в последних принадлежала обычно более или менее узкому кругу знати, из среды которой выбирали главу государства.  аждый представитель этого прав€щего сло€ аристократии носил царский титул «раджа», и все государство составл€ло как бы федерацию отдельных кн€жеств. Ѕюрократический аппарат в таких государствах складываетс€ медленнее, чем в монархи€х. —ама форма политического стро€, очевидно, зависела от уровн€ и характера социальных отношений, складывавшихс€ в различных част€х страны. ќлигархические государства располагались главным образом на периферии: на крайнем северо-западе — в ѕенджабе, и на крайнем северо-востоке — в районе, прилегающем к √имала€м.

 рупных государств в это врем€ насчитывалось около двух дес€тков, но в отдельных регионах еще господствовала раздробленность. ќсобой пестротой отличалс€ район ѕенджаба. ¬ конце VI в. до н. э. многочисленные племена и небольшие государственные образовани€ в бассейне »нда подчинились ƒарию I, и персидские цари приобрели таким образом две новые сатрапии, названные √андхара и ’инду. Ёто позволило установить более тесные св€зи между »ндией и странами ближневосточного и греческого мира. Ќо наиболее значительные индийские государства располагались намного восточнее границ державы јхеменидов. Ёто были ћагадха и  ошала по среднему и нижнему течению √анга, ¬атса со столицей  аушамби в междуречье √анга и ямуны, а также јван-ти со столицей в ”джаине в верховь€х ямуны. Ѕорьба за гегемонию между этими четырьм€ крупнейшими центрами и составл€ет главное содержание политической истории VI—V вв. до н. э.

  IV в. до н. э. наибольшее вли€ние приобрела ћагадха, правител€м которой и было суждено спуст€ столетие создать первую общеиндийскую державу. ќ магадх-ской династии Ќандов, которой подчин€лась больша€ часть —еверной »ндии, сохранились лишь смутные исторические предани€. Ќесколько лучше известны событи€ конца IV в. до н. э., когда на территории ѕенджаба по€вились войска јлександра ћакедонского, уже сокрушившего власть јхеменидов. Ќекоторые местные племена и государства покорились греко-македонцам добровольно (например, “аксила) или были сокрушены силою. јнтичные источники сообщают о знатном индийце —андрокотте, который прибыл ко двору јлександра, чтобы убедить его продолжать поход на восток и низвергнуть с престола цар€ из династии Ќандов. ќднако дальнейшие завоевани€ вызвали столь ожесточенное сопротивление населени€, что от реки Ѕеас греко-македонским войскам пришлось пуститьс€ в обратный путь. “огда тот же —андрокотт стал во главе антимакедонского движени€ и после изгнани€ оставленных јлександром гарнизонов повел успешную борьбу с царем ћагадхи. ”поминаемое греческими писател€ми им€ —андрокотта полностью соответствует известному из индийской литературы имени „андрагупты, который, победив Ќандов, основал династию ћаурьев (317—180 гг. до н. э.) — наиболее важную в древнеиндийской истории.

—еверна€ »нди€ от ѕенджаба до Ѕенгалии была подчинЄна уже „андрагуп-той, а его преемники распространили свою власть и на территорию ƒекана. “асцвета держава ћаурьев достигла в середине III в. до н. э., при внуке „андрагупты јшоке. ¬ажнейшим источником дл€ этого времени €вл€ютс€ многочисленные надписи јшоки (так называемые эдикты), высеченные на камне по приказу цар€. Ёдикты јшоки посв€щены изложению благочести€ государ€, и содержат- наставлени€ ко всем подданным подражать в этом отношении своему владыке.

”же самые места находок надписей јшоки позвол€ют очертить примерные границы его державы от усть€ »нда до усть€ √анга и от  абула до южной оконечности ƒекана (в нее не входили лишь области крайнего юга »ндостана). Ёдикты, составленные на местных €зыках и диалектах, позвол€ют оценить разнообразие насел€вших »ндию народностей (включа€ ирано€зычные и греческие колонии северо-запада). ¬ошедшие в ћаурийскую державу страны образовали несколько обширных провинций. √лавные из них соответствовали прежним независимым государствам— —еверо-«ападна€ провинци€ с центром в “аксиле, «ападна€ со столицей в ”джаине. ¬осточна€ провинци€ представл€ла собою  алингу, завоеванную јшокой в ходе жестокой войны (о своем раска€нии в этом кровопролитии царь сообщает в нескольких надпис€х).

ѕравитель общеиндийской державы скромно называет себ€ царем ћагадхи и €вно отдел€ет свои исконные владени€ от провинций — огромной периферии. «авоевани€, как правило, не приводили к полной смене административного аппарата и ликвидации прежнего политического стро€. Ћишь раз в три-п€ть лет царь ћагадхи или сто€вшие во главе провинций «царевичи» отправл€ли специальных чиновников дл€ контрол€ положени€ на местах и демонстрации прав на подвластную им территорию. —труктура державы в целом была крайне рыхлой, децентрализованной. ¬ отдельных ее област€х продолжали править местные династии или олигархические объединени€. Ќа обширных территори€х (особенно в ƒекане) население продолжало жить в услови€х племенного стро€, и представител€м государственной власти приходилось вступать в тесные контакты с племенными вожд€ми, нередко приглаша€ их на службу. ѕолитическое объединение способствовало известной унификации материальной и духовной культуры различных областей, но особое значение оно имело дл€ ускорени€ процессов экономического развити€ и социального расслоени€ отстававших прежде районов (главным образом ÷ентральной и ёжной »ндии).

¬ласть правител€ в столице была ограничена царским советом, состо€вшим" из его родственников и представителей наиболее знатных фамилий, занимавших высшие административные посты. ќ внутренней политике во времена Ќандов и ћаурьев можно судить на основе анализа сохранившихс€ о них преданий. “радици€ крайне неодобрительно отзываетс€ о Ќандах. »м отказывают в знатности происхождени€, подчеркивают их жадность и жестокость. јналогичные оценки встречаютс€ и в позднейших повествовани€х о правител€х из династии ћаурьев. ≈сть основа^ ни€ предполагать, что цари крупных держав ограничивали привилегии старинной аристократии—кшатриев, порою замен€€ их своими ставленниками из менее славных родов. ¬идимо, они стремились сосредоточить в своих руках финансовое управление и увеличить доходы государственной казны, сурово подавл€€ вс€ческое недовольство.

ƒругой отличительной чертою политики Ќандов и ћаурьев (и многих других царей крупных древнеиндийских государств) было покровительство нетрадиционным религи€м, главным образом буддизму. ¬ своих надпис€х јшока призывает население почитать не только наследственных жрецов-брахманов, но и брод€чих проповедников новых учений. —ами эдикты €вл€ютс€ проповед€ми, сложившимис€ под вли€нием буддизма. ÷арь призывает народ к терпимости, говор€: « то из приверженности к своей вере хулит чужую, на самом деле лишь вредит своей вере». ѕровозглаша€ себ€ отцом подданных, он обещает поддержку всем религиозным общинам. Ќоситель верховной власти выступает с истолкованием, что такое истинное благочестие и праведность, высказывает суждени€ по вопросам буддийского вероучени€ и Hacтойчиво вмешиваетс€ в жизнь монашеской общины. Ѕолее того, он назначает специальных чиновников, надзирающих за соблюдением того благочести€, которое проповедует царь. ѕризнание этой праведности цар€ становитс€ как бы про€влением политической ло€льности. Ќедаром эдикты высекали на общее обозрение именно в пограничных област€х и в недавно покоренной, м€тежной  алинге. ќтсутствие экономического единства страны и рыхлость ее политического устройства способствовали особой роли идеологии — религиозна€ политика јшоки составл€ет основное содержание его эдиктов.

ќбщеиндийский правитель настойчиво провозглашал и свое стремление к «завоеванию праведностью» всего мира. »менно с этой целью јшока рассылал специальные миссии, которые должны были проповедовать истинность учени€ Ѕудды и рассказывать о благочестии цар€ ћагадхи. ¬ эдиктах говоритс€ о том, что јшока отправил гонцов даже в самые отдаленные известные ему страны запада — к греческим правител€м государств Ёпира (—еверные Ѕалканы) и  ирены (—еверна€ јфрика). ¬прочем, античные источники о прибытии этих индийских посольств ничего не сообщают.

«начительно более успешной была миссионерска€ де€тельность в област€х, тесно св€занных с »ндией, прежде всего на Ћанке. Ўри-Ћанка (÷ейлон) уже раньше испытывала значительное вли€ние более развитой индийской цивилизации. ћестна€ историческа€ традици€ объ€сн€ет по€вление здесь земледели€, ремесел и государства де€тельностью переселенцев из —еверной »ндии, прибывших на остров в начале V в. до н. э. ¬о главе их сто€л царевич —ингала («Ћев»), по имени которого стало называтьс€ и господствующее в стране население. Ќаиболее распространенный ныне на Ўри-Ћанке индоевропейский— сингальский — €зык несомненно принесен пришельцами с —евера. јрхеологические раскопки также свидетельствуют о том, что в середине I тыс€челети€ до н. э. на острове внезапно по€вилась культура железного века, сходна€ с североиндийской.

÷ейлонские хроники рассказывают, что брат (или сын) јшоки, сто€вший во главе специальной миссии, убедил местного правител€ в преимуществах учени€ Ѕудды, и уже вскоре здесь по€вились первые монастыри. Ўри-Ћанка со времен јшоки и до насто€щего времени остаетс€ страной, где господствует буддийска€ религи€. Ѕуддизм на Ўри-Ћанке сыграл важную цивилизующую роль, прид€ на смену примитивным общинным культам. “акое же значение имело впоследствии прин€тие этой мировой религии во многих других странах јзии.

¬ середине I тыс€челети€ до н. э. распространение железных орудий труда способствовало хоз€йственному освоению всей —еверной »ндии. ¬ области социальной истории этот период характеризуетс€ бурным строительством городов, развитием частной собственности и эксплуатации. ¬ IV—III вв. до н. э. постепенно сложилась перва€ общеиндийска€ держава, котора€ имела огромное значение дл€ более быстрого становлени€ цивилизации во всех районах ёжной јзии. Ќепрочное политическое объединение распалось уже в начале II в. до н. э., но пам€ть о нем осталась. Ќедаром львы с капители јшоки €вл€ютс€ национальной эмблемой »ндийской республики — возникшее в этот период культурное единство сохранилось навеки. — этого времени »нди€ оказывает все возрастающее вли€ние и на другие районы јзии.

ƒревн€€ »нди€

„итайте в рубрике «ƒревн€€ »нди€»:

/ ЂЅуддийский периодї VIЧIII вв. до н. э.
–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам