По следам Хеттов
Царь отправился в путь. Все вещи были собраны. Дворец и храмы заперты. Царь «закрыл» свой стольный град и отбыл в неизвестном направлении. До сих пор никто не знает куда. Так — пропажей царя и двора — кончилась многовековая история Хеттской державы. В смутное время древности — в пору переселения «народов моря» — Хеттская держава была вмиг упразднена. Она растворилась в небытие. Великих властителей Востока ждали тридцать веков забвения.
Уже «отец истории» Геродот (между прочим, уроженец Малой Азии), равно как и последующие греческие и римские историки, ничего не знали о «стране хеттов», хотя несколькими столетиями ранее она диктовала свою волю фараону Рамсесу II. Египет остался непременной темой традиционной историографии. Его достойные противники — хетты — канули в Лету.
В Ветхом Завете хетты упомянуты несколько раз. Так, в Книге Бытия сказано, что пророк Авраам, поселившись на юге Палестины, встретил здесь хеттов. «И говорил сынам Хеттовым...: я у вас пришлец и поселенец» (Быт 23, 3 — 4). Хетты отнеслись к нему радушно, а после смерти жены «достались Аврааму от сынов
Хеттовых поле и пещера, которая на нем» (Быт 23, 20). Это поле находилось вблизи Хеврона — одного из древнейших городов Палестины (Ханаана). Недаром библейские словари, выпущенные еще в начале прошлого века, сообщали: «Хеттеи — народ ханаанский».
Когда по прошествии нескольких веков сыны Из-раилевы вслед за Моисеем устремились в Палестину, хетты все еще жили там: «Амалик живет на южной части земли, Хеттеи, Иевусеи и Аморреи живут на горе» (Чис 13, 30).
Пожалуй, самым известным среди библейских хеттов был «Урия Хеттеянин» (2 Цар 11, 3), ведь это его жену, Вирсавию, возжелал царь Давид. Урия погиб при осаде города, а вслед за ним исчезли с библейских страниц и хетты.
Если читатели Библии и задумывались о том, кто они были, сыновья и дщери «Хеттовы», то быстро находили ответ. Мало ли подобных племен — моавитян, аммонитян, мадианитян — упомянуто на страницах священной книги? Все они исчезли без следа, растворились в прошлом, как рисунки, прочерченные по песку пустыни. Одним из этих малых племен — безликих, словно песчинки, — наверное, были хетты.
Разве что один библейский стих удивлял комментаторов. В Четвертой книге царств говорится об осаде сирийцами (арамеями) израильской крепости Самарии. В одну из ночей у стен города «послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого» (7, 6). Слышавшие это сирийцы сказали в страхе: «Верно нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских, чтобы пойти на нас» (7, 6). Страх охватил их, и побежали они.
Неужели грозная армия сирийцев могла испугаться жалкого племени хеттов? А почему хеттов помянули вровень с египтянами? Горстку кочевников и великое царство! И если хетты были так сильны, то где лежала их столица? Откуда под стены Самарии двинулись колесницы? Историки не могли ничего ответить, а археологи — ничего найти. Может быть, в текст вкралась ошибка безвестного переписчика?
...В XIX веке удалось расшифровать египетские иероглифы. И вот среди прочитанных текстов были и те, где говорилось о «народе хеттов», об «ужасных хеттах». Оказывается, в начале XIII века до нашей эры Рамсес II даже сразился с хеттами и разбил их при сирийском городе Кадете. На стене одного из египетских храмов обнаружили огромный рельеф, созданный в честь славной победы: могучий фараон и его воины истребляли длинноволосых людишек — тех самых хеттов, что умели веками жить, не оставляя следов. Наконец, на стене храма в Карнаке нашли текст мирного договора с хеттами. Вот и все. Хетты вновь растворились в «историческом тумане».
В 1830 году француз Шарль Феликс-Мари Тексье, побывав близ деревни Богазкёй, в 150 километрах от Анкары, осмотрел странные руины, оставленные здесь неведомыми племенами. Увиденное привело его в восторг. Когда-то здесь был «такой же великий город, как Афины в древности». Город окружали стены; на их вратах стояли каменные львы и был изображен сфинкс/ Неподалеку, на скале, были высечены огромные рельефы и какие-то иероглифы.
Что за народ оставил их? История древнего мира была полна белых пятен. Наверное, мы можем лишь описывать древние памятники, но тайну их никогда не разгадаем.
В своей книге «Описание Малой Азии», выпущенной в 1839 году, Тексье воспроизвел некоторые изображения, найденные в Богазкёе. Но кто объяснит их смысл? «Сперва я был склонен видеть в этих руинах храм Юпитера, — признавался путешественник, — но позднее мне пришлось отказаться от этой мысли... Эту постройку нельзя было отнести ни к одной из римских эпох; величественный и своеобразный характер руин привел меня в замешательство».
Помимо руин, Тексье отыскал скальное святилище Язылыкая, вдоль стен которого застыли десятки высеченных в камне фигур — очевидно, древних богов. Крылатые статуи молча взирали на путешественника; не мог одолеть их молчание и он.
К началу XX века о хеттах было известно, что когда-то они бросали вызов Вавилону и Ассирии, что они поддерживали отношения с фараонами и — если верить египтянам — были разбиты Рамсесом II при Кадеше. Впрочем, был ли разгром? Б. А. Тураев еще почти сто лет назад отмечал, что «битва при Кадеше не имела тех результатов, которых можно было ожидать от победы: вслед за ней мы видим восстание всей Сирии до самых границ Египта, а хеттов — в Дапуре, южнее Кадета». Но где были их исконные владения? Где располагалась их столица? Откуда они пришли?
Другой дореволюционный российский историк Р. Ю. Виппер в своей «Истории древнего мира» давал расхожий для того времени ответ: «Хетиты, утвердившиеся на высоком плоскогорий Малой Азии, пришли из Туркестана и по своим обычаям, одежде и наружности напоминают современные нам среднеазиатские племена». Но так ли это? Возможно, новые хеттские письмена дадут ответ.
В 1903 году историк Хуго Винклер из Берлинского университета отправился в Ливан. Там, говорят, видели таблички с загадочными клинописными знаками.
Винклер был известным ученым-ориенталистом. Об этом говорит один лишь список его научных трудов. В 1889 году он выпустил двухтомник «Клинописные тексты Саргона», три года спустя — книгу «Клинописные тексты к истории Ветхого Завета»; он также перевел законы Хаммурапи и написал двухтомную историю Израиля. Он был типичным кабинетным ученым, предпочитавшим вести раскопки на полках библиотек и разгребать не землю, а пыль, покрывшую книжные тома. Он был из тех ученых, что делают открытия лишь на кончике пера; впрочем, чаще всего у них получаются лишь удачные компиляции.
Однако новость о загадочных письменах звучала так интригующе, что Винклер не удержался от «научной экспедиции», то бишь на свой страх и риск, в одиночку, поехал на землю древней Финикии. К тому времени его отношения с коллегами окончательно испортились. Никто не хотел признавать идею, овладевшую им, а она была так гениально проста! Винклер, все еще доцент, не профессор (вот они, происки врагов!), считал, что вся человеческая культура происходит... из Вавилона. Этот город был подлинной колыбелью человеческой цивилизации. Здесь были сделаны все изобретения, все открытия; здесь зародились все идеи, когда-либо осенявшие людей. Короче говоря, Винклер был решительным «панвавилонистом». Для него все цивилизации от Китая до Южной Америки были лишь бледными копиями Великого Вавилона. Его коллеги посмеивались над ним, и он решил ненадолго сбежать из Германии.
В Ливане его ждала полная неудача. В досаде он вернулся в Берлин, где его ждало утешение: он был назначен экстраординарным профессором. С этого дня Винклер зарекся от участия в каких-либо раскопках. Ясно же, что он не приспособлен для этой работы!
Через несколько месяцев, когда неудача уже стала забываться, он неожиданно получил по почты подарок — табличку с письменами на неизвестном языке, присланную из Стамбула. Ее отправителем был Макриди-бей, сотрудник местного Оттоманского музея. С ним Винклер познакомился во время недавней поездки.
Сборы длились недолго, и вот уже Винклер в Стамбуле. Оказывается, эту табличку нашли в деревне Богазкёй, в Анатолии, а не в Сирии. Вместе с Макриди-беем Винклер поехал в эту отдаленную деревушку, лежавшую на высоте 1000 метров над уровнем моря. Он и представить себе не мог, в какую глушь попадет. Ориенталисту решительно ничего не нравилось на Востоке. Днем ему было слишком жарко, ночью — холодно. Он жаловался на клопов на постоялых дворах, на «ужасные лошадь и седло». Ему казалось, что он попал в средневековую страну. «Как можно жить в этом диком краю?» — ворчал немецкий профессор, но съездил он не зря.
19 октября 1905 года Винклер в первый раз осмотрел руины, лежавшие невдалеке от деревни. Удивительно! Вот участок, огороженный каменными стенами. Чуть дальше по склону взбираются циклопические стены, стоят огромные камни, ворота с каменными львами — целый город, покинутый город. Его стена в поперечнике достигала километра — по античным меркам это был очень большой город.
Где же нашли эту табличку? Винклер расспрашивал крестьян. Они не могли взять в толк, о чем идет речь: эти же черепки попадаются всюду. Не мешкая, Винклер взялся за раскопки, а уже через три дня начались проливные дожди. Надо было срочно возвращаться в Анкару, лежавшую в 150 километрах отсюда, иначе он мог на всю зиму застрять в этой глуши, где не было и сотни домов. Он покидал Богазкёй. Его переполняла радость; он вез с собой тридцать четыре таблички с таинственными письменами. Небывалая удача!
Летом 1906 года Винклер поехал в Богазкёй уже во главе небольшой экспедиции. Теперь у него были деньги для проведения раскопок. Его поддержали Германский археологический институт и Германское Восточное общество, директора музеев и банкиры. Вместе с ним вновь поехал и Макриди-бей. Целыми днями жители деревни рылись в земле, а герр профессор, как ребенок, вертел в руках сотни принесенных ему табличек, осматривал их, складывал лишь в ему ведомом порядке. Вот только прочитать не мог. Почти все надписи были сделаны на неизвестном языке. Лишь кое-где попадался знакомый ему аккадский текст. Так, однажды ему принесли табличку, на которой было начертано:
«Договор Рамсеса, возлюбленного Амоном, великого царя страны Египетской, героя, с Хаттусили, великим царем, правителем страны хеттов, своим братом... Превосходный договор мира и братства, дающий мир... до вековечности». Из тьмы веков выступил могущественный правитель, диктовавший свою волю фараону, сражавшийся с ним и разделивший с ним почти весь известный тогда мир.
Это был звездный час Хуто Винклера. Он держал в руках документ важнейшей государственной важности — договор одного царя с другим. Во все времена подлинники подобных документов хранились лишь в царских архивах, а они располагались всегда в столице страны. Значит, он открыл столицу державы, давно исчезнувшей с карты мира, — столицу страны хеттов. Так, над домишками деревни Богазкёй вознеслась тень великого города — Хаттусы.
Во время раскопок попадались и другие таблички на аккадском языке. Им хетты тоже пользовались в дипломатической переписке. По этим надписям ученые начали восстанавливать историю хеттского народа, совершенно неизвестную науке. Однако большая часть табличек, найденных Винклером, — а их было тысяч десять — содержала надписи на неизвестном языке. Что они могли означать?
... В течение нескольких лет филологи пытались расшифровать непонятную клинопись. Она была не похожа ни на аккадский язык, ни на другие древнесемитские языки. Ключ к чтению хеттских надписей дал в 1915 году выдающийся чешский ученый Бедржих Грозный. Он заметил сходство хеттского языка с... немецким. Его догадка подтвердилась. Хетты говорили на древнейшем известном нам индоевропейском языке. После 1930 года почти все хеттские тексты были прочитаны.
Читайте в рубрике «Хеттское царство»: |