Торжество царя Суппилулиумы
Началась же история хеттов с того, что после 2500 года до нашей эры в Центральную Анатолию стали переселяться индоевропейские племена. К этому времени внутренние районы Анатолии были уже населены. Было бы ошибкой считать переселение индоевропейцев в Анатолию «военным вторжением» и сравнивать их с ордой варваров, грабящих и разоряющих чужие города и деревни. Скорее, это было постепенным расселением пришлых племен на новой для них территории, смешением пришлого и исконного местного населения. По мнению большинства исследователей, оно протекало довольно мирно, хотя без отдельных столкновений не обошлось.
Откуда же пришли в Анатолию индоевропейские племена? Называют разные маршруты их передвижения. Сравнительно недавно советские ученые Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванов выдвинули теорию, согласно которой первоначально областью расселения индоевропейцев— их прародиной — была область Передней Азии — от Южной Туркмении до Северного Междуречья. Ее близость к городам шумеров объясняет высокий уровень культуры индоевропейцев в раннем Бронзовом веке.
Появление хеттов в Анатолии можно сравнить с событиями поздней истории — с расселением индоевропейских (германских) племен в Южной Европе, на землях Западной Римской империи. Пришлые племена постепенно переняли местную религию (христианство), местные обычаи и использовали в религиозных обрядах местный (латинский) язык. Коренное же население — римляне (протоитальянцы), галлы (прото-французы) и иберы (протоиспанцы) — постепенно растворилось среди захватчиков, разграбивших Рим, но позднее сделавших его столицей своей Священной империи.
Первым хеттским царем около 1750 года до нашей эры стал Анитта (впрочем, дата его правления весьма условна). Он правил в городе Куссара и оттуда совершал походы, покоряя соседние города и области — Несу, Цалпуву, Пурусханду, Салативару.
В одном из походов он покорил и Хаттусу. Этот город он разрушил до основания и проклял во веки веков. «Взращу здесь траву сорную, — велел он записать в назидание потомкам. — Если же кто поселится в Хаттусе, да поразит его гнев бога Грозы!» По иронии судьбы, именно Хаттуса стала позднее столицей Хеттской державы. Это ее камни до наших дней лежали возле деревни Богазкёй.
Вот одна из загадок хеттской истории. Почему сто лет спустя хетты отстроили проклятый город Хаттусу и даже сделали его своей столицей? Ученые полагают, что причина была в очень удобном месте расположения Хаттусы. Город стоял на неприступной скале, но в то же время его.жители круглый год располагали питьевой водой. Это позволяло подолгу выдерживать вражескую осаду. Пока же Анитта разграбил Хаттусу и увез добычу в свою столицу — Несу.
Время правления Анитты было временем частых междоусобных войн между городами-государствами Анатолии. Однако победитель этих междоусобиц не мог не объединить под своей властью большую часть враждовавших земель. Армия Анитты, одерживавшая одну победу за другой, насчитывала, как следует из надписи, 1400 воинов и 40 колесниц. В те времена этого было достаточно, чтобы считаться самым могущественным царем Анатолии. Его держава простиралась почти от Черного до Средиземного моря.
Сведения о первых царях Хеттской державы довольно скудны. Царь Телепину, 'пришедший к власти около 1525 года до нашей эры, установил в стране четкую систему наследования власти, которая соблюдалась отныне неукоснительно. В течение десятилетий Хеттская держава доставалась тому, кто случайно уцелевал среди интриг и заговоров. Телепину же издал указ, пресекая честолюбивые притязания знати: «Пусть царевич, сын от главной жены, будет царем. Если нет сына от главной жены, пусть сын жены второго ранга будет царем. Если же нет царевича, пусть возьмут мужа для дочери жены первого ранга и пусть он станет царем».
В случае убийства правителя или наследника — а такое регулярно случалось в предыдущие десятилетия — собрание воинов (панкус) решало судьбу убийцы. Очевидно, его ждала смерть, но «его дому, его жене, его детям зла пусть не чинят». Наказание нес один провинившийся. Если же кто-то подстрекал его к убийству, то карать советчика следовало, невзирая на его сан. Если в гибели наследника был виновен сам царь, следовало судить и его.
Телепину ввел также нормы поведения царя и знати. В его указе педантично описаны самые разные меры предосторожности. Вот один из примеров хеттского этикета: «Когда царь выходит из колесницы, старший телохранитель, если он стоит рядом, склоняется перед царем и передает его старшему пажу. Если же перед ним стоит какой-то другой сановник, то самый знатный [?], стоящий впереди, склоняется перед ним. Если же никого из знатных сановников нет рядом, то склоняется тот из телохранителей, кто стоит рядом, далее если он идет куда-то в сторону от колесницы [и не сопровождает царя]. И как только царь вышел из колесницы, старший телохранитель и другие телохранители склоняются вослед ему».
Многие придворные церемонии призваны были прежде всего защитить царя от малейшего осквернения, ведь он считался еще и высшим жрецом (чаще всего царя изображают именно жрецом). Поэтому все слуги царя обязаны были очень тщательно блюсти свою чистоту, чтобы не оскорбить в его лице богов. Например, слуги, работающие на царской кухне, каждый месяц должны были приносить клятву, что не подадут царю нечистой воды. Если в воду для омовения царя попадал волос, это неминуемо означало смертный приговор.
С особыми мерами предосторожности принимали товары, поставляемые ко двору. Должность «поставщика двора» была почетной, но опасной. Сапожники и кожевенники, например, могли использовать для своей работы лишь кожу, взятую из царских запасов. Если они брали какую-то другую кожу, то их и их семьи могли казнить. Если это случалось по недосмотру, то им надо было немедленно известить об этом царя: «Если вы [случайно] возьмете другое, то скажите царю, и тогда это не будет считаться преступлением. Я, царь, отдам сделанное вами слуге или отошлю чужеземцу». Если же кто-то из страха утаивал нарушение ритуала, то немедленно лишался поста: «И если вы скажете: «Царь нас не видит», то ведь боги царя давно видят [ваше прегрешение] и палками погонят вас в горы».
В дальнейшем хеттские цари старались твердо держаться указа Телепину и избегали править страной, как восточные деспоты. Подобная практика была внове для того времени. По мнению многих историков, в основе ее лежали принципы племенной демократии, еще сохранившиеся у индоевропейцев.
В то время главными противниками хеттов стали хурриты. Ассирийские и шумерские источники впервые упомянули хурритов в конце III тысячелетия до нашей эры. Они населяли земли к юго-западу от Каспийского моря, в районе озера Ван. Позднее они продвигаются в Восточную Анатолию и создают несколько царств, самое известное из которых — Митанни. В XV веке до нашей эры оно становится крупнейшей державой Анатолии.
Во время одного из своих походов фараон Тутмос III вторгся в царство Митанни. Как предполагают историки, для этого он велел перетащить корабли из сирийского порта Библ через весь Ливан к Евфрату, а затем поднялся вверх по реке. Он сокрушил царство хурритов и этим помог возвышению Хеттского царства.
Возможно, хетты и не использовали бы этот шанс, если бы у них не появился великий царь — Суппилулиума I, чье имя переводится как «(Рожденный) у чистого источника». При нем Хеттская держава достигла расцвета. В ее состав вошли почти вся современная Турция, большая часть Месопотамии и Северная Сирия, а также Кипр.
Предположительно, Суппилулиума взошел на трон около 1380 года до нашей эры. Придя к власти, он повел необычную политику — стал заключать договоры с соседними странами, постепенно подбирая союзников для грядущей войны с царством Митанни. Каждый раз, заключая договор о дружбе, он скреплял его свадьбой, соединяя узами кого-либо из своих родственников с царем (или его родичами) новой дружественной державы. Правителями завоеванных государств он назначал своих родственников. Так постепенно формировалась Хеттская федерация — союз ряда небольших государств, ле-жайших близ границ страны хеттов, и Хеттского царства. Семейные узы укрепляли отношения между хеттами и их вассалами.
Среди хеттских царей Суппилулиума I, возможно, самая колоритная фигура. Он был энергичен и храбр, талантлив и остроумен. Это он позволял себе в договор с одним из. царей включить следующую юмористическую преамбулу: «Народ Исувы бежал от меня, Солнца, и удалился в страну хурритов. Я, Солнце, писал хурритам: «Верните мне моих подданных». Но хурриты отвечали мне, Солнцу, следующее: «Нет. Эти города еще раньше вошли в страну хурритов и на ее земле поселились. Верно, правда и то, что перебежали они позднее к хеттам. Но ведь, в конце концов, каждая корова выбирает свое стойло, вот и они, наконец, вернулись в мою страну». И так хурриты не выдали мне моих подданных... Теперь же люди Киццуватны стали хеттскими коровами и выбрали себе стойло. Они отпали от хурритов и ко мне, Солнцу, перешли... Страна Киццуватна с ликованием встретила свое освобождение».
Суппилулиума — человек не педантичный, не мелочный. Ради государственных дел он мог порой пренебречь церковным празднеством, на что никто из его преемников уже не отваживался.
Любопытно, что не сохранилось ни одного текста, свидетельствующего о набожности Суппилулиумы. Напротив, он как будто совершенно равнодушен к богам — тем истовее будет молиться его сын, Мурсили, вспоминая грехи отца.
Суппилулиума как будто любил испытывать терпение богов. Он рисковал, полагаясь порой лишь на удачу, и ему всякий раз везло. В отношениях с другими правителями он умел поставить себя так, что все признавали его «великим царем».
Суппилулиума — человек прагматичный. Он остро чувствует государственную необходимость. Он повторно заключил договор с правителем Киццуватны, несмотря на то, что последний однажды уже предал его и перешел на сторону хурритов. Вернув своих «коров» из Киццуватны, хеттский царь не собирался им мстить или унижать их. Наоборот, он еще почтительнее относился к этому перебежчику. Если хурриты называли его своим слугой, то он — «братом», законным царем, хотя сам договор составлен так, что этот «брат» оказался вассалом хеттского царя.
Подобным хитроумием Суппилулиума достигал большего, чем иные властители огнем и мечом. Правитель Киццуватны, оказавшись под защитой Хеттской федерации, хоть и платил хеттам дань, хоть и ограничен был во внешней политике, все равно чувствовал себя лучше, чем в услужении у хурритов.
Выгодно это было и хеттскому царю. Заключив договор с Сунассурой, он обезопасил себя на случай войны с Митанни. Он был уверен, что царь Киццуватны не нападет на него с тыла и ему не придется воевать на два фронта.
Самым опасным противником Суппилулиумы оставались хурриты из страны Митанни. Ее завоевание стало триумфом хеттского царя. Улучив момент, когда в Митанни произошел дворцовый переворот, хетты вторглись в эту страну. Вскоре столица хурритов Вашшук-канни пала, а с ней и само царство, главный противник хеттов в £V — XIV веках до нашей эры. Оно уже не оправилось от разгрома. Суппилулиума посадил управлять им своего зятя. Так Митанни из великой державы превратилась в вассала хеттского царя. После этой победы Сирия окончательно вошла в состав Хеттской державы. Ее южная граница пролегла по горам Ливана, близ города Кадета, — там же, где недавно проходила граница между Египтом и хурритами.
Победа хеттов над Митанни полностью изменила расстановку сил в тогдашнем мире. В бронзовом веке на Древнем Востоке сложилась своя система международных отношений. Правители трех-четырех крупнейших держав того времени именовали себя «великими царями». Все они были в отличных отношениях между собой. Они называли друг друга «братьями», обменивались посольствами и богатыми дарами и заключали между собой равноправные договоры. Эти договоры не накладывали почти никаких ограничений на суверенитет союзников. Они лишь запрещали им воевать друг против друга, обязывали выдавать перебежчиков и, в случае смерти правителя, гарантировать приход к власти его законного наследника. Если какая-то из этих держав гибла под ударами соседей или распадалась из-за внутренних смут, ее место вскоре занимало новое царство. Упадок одной державы содействовал возвышению другой.
Кроме того, на политической сцене имелось множество мелких царств, княжеств и городов-государств. Крупные державы также заключали с ними договоры, но ни о каком равноправии в их отношениях не могло идти и речи. Великие цари диктовали свои условия сателлитам, а в случае их неповиновения организовывали военные экспедиции и карали ослушников.
Ко времени воцарения Суппилулиумы I великих держав было три: Египет, Вавилон и Митанни. Хеттское царство при Суппилулиуме, разгромив хурритов, само стало одной из ведущих держав своего времени. Правители мелких соседних государств ежегодно прибывали к его двору сами или присылали своих помощников. Великие цари обменивались с ним подарками.
К концу правления Суппилулиумы I Хеттское царство было окружено «щитом» из дружественных ему государств. В Арцаве, на юго-западе Малой Азии, правил его зять. В Каркемише и Хальпе, завоеванных им, правителями стали его сыновья. Еще несколько государств — Хайаса на северо-востоке, Киццуватна на юго-западе и Амурру в Сирии — заключили с хеттами союзнические договоры. Подобный «щит» заслонял Хеттское царство от нашествия ассирийцев, египтян и вавилонян.
До победы над Митанни хетты остерегались конфликтовать с Египтом. Когда же война подошла к концу и хеттские войска осадили Каркемиш — последнюю хурритскую крепость в Северной Сирии (ее осада длилась всего восемь дней), тогда два хеттских военачальника во главе своих отрядов перешли границу близ Кадеша и разграбили лежавшие за ней египетские владения в Ливане.
Неужели армия фараона могла стерпеть этот позор? Почему не мчатся колесницы, не шагают солдаты?
А в это время в Египте было совеем не до войны с людьми, ибо новый правитель страны, Эхнатон (Аменхотеп IV), воевал с... богом. Он низверг бога Амона, которому поклонялись многие поколения египтян, и велел почитать новое божество — Атона, или Солнечный диск. Пока хетты понемногу завоевывали его державу, — а ближневосточные земли десятилетиями принадлежали Египту — Эхнатон преследовал жрецов и строил новую столицу. Ему было не до внешних врагов.
Читайте в рубрике «Хеттское царство»: |