Происхождение парфян
Происхождению парфян посвящено немало исследований. Многие детали и многие даты остаются пока неясными, однако общую картину событий можно восстановить с большой долей вероятности. Парфяне известны со времени Ахеменидов, когда они занимали территорию, примерно соответствующую современной области Хорасан. После смерти Александра Великого произошло передвижение племен в Западном Туркестане, в результате которого были уничтожены некоторые греческие форпосты в Средней Азии; Селевк I и его сын Антиох восстановили эти города и утвердили власть Селевкидов. Весьма вероятно, что среди переместившихся племен были и парны.
Установление владычества парфян связано по времени с возвышением греков в Бактрии. Существует традиция, согласно которой Арсак, первый парфянский правитель, был наместником бактрийских греков, восставшим и ушедшим на запад, чтобы основать свое царство. Проверить эту версию невозможно, но, видимо, сатрап Парфии (возможно, Андрагор, известный по монетам) восстал примерно в то же время, что и бактрийцы, а затем, после нескольких лет царствования, был побежден парнами под предводительством Арсака. Это событие может быть отнесено приблизительно к 238 г. до н. А Парфянская династия, как это известно и по западным, и по восточным источникам, называлась в Иране по имени ее основателя — Арсака (греческая форма). Вопрос об историчности первого Арсака может быть решен положительно с помощью одного остракона из Нисы, парфянского центра в Туркменистане,— в этом тексте упоминается потомок племянника Арсака. Имя Аршак (Arsak), давшее название династии, употреблялось всеми последующими царями на монетах, что затрудняет их точное определение. Это имя может быть истолковано либо как название рода, от авестийского arasa- «медведь» (в значении тотема), либо как «муж», «герой», из arsan-, что более вероятно. Аршакиды возводили свою родословную к ахеменид-скому царю Артаксерксу II и пытались сделать ее правдоподобной. В документах из Нисы встречается название Артахша-тракан, данное винограднику и связанное, очевидно, с именем Артаксеркса. Конечно, то, в чем старались уверить, могло совершенно не соответствовать действительности. Генеалогия Аршакидов была составлена в соответствии с традициями, обычными для иранских династий: царственное происхождение от предшествующей иранской династии сочетается здесь с бегством или изгнанием из Греко-Бактрии.
Укрепление и расширение Парфянского царства проходило довольно медленно и с трудом. Это проявилось уже вскоре после прихода Аршакидов к власти, когда Селевк II около 228 г. до н. э. двинулся против парфян, но был вынужден вернуться в Антиохию, так как там начались распри. Позднее Антиох III, подавив восстание Молона и его брата Александра, заручившись поддержкой Артабазана, правителя Мидии Атропатены (Азербайджан), и уладив дела в Армении, начал военные действия против парфян13. Поход этот начался около 209 г. до н. э., длился несколько лет, и Антиоху пришлось выдержать несколько сражений; конечным результатом явился мирный договор, по которому парфяне признавали верховную власть Селевкидов. Затем Антиох. выступил против Эвтидема и снова преуспел, добившись признания главенства Селевкидов. По-видимому, Парфянское и Бактрийское государства сохраняли верность Антиоху вплоть до 189 г. до н. э., когда он потерпел поражение от римлян в битве при Магнесии. Возможно, что на период между 209 и 189 гг. до н. э. приходится оживление греческого влияния в Иране, но сведений об этом в источниках нет.
Мы снова узнаем о парфянах около 171 г. до н. э., когда подлинный основоположник их могущества, Митридат I, занял трон. Точная дата его вступления на престол неизвестна, но источники говорят о нем как о современнике Эвкратида Бактрийского и Антиоха. В. Тарн полагал, что Парфия оставалась небольшим и сравнительно слабым государством, когда ей пришлось столкнуться с возродившейся мощью Селевкидов и одновременно с Бактрией — с Антиохом IV и его родственником Эвкратидом. Однако нет никаких данных о родстве этих двух греческих правителей, и тем более о их прочном союзе;. Бактрия и селевкидское государство вряд ли имели в это время общую границу. Власть Тимарха, наместника в восточных провинциях Селевкидов, не распространялась даже на район современного Тегерана — в период, когда Антиох IV начал свой поход на Иран, здесь распоряжались парфяне1б. Попытка Антиоха IV Эпифана вернуть утраченные Селевкидами земли на востоке не принесла успеха, но все же он сумел в какой-то мере восстановить позиции греков на западе Ирана; Экбатаны (Ха-мадан) были переименованы в честь Антиоха IV в Эпифанию (Стефан Византийский, s. v. Agbatana). Смерть Антиоха в 164 г. до н. э. открыла дорогу для дальнейших парфянских завоеваний.
Раскапывались два городища — Старая Ниса и Новая Ниса, примерно в 18 км к северо-западу от Ашхабада. Возможно, что Ниса была действительно первой столицей парфян или по меньшей мере городом, из которого происходил Аршак I. Размеры и великолепие раскопанных залов свидетельствуют о богатстве парфянских правителей. Неизвестно, было ли название Михр-даткерт, упомянутое в одном из нисийских острака, первоначальным парфянским названием Старой Нисы, или же оно появилось в результате переименования города Митридатом. В большом квадратном зале (60 X 60 м) находился клад изделий из слоновой кости, главным образом ритонов, украшенных сценами из греческой мифологии, расположенными по кругу,— красноречивые образцы цветущего эллинистического искусства в Восточиом Иране19. Некрополь и художественное убранство зданий (в том числе — обломки крупных статуй) позволяют предположить, что Ниса была местом культа умерших аршакидских царей. Находки фрагментов подобных статуй на городище Топрак-кала в Хорезме и в кушанском святилище в Сурх Котале, так же как и знаменитые статуи из Немруддага или большая бронзовая статуя из Шами, свидетельствуют о широком распространении культа, который можно назвать посмертным обожествлением царя-героя.
В Старой Нисе открыты также письменные памятники, наиболее ценные источники информации — более 2500 острака, найденных при раскопках винохранилищ. Это, по всей вероятности, учетные документы, а не налоговые расписки, как первоначально полагали исследователи, занимающиеся их чтением. Определение языка документов из Нисы вызвало немало споров, но сейчас можно полагать, что эти надписи, выполненные черной тушью на фрагментах сосудов, являются скорее парфянскими гетерографическими, чем арамейскими; соответствующая аргументация содержится в работах, на которые нам уже приходилось ссылаться. Документы из Нисы оказываются очень важными для изучения многих сторон истории и культуры Пар-фии при первых Аршакидах. Многие топонимические названия, упоминаемые в острака, отождествляются с современными селениями. Все имена собственных лиц — иранские, в большинстве зороастрийские по своему характеру. Документы датированы по аршакидской эре, с зороастрийскими (младоавестийскими) названиями месяцев и дней. Самый ранний из документов относится примерно к 100 г. до н. э., самый поздний — около 13 г. н. э. Большой интерес представляют и другие находки — захоронения костей в астоданах (костехранилищах), свидетельства существования греческого театра и т. п. Все это проливает новый свет на раннюю историю Парфянского царства.
Следующей столицей парфян был легендарный Гекатомпил лежавший вероятно, между современными Дамганом и Шахрудом (соответствующее ему городище еще не найдено). Гекатомпил упоминается как царский город парфян у Страбона, Плиния, Птолемея и других античных авторов, но остается неизвестным, когда именно он стал столицей. Исидор Хараксский не упоминает этого города, но сообщает, что в городе Асаак был впервые провозглашен царем Арсак и в честь этого события там поддерживался вечный огонь. Таким образом, на территории современного Хорасана существовал целый ряд городов, сыгравших важную роль в ранней истории Аршакидов.
Читайте в рубрике «Древний Иран»: |