Завоевания Шапура

Шапур Шапур

Сасанидские цари поощряли развитие городов — черта, не свойственная их предшественникам Аршакидам. Два первых властителя из дома Сасана были наиболее активными градостроителями, и большинство городов, носивших царские имена, основаны или переименованы Ардаширом и Шапуром. Смешение древних местных, эллинистических и сасанидских названий городов нередко затрудняет их идентификацию.

Соседи персов склонны были поначалу считать, что смена династии в Иране не затрагивает их интересов, но Сасаниды скоро сумели показать и римлянам, и кушанам, что новое государство стремится к захватам и что войны неизбежны. В последнее столетие правления парфян римляне одержали немало побед над Ираном, но уже при Ардашире наметился перелом, а завоевания Шапура I определенно изменили соотношение сил в пользу Ирана. Мы много знаем о войнах Шапура с Римом; это были блестящие кампании. Надпись Шапура на «Кабе Зороастра» — важнейший исторический документ и одновременно гимн в честь побед над Римом. Некоторые исследователи, принимая на веру каждое слово этой надписи, относящееся к битвам с римлянами, отрицают все другие завоевания Шапура, поскольку они в этой надписи не упомянуты. Однако в другой надписи на той же «Кабе Зороастра», которая была высечена по распоряжению Картира, важного религиозного деятеля, говорится о походах в Закавказье. Завоевания в Восточном Иране раздвинули границы империи Шапура вплоть до Индии, хотя и не исключено, что часть этих завоеваний приходится на конец царствования Ардашира.

Надпись Шапура на «Кабе Зороастра» сообщает о трех походах против римлян. Первый из них — в начале его царствования, когда Гордиан выступил против Шапура, но потерпел поражение и погиб. Римским императором стал Филипп Араб, заключивший мир с Шапуром. Вторая кампания окончилась разгромом шестидесятитысячной римской армии, после чего персы опустошили Сирию и Каппадокию, захватили Антиохию на Оронте и много других городов. В ходе третьей войны был разбит и взят в плен император Валериан; Шапур снова вторгся в Сирию и в восточную часть Анатолии. Другие источники сообщают, что во время третьей войны царь Пальмиры атаковал и разбил персов, захватив значительную часть их добычи — персы находились уже на пути домой. Первая и третья войны Шапура могут быть датированы 243—244 и 259—260 гг. Проблемы датировки второй кампании возникли в связи с раскопками в Дура-Эвропос. Как показывают данные раскопок, эта пограничная крепость римлян на Евфрате была захвачена в 253 г. персами, которые удерживали ее в течение нескольких месяцев. Вторично город попал в руки персов в 256 г., когда Шапур атаковал, а затем уничтожил город. Возник вопрос, какая из этих дат относится ко второй войне Шапура? Под походом на Ближнем Востоке с давних времен понимали военную кампанию, длящуюся не более одного года. Может показаться, что вторая война Шапура растянулась на несколько лет, включая годы 253 и 256,— так я и предположил в одной своей работе. Однако более тщательное изучение всех данных убедило меня, что такое предположение маловероятно и что 256 г.— дата второй войны. В 253 г. персы произвели лишь набег на Дура-Эвропос, не упомянутый в надписи на «Кабе Зороастра».

Пленение Валериана было беспрецедентным событием, и Шапур позаботился о том, чтобы оповестить мир — об этом событии сообщают его надпись и наскальные рельефы в Бишапуре и Накш-и Рустаме. Эти рельефы вызвали много споров, но кажется весьма вероятным, что они являются своеобразной иллюстрацией к надписи KZ, так что три римлянина, изображенные на рельефе в Бишапуре, это три римских императора: Гордиан, Филипп и Валериан20. Среди пленных, захваченных Шапуром в войнах с римлянами, было много ремесленников. В Антиохии в плен попал епископ, которого Шапур вместе с его паствой переселил в Хузистан. Город Гундешапур («лучшая Антиохия Шапура») был заселен пленными-римлянами, а плотина Кесаря в Шуштере — создание их рук. Пленных также поселили в Парсе, Парфии, Хузистане и в других местах, и они, по всей вероятности, составляли ядро сложившихся позднее в Иране христианских общин.

Укрепленный город Хатра, не раз отражавший атаки римлян, был вынужден сдаться Шапуру, очевидно во время его второй кампании. Завоеваниями Шапура можно объяснять разрушение и запустение таких городов, как Хатра, Ашшур, Дура-Эвропос, а также ряда других, что неизбежно должно было изменить облик областей на римско-иранской границе и в конечном счете нарушить некоторые торговые пути. Немало способствовали этому и сами римляне, когда в 272 г. император Аврелиан захватил и разрушил Пальмиру, в которой правила царица Зенобия. Начиная с этого времени Рим (позднее — Византия) и Сасаниды поддерживают систему пограничных буферных государств и владений.

Шапур одерживал победы не только над римлянами, но и на севере, в Закавказье, и, вероятно, на востоке. Сасанидская держава включала «Туран, Макуран, Парадан, Индию и Кушаншахр вплоть до Пешкабура и до Каша, Согда и Чача». Первоначально к империи был присоединен Туран, включавший почти всю область Келат в современном Пакистане. Возможно, что существует какая-то связь между Тураном, упомянутым в надписи, и Тураном — традиционным врагом Ирана в эпосе. Сейчас, когда мы знаем, что многие эпические циклы происходят из соседнего с Тураном Сеистана, такого рода предположение кажется вероятным. Не исключена также возможность, что царство Туран было создано выходцами из Средней Азии. Далее в надписи упомянут Макуран, который легко идентифицируется. Затем идет Парадан, его локализация остается проблемой, поскольку в источниках нет точных данных об этой области. Мне кажется, что Парадан мог находиться либо в Арахосии, либо в устье Инда, но не в Гедросии. Под Индией или Хиндустаном обычно понимается долина реки Инд, но я подозреваю, что в надписи речь идет только о районе по верхнему течению этой реки, к северу от современного Суккура в Пенджабе. Когда этот район оказался в подчинении Сасанидов, точно неизвестно.

Кушанская империя в это время уже пережила пору своего расцвета и, по мнению некоторых нумизматов, была расколота по крайней мере на две части — Бактрийское и Индийское царства. Соблазнительно предположение, что в надписи Шапура, где даются границы империи, речь идет лишь о рубежах северного Кушанского царства, которое, потерпев поражение, подпало под власть Шапура. Ведь нет данных о том, что сасанидские войска действительно достигали пределов Пешавара, Кашгара, Согдианы и Чача (Ташкента). До сих пор нельзя считать доказанным, что Пешкабур в надписи действительно соответствует современному Пешавару; ясно, что в любом случае речь идет об области или княжестве, а не о городе. Эта область могла либо ограничиваться Пешаварской равниной к востоку от современного Хайберского прохода, либо, что более вероятно, в нее входили все долины древней Гандхары, в том числе и район современного Джалалабада. Кашгар несомненно означает царство, которое могло простираться и на Западный Туркестан, и на районы к северу от Амударьи; не исключено, однако, что надпись имеет в виду действительные или мнимые пределы Кушанского царства до его границ с Кашгаром, понимая под последним сравнительно небольшое владение в Восточном Туркестане. Я склоняюсь в пользу именно такой точки зрения, поскольку Согдиана и Чач были государствами, основное ядро которых составляли соответственно Зеравшанская и Сырдарьинская долины. Иными словами, теоретически, если не в действительности, в пределы Кушаншахра должны были входить часть горного Памира и современного Таджикистана. Скудные археологические материалы и сведения китайских источников не противоречат такому мнению.

Итак, на северо-востоке Ардашир и Шапур (или только Шапур) добились, подчинения Кушанского государства. Самым удачным решением вопроса было бы отнести первое поражение и подчинение кушан ко времени Ардашира, а включение Кушаншахра в состав сасанидской империи датировать правлением Шапура. По всей вероятности, Мервский оазис при Шапуре, как и позже, был военным форпостом Сасанидов на востоке, и все, что лежало за ним, относилось уже к не-Ирану. Раскопки Каписы, к северу от Кабула, не дали окончательного ответа на вопрос о том, к какому времени следует отнести разрушение этого города. Некоторые данные указывают, что это, по-видимому, произошло еще до Шапура.

Список вельмож двора Шапура в надписи «Кабе Зороастра» гораздо более обширен и пестр, чем список придворных его отца. По данным этой надписи и по другим эпиграфическим памятникам можно составить представление о придворном протоколе и основных слоях сасанидской знати. В двуязычной (парфянской и среднеперсидской) надписи из Хаджиабада Шапур рассказывает о том, как он выпустил стрелу из лука в присутствии владетелей (царей стран, входивших в состав сасанидской империи), принцев, великих вельмож и малых вельмож. При дворе Шапура, как и при дворе Ардашира, еще не вполне сложилась иерархия высшего чиновничества, столь характерная позже для сасанидской империи; не было, например, должностей первого министра и главы жрецов. Функции большинства должностных лиц, перечисленных в надписи, нам неизвестны; некоторые особенности списка позволяют заключить, что сасанидский двор при Шапуре мало чем отличался от аршакидского двора. Несколько неожиданно присутствие в этом списке семи сатрапов (наиболее позднее упоминание этого титула в источниках), стоявших во главе областей или городов, по названиям которых именовались области. Сатрапии подчинялись непосредственно царю и центральной власти, а потому существовали только в Западном Иране. Области делились на территориальные округа, но, очевидно, не было единой системы административного устройства, обязательной для всей империи.

Хотя и принято считать, что при Сасанидах в наибольшей мере проявилась иранская реакция на эллинизм, тем не менее при Шапуре в Иране — в последний раз — пользовались греческим языком для царских надписей; покровительство Шапура греческим философам и ученым отражено в позднейших персидских сочинениях. Мозаики Бишапура, нового города Шапура в Фарсе, в которых сильно сказывается западное влияние, нельзя считать творениями одних только римских художников и ремесленников, попавших в число военнопленных. Можно предположить, что при Шапуре влияние греческой культуры в Иране вновь оживает, но его возрождение было очень кратковременным и не пережило Шапура.

По мере расширения империи увеличивался ее бюрократический аппарат, но и здесь можно наблюдать преемственность древних традиций. Из нескольких источников известно, что царские печати не рассматривались как личные и использовались разными должностными лицами, как это было и прежде. Как и в селевкидское время, на официальных сасанидских печатях мы не находим изображений — только надписи или монограммы. Изображения божеств, портреты людей или фигуры животных помещались лишь на личных печатях. Официальная печать служила, очевидно, важной прерогативой должности. Позднее на печатях появляются изображения жрецов — мобедов и других представителей зороастрийского духовенства, а также светских

чиновников. Печатями пользовались для всевозможных сделок и религиозных постановлений — всюду, где требовалось удостоверить подлинность документа или скрепление его подписями. Печати и их оттиски дают ценные сведения о географической номенклатуре и должностях сасанидской державы. Наряду с печатями следует упомянуть инсигнии — гербы или эмблемы, которые носили представители знатных родов в качестве знаков отличия. Многие из них представляют собой стилизованные монограммы или аббревиатуры, но в целом сасанндская геральдика — особая и сложная тема, до сих пор еще малоизученная. Инсигнии встречаются уже в парфянское время; весьма интересно сопоставление эмблем или гербов на головных уборах кушанской знати в скульптурных изображениях из Матхуры со знаками на кулахах вельмож из свиты Шапура, которые представлены в скальных рельефах Накши Раджаба, близ Персеполя. Появление в Иране все новых титулов и почетных званий, столь характерное для истории сасанидской державы, может быть отмечено и позднее, вплоть до XII в. Византийские авторы, как и позднейшие европейские путешественники, постоянно путали иранские «мена собственные с обозначениями должностей, титулами и почетными званиями.

Структура иранского общества при первых Сасанидах, по всей вероятности, была унаследована от Аршакидов. Деление на сословия, социальные и профессиональные группы свойственно многим обществам Ближнего Востока, так что индийские касты и сословия иранцев-зороастрийцев не являются исключениями. Страбон (XI, 501) говорит о четырех «разрядах» людей в Иберии (Грузии): высшая знать, жрецы, воины и простой народ, причем отмечает, что «имущество у них общее в роде, заведует и хранит каждое имущество старший». Когда зороастрийская церковь твердо упрочилась в Иране, она постаралась оформить и закрепить сословное деление общества в соответствии с установлениями веры. Известно, что позднее общество сасанидского Ирана делилось на четыре сословия — жрецы, воины, писцы и простой народ; это деление неоднократно рассматривалось исследователями. Большая семья (патронимия) и до настоящего времени сохраняет в Иране свое значение как носительница многих правовых институтов. В сасанидском Иране, несмотря на тенденцию к усилению централизации и возрастанию роли государственной власти, отличающей державу Сасанидов от Парфянского царства, большая семья продолжала выступать в качестве основной ячейки общества.

Известно, что Шапур был либерален в религиозной политике; во всяком случае, его веротерпимость составляет разительный контраст с политикой его преемников. Примечательно, что преемник Шапура — Хормизд Ардашир и другой его сын, будущий царь царей Нарсе, упомянуты среди тех членов царской семьи, для которых Шапуром были установлены особые огни, тогда как еще один сын Шапура — Варахран, царь Гиляна, не удостоился такой чести. Право Хормизда Ардашира (Хормизда I) на престол никем не оспаривалось, и он продолжал политику Шапура. Хормизд правил недолго. Его преемником стал Варахран, известный в мусульманской традиции как Бахрам. При Варахране происходят перемены в религиозной политике, как, вероятно, и в других областях жизни страны. К сожалению, источники сообщают очень мало об этом периоде сасанидской истории, а мусульманская традиция не содержит и намека на важные перемены и трудности, с которыми встретился Варахран. Ему наследовал его сын, носивший то же имя ('Варахран II) и царствовавший в течение 17 лет, после чего на трон вступил Варахран III, сын Варахрана II.

С этого момента начинается полоса междоусобиц. Нарсе, сын Шапура, уже давно достигший зрелого возраста, восстал и захватил трон. Среди акций Нарсе особо должна быть отмечена одна: он уничтожил в Бишапурской надписи на рельефе имя Варахрана I, заменив его своим именем. И это, и терпимость Нарсе к манихейству, в чем он следовал своему отцу, косвенно указывают на какие-то перемены в политике, происшедшие в правление Варахранов. При Нарсе римляне вернули себе утраченный престиж и часть земель, так что дальнейшие отношения их с Сасанидами строятся на основе равновесия сил. Сасанидская держава была теперь больше занята внутренними делами, чем внешними. Взаимоотношения крупных феодальных владетелей и царя царей оставались сложными, но некий modus Vivendi был достигнут: знать признала свою вассальную зависимость от дома Сасана.

Древний Иран

Читайте в рубрике «Древний Иран»:

/ Завоевания Шапура