В ожидании восходящего черного солнца

Ассирийцы Ассирийцы

Падение династии было близко. При «черных фараонах» Египет пережил свой ренессанс — возрождение традиций, канувших в далекое прошлое. Но история Египта — три тысячи лет истории Египта — подходила к концу. У северных и восточных границ страны подросли молодые честолюбивые народы. В отличие от нубийцев, они не испытывали никакого почтения к древним культурам. Их вождям хотелось одного — могущества, власти. Самым опасным, самым хищным противником были ассирийцы. Скоро они будут рвать ослабевшее тело Египта на части.

В 667 году до нашей эры ассирийскому царю Ашшурбанапалу было достаточно одной выигранной битвы, чтобы принудить нубийцев вновь бежать на свою родину, за нильские пороги. Фараон Тахарка покинул Фивы и вернулся в Нубию, которую не видел с детства. Он все бросил на растерзание врагу: страну, столицу, армию... Даже любимая жена и его сыновья остались на временно оккупированной территории.

Ассирийцы опустошили Египет. Полвека «черные фараоны» возвращали порядки Древнего царства, но — помимо их надежд и воли — вернулось смутное время.

В 663 году Тахарка умер. Он погребен в восточной части Нубии, на берегу Нила. Восток, страна восходящего Солнца, в древних верованиях, как и в христианской религии, часто знаменовал воскрешение. После урона, нанесенного ассирийцами, египтяне могли лишь надеяться, что фараоны восстановят порядок. Напрасно!

В 663 году царь Танутамон, получив во сне предсказание, что будет царем Египта, еще вернулся в «обетованную страну». Когда он прибыл в Фивы, жрецы вышли навстречу ему с цветами. Он отвоевал северный Мемфис. Поселился в своем дворце. Но уже год спустя, пророчеству вопреки, вторглись ассирийцы. Они снова разграбили Египет и увели множество людей в плен. Фивы, например, никогда уже не оправились от этого разгрома.

Время «черных фараонов» прошло. Однако их царство еще много веков процветало вдали от бурных мировых смут. В VI веке до нашей эры персидский царь Камбиз еще задумывал захватить Нубию, но так и не совершил поход. Туда не дошли ни Александр Македонский, ни Цезарь, ни Август.

Тем временем нубийцы осваивали соседние — на юге и юго-востоке — земли. Свою столицу они перенесли из Напаты в Мероэ — город, расположенный между пятым и шестым порогами и окруженный обширными плодородными степями, — но Напата оставалась главным религиозным центром страны. Постепенно они пришли и в Абиссинию — современную Эфиопию. Традиции египетской учености они хранили еще в I тысячелетии нашей эры.

Историкам известны анналы царя Настасена, правившего Кушем в 335 — 310 годах до нашей эры, то есть в то время, когда Египет был покорен Александром Македонским. Вопреки вершившемуся, Настасен по-прежнему именовался «царем Верхнего и Нижнего Египта, сыном Ра, владыкой Обеих Земель» (пер. И. С. Кацнельсона). Для него время остановилось. История же ушла далеко вперед. Египет и Нубию разделила пропасть. Египет стал желанной добычей для любых строителей мировых держав. Нубия была не нужна никому.

Лишь ученые мужи, собиратели редкостных обычаев, непременно сообщали об эфиопах, «самых странных людях на свете» («эфиопами» греки называли всех темнокожих людей). Вот пара выписок из античных научных трудов:

* «У эфиопов, как утверждают, существует такой обычай: в случае, если царь по какой-либо причине повредит себе какую-нибудь часть тела, то все друзья его добровольно лишают себя той же части тела, так как стыдно будто бы следовать за царем с покалеченной голенью друзьям, имеющим здоровые ноги, и во время торжественных выходов сопровождать царя, не хромая, как он» (Диодор Сицилийский, пер. В. В. Вертоградовой).

* «Своих царей они [эфиопы] почитают как богов, причем цари сидят дома взаперти... Царями они выбирают людей, выдающихся красотой или отличающихся умением разводить скот... Что до покойников, то... их держат дома, заключив в прозрачный камень [стекло]» (Страбон, пер. Г. А. Стратановского).

Эфиопию даже путали с Индией. Во всяком случае считалось, что эти страны граничат. На картах поздней античности и раннего средневековья Индийский океан порой сжимается до размеров озера.

Эфиопия — самая дальняя страна ойкумены. Ее жители, по мнению греков, ближе всего к богам. Они рослы, стройны и красивы ликом. «Эти эфиопы — самые крупные из всех людей, которых мы знаем, — сказано в греческой лоции IV века до нашей эры. — Они носят бороду и пышноволосы и самые красивые из всех людей. Царствует над ними тот, кто самого высокого роста» (пер. Л. А. Фрейберг). Они «долговечны», как боги, считает Геродот. Долговечны и легенды об эфиопах...

Сами нубийцы не стремились развеять эти легенды. Да и что они знали о них? Они не вмешивались более в мировую историю. На завоевание Египта они уже не отваживались. К северу от них отныне лежала незнакомая страна — провинция чьей-то империи.

Время Египта и даже Ассирии, сокрушившей его, ушло окончательно. Около 600 года до нашей эры невиданный прежде духовный подъем переживали многие народы: в Персии проповедует Заратустра, в Индии — Будда, в Китае — Конфуций, в Израиле — Иеремия, Даниил, Иезекииль, в Греции — Фалес, Пифагор, Гераклит. Лишь страну фараонов обошло это загадочное вдохновение, снизошедшее на род людской. Египет умер. Его земля и некоторые секреты его наук были поделены между захватчиками.

...В легендах же, бытовавших отныне в земле египетской, еще не раз вспоминались «благочестивые цари» из «Эфиопии». Когда-нибудь придут они, добрые люди, и в стране фараонов восторжествуют древние порядки. Однако цивилизацию египетскую не сохранили и ее черные ученики. Египет канул в вечность, не разделив судьбу «бессмертного» Китайского царства.

Нубийское царство

Читайте в рубрике «Нубийское царство»:

/ В ожидании восходящего черного солнца