Высокоразвитый обмен товарами
Крупные достижения ремесленников-муисков в ткачестве, ювелирном деле, гончарстве, добыче различного рода полезных ископаемых стимулировали начало производства непосредственно для обмена, т.е. товарного производства. Этому способствовала также и четко действовавшая система межплеменного разделения труда. Каждое из объединений специализировалось преимущественно на производстве одного продукта. Все это благоприятствовало развитию интенсивного обмена как между отдельными общинами муисков, так и обмену их с соседними племенами.
Очевидцы конкисты единогласно утверждают, что муиски не были хорошими воинами, они охотнее занимались мирными профессиями и больше всего торговлей. Искуснейшие торговцы, они отдавали обмену значительную часть своего времени, свободного от земледельческих работ. Тот факт, что обменное отношения играли огромную роль в хозяйстве муисков, нашел свое отражение и в религиозных воззрениях.
Главное божество южных муисков - бог-покровитель Чибчачум, что значит опора чибча, считался одновременно божеством торговцев, ювелиров и земледельцев. Хронисты упоминают его в специальных храмах, в которые жертвовали только торговцы. Были особые странствующие торговцы, специализировавшиеся на покупке у дальних племен живого товара, мальчиков-мохас с последующей продажей по высокой цене, правителям муисков для жертвоприношения их богу Солнца! В них можно видеть прообраз купцов, которые занимались не произвол и тельной деятельностью, а только обменом товаров.
Некоторые из важнейших предметов обмена, такие как соль, изумруды, плащи и ткани, производились муисками не столько для удовлетворения своих собственных нужд, сколько непосредственно для обмена. Обмен превратился в первейшую жизненную необходимость для общества. В Тунха существовал древний обычай, по которому каждый четвертый день в собственном селении саке открывался своего рода рынок, на который собиралось бесчисленное множество людей изо всех государств продавать и покупать товары.
Существовала строгая периодичность в работе "рынков и ярмарок", как внутренних, гак и внешних. Через каждые три или четыре дня "ярмарки" созывались в таких поселениях, как Богота, Сипакира, Турмеке; как правило, сюда приходили и заинтересованные соседи-иноплеменники, что способствовало более тесному экономическому сближению мелких государственных образований муисков; так, индейцы Соминдоко снабжали всю страну изумрудами, индейцы Немокона продавали соль северным муискам, у которых ее не было, и, что интересно, индейцы Тунха покупали соль в большем количестве, чем это было им нужно; остаток же в свою очередь перепродавали своим северным соседям, но гораздо дороже, чем покупали. Продукты ремесленного производства, гакие как гончарная посуда, ювелирные изделия, разнообразные изделия из хлопка: плащи, головные уборы, мешки, пояса и т.д., соль, сделанные из цветных камешков бусы, муиски приобретали на своих "местных рынках". О широких внешних связях муисков говорят археологические находки своеобразных парных гончарных сосудов из Перу периода мочика, такие же кувшины обнаружены в бассейне р.Каука в Колумбии. Морские раковины, предмет особой заботы и гордости муисков, служившие им музыкальными инструментами и украшением для жилища, приходили с Атлантического побережья.
Было несколько важнейших внешних обменных пунктов, где раз в восемь, дней собирались муиски. Вдоль р.Магдалены жили индейцы под общим названием япорогос. Они обменивали золото в песке, слитках и готовых украшениях на соль и плащи. Вдоль южных границ муисков - в селениях Койайма и Айре - собирались индейцы из Паска, они приносили с собой обычные для муисков товары - соль, изумруды, плащи, получая в обмен плавленое золото и украшения. От индейцев тропических льяносов на востоке поступала значительная часть хлопка-сырца и кожи, за которые они расплачивались готовыми раскрашенными плащами и, конечно, солью.
Индейцы северных племен, например, Сугагао, поставляли смолу, мех, агаву (из нее делали веревки и сети), коку и биху, мед Индейцы Тибакуя добывали воск для освещения. Индейцы Гуане сначала покупали соль у южных муисков и затем сбывали ее за золото северным племенам; индейцы Чигареры приносили на обмен причудливо раскрашенные калебасы и биху для окраски плащей.
Самой знаменитой была ярмарка, собиравшаяся под г. Велесом, в селении Сорокога, на берегу р. Суарес; здесь каждые восемь дней собиралось "великое множество народа из Боготы, Тунха, Согамосо, Гуане и соседних с муисками общин. Индейцы тропиков и высокогорных долин обменивались тем, что им давала земля и богатая природа. Существовал обычай совершать обмен на огромном камне, на котором все раскладывалось по кругу, эго предвещало счастливый исход всех сделок.
Интенсивный обмен должен был вызвать к жизни развитую систему мер, но сведений о ней почти нет. Известно только, что мерами длины у муисков были ладонь и шаг.
Существовала мера веса для маиса под одноименным названием аба. В раскопках под Согамосо колумбийский археолог Селис нашел простейшие весы - безмен.
Торговое дело было весьма опасным предприятием для каждого, кто решал им заниматься. На вопрос П.Агуадо, как индейцы торговали раньше, они отвечали, что любого чужеплеменника, вступившего на их землю, даже если это был торговец, могли ограбить или убить; рядовые общинники предпочитали обмениваться, не уходя далеко от родного селения.
Развитый сбыт и обмен вызвал к жизни различные меновые единицы; в качестве таковых служили: изумруды, плащи и хлопчатобумажные полотна и, наконец, небольшие золотые слитки, напоминающие современные монеты.
Муиски были единственным народом на континенте, применявшим в качестве меновой единицы небольшие, отлитые из золота диски. Х. Кесада впервые получил их в селении Гуачега. В казне сипы и саке, при их ограблении, были найдены сосуды тонкой золотой работы, наполненные небольшими круглыми дисками; как оказалось впоследствии, э го было не что иное, как дань, собранная незадолго до появления испанцев касиками, подчиненными правителям муисков. Соизмерялись диски не по весу, а особым способом: каждый вставлялся в отверстие, образованное между указательным и большим пальцами. В том случае, если диск был больше, его обмеряли специальными ленгами, сделанными из хлопка. Тогда, когда дисков не хватало, обменивали вещь на вещь По-видимому, золотые диски у муисков еще не стали всеобщим эквивалентом.
Чтобы оценить то огромное значение, которое имел в жизни индейцев обмен дисками, обратимся к Родригесу Фресле, который спустя 40 лет после конкисты в специальном послании, адресованном испанскому королю Филиппу II, писал: “Царский казначей уже представил Вашему Величеству доклад относительно индейской монеты, которой обмениваются индейцы. Это небольшие диски из золота, отличающиеся от испанского песо только тем, что они не промаркированы. Индейцы сами плавят золото и постоянно делают из него монеты, а потом пускают их в оборот, торгуя между собой и с испанскими купцами”.
Фальшивые ”индейские деньги” так долго находились в обращении, чnо к 1579 г. сложилось тревожное положение - испанское песо обесценилось, появились фальшивомонетчики, которые на индейских слитках низкопробного золота (т.е.всегда в сплаве с медью) ставили государственный штапм, а после предлагает в спешном порядке собрать всю индейскую монету и промаркировать ее, или принимать от индейцев из расчета за одно испанское песо-полтора песо индейского.
Чибча были опытными торговцами и великими ростовщиками т.к. имели обыкновение брать проценты, если за товар в срок не платили. Каждый месяц плата возрастала наполовину, поэтому цена на товар часто была в несколько раз выше по сравнению с его стоимостью.
Так как производство товаров сугубо на обмен и даже покупка их с целью перепродажи по более высокой цене были обычным явлением для общества муисков, то в стоимость любого предмета муиски вносили не только затраты на его производство, но и прибавляли к ней дорожные и прочие издержки с тем, чтобы получить прибыль. О том, что ростовщик, купец и должник были типичными явлениями общества муисков, говорит, в частности, характерное замечание Ф.Пиедраиты: “Подверженные праздности, пьянству и лжи, индейцы говорят правду только в одном случае, когда нужно сказать, сколько они должны или сколько должны им”.
Эти данные могут для нас служить косвенным доказательством того, что в общине муисков процветали долговые обязательства и связанное с ними имущественное неравенство ее членов. У муисков высокоразвитый обмен не только сближал экономически раздробленные государственные объединения, но и содействовал в самой активной форме разложению родоплеменных норм жизни и обострению социальной дифференциации внутри государств муисков.
Представление об обмене в стране муисков не было бы полным, без вопроса о путях сообщения. Когда Х.Кесада и его солдаты вышли, наконец, на Боготское плоскогорье, их взору открылись долины пересеченные во всех направлениях широкими вымощенными дорогами. Последующие исследователи считали сообщение Х.Кесады вымыслом. Однако тщательное изучение испанских хроник позволяет сделать вывод: суна - древняя индейская дорога, выложенная тростником и булыжником , служила военной, религиозной и торговой сетью, соединявшей различные племена, входившие в состав государств муисков.
Колумбийский археолог Л.Аранго пишет, что испанские конкистадоры что-бы они не открывали, всегда пользовались индейскими дорогами; дороги пересекали Анды и связывали муисков с Тихим океаном и с Атлантикой; дорога из Согамосо, тянувшаяся на 100 км в восточные льяносы, существовала еще в конце ХVII столетия.
Дороги использовались для передвижения военной отрядов, вдоль них стояли крепости, в которых хранились военное снаряжение и пищевые запасы на случай большого похода. Вдоль дорог располагались многочисленные храмы и святилища, посвященные и богам войны. Из каждого поселения к священному озеру Гуагавига пролагался специальный путь, по которому двигалась религиозная процессия гой или иной общины на церемонию Эльдорадо.
В каждом селении "суна" шла от дома правителя к местному святилищу, расположенному поблизости в скалах или на холме. Такая дорога, шириною в 4 м, длиною в 3“4 км, была прямая и ровная, и, проходя через холмы и горы, не отклонялась ни на один градус в сторону два раза в год по ней проходили торжественные процессии, посвященные праздникам посева и урожая.
Небольшие дороги вели также к водоемам и прудам, в которых совершали Омовение представители знати. Через каждый четвертый или восьмой день дороги муисков заполнялись торговцами; с тяжелой ношей на спине они устремлялись на рынки, проходя иногда до 30 км в день.
Читайте в рубрике «Муиски»: |