Шельмы Тмутаракани
Есть народы великие и малые. У великих народов есть своя тмутаракань, проклятое Богом место, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». В этой Тмутаракани живут народы малые, жалкие, мимоходом то ли покоряемые, то ли истребляемые великими. Такой Тмутараканью была для египтян страна Куш.
Если же я лгу, клялся египтянин, «пусть мне отрежут язык или сошлют в страну Куш». Страна эта была засушливой и пустынной. Протекая через нее, Нил делал огромную петлю. Здесь река мало напоминала величавую, спокойную «кормилицу Египта». Как раненый зверь, она металась от одного скалистого порога к другому, мешая совершать плавание.
Если египетский Нил щедро рассыпал дары людям, селившимся близ него, то нубийский Нил отпугивал людей, морил их голодом. Выжженные, скалистые берега, неуютные, иссеченные ущельями долины — вот пейзаж Нубии, страны суровой и к хозяевам, и к гостям. Что же заставляло египтян осваивать эту жалкую колонию?
Жадность и страх.
Страх перед знаменитыми нубийскими лучниками. Если они будут служить не Египту, а другим народам, безопасность страны окажется под угрозой. Поэтому власти Египта делали все возможное, чтобы заполучить нубийцев себе на службу. Временами большая часть египетской армии состояла из наемников-нубийцев.
Жадность. Нубия вечно нуждалась в хлебе и слыла... одной из богатейших стран древности. Ее безводные долины и ущелья изобиловали золотом. Недаром она звалась «золотой страной Амона». Здесь же находили драгоценные камни. Также имелись в стране серебро, медь, железо. Через всю Нубийскую пустыню тянулись древние караванные пути. По ним из южных областей Африки везли слоновую кость и эбеновое дерево, шкуры леопардов и перья страусов, благовония и редких животных — все, в чем нуждались богатые египетские вельможи. А еще везли мед и зерно, дерево и скот, ведь в степях, прилегающих к нубийскому Нилу, жили племена кочевников-скотоводов. Как песчинки в сторону моря, текли в Египет приношения племен нубийских, и не было видно им конца, и дань эта питала роскошь и славу Египта, а та страна Куш все так же презренна была. Их, нубийцев, боялись — и клеветали на них. Их грабили — и клеветали на них. Рабы, изгои, ничтожный люд... Египтяне презирали нубийцев. Это видно хотя бы по манере изображать их: низкий лоб, толстые губы, глубоко впавший нос. Каноническая поза: нубиец повергнут наземь — стоит на коленях или ползет, покорный египетской власти; руки отведены назад и связаны за спиной. Нескончаемая расправа: головами нубийцев изукрашены подошвы царских сандалий; всякий раз на прогулке фараон попирает своих вечных врагов. Или: на конце посоха, на который опирается фараон, вырезана голова все того же ненавистного нубийца; с каждым движением — удар головой о землю. Любой шаг царя — наказание нубийцу.
В этих художественных приемах смешались древняя магия и имперская спесь. «Для египтян любой другой народ, кроме них, казался варварским, презренным, — поясняет Сильвия Шоске. — Эти инородцы, чужаки таили какую-то угрозу». Их презирают и боятся.
Нубийцы — не исключение; нет, они — самое близкое подтверждение страхам и спеси. Сколько ни приучают, ни переучивают их чиновники страны фараонов, эти жалкие дикари все так же хотят жить племенами, не принимая единственно верных законов, ниспосылаемых им навстречу течению Нила. Так в наши дни иные народы и после столетий «приучения их к цивилизации» все же живут по законам своих племен и тейпов.
Разве сами повадки нубийцев не говорят об их глупости? В Египте с древнейших времен почитали таинственный дар письма.
«Книга лучше расписного надгробья
И прочной стены.
Написанное в книге возводит дома и пирамиды
в сердцах тех, Кто повторяет имена писцов.»
(пер. А. А. Ахматовой)
Так сказано в «Прославлении писцов». Египетский ребенок прежде всего учился читать и писать. Нубийский же отрок не мог начертать знаки письма своего народа. Их не было! Жалкие племена эфиопов были обойдены благодатью богов; те не даровали им письменность. Шельм боги метят безмолвием!
Читайте в рубрике «Нубийское царство»: |