Ђ лассическа€ эпохаї развити€ ƒревней »ндии

’рамовый комплекс II в. до н. э. Ч V в. н. э. ’рамовый комплекс II в. до н. э. Ч V в. н. э.

¬ начале II в. до н. э. последний представитель династии ћаурьев был убит собственным военачальником. — этого времени началс€ длительный период политической неустойчивости и постепенного распада державы. ¬ I в. до н. э. власть правителей ћагадхи уже не распростран€лась за ее пределами.

ћежду тем —еверо-«ападна€ »нди€ испытывала мощный напор извне — вторжение иноземцев. ѕервыми по€вились греко-бактрийцы, прочно обосновавшиес€ в √андхаре. ѕодробности истории греко-индийских государств неизвестны — лишь в общих чертах удаетс€ восстановить последовательность правлений царей по выпускавшимс€ ими монетам. ¬ индийской литературе о греках сохранилась пам€ть как о жестоких завоевател€х, походы которых достигали бывшей маурийской столицы ѕаталипутры. ¬ качестве свидетельства культурной ассимил€ции можно рассматривать сведени€ об их обращении к индийским религи€м, главным образом к буддизму.

¬след за греко-бактрийцами в I в. до н. э. в »ндию проникли восточноиранские племена — саки (шаки). Ќа северо-западе образовалось несколько мелких индо-сакских государств. —акские правители, получавшие гегемонию над небольшими соседними царствами, начинали именовать себ€ «великими» и «цар€ми царей». ¬ более крупных государственных образовани€х вводилась система наместничеств — сатрапий. —атрапы (кшатрапы) пользовались значительной самосто€тельностью и довольно быстро добивались полной независимости. јнализ изображений и надписей на монетах сакских царей и кшатрапов показывает смешение собственно индийских черт с иранскими и греческими.

Ќа рубеже новой эры некоторые области —еверо-«ападной »ндии покорились парф€нам. —реди индо-парф€нских царьков наибольшей известностью пользовалс€ правивший в “аксиле √ондофар. ѕозднейша€ легенда повествует о том, что он был обращен в христианство апостолом ‘омою. »ндийские христиане впоследствии относились с особым почтением к св€тому ‘оме. ¬ легенде о его миссионерской де€тельности, очевидно, нашли отражение активные св€зи между »ндией и –имской империей.

ѕервые века новой эры характеризуютс€ политическим преобладанием в ÷ентральной јзии  ушанской державы. ѕо насто€щему прочно  ушаны обосновались лишь в северо-западной части »ндии, но в некоторые периоды, возможно, распростран€ли свою власть и на значительные территории в долине √анга (например, надпись с именем знаменитого кушанского цар€  анишки обнаружена возле города ¬аранаси).

Ќаходки кушанских монет вплоть до ќриссы свидетельствуют о широте экономических св€зей в  ушанский период. —уществование этой огромной державы способствовало культурному взаимодействию »ндии с восточнойранским и эллинистическо-рим-ским миром.

¬ласть кушанских правителей в «ападной »ндии была в значительной мере номинальной. —акские кшатрапы этого региона нередко именовали себ€ цар€ми.   первым векам новой эры далеко зашел процесс культурной ассимил€ции саков — на монетах постепенно перестали помещать «надписи на каких-либо иных €зыках, кроме индийских. –езиденци€ «великих кша-трапов» находилась в старинном городе ”джайне — бывшей столице царства јванти. ¬ другом древнем городе — ћатхуре пришла к власти династи€ индийского происхождени€.

Ќаконец, в IV—V вв. новый подъем переживала ћагадха под властью династии √уптрв (все правители этой династии носили имена, оканчивающиес€ на гупта,— очевидно, обозначение всего рода). ќдин из первых √уптов в начале IV в. заключил союз с самым могущественным немонархическим объединением —еверной »ндии (государством личчхавов). Ќасто€щим основателем крупной державы был —амудрагупта, правивший в середине IV в. ќ его военных подвигах подробно говоритс€ в высеченном на камне панегирике. ¬ нем утверждаетс€, что —амудрагупта «искоренил» в —еверной »ндии власть дев€ти правителей, а в ƒекане — п€тнадцати. ¬ своем южном походе царь достиг тамильского города  анчи, на севере зависимость от него признавали пограничные области Ќепала и јссама. —ледует учитывать, впрочем, что автор составленной по царскому приказу надписи допускает значительные преувеличени€. явно недостоверны, например, сведени€ о том, что гуптскому царю подчин€лись  ушаны и даже Ћанка. ¬идимо, и ƒекан, несмотр€ на победоносный поход —амудра-гупты, не вошел в состав его державы. “ем не менее впервые после ћаурьев основна€ территори€ —еверной »ндии была объединена, а €дром государства вновь стала ћагадха.

–асцвет √уптской державы относитс€ ко времени правлени€ „андрагупты II (380— 415 гг.), но уже вскоре после смерти этого цар€ усилилась тенденци€ к ее распаду. ќслабленное внутренними усобицами государство не могло' противосто€ть внешней опасности. ¬ конце V — начале VI в. страшное разорение было вызвано нашествием так называемых гуннов-эфталитов, пришедших из ÷ентральной јзии. —еверна€ »нди€ затем распалась на множество мелких государств, в которых правили местные династии (одной из таких династий оставались и √упты).

¬ послемаурийский период происходило становление независимых государств в област€х к югу от »ндо-√ангской равнины. ѕорою они даже опережали страны —евера в своем социальном и политическом развитии. Ќайденна€ в  алинге (совр. штат ќрисса) больша€ наскальна€ надпись свидетельствует о расцвете этой области в I в. до н. э. ћестный правитель сообщает о работах на строительстве огромного канала, начатого еще при Ќандах, а также о своих многочисленных победоносных походах. —лухи об огромной армии цар€  алинги дошли даже до –има — об этом говоритс€ в «≈стественной истории» ѕлини€ —таршего (I в. н. э.у. Ќо судьба государства в последующую эпоху практически неизвестна — очевидно, оно распалось на несколько мелких кн€жеств.

ќписание политической истории большинства древнеиндийских государств основано на случайно сохранившихс€ источниках, главным образом немногочисленных царских надпис€х. «апечатленные в них отдельные €ркие эпизоды не всегда могут быть представлены в виде последовательных событий. ƒа и сама политическа€ ситуаци€ отличалась крайней нестабильностью. ѕри удачном стечении обсто€тельств внезапно возвышалс€ тот или другой царь, обеспечивший себе поддержку. Ќо затем эти непрочные аль€нсы столь же быстро распадались, уступа€ место иным комбинаци€м политических сил, а потомки основателей обширных держав продолжали править лишь в своих крохотных исконных владени€х.

¬ истории стран ƒекана центральное место принадлежало династии —атаваханов. ќснована она была, очевидно, вскоре после распада ћаурийской державы, а затем какое-то врем€ соперничала с цар€ми  алинги. —редневековые индийские предани€ о древности (пураны) позвол€ют отождествить —атаваханов с династией јндхры (совр. штат јндхра-прадеш), указыва€ таким образом на их св€зь с районом ¬осточного ƒекана. ќднако находки многочисленных надписей —атаваханов позвол€ют говорить, что в период расцвета государства во II в. н. э. его основные центры находились в «ападном ƒекане. ”же в III в. держава распалась. ћестна€ ветвь династии сохран€ла власть лишь на небольшой территории, а гегемони€ в регионе перешла к государствам ¬акатаков и ѕаллавов (которые будут рассмотрены в курсе истории »ндии средних веков).

ћало что известно о древних странах крайнего юга »ндостана. јрхеологические данные свидетельствуют о том, что уже с середины I тыс€челети€ до н. э. здесь распростран€лось железо. ƒовольно рано были установлены и св€зи этих областей по морю с эллинистическо-римским миром. ≈ще в эдиктах јшоки упоминались три области крайнего юга, не входившие в состав его державы. ќ бесконечных войнах между правител€ми этих трех государств говоритс€ и в классической тамильской поэзии первых веков. Ќесколько раз предпринимали тамилы вторжени€ на Ћанку. ÷ейлонские исторические хроники воспроизвод€т предани€ об изгнании чужеземцев, захвативших северную часть острова.

–ассматриваемый период — конец I тыс€челети€ до н. э. и первые века новой эры — был временем расцвета древнеиндийской экономики. »ндийцы научились плавить высококачественную сталь, котора€ славилась не только в ближайших странах, но и в далеком —редиземноморье. —видетельством искусства металлургов может служить знаменита€ железна€ колонна с надписью цар€ „андры (видимо, „андра-гупты II) — за полторы тыс€чи лет на ней практически не по€вилось ржавчины.  репости строились уже не из дерева, а из кирпича и камн€, дл€ их штурма использовались стенобитные машины и другие военные механизмы.   послемаурийской эпохе относ€тс€ буддийские пещерные монастыри и храмы и другие монументальные сооружени€. ќгромное количество пам€тников скульптуры первых веков новой эры позвол€ет судить не только о религиозных веровани€х и художественных вкусах населени€, но и о технике работы, высоком мастерстве ремесленников — резчиков и каменотесов.

ѕроизведени€ми искусства €вл€ютс€ и монеты, по€вившиес€ под вли€нием эллинистических образцов — с изображени€ми правителей и надпис€ми на различных €зыках. ќбилие монет — золотых, серебр€ных и медных — показывает довольно высокую степень развити€ денежного обращени€. ќживленные торговые пути св€зывали между собою крупнейшие города, такие, как “аксила, ћатхура, ”джаин, ¬аранаси. Ќаметилась некотора€ областна€ специализаци€: ¬аранаси и ћатхура, например, славились хлопчатобумажными ткан€ми, северо-западные районы — шерст€ными ткан€ми, вином и лошадьми, ”джаин — издели€ми из драгоценных камней и слоновой кости, ёжна€ »нди€ — пр€ност€ми. ќбразование  ушанской державы способствовало оживлению контактов »ндии с област€ми ÷ентральной јзии. ѕролегавший через территорию  ушан ¬еликий шелковый путь св€зывал  итай со странами —редиземноморь€, входившими в состав –имской империи. ¬ этой международной торговле индийцы принимали активное участие.

”же во II—I вв. до н. э. в «ападной и ёжной »ндии по€вились торговцы из эллинистического ≈гипта. ћорское сообщение между этими странами значительно расширилось, когда стали использоватьс€ периодические попутные ветры (муссоны и пассаты) дл€ плавани€ через »ндийский океан. Ќа крайнем юге »ндии возникла даже римска€ торгова€ фактори€ јрикамеду. ѕлиний —тарший жаловалс€ на то, что товары привозимые с ¬остока — из »ндии,  ита€ и јравии, — ежегодно обходились –имской империи в 100 млн. сестерциев. Ёто показывает, что баланс торговли с –имом дл€ »ндии был активным. –азвивалось и собственное судостроение и морское судоходство. ¬ первые века новой эры индийцы не только поддерживали тесные св€зи по морю с ёго-¬осточной јзией и островами »ндонезии, но и начали в' этом направлении широкую колонизацию.

ќ социальном строе »ндии можно составить лишь самое общее представление, анализиру€ сохранившиес€ литературные пам€тники. Ќаиболее ценным источником €вл€етс€ обширный трактат об искусстве политики «јртхашастра», который датируетс€ первыми веками новой эры, но порою содержит сведени€ и о более ранней эпохе.

ќснову социальной организации древнеиндийской деревни составл€ла соседска€ община. ¬еро€тно, она имела те или иные особенности в различных районах страны, но источники позвол€ют представить лишь строй общинной организации наиболее развитых районов —еверной »ндии, который сложилс€ к концу древности. ѕахотна€ земл€ была разделена между отдельными семь€ми, силами которых и велось каждое хоз€йство. ¬ нераздельной собственности, находились лишь некоторые угодь€, пустыри и пастбища. √лава семьи мог продать свой участок, но преимущественное право покупки при этом принадлежало родственникам и сосед€м продавца. ¬се частные земельные владени€ входили в состав общинной территории, и, покупа€ дом и поле, новый хоз€ин приобретал также членство в общинной организации. ќбщина обеспечивала коллективную помощь своим сочленам,. но в свою очередь требовала от них участи€ в совместных работах на строительстве дорог, каналов, по поддержанию деревенских св€тилищ, а также в празднествах и обр€дах. ѕолноправные члены общины принимали участие в сходах. —поры между жител€ми деревни решались обычно родственниками и сосед€ми на основе обычного права. ¬о главе деревни сто€л староста, представл€вший общину перед государственной властью.

¬нутри деревни не было равенства ни по имущественному положению, ни по сословному статусу, ни по степени участи€ в решении деревенских дел. ќдну, более или менее замкнутую, группу составл€ли полноправные общинники-землевладельцы. ƒалеко не всегда они сами занимались сельскохоз€йственным трудом. –аспространены были различные формы аренды, использование труда батраков, должников и других зависимых лиц. Ѕезземельные работники принадлежали к более низкому слою населени€ деревни. ƒовольно значительный слой составл€л и обслуживающий персонал — прачки, уборщики, сторожа, а также деревенские ремесленники — плотники, горшечники и т. п. —татус лиц каждой категории был в принципе наследственным и неизменным, а различные формы социального общени€ ограничивались главным образом кругом лиц того же положени€. ¬ пределах каждой местности семьи одного общественного статуса образовывали замкнутые сообщества — касты.  ажда€ каста была эндогамна, и потому все ее члены находились между собою в родстве или свойстве (или хот€ бы могли рассматривать друг друга как потенциальных свойственников). „ленов касты св€зывали как экономические интересы, так и религиозные обычаи и обр€ды.

“радиционные отношени€ между жител€ми деревни оформл€лись в виде кастовой иерархии. ƒеревенские ремесленники, например, были об€заны обслуживать представителей земледельческих каст, но в свою очередь имели право на долю собранного последними урожа€. “ака€ система разделени€ труда, взаимных прав и об€занностей не только придавала индийской деревне необычайную устойчивость, но и гарантировала господство высших каст. ¬ экономическом отношении кажда€ деревенска€ община сама себ€ обеспечивала и потому не нуждалась в широких внешних контактах. ћеждеревенские св€зи имели частично административный характер (несколько крупных поселений составл€ли территориальное объединение), частично кастовый — члены каждой касты поддерживали тесные отношени€ друг с другом в пределах порою весьма обширных областей.

—ложившиес€ и складывавшиес€ к концу древности многочисленные местные касты получали оценку в свете старинных представлений об обществе, разделенном на четыре варны. ¬ысшие касты землевладельцев, как правило, причисл€ли себ€ к брахманам или кшатри€м. ¬айшь€ми часто считались городские торгово-ростовщические касты. ќсновна€ масса труд€щихс€, не только ремесленников, но и кресть€н, к концу древности рассматривалась как варна шудр. ≈ще.ниже шудр находились касты неприкасаемых, зан€тые самыми т€желыми и ритуально нечистыми работами. ∆или они за пределами деревни или на окраине города, чтобы своим присутствием не оскверн€ть представителей высших каст.

√ородские свободные ремесленники составл€ли корпорации. Ќаследственность зан€тий и .положени€ и здесь способствовала по€влению замкнутых профессиональных каст. –емесленные объединени€ (порою принимавшие форму касты) осуществл€ли контроль не только за де€тельностью, но и за образом жизни своих сочленов. —оциальный престиж разных профессий, а также место, занимаемое в обществе той или иной кастой, были г одинаковы — например, золотых дел мастера, некоторые оружейники, изготовители благовоний находились в более привилегированном положении, чем простые каменщики, кузнецы или ткачи.

–аботали ремесленники, как правило, не на рынок, а на заказ. ¬ качестве заказчика, впрочем, мог фигурировать и богатый торговец, скупавший издели€ дл€ продажи в далеких странах. ¬ результате подобных операций купцы не только обогащались, но и приобретали значительное вли€ние на развитие городского ремесла. “рудно сказать, насколько широкими были экономические св€зи города с сельской округой. ѕо-видимому, городское ремесло обслуживало прежде всего нужды политической элиты — царского двора, провинциальной знати, чиновников, а товарообмен города и деревни оставалс€ ограниченным. ¬нешн€€ торговл€ была значительно более развитой, нежели внутренн€€.

¬ городе широко примен€лс€ наемный и 'принудительный труд, рабство стало повседневным €влением. “олпы рабов сопровождали вельмож и занимались хоз€йственными делами в их городских особн€ках.  валифицированные ремесленники пользовались трудом подмастерьев и учеников, а работы особо т€желые и гр€зные были уделом рабов. —осто€тельные купцы нанимали приказчиков и розничных торговцев, выплачива€ им посто€нное жалованье или гарантиру€ долю прибыли, а в домашнем быту также использовали рабов. —ожительство между рабами и рабын€ми не запрещалось, и естественное воспроизводство было одним из основных источников рабства. ƒругими важными источниками €вл€лись войны, сопровождавшиес€ порабощением части военнопленных и мирного населени€, а также самопродажа и продажа детей.

–абов рассматривали как собственность хоз€ина и потому передавали по наследству, продавали, дарили, закладывали, проигрывали; освобождение рабы могли получить лишь по воле хоз€ина. «акон почти не вмешивалс€ в отношени€ хоз€ина и раба, и если были ограничени€ произвола, то преимущественно неписанным обычаем. —одержание рабов было скудным, и выражение «рабска€ пища» вошло в поговорку. “еоретически рабы не должны были иметь никакой собственности, ибо сами принадлежали хоз€евам, однако фактически они могли владеть имуществом, и потому в «јртхашастре» содержитс€ предписание, чтобы хоз€ин не присваивал наследство своего раба, если у того остались родственники.

ѕомимо полного рабства были распространены и другие формы эксплуатации.   рабам в широком смысле слова часто причисл€ли и лиц, отрабатывавших долг в течение определенного срока. ¬ период пребывани€ в кабале должники работали на хоз€ина вместе с урожденными рабами, однако их положение несколько отличалось от собственно рабского. ’оз€ин не мог их продать или заложить, не мог наказывать по своему произволу или заставить выполн€ть нечистые работы, если выполнение таковых было запрещено их кастой. —емейство такого должника оставалось свободным, а сам он не тер€л принадлежности к своей касте. –абовладельцы, впрочем, нередко обращались с кабальными должниками как с рабами, и государство должно было принимать меры по ограничению рабства дл€ тех, кто принадлежал к высшим кастам. ¬ полное рабство можно было обращать лишь чужеземцев, представителей низших каст или отсталых племен.

¬ данный период широко распространен был и наемный труд. ћногие наемники — поденщики, батраки — почти не отличались по своему социально-экономическому положению от кабальных должников и других лиц, выполн€вших рабскую службу. »спользование их представл€ло особые выгоды во врем€ сезонных работ. —истематический труд по найму €вл€лс€ уделом низших каст, не имевших собственных средств производства, и дл€ них это стало не только экономической необходимостью, но и религиозным, кастовым долгом. ѕо договору найма они выполн€ли те гр€зные работы, которые нельз€ было заставить выполн€ть кабальных должников, принадлежавших к более высокой касте. —ами древнеиндийские источники часто не проводили существенного различи€ между такими наемными работниками и рабами, а положение низших каст склонны были рассматривать как своего рода коллективное рабство.  ак и в других древних обществах, большую часть населени€ составл€ли мелкие производители-земледельцы и ремесленники. Ќо в наиболее зажиточных хоз€йствах широко использовалс€ чужой труд, в том числе и рабский. »ме€ в виду развитие рабства в самых передовых област€х и значительность его вли€ни€ на социальную структуру в целом, общественный строй ƒревней »ндии определ€ют как рабовладельческий.

ќсновой благососто€ни€ высшей части господствующего класса были налоги, собираемые главным образом с сельской местности. “радиционный размер налога составл€л шестую долю урожа€, однако разного рода дополнительные и экстраординарные сборы значительно повышали эту норму. «емли, принадлежавшие ученым брахманам, храмам и монастыр€м, как правило, от уплаты налогов были освобождены.

¬ источниках данного периода встречаютс€ упоминани€ о «хоз€евах деревень», имевших права на получение податей. ѕроисхождение и оформление таких прав было различным. ѕорою речь идет о старинном господстве аристократической фамилии в той или иной местности. »звестно, что в процессе образовани€ классового общества и государственности племенные вожди и родова€ знать сосредоточивали в своих руках распор€жение общественными богатствами. ¬ крупных государствах подобное владение, иногда обширной территорией, требует утверждени€ со стороны верховного правител€. ѕоследний редко решаетс€ полностью уничтожить привилегии знатной семьи или династии — это грозило бы опасным возмущением наиболее вли€тельного социального сло€. ќднако центральна€ власть стремитс€ закрепить наследственные права за наиболее ло€льными ее представител€ми, а порою проводит политику перемещени€ местных правителей, с тем чтобы ослабить их сложившиес€ св€зи с населением определенной области. ѕри таких перемещени€х на самые видные места выдвигаютс€ родичи и сподвижники правител€-гегемона, а предоставленные им земли рассматриваютс€ как временное «кормление», которое всегда может быть отобрано, ¬ то же врем€ действует и противоположна€ тенденци€ — земли, полученные лишь на врем€, под условием несени€ службы, царские сановники стрем€тс€ превратить в свои наследственные владени€ и в конечном счете укрепить свою власть вплоть до получени€ полной независимости. –аспространенна€ практика «кормлений» способствовала таким образом политической нестабильности.

 онец эпохи древности характеризуетс€ ростом крупного землевладени€. ƒеревни — путем пожалований или покупки — переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. ¬ладельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. —осредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителей самоуправлени€ превращались в мелких помещиков, в деревне распростран€лось кабальное должничество и аренда. Ёти процессы роста крупного землевладени€ и расширени€ кресть€нской зависимости в конце периода древности рассматриваютс€ в историографии как главные признаки перехода к новой социально-экономической формации — феодальной.

ѕослемаурийский период характеризовалс€ расцветом экономики и довольно широким развитием рабовладельческих отношений.  лассовые общества и самосто€тельные государства складывались в отсталых прежде област€х ƒекана, а также на крайнем юге »ндостана. ќформивша€с€ к концу древности общинно-кастова€ структура деревни послужила основой социального развити€ »ндии в средние века.

ƒревн€€ »нди€

„итайте в рубрике «ƒревн€€ »нди€»:

/ Ђ лассическа€ эпохаї развити€ ƒревней »ндии
–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам