Ювелиры, гончары, ткачи и другие ремесленники

Ювелиры муисков Ювелиры муисков

В древней Америке мы наблюдаем своеобразный путь. Здесь расширение сферы производительной деятельности произошло за счет отделения ремесла от земледелия. Поэтому особенно важно определить характер ремесленной специализации и ее место в экономике общества муисков.

По данным хроник трудно составить полное представление о степени выделения ремесленников из среды земледельцев-общинников, но некоторые факты позволяют пролить свет на одну из важнейших сторон общественного разделения труда у муисков.

Общее количество золота, награбленного Х. Кесадой и его солдатами при завоевании индейских государств даже по преуменьшенным данным, было оценено в 245 тыс. Песо.

Не было долины или селения, где бы испанцы не захватили золотых трофеев, не было индейцев, которые не приносили бы в качестве дара "сыновьям Солнца" диковинные золотые украшения. И тем не менее, испанцы были разочарованы! - они искали нечто большее-золотые копи, а их не было. В стране, где золотая поделка была обыкновенным, рядовым явлением, не удалось найти месторождений золота. Оказалось, что индейцы доставали золото для уплаты дани путем обмена, покупали его на рынках, что расположены на севере страны в сьерре Опона, на юге - в Нейве и на другой стороне реки Магдалены. Там жили индейцы, издавна обрабатывавшие золотые копи и обменивавшие золото на другие товары.

Позднее испанцы сами убедились в этом. Богатые золотые копи были обнаружены ими на юге страны в поселении Нейва, индейцы которого торговали золотом с муисками, а также выплачивали его в виде дани. Значительные золотые россыпи обнаружил Алонсо де Люго у индейцев панче по левую сторону Великой реки. Индейцы япорогос, населявшие большие и малые притоки Магдалены вдоль всей западной границы муисков, намывали золотой песок в реках и также обменивали его у муисков. Золото приходило и из более дальних районов, из бассейна реки Кауки, отделенного от Новой Гранады мощной грядой Центральных Кордильер. Здесь обитали высокоразвитые племена голима, кимбайя и др., давшие великолепные образцы золотой торевтики.

Интересно, что золото приходило в страну муисков не только в виде золотого песка и в слитках, но и в виде уже готовых золотых поделок и украшений.

В 1538 г, брат Х.Кесады в долине Нейвы получил в обмен на стеклянные бусы от индейца, приплывшего с другой стороны реки, 14 нагрудных пластин в форме сердца. Следовательно у муисков пользовались спросом как украшения своих мастеров, гак и изделия других племен, выполненные в ином стиле и манере, и, возможно, технологии.

Каково же было место ювелиров в экономическом производстве муисков? X. Кастельянос и Ф.Пиедраита сообщают нам об интересном событии, случившемся незадолго до конкисты в государстве Гуатавига. Гуатавигяне, прославленные золотых дел мастера, разошлись но разным провинциям, зарабатывая на хлеб себе и своим семьям.

Тем самым они перестали выполнять обязательства, которые должны были выполнять перед своим правителем согласно их законам. Правитель Гуагавиты, видя ущерб, который наносило ему подобное положение, под страхом наказания приказал всем ювелирам вернуться домой. Он постановил также, что в случае, если кому-нибудь из его Соседей понадобятся услуги ювелиров, он отдаст их во временное услужение в обмен на удвоенное количество подданных с тем, чтобы они служили ему пока ремесленники работали в чужой земле.

Хронисты утверждают, что ремесленники Гуагавиты были не единственными, но одними из лучших ювелиров в стране муисков. Едва ли можно предположить, что их полностью освобождали от земледельческих работ. Описанный выше случай - свидетельство нового, качественного скачка в развитии ремесла: ювелир-муиск превратил свою профессию в основной источник своего существования. Постановление правителя Гуагавиты не только узаконило эго положение, но и превратило труд ремесленника в своего рода товар, приносящий прибыль. Труд одного ювелира приравнивался к труду двух общинников, не занимавшихся работами по металлу, Х.Касгельянос сообщает, что у индейских сеньоров были в изобилии благородные металлы, добытые и обменом и другими путями, а так как главным их богатством считалось украшение как живых, так и мертвых, то требование правителя Гуагавиты было легко выполнить, и в короткое время имел он более двух тыс. иностранных поданных, в качестве возмещения его собственных ремесленников.

Следовательно, правитель государства по просьбе соседей смог выделить на небольшой срок 1000 ремесленников-гуатавитян. Даже если считать эту цифру преувеличенной, должно признать, что в государстве Гуагавиты ювелирное ремесло было высоко развито и занимало значительное место в его экономике, принося ему большие доходы.

По данным хронистов муискам были известны золото, серебро и медь. Однако изделия из чистого золота - редкость в археологических находках, зато чисто серебряные и медные предметы были найдены.

Подавляющее количество золотых поделок муисков сделаны из сплава золота с медью, - гумбаги, равнозначного по качеству аравакскому "гуанину" или карибскому "карикари". Медь муиски добывали недалеко от селения Моникира, где найдены древние разработки этого металла Испанцы, получая дань золотыми изделиями, жаловались на невысокое содержание в них золота и значительную примесь меди.

Муиски знали несколько трав, настоем из которых медь вытравлялась с поверхности изделий, где оставался гонкий золотой слой, В области технической обработки ме-галлав муиски были очень изобретательны: им была известна массивная отливка в сплошной форме и отливка способом потерянного воска, чеканка, металлопластика, штампование, протяжка, плющение, сварка, накладка листами. Найдено много изделий с оставшимися внутри глиняными формами, многочисленные каменные матрицы с вырезанными на них рельефными изображениями (например, использованный как матрица каменный голов с обозначенными на нем человеческими фигурками). Ювелиры-муиски использовали в ювелирном производстве каменный уголь. Раскопками обнаружены различного вида паяльные трубки, горнила, плавильные тигли.

Украшения, покрывавшие тело знатного индейца, были разнообразны. Среди них встречаются золотые короны в виде тиар, серьги-овальные, круглые и прямоугольные, украшавшие уши и нос; пользовавшиеся большим спросом, имевшие сакральное значение - нагрудные пластины в виде сердца, дисков, антропоморфные и зооморфные, церемониальные жезлы и прочие атрибуты власти. Все эго в изобилии покрывало тело - и правителями воина, и жреца, и умершего знатного индейца.

Огромные золотые щиты-пластины и изображения тотемных пред ков-покровителей (соколов, например) украшали ворота дворцов знати и храмов; бесчисленные фигурки божеств обширного пантеона муисков заполняли своеобразные глиняные сосуды-копилки, зарытые в земляной пол храмов; зачастую столбы, подпиравшие их своды, были обиты золотым листом.

Небольшие золотые диски, служившие меновой единицей, занимали видное место в обменных операциях.

Можно сделать вывод, что мастера-ювелиры у муисков выполняли вполне оформившийся классовый заказ, их ремесло служило закреплению уже довольно четко развитого социального разделения.

Целая группа предметов мелкой золотой скульптуры муисков - получила название тунхос. Среди них представлены не только люди и животные, но и целые композиции, как например, найденный в 1856 г. в озере Сиеча изображение девяти воинов, сидящих на корточках на плоту, выполненное в своеобразной манере.

Типичная тунха - это удлиненная прямоугольная или треугольная пластина с овальной головой и трапециевидным телом, выполненная способом потерянного воска. Средняя величина тунхос от 4 до 12 см. Отличительной особенностью этих золотых изображений является отделка их филигранью. Вытянутая золотая проволока схематично подчеркивала линии рук и ног, овал лица, глаза, нос и губы.

Руки-проволочки, которые всегда расположены на груди, держат какой-либо предмет, чаще всего копьеметалку, лук и стрелы, жезл, символ власти,- все эти детали также выполнены филигранью. Ноги намечены двумя золотыми трубочками без особой обработки, иногда с едва намеченными пальцами. Изображение покрыто всеми видами украшений от серег до ожерелий и браслетов на шее, руках и ногах. Особенно тщательно отделаны головные уборы, по ним можно судить о том, что, по-видимому, каждое племя сохраняло свой особый костюм; здесь встречаются замысловатые тюрбаны, плотно облегающие голову тиары, короны, ленты-повязки и г.д.

Женщины изображены с детьми за спиной или на плече; в руках их мотыги, вертикальный ткацкий станок и т.д. Схематично и абстрактно намеченные черты лица и части тела тунхос отвечают некоей довольно условной, но сложившейся манере изображения, вполне определенному стилю, в котором за кажущейся небрежностью и несовершенством скрывается своеобразно выполненный замысел дать реальный образ человека, правителя со всеми атрибутами власти, или вооруженного воина, или мать с ребенком, исполненную в необычной для европейского глаза манере.

Интересно отметить, что муиски при изготовлении своих тунхос пошли по очень грудному пути, избрав технику филиграни. До сих пор специалисты недоумевают, каким образом им удалось, так разнообразно использовать золотую проволоку и припаивать ее на пластину - основу, если спаивающие материалы не были известны.

Кого представляют собою эти своеобразные тунхос и для каких целей они отливались? Думается, что ответ на этот вопрос следует искать в области религиозных представлений.

Социальное расслоение у муисков зашло далеко. Выделилось в особую касту жречество. Оформилась особая религия знатного сословия со своими собственными богами-покровителями, ей были противопоставлены религиозные верования простых общинников-земледельцев в виде развитой системы культа предков: личных и семейных богов-покровигелей.

Муиски были не только превосходными ювелирами, но искусными гончарами. В одном из селений в объединении Тунха испанцы обнаружили так много гончарных изделий, что назвали его "селением горшечников". Вполне возможно, что эго было поселение, жители которого в основном занимались гончарным производством, подстегиваемые высоким спросом на продукты своего труда на регулярно собиравшихся ярмарках.

Нет данных, которые бы характеризовали гончарство у муисков так же убедительно и красочно, как это сделано в работах мексиканских хронистов.

Гончары, выполнявшие одновременно различные земледельческие работы, добились в своем ремесле довольно совершенного уровня, с помощью самой элементарной техники моделирования - "накручивания по спирали". По форме орнаментации и назначению нужно выделить три группы керамики, одна из них - чисто утилитарного назначения. Огромные кувшины "гача" предназначались для приготовления и хранения чичи, важное место они занимали и в соляном производстве.

Соляной раствор оседал в сосудах, вмещавших до 50 л, и, застывая образовывал твердую белую массу, которую нужно было извлечь, предварительно разбив кувшин. Соляной промысел занимал видное место в экономике чибча-муисков, и поэтому производство посуды специально для добычи соли требовало постоянных усилий гончаров-ремесленников.

Глиняные сосуды чисто утилитарного назначения очень просты по оформлению. Типичный пример - мукура-круглодонный кувшин с широкой горловиной и ручкой, гладкий, почти без орнамента. Такие кувшины изгоговлялись по мере надобности любым членом общины и не выходили за пределы домохозяйства.

Ко второй группе керамики нужно отнести изделия, изготовлявшиеся, по всей видимости, специально на продажу. Жителей таких селений, как Тинхака, Ракира, Токаясипа, Гуатавита и Гуаска, испанские хронисты с полным правом называли горшечниками. Эго были древние центры доиспанского гончарного производства, специализировавшиеся на производстве искусно сделанных, изящных по форме и росписи сосудов.

В раскопках было найдено бесчисленное количество кувшинов, горшков, чаш, блюд, подносов, котлов. Наиболее типичен для керамики муисков шаровидный сосуд с высоким цилиндрическим горлышком с изображенным на нем человеческим лицом. Много форм цилиндрических, полусферических, с круглым и конусообразным дном. Две-три небольшие ручки соединяют горлышко с туловом сосуда. Керамика покрыта богатой полихромной росписью. Цветная палитра гончаров-муисков была разнообразна, они применяли белую, желтую, красную, серую, коричневую и черную краски, каждую в двух-трех оттенках. В декоративных мотивах преобладают геометрические линии круги, спирали, квадраты и треугольники, встречаются антропоморфные и зооморфные изображения. Помимо росписей, сосуды часто украшались многофигурной насечкой и ленточными рельефами.

Третью группу керамики представляет мелкая пластика, Это большей частью сосуды в виде человеческих голов и фигур, предназначенные для культовых целей. Интересно, что глиняная скульптура муисков полностью повторяет своеобразие золотых тунхос. Здесь схематично намеченное человеческое тело, чаще всего в положении сидя. Ноги и руки смоделированы небрежно, это “проволочки”, выполненные на этот раз из глины, локоть одной руки на коленях, другая рука лежи на плече. Как и в тунхос, скульпгоры-муиски все внимание и мастерство сосредоточивают на изображении лица и головного убора. И здесь перед нами строго выраженный канон: полуприкрытые глаза, губы в полуулыбке намечены параллельными линиями, резко выступающий нос. Тщательно изображенные головные уборы разнообразны и вместе с детально выписанными украшениями на теле призваны нести большую социальную или культовую нагрузку в зависимости от назначения скульптуры. Большей частью это изображения правителей, знатных воинов, родовых предков, определить их более точно нет возможности.

Хронисты часто упоминают о глиняных идолах находившихся в храмах. Многие из этих глиняных скульптур имеют отверстие на голове или на животе, представляя собой своеобразные “копилки”, в которых хранились обильные жертвоприношения: золотые тунхос и изумруды. Многие из них или стояли на земле вдоль стен храма или закапывались по шею в пол. Как только такая копилка наполнялась доверху, жрецы извлекали ее из земли» закупоривали и прятали в потайном месте.

К сожалению, трудно сказать, превратилось ли гончарное производство у муисков в профессию, выделились ли гончары-муиски из среды общинников в особняком стоящее сословие ремесленников. Можно лишь предположить, что объединения Гуаска, Гуатавита и др., стоявшие на пересечении важнейших торговых путей и занимавшиеся производством посуды на обмен, стояли на пороге такого выделения. Большая же часть гончаров продолжала, по-видимому, выполнять многочисленные повинности, которые накладывались на них зародившейся государственной властью.

Из других ремесел, достигших высокого развития у индейцев Боготского плоскогорья, следует отметить ткачество, которое занимало совершенно особое место в производстве муисков.

Прежде всего нужно сказать, что муиски выращивали хлопок не в холодных долинах, а на плантациях, расположенных у подножия Кордильер в тропической зоне.

Самостоятельное производство хлопка становилось делом все более обременительным в связи со все усиливающимся натиском соседних племен. Вот почему большое количество хлопка-сырца приобреталось путем обмена. Его вывозили, главным образом, из жарких долин северных племен. За каждую поклажу (груз) хлопка-сырца (т.е. столько, сколько может унести один человек) платили один плащ. Полученный хлопок муиски пряли, ткали и раскрашивали. Из одной поклажи можно было изготовить один большой плащ и четыре маленьких.

Хлопок-сырец подвергался дальнейшей обработке в домохозяйстве каждого муиска. Сначала его пряли на веретенах. Каменные, глиняные, костяные, деревянные пряслица и веретена представлены не только в археологических раскопках, веретено - необходимая принадлежность любого женского изображения - гунха. Хронисты сообщают о том, что у муисков женщины занимались ткачеством в свободное от домашних работ время. А.Самора пишет, что женщины постоянно пряли нить или сидели за станком, выделывая плащи и другие вещи, в которые они одевали своих детей и мужей.

Плащи (на языке муисков "бой') ткались всегда прямоугольной формы, потом их края обшивались. Длина плаща обычно равнялась 2 метрам, ширина же - в зависимости от ширины ткацкого станка - колебалась от 80 см до 1 м 20 см.

Умеренно-холодный климат Богогского плоскогорья заставил индейца-муиска одеться. Как мужчины, гак и женщины одним плащом обвертывали тело, прикрывая грудь и ноги ниже колен. Подпоясывались узким поясом. Второй плащ, маленький - чиркаге - накидывали на плечи, большая заколка - гопо, золотая, серебряная, медная соединяла концы плаща на плече. Обуви индейцы не знали, они ходили босиком.

Ф. Пиедраита много раз упоминает о рубашках или туниках, которые будто бы носили индейцы в годы их завоевания. П.Симон, однако, ясно свидетельствует, что у индейцев-моисков не было обычая носить рубашки, эту одежду принесли с собой индейцы из Перу, те, которые появились в Колумбии вместе с Белалькасаром и другими испанцами-завоевателями. Старые индейцы-моски никогда не ходили в рубашках.

Влияние индейцев кечуа, сопровождавших испанцев, на материальную культуру муисков, было, по всей видимости, довольно значительным. Очень быстро автохтоны перешли на более удобную рубашку-тунику индейцев кечуа, и, вероятно, обычай скалывать концы плаща-накидки большой заколкой, вместо того, чтобы связывать их на левом плече, как эго муиски делали раньше, является поздним, заимствованным.

Голова у всех взрослых муисков, как мужчин, гак и женщин, всегда была покрыта. Среди тунхос мы не встретим ни одной фигуры, мужской или женской, с непокрытыми волосами. У каждого объединения были свои собственные головные уборы.

Головные платки, повязки вокруг головы, с прикрепленными к ним сетками из толстого шнура, в которую собираются волосы, шляпы в виде высокой тульи без полей, тюрбаны и т.д., как для мужчин, гак и для женщин, - все это изготовлялось из хлопка.

Простые индейцы-общинники ходили, как правило, в белых, грубо сотканных плащах. Право надевать гонкие цветные или раскрашенные плащи и носить их в особой манере, гак, чтобы они волочились по земле, было закреплено за выделившимся привилегированным сословием знати. Для покраски полотна в разные цвета муиски пользовались естественными красителями. Так, например, напоминающие грант плоды дерева бихи, разваренные и вымоченные, давали вещество красного цвета, которое шло для окраски как ткани, так и тела. Черный и голубой цвета они добывали из индиго; для получения других красителей муиски специально выращивали такие растения, как увилья, ягуа, громпего.

Раскраска плащей производилась способом набойки, каменными глиняными штампами, круглыми или цилиндрическими по форме. Часто рисунок выполнялся о руки кистью. Таким образом на плаще, вдоль всей его длины, появлялись полосы, мауре (таите) , узкие ленты незамысловатого рисунка, геометрического по преимуществу, выполненного чаще всего в красном и черном цвете. "Сюжет этих разрисовок был прост, но очень красив", - сообщает нам П.Симон, "индейцы высоко ценили его. Сколько полосок, или мауре было на каждом плаще, во столько песо он оценивался, обычно их было четыре, и цена за каждую была строго определена". Интересно, что орнаментика плащей и керамики, найденной в раскопках, полностью совпадает.

Удивляет искусство, с которым муиски использовали всю цветовую гамму в своих разрисовках. Краски муисков были столь прочными, что и сейчас они дают представление о высоких достижениях в технике ткачества у муисков. Об этом можно судить по остаткам погребальных мантий, в которые были завернуты мумии из пещеры Лос-Сангос, обнаруженные гам в 1940 г.

Так как ношение окрашенных и разрисованных плащей было сословно ограничено, можно предположить, что их производство было сосредоточено в руках знати. При дворах племенных правителей, как например, и у инков, постоянно жило значительное количество женщин-наложниц, от 20-30 до 200-300 чел у сипы Богогы, в обязанности которых, по-видимому, входило изготовление плащей из хлопка-сырца я их дальнейшая обработка.

С полным правом можно сказать, что плащ сопровождал муиска с момента рождения до дня смерти. В быту хлопчатобумажные плащи использовались не только как одежда, но и как подстилки на тростниковых ложах-постелях, плащами завешивались стены дома, плащами укрывались на ночь. Раскрашенные, тонкой выделки плащи служили своеобразной премией-наградой лучшим певцам на религиозных праздниках, победителям на ритуальных соревнованиях по бегу, которые устраивались на дорогах, ведущих к местам культа. Плащ был составной частью приданого невесты и обязательным подарком со стороны жениха, входил в состав дани победителю. Прежде чем обратиться к верховному правителю или нанести визит жрецу, каждый муиск должен был запастись красивым плащом.

Плащи играли видную роль и в обмене. Они служили одной из единиц обмена, своеобразной золотой валютой, на которую можно было купить все. Интересно в этой связи сообщение Х.Кесады. После захвата дворца саке Тунха испанцы награбили огромное количество золотых изделий. Бесчисленное множество плащей и тканей было выкинуто. И только позднее Х.Кесада понял, что за плащи oн приобрел бы втрое больше золота, т.к. они были излюбленными, ходовыми товарами на рынках муисков.

Приведенный нами материал по трем наиболее развитым ремеслам муисков со всей очевидностью свидетельствует о высоком уровне развития ремесленной специализации в обществе муисков, что способствовало росту производите льняных сил и развитию как межобщинного, так и межплеменного обмена.

К значительным культурно-техническим достижениям цивилизации муисков нужно отнести использование ими в широких масштабах полезных ископаемых и драгоценных камней - речь идет о хорошо налаженной системе добычи и переработке соли, каменного угля, изумрудов.

Муиски были известны среди окружающих их народов как добытчики соли высокого качества. Во владениях сипы Боготы, около поселений Немокон и Сипакира находились богатейшие залежи каменной соли, соляные озера и источники. Они и до сих пор снабжают страну высокосортной солью. Жители этих двух селений ко времени конкисты наладили высоко производительную добычу соли, которая приносила им и непосредственно сипе Боготы высокие доходы, так как спрос на соль был весьма значительным.

Все, что известно о производстве соли у муисков, говорит о том, что это была древняя традиция, выработавшая весьма полезные навыки. Вода, насыщенная солью, с помощью трубопроводов, сделанных из стволов деревьев, очищенных от сердцевины и покрытых глиной, собиралась в резервуар, мощенный камнем. В случае, если соляной источник давал мало воды, ее собирали в специальный сосуд, опорожнявшийся по мере наполнения Затем воду, содержащую высокий процент соли, разливали по огромным, вмещающим до 30-40 л, кувшинам - гачам, изготовлявшимся гончарами специально для этого промысла. Длительное время соль выпаривалась и превращалась, наконец в твердую каменистую массу, которая при размельчении давала мелкий порошок, белый по цвету, с приятным вкусом, по отзывам Х.Кесады и Х.Касгельяноса, пробовавших индейскую соль. Муиски разрабатывали также и соляные карьеры с помощью особо твердых деревянных дубинок гуэ.

Другим, еще более приятным сюрпризом для испанцев в Новой Гранаде явились богатейшие россыпи изумрудов, находившиеся также во владениях сипы, на землях небольшого племени, которым правил касик Соминдоко. Чуекуга - зеленые камни, как называли сами индейцы изумруды, сопровождали солдат ХЖвсады в качестве подношений и жертв с первых же их шагов по земле муисков. И очень скоро индейцы поняли, что золотые украшения и зеленые камни - единственное, что может утолить ненасытную алчность чужеземцев. Х. Кесада оказался обладателем 1850 изумрудов, разных по величине и качеству, которые и были распределены между конкистадорами.

Первый европеец, увидевший изумрудные копи капитан Сан-Мартин писал: "В шести км от поселения Соминдоко расположена небольшая гряда, очень высокая и скалистая. В середине ее - глинистая порода, содержащая драгоценные камни. Индейцы вскапывают породу палками коа из твердого дерева, заостренного на конце, и орудуя ими вместо лома или кирки, прорывают неглубокие каналы. В период дождей в них собирается вода, которой они промывают землю, получая изумруды такими, как их создает природа. Я видел многие из них, всего 160 штук.

Отсталую технику обработки индейцы компенсировали всесторонним знанием специфики копей: так, они могли находить богатые жилы, ориентируясь по росткам особого растения. Индейцам Соминдоко удавалось намывать значительное количество изумрудов. Муиски шлифовали изумруды и просверливая их, нанизывали на шнурки. Наряду с тканями, плащами и золотом, камни составляли один из важнейших предметов обмена. Они представляли столь высокую ценность для знати, что превратились в своего рода сокровище, которое каждый верховный правитель - сипа или саке - копил в течение всей своей жизни. По смерти их изумруды украшали погребальные плащи и вместе с владельцами зарывались.

Индейцы Соминдоко тщательно оберегали свою монополию на добычу изумрудов. Только они имели право работать в копях, да и то с разрешения и согласия самого правителя, который дважды в год возглавлял торжественные церемонии, предшествовавшие началу разработок.

Обладание изумрудными копями приносило их владельцам высокие постоянные доходы. Не случайно именно здесь возникло своеобразное поверье: будто бы каждого чужеплеменника, осмелившегося только взглянуть на место разработки драгоценного камня, через месяц настигала смерть. Экономическая подрплека в возникновении этого запрета совершенно очевидна.

Высокий спрос на изумруды на рынках муисков привел к процветанию индейцев Соминдоко. Каждые четыре дня в Турмеке, недалеко от Соминдоко, открывалась ярмарка, собиравшая огромное множество покупателей. Продавали только изумруды. Селение Турмеке было столь плотно заселено, что Х.Кесада нашел возможным оценить его население в, несколько миллионов. Это явное преувеличение, т.к. число всех подданных этого касика, по другим данным, исчислялось в 13 тыс. человек Тем не менее эти факты красноречиво свидетельствуют о том, что выгодный обмен был энергичным стимулом в экономическом развитии государств чибча-муисков.
Десятилетие спустя после завоевания Новой Гранады испанцы открыли новое месторождение изумрудов, в области расселения индейцев мусо, которое и по сей день является самым крупным в мире. Легенды сообщают, что в древности муиски владели этими шахтами , но, будучи вытеснены неуклонно наступавшими варварскими племенами, отошли на восток, поднявшись в горы.

Значительным техническим достижением культуры муисков явилось открытие и разработка муисками залежей каменного угля, которые они эксплуатировали с древнейших времен близ селений Согамосо, Топага, Гамеса, Корралес, Таско и др. Здесь, с помощью каменных и деревянных дубин, сделанных из особо твердой породы дерева, каменных топоров, они добывали уголь в узких, но глубоких шахтах длиною в 80, 100, 150 и 200 метров. Уголь использовался не только как источник тепла (им обогревались дома в холодное время, но и как источник света благодаря наличию в нем летучих веществ, которыми особенно богат каменный уголь в этих местах. Он применялся гакже и при обработке металлов и для выпаривания соли.

Удивительно, что в продолжение более чем 400 лег месторождения каменного угля, разрабатывавшиеся древними муисками, оставались неизвестными не только завоевателям, но и их потомкам. Этот промысел вымер, ни в одной хронике нет ни одного указания о добыче каменного угля, 20 лег назад, в связи с поисками местных ресурсов топлива, были неожиданно найдены древние шахты вместе с брошенными гам древними шахтерскими инструментами - каменными топорами и деревянными дубинами, пролежавшими в земле в течение нескольких веков. Они были изучены и описаны археологом, энтузиастом-исследователем культуры древних муисков, - профессором Э.Селисом.

В настоящее время на месте древних разработок каменного угля построен один из важнейших национальных промышленных центров Колумбии - металлургический комбинат Пасдель-Рио. Среди высокоразвитых народов древней Америки муиски были единственным народом, открывшим, разрабатывавшим и использовавшим в хозяйстве залежи каменного угля.

Муиски

Читайте в рубрике «Муиски»:

/ Ювелиры, гончары, ткачи и другие ремесленники