Империя? Царство? Соединенные Штаты Азии?
Завоевательная политика хеттов также решительно отличалась от традиционной для того времени практики. Чаще всего хетты стремились присоединить соседние страны не военным путем, а дипломатическим. Они аннексировали их, заключая договоры с их элитой. Ева Канцик-Киршбаум называет политику хеттских царей, начиная с Суппилулиумы I, «просто гениальной». Подобная аннексия «требовала минимальных затрат, а значит, была экономически очень выгодным делом».
Так, были поглощены — как правило, мирным путем — ряд мелких государств, лежавших к югу от Анатолии: Каркемиш, Тархунтасса, Алалах, Угарит и Хальпа.
Миролюбием проникнуты хеттские хроники. Если ассирийский царь Саргон II посвятил целую стелу (430 клинописных строк) резне, учиненной им во время похода в Урарту, то хеттские авторы почти не интересовались подобными «подвигами». Так, в надписи, озаглавленной во время правления царя Мурсили II, восемнадцать строк посвящено предыстории его войны с царем каскеев Пиххунией и лишь пять строк — походу в страну каскеев и итогу этой войны.
Как подчеркивает немецкий исследователь Франк Штарке, «хетты отмечали, прежде всего, какими средствами царь и его приближенные пытались уладить назревавший конфликт, какие переговоры вели с противной стороной и почему мирное решение не заладилось и дело дошло до войны». Для начала хеттский царь посылал противнику письмо с требованием выдать перебежчиков. Если тот отказывался от полюбовного решения спора, то его извещали, что разрешить дело может лишь война, а значит, в дело вмешиваются боги, хранящие их державы. Хеттский царь предупреждал своего противника: «Боги станут на мою сторону и решат дело в мою пользу». Подобным образом цари хеттов вели себя даже в конфликтах с мелкими племенными вождями.
А итогом разразившейся войны не могла быть резня! Хеттские правители — в отличие от пришедших им на смену ассирийцев — не требовали с покоренных земель непомерной дани. Чаще всего они не покушались даже на суверенитет захваченных ими стран. Договор предусматривал, что заключивший его царек по-прежнему оставался у власти. Передача власти законным наследникам гарантировалась. Если вассал был предан Хеттской державе, ему дозволялось участвовать в управлении ей. Он был допущен хеттским царем к принятию важнейших решений, получая, так сказать, «совещательный голос». Разумеется, он отправлял хеттскому царю дань — рабов, золото, различные продукты, — ведь тогда это было естественным правом победителя, но в остальном с ним обходились как с «братом», делали все, чтобы его страна не восстала. Аннексированная территория теряла право лишь на проведение независимой внешней политики, да и то не всегда.
Таким образом, Хеттское царство было устроено по... федеративному принципу, столь популярному в наше время. Его можно назвать (как мы уже это делали не раз) Хеттской федерацией. Подобная «воля к де- . централизации», как выразился Франк Штарке, была абсолютно внове для Древнего Востока. Хеттская держава в некотором смысле была не царством, не империей, а «Соединенными Штатами Азии».
Сложная система договорных отношений со своими соседями позволила хеттам создать вокруг своих границ сеть «буферных государств», что давало возможность контролировать всю Переднюю Азию. Под влиянием хеттского царя оказались регионы, лежавшие далеко от Хаттусы. В то же время управление ими не требовало особых экономических затрат.
Данный военно-политический блок просуществовал более ста лет и выдержал серьезнейшую проверку — войну с египтянами. Ассирия и Египет пытались переманить на свою сторону сирийских союзников хеттов — но без особых успехов. «Братские» отношения с хеттами казались местным правителям выгоднее полной покорности перед каким-либо деспотом или же независимости, которую никто из них не мог отстоять.
В этих «верноподданнических настроениях» — заслуга самих хеттов. Они очень серьезно относились к любым договорам, заключенным с соседями, и периодически обменивались с ними послами, письмами и подарками, чтобы закрепить сложившиеся дружественные отношения.
Если же договор будет нарушен, страшно не то, что обиженный царь может начать войну — в этом как раз угрозы часто не было! — а страшно то, что 6*оги, перед ликом которых клялись, могут отвернуться от бесчестного правителя и тогда на страну обрушатся беды. Когда небесный порядок нарушен и боги оскорблены, тогда вершится страшное: «Сын убивает отца, брат губит брата, и истребляет себя всякая плоть и кровь». В моровой болезни, разразившейся у себя в стране, царь Мурсили II видит кару богов, ниспосланную за то, что его отец нарушил союзнический договор.
Тексты договоров хетты почитали как святыню. Их высекали на табличках, отлитых из драгоценных металлов — серебра, золота, железа, скрепляли оттиском царской печати и хранили в храмах перед статуями верховных божеств страны. В случае утраты таблички ей спешно готовили замену. Во дворцах хранили копии договоров на глиняных табличках — именно они и дошли до наших дней. Как отметил советский историк В. Г. Ардзинба, «в хеттских архивах сохранилось больше дипломатических актов, чем во всех вместе взятых архивах других государств Ближнего Востока».
Для хеттских договоров характерно наличие преамбулы — короткого, внятно изложенного резюме событий, которые предшествовали заключению договора. Ничего подобного мы не встречаем в договорах того времени, которые заключали между собой правители других стран. Эта преамбула выдает рациональный подход хеттов к происходившим событиям, острое чувство истории, присущее им.
Заключая договор с иноземным правителем, хетты хорошо представляли себе, с кем имеют дело и что можно ждать от этой страны и этого человека. Порой хеттский царь заключал повторный договор с правителем, нарушившим прежний договор, предавшим его, вместо того, чтобы пройти по стране врага огнем и мечом, как это сделал бы другой восточный царь. Нет, хетты давали возможность отступникам загладить свою вину, и чаще всего те не обманывали их в следующий раз. Естественно, что вся эта история предательств и отпадений тоже поминалась в преамбуле в назидание неверному
царьку. Там же были упомянуты услуги, оказанные вассалу в прошлом. Сам договор трижды в год зачитывали, чтобы святость изреченных слов истребила всякий помысел о нарушении клятвы.
Читайте в рубрике «Хеттское царство»: |