Основные виды хозяйственной деятельности

Основные занятия муисков Основные занятия муисков

Благоприятные климатические и почвенные условия, достаточная высота, чтобы смягчить климат тропиков, что особенно содействовало развитию культуры муисков, обилие сравнительно ровных долин, плодородная почва и травянистые саванны способствовали тому, что земледелие стало основой хозяйственной жизни индейцев муисков и родственных им племен.

Времена года в стране и на плоскогорье Богогы определяются одной закономерностью - два раза в год пояс дождевых облаков проходит над Колумбией. Каждый район имеет последовательно сменяющиеся периоды дождей и засух, которые можно было бы условно назвать летними а зимними сезонами. Два периода дождей (2 зимы) и два засушливых периода (2 лета) приходятся на каждый год. Первый период дождей (примерно с марта по май) наступает, когда солнце движется к северу, второй (сентябрь, октябрь я ноябрь) при движении солнца к югу. Этому ритму смены климатических сезонов были подчинены все земледельческие работы муисков, весь строй их оседлого хозяйства, календарь, обряды и т.д.

Муиски не знали ни пшеницы, ни ячменя, ни риса - основных зерновых культур Старого Света, Однако отсутствие и того и другого сполна компенсировалось маисом. Этому способствовал и его особенности: возможность использования как в зрелом, гак и в зеленом виде, способность маиса плодоносить в самых разных климатах, а также долго храниться, высокая урожайность и высокая калорийность маисового зерна.

Муиски культивировали около 13 сортов маиса (по-чибчасски 'аба'): белый, желтый, розовый, светло-красный, пурпурный, черный и т.д. В языке муисков имелись специальные обозначения для зеленого маиса, засохшего маисового стебля, маиса попорченного при рубке, или после сбора урожая и т.д.

Муиски использовали маис полностью: початки варили, делали из них суп, зерно мололи и из полученной муки 'суке' приготовляли особого вида хлеб (муку не просеивали). Делали также "больос", это был “индейский хлеб” небольшие булочки или лепешки заворачивали в маисовые листья, вываривали в котле с водой или поджаривали. Мягкая и нежная паста из кукурузной муки до сих пор зовется в деревнях “индейской кашей”.

Из заквашенного на воде маисового зерна муиски изготовляли алкогольный напиток - чичу, “сапкуа” на языке чибча, которая потреблялась во время торжественных и религиозных церемоний. Каждое племя имело специальные участки земли, предназначенные для производства маиса в ритуальных целях. Индейцы считали, что чича имеет магическую силу, приносящую победу над врагами и благополучие в жизни. Маисовые стебли шли в качестве подручного материала для украшения жилища. Из них плели циновки и ковры, покрывавшие стены и полы домов, а также изготовлялись корзинки, мешки и т.д. Со всем основанием можно сказать, что культура муисков была маисовой культурой.

Из других злаковых взращивалась киноа - известная под названием перуанского риса или перуанской гусиной лапки. В высокогорных долинах она заменяла маис. Киноа занимала видное место в пищевом рационе индейцев, ее сеяли вместе с картофелем. Из семян киноа индейцы делали муку. Предварительно зерно отмачивали, чтобы удалить ядовитые вещества, вызывавшие рвоту. Из муки приготовляли лепешки и весьма питательную кашу с приправами из соли, перца и некоторых трав. После прихода испанцев киноа была вытеснена привезенной из Европы пшеницей, и в колониальное время эта культура была забыта.

Из многочисленных клубневых на первом месте стоял картофель. Индейцам были известны многие сорта картофеля (более десяти), определявшиеся по цвету: белый, желтый, фиолетовый и т.д.

Помимо картофеля, муиски взращивали батат, сладкий картофель, известный в Перу и Восточной Полинезии под названием 'кумар'. Хроники не сообщают нам, как называлась эта культура на языке муисков, ни каких-либо других сведений относительно ухода за ней.

Кубиа, по вкусу напоминающая европейскую репу, была одной из излюбленных культур индейцев. Она занимала значительное место в их пищевом рационе и часто шла вместо хлеба.

Арракача, - андский сельдерей. Использовалась для производства муки, шла в пищу в сыром и вареном виде. Известны были два вида с красными и зелеными листьями (желтый и красный корень).

Юка - одно из самых популярных и повсеместно распространенных в Южной Америке растений. Муиски умело отмачивали ядовитые корни юки, делали из нее хлеб и ели жареной, более всего в жарких долинах вдоль склонов Восточных Кордильер.

Чибча были знакомы и другие клубневые культуры, не акклиматизировавшиеся в европейских странах - такие как “ибиа” - сладкая репа, ямс, 'рубиа', напоминающая нашу брюкву или свеклу и др.

Культивировались также томаты, фасоль, тыква. В качестве приправы муиски любили перец -"ахи", без которого не обходилось ни одно кушанье.

Помимо овощей страна муисков была богата фруктами. Близость тропиков, окружающих Богогское плоскогорье со всех сторон, развитые обменные отношения с населяющими их индейцами сделали возможным культивирование и в умеренных зонах ананасов, гуайявы, плодов, напоминающих вкусом персики и вишню. Хроники упоминают, что летние резиденции верховных правителей муисков были окружены обширными садами, в которых выращивались изысканные фрукты.

Наконец, значительное место в экономике муисков занимало разведение таких технических культур, как "питы" (вил агавы, из нее получали очень гонкое волокно) и хлопчатника. Муиски выращивали хлопок у подножия западных склонов Восточных Кордильер в умеренной и жаркой зоне, особенно в районе расселения индейцев чипага. Однако нужно сказать, что под натиском соседних племен муискам приходилось покидать эти земли или защищать расположенные на них плантации хлопка, питы, юки с оружием в руках. Известно, что с этой целью около них постоянно находились специальные воинские отряды. Часть хлопка (в необработанном виде) муиски получали через обмен.

Большую роль в жизни индейцев, как ритуальное очистительное и медицинское средство играла яйо - кустарник, вариант перуанской коки. Индейцы муиски покупали ее в долинах расположенных у подножия Кордильер; айо была одним из главных предметов обмена, который муиски вели с жителями жарких долин.

Мы не знаем, добывали ли муиски сахар из маисового тростника, как эго делали астеки. Во всяком случае, известно, что они были большими любителями пчелиного меда. В отличие от европейцев они разводили и содержали пчел на особых деревьях.

Муиски выращивали несколько сортов табака. В захоронениях найдены короткие каменные трубки. Табак не только курили, но и нюхали. Для культивирования табака
был необходим умеренный, скорее теплый климат. Самые хорошие сорта его выращивались индейцами под Тунхой.

В первые же годы колонизации испанцы построили в Туихе мельницы для помола табачного листа. Вывезенный в Испанию, он стал известен как “табак из Тунха”. Он стоил очень дорого.

Земледельческий календарь муисков был приспособлен к особенности климата на плоскогорье Боготы. Выше 2800 м над уровнем моря муиски возделывали картофель, маис и киноа. Ниже - гам, где климат теплый, - возделывали юку, бобовые и арракачу. На более низких высотах в тропической зоне обработка почвы велась только на склонах холмов и в ущельях рек. Здесь произрастали различные сорта юки и фрукты. Интересно, что когда на холодных землях бывал неурожай маиса, его высеивали на плантациях, расположенных в жаркой зоне.

Год муисков состоял из 12 месяцев. В январе во всех долинах плоскогорья начиналась подготовка земель для посевов и распределение их между различными культурами, с тем, чтобы они были засеяны к ущербу луны в марте, когда начинается дождливый сезон первой зимы.

Сначала сажали картофель, выбирая для этого самые солнечные дни января, месяца, как правило, сухого и жаркого, На посев шел самый мелкий картофель. В марте появлялись первые ростки, к концу июля урожай уже поспевал.

В первых числах июля индейцы обрывали цветы и листья ботвы, оставляя один главный стебель, т.к. эго, по мнению индейцев, должно было увеличить размер и количество клубней. Этот факт доказывает, что муиски имели древние земледельческие традиции. В начале августа, в разгар второго 'лета', муиски вновь сажали картофель меняя при этом поле. Таким образом два урожая в год давали обильные плоды, составляя основу пищевого рациона каждой индейской семьи. В связи с тем, что климат плато был умеренный, маис давал урожай раз в год.

В январе-феврале сеяли и киноа, и бобовые, и дру- | гие клубневые* "Ибиа", "рубиа"29 созревают уже через 3 месяца, бобовые только в ноябре месяце, в самом конце года снимают арракачу. Разнообразие культур и напряженный цикл земледельческих работ, от посева до урожая, занимали весь календарный год у муисков и требовали привлечения значительных людских резервов и времени.

В 1950 г. археологи С.Кубильос и Э.Хаури обследовали под селениями Чоконга, Факагагива, Токансипа, Тунха и др. (г.е. в различных уголках государств муисков), что казалось им остатками земледельческих террас на горных склонах. Они обнаружили много признаков искусственно поднятых гряд, возвышений, образующих небольшие террасы - около 2 метров шириной и длиной до 0-18 метров, - способные остановить сток дождевой воды. Многие из них построены на двух или грех различных уровнях, образуя параллельные ряды.

По свидетельству многочисленных авторов ХVIII-XIX вв. в их время в долинах все еще можно было видеть участки земли, пересеченные правильными рядами широких гряд, - следы древней системы обработки земли.

Искусственные террасы на равнине и на горных склонах муиски обводняли с помощью каналов, в которые вода поступала из ближайших рек и искусственных водоемов на вершинах склонов, заполнявшихся во время сезона дождей.

Но, по-видимому, система ирригации у муисков не была развита и упорядочена в такой степени, как у инков. Так, С.Кубильос и Э.Хаури считают, что возведение террас производилось силами общин и вся система едва ли находилась под таким строгим государственным контролем, как эго было в древнем Перу, где условия жизни были более суровы. Постоянная смена дождей и солнечного тепла по-видимому, избавляла муисков от забот, связанных с регулярным поддержанием порядка в обводняющей сети.

Создание муисками террасной системы земледелия было значительным культурно-историческим достижением этого народа. Эту весьма эффективную систему дополняли разнообразные агротехнические приемы. Такие, например, как подрезание ботвы у картофеля и томатов в целях повышения количества и качества урожая, смена полей под разными культурами, что способствовало повышению плодородия почвы. Муиски применяли искусственные удобрения. Добывавшаяся ими соль вносилась в поля перед посевом маиса, картофеля и других культур. Все это свидетельствует о развитых земледельческих традициях.

Важно подчеркнуть, что поливное террасное земледелие не было монополией муисков в древней Колумбии. Создатели культур киндио, тайрона и других также развивали ирригационную систему; остатки древних террас и поныне видны в долинах реки Кауки, в горах Сьерра-Невада.

К сожалению, хронисты не сообщают данных о количественных показателях земледельческого хозяйства древних муисков. Однако, несомненно, большой ассортимент возделывавшихся растений (более 30) умеренной, холодной и жаркой зоны, развитые агротехнические приемы, система террас и каналов давали экономический эффект, приведший к появлению постоянного прибавочного продукта. Большую роль в этом сыграл маис - главная зерновая культура, в высшей степени продуктивная, даже при самых отсталых Способах возделывания земли.

Несомненно, что поддержание порядка в оросительной системе требовало не только привлечения значительных людских ресурсов и кооперирования усилий соседних общин, но и делало экономически необходимым усиление функции управления и организации производства, - эти функции присваивались нарождающейся знатью. Необходимость проведения крупных общественных работ создавала предпосылки для выделения знати в класс организаторов и управителей я в значительной степени ускоряла этот процесс.

Большое место в экономике муисков занимали охота и рыболовство. Фауна Боготского плоскогорья была богата и разнообразна. В хрониках упоминаются обезьяны, медведи, броненосцы, ленивцы, муравьеды, тапиры и т.д. В многочисленных реках и озерах, кроме рыбы, водились тюлени, скаты, нутрии, крокодилы.

Основными объектами охоты были олени и дикие кабаны. В момент появления испанцев, олени бродили по горным лесам и долинам огромными стадами: Х.Кесада свидетельствует, что их в изобилии хватало муискам гак же, как и европейцам скота. В некоторые дни индейцы приносили испанцам в качестве провианта до 150 голов оленей. Птица и кролики доставлялись сотнями.

Спустя 80 лег после завоевания П.Симон писал, что оленей оставалось довольно много, несмотря на хищническое истребление их испанцами.

Олень играл видную роль в мифологии муисков и в быту. Он час го выступал в качестве умилостивительной жертвы. Из костей его делались различные инструменты. С оленями сравнивает сипа своих лучших воинов, которые также быстры и ловки. Испанских лошадей индейцы считали оленями несколько отличного вида.

Право охотиться на оленя и употреблять его мясо у муисков было закреплено за знатным сословием (такое же запрещение в государстве инков распространялось на викунью и ламу).

По сообщению Х.Кесады, во многих крепостях он обнаружил склады оружия и провианта на случай войны.

Было найдено много копченого оленьего мяса, хорошо сохранившегося. В мирной жизни вкусная оленина была составной частью меню верховных правителей и их свиты. Оленину ели во время религиозных праздников.

Из шкуры - оленя делались плащи и шапки для знати, в них заворачивали мумифицированные тела умерших людей знатного сословия.

Известно, что у таких развитых народов, как ацтеки, майя, инки, лук и стрелы потеряли свое военное значение и не употреблялись как оружие. Такая же картина наблюдалась и у муисков, но, очевидно, лук и стрелы продолжали сохранять свое значение как орудие охоты.

В отличие от инков муиски не знали животноводства. Ни лама, ни альпака не водились на Богогском плато. Имеются сведения, что попытку одомашнить оленя сделали жители бассейна реки Магдалены. В местечке Толима испанцы неоднократно видели во дворах индейцев прирученных оленей. Муиски одомашнили дикую морскую свинку, из птиц - разные виды голубей, куропаток, уток, которых в большом количестве разводили на озерах и прудах. Несомненно, отсутствие крупных животных, пригодных для приручения, ставило муисков в менее благоприятные условия по сравнению с жителями Андского нагорья.

Какими же инструментами производились основные хозяйственные работы? Прежде всего нужно отметить, что муиски не знали металлических орудий. И хотя П.Агуадо сообщает об использовании индейцами провинции Ибаке медных топоров археологическими раскопками медные орудия пока не обнаружены. Основная масса орудий труда делалась из камня, костей животных и различных пород дерева. Э.Селис подчеркивает, что муиски производили весьма разнообразный ассортимент инструментов, приспособленных для сложных и специализированных операций.

Из камня выделывались топоры на деревянной рукоятке, употреблявшиеся при рубке и обработке стволов деревьев, а также долота, резца зубила, скребки и ножи из обсидиана с двойным лезвием для срезки маиса и тростника, гладилки для полировки глиняных изделий, штампы для нанесения узоров на ткани, матрицы для производства ювелирных изделий, каменные пестики и жернова дли размола маисового зерна и глины, шедшей на керамические изделия. Зернотерки делались самых разных типов и размеров.

Из кости производился богатый ассортимент игл различного диаметра до тончайших, употреблявшихся для шитья плащей, до очень толстых, применявшихся при обработке шкур, оленьих и звериных, а также шила, крючки для копьеметалок, скребки, ножи и т.д.

По-видимому, производительность деревянных орудий труда была олень низкой. Однако нужно подчеркнуть, что несмотря на примитивность земледельческих орудий у муисков, они были достаточно приспособлены для всех земледельческих операций. До сих пор потомки древних муисков, современные крестьяне департамента Кундинамарка и Бояка, употребляют деревянные орудия груда при подготовке земли к посеву и при выкапывании картофеля.

Муиски

Читайте в рубрике «Муиски»:

/ Основные виды хозяйственной деятельности