Эллинистические литература и театр
Литературный процесс эпохи эллинизма, с одной стороны, отражал существенные изменения в общей социальной и духовной атмосфере этой эпохи, с другой, — продолжал те традиции, которые уже оформились в литературе классического времени. Можно отметить ряд новых моментов в развитии художественной литературы эпохи эллинизма, и прежде всего увеличение круга писавших авторов. От эллинистического времени сохранились имена свыше 1100 писателей различных жанров, что намного больше, чем в предшествующую эпоху. Увеличение общей численности авторов — свидетельство возросшей значимости литературы среди широкой массы читателей и роста потребностей массового читателя в литературных произведениях. Эллинистическая литература, отражая изменившиеся условия и удовлетворяя новым потребностям читателей, развивалась на базе классической литературы. Как и в эпоху классики, огромное влияние на состояние литературы имел театр, театральные представления.
Эллинистический город невозможно представить без театра, который обычно вмещал до половины всего городского населения. Театральное сооружение становится сложным архитектурным комплексом, его разработкой занимаются лучшие архитекторы своего времени. Театр стал особым, богато украшенным комплексом различных помещений, приобрел известное архитектурное единство. Происходят существенные изменения в самом театральном действии: из него практически исключается хор и действие ведется непосредственно актерами, количество которых возрастает. Исключение хора привело к перенесению действия с орхестры на проскений, возвышение перед сценой. Меняется и реквизит актеров: вместо уродливой, закрывающей всю голову маски и короткой комической туники использовали маски, приближающиеся к изображению реальных человеческих черт, и костюмы, близкие повседневной одежде. Тем самым действие приобрело более реалистический, близкий к жизни характер. Изменения в театральном действии вызывались новыми вкусами эллинистических зрителей и новыми драматургическими жанрами.
В эллинистическое время продолжали ставиться трагедии, поскольку трагедия была непременной принадлежностью общественных и религиозных празднеств во многих городах. Трагедии писались на мифологические и современные сюжеты. Один из известных трагиков, Ликофрон, прославился трагедией о страданиях города Касса-ндрии во время осады, а также сатирической драмой «Менедем», в которой он показал противоречие между благородными стремлениями и низким образом жизни людей. Однако наиболее популярным драматургическим жанром в период эллинизма стала новая комедия, или комедия нравов, которая изображала столкновения различных характеров, например, мудрого старика, хвастливого воина, благородной девушки, коварного сводника, ловкого соблазнителя и др. Одним из лучших представителей этой бытовой драмы был афинский поэт Менандр (342— 292 гг. до н. э.). В его комедиях проявились возросшее мастерство в обрисовке характеров, известный психологизм, умение подметить бытовые детали, изящный и остроумный язык, мастерство в ведении интриги. Комедии Менандра отражали условия афинской жизни с ее повседневными заботами, мелкими интересами, далекими от политических страстей классической адмедии.
Реалистически изображая жизнь эллинистических Афин, Менандр сделал это настолько художественно и глубоко, что в его афинских героях жители многих эллинистических городов, а затем и Рима, узнавали своих современников, что обеспечило комедиям Менандра огромную популярность и широкое распространение по всему эллинистическому миру.
Если Афины были центром новой комедии и бытовой драмы, то Александрия стала центром эллинистической поэзии. Поэтическому творчеству ученые Александрийского музея уделяли столь же большое внимание, как и философским и научным занятиям. В Александрии был создан особый поэтический стиль, который получил название александризма: он предполагал обширную эрудицию авторов, особенно при описании мифологических сюжетов, разработку внешней формы произведения, тщательность отделки каждой строки, отказ от простонародных слов и т. п. Эта поэзия, лишенная волнующих общественных проблем, предназначалась для узкого круга придворной и интеллектуальной элиты, свидетельствовала об упадке подлинного поэтического чувства, о подмене настоящей поэзии учеными изысканиями в стихотворной форме. Основателем александрийского стиля был глава музея и воспитатель наследника престола Каллимах (310—240 гг. до н. э.).
Блестяще подготовленный филолог, Каллимах был плодовитым поэтом. Ему принадлежат различные произведения на мифологические, литературные и исторические темы. Наиболее известными произведениями Каллимаха являются поэмы «Гекала» и «Причины», в которых поэтически обрабатываются мифологические сказания, раскрывающие происхождение того или иного религиозного обряда, общественного празднества или загадочного обычая. Так, в поэме «Гекала» объясняется малопонятный в III в. до н. э. миф о праздновании Гекалий и связанного с ним заклания быка. Каллимаху принадлежат также небольшие эпиграммы, произведения, написанные довольно редким поэтическим размером — ямбом, в которых разрабатываются некоторые мотивы народных преданий, в частности, рассказ о милетском мудреце Фале се, басня о споре лавра с маслиной. В сохранившихся гимнах в честь наиболее известных греческих богов Каллимах не столько прославляет божественную природу, сколько решает художественные задачи передачи человеческих взаимоотношений, описания природы или объяснения какого-либо обряда. Один из сюжетов Каллимаха о посвящении царицей Береникой локона своих волос в храм Афины в качестве обета в честь счастливого возвращения своего супруга Птолемея II из сирийского похода был обработан в I в. до н. э. римским поэтом Катуллом («Локон Береники») и вошел в мировую поэзию.
В творчестве Каллимаха были намечены основные жанры александрийской поэзии, которые разрабатывались как представителями александрийской, так и всей эллинистической поэзии. Так, Арат из Сол в подражание «Причинам» написал большую поэму «Явления», в которой дал поэтическое описание звезд и связанных с ними преданий. Никандр из Колофона оставил поэму о ядах и противоядиях, поэтические трактаты по земледелию и пчеловодству.
Жанр эпиграммы, начатый Каллимахом, был продолжен в творчестве Асклепиада, Посидиппа и Леонида, живших в III в. до н. э. В их коротких эпиграммах давались небольшие, но очень тонкие зарисовки различных явлений повседневной жизни, отношений, разных характеров, которые в целом создавали довольно полную картину эллинистического общества. В эпиграммах Леонида Тарентского дано изображение быта, мыслей и чувств простого народа: пастухов, рыбаков, ремесленников.
В эллинистическое время известную популярность приобрел жанр искусственного эпоса, наиболее видным представителем которого стал Аполлоний Родосский, автор обширной поэмы «Аргонавтика» (III в. до н. э.). Сопоставляя многочисленные мифологические версии, Аполлоний подробно описывает плавание аргонавтов к берегам далекой Колхиды. В целом поэма Аполлония — произведение, свидетельствующее скорее о трудолюбии, нежели о поэтическом таланте автора (за исключением описания любви Медеи и Ясона, которое написано с большим вдохновением и считается одним из поэтических шедевров эллинизма).
Типично эллинистическим литературным жанром, отражающим общественные настроения своего времени, стал жанр буколической поэзии, или идиллии, и социальные романы-утопии. Живущие в сложном, неуравновешенном мире, находящиеся под гнетом царской администрации, социальной напряженности и политической нестабильности, подданные эллинистических монархов мечтали о счастливой и безмятежной, лишенной тревог жизни. Одним из основоположников жанра идиллии стал Феокрит Сиракузский, обосновавшийся в Александрии (315—260 гг. до н. э.). В идиллиях Феокрита описываются пастушеские сценки, изображающие встречи, разговоры и взаимоотношения пастухов и их возлюбленных. Как правило, эти сценки разыгрываются на фоне условного красивого пейзажа. Пастухи ведут отвлеченные разговоры о любви пастуха к прекрасной девушке, о местных событиях, о стадах, о ссорах, один пастух просит другого сыграть на свирели. Отвлеченные пастухи, отвлеченное действие на фоне абстрактного пейзажа создают искусственный мир безмятежно живущих людей, резко контрастирующий с реальным миром эллинизма.
Те же настроения ухода в призрачный мир передаются в романах-утопиях III— II вв. до н. э. В романах Эвгемера и Ямбула описывались фантастические страны, острова блаженных где-то на краю ойкумены, в далекой Аравии или Индии, где люди наслаждаются счастливой жизнью на лоне роскошной природы. У этих людей полный достаток, гармоничные отношения, отменное здоровье. Быт таких людей напоминает быт самих богов. В романе Эвгемера развивается интересная концепция происхождения богов: боги — это обожествленные за свои заслуги люди, мудро устроившие быт сограждан. Популярность этих жанров показывала, что их авторы угадывали общественные настроения широких масс населения.
В ряду прозаических жанров ведущее место занимали исторические произведения. В период эллинизма была создана богатая историография (истории Тимея, Дуриса, Арата, Филарха и др.). Однако наиболее значительными историческими произведениями стали «История» Иеронима из Кардии, содержащая ценное описание эллинистической истории от смерти Александра, в походе которого Иероним принимал участие, до смерти Пирра в 272 г. до н. э. Сведениями Иеронима впоследствии пользовались Диодор Сицилийский, Помпеи Трог, Плутарх и Арриан. Вершиной эллинистической историографии стала «Всеобщая история» Полибия — обширный труд в 40 книгах об истории всего Средиземноморья с 220 по 146 гг. до н. э. Исторический труд Полибия был продолжен стоиком Посидонием, который дал описание исторических событий с 146 по 86 гг. до н. э. в 52 книгах.
В начале III в. до н. э. египетский жрец Манефон и вавилонский жрец Берос составили на греческом языке, но на основе местных архивов и богатой традиции, историю своих стран, в которой дан синтез принципов собственно греческой и местных школ историографии.
В целом эллинистическая литература отличалась от классической как по художественно-идейной направленности, так и по жанровому разнообразию. Интерес к форме и неглубокое идейное содержание, исследование внутреннего мира отдельного человека и игнорирование общественных потребностей, подмена глубоких философских мыслей мелкими будничными заботами и вместе с тем разработка реалистических сюжетов, интерес к психологии отдельного человека и к его внутреннему миру характеризуют противоречивое течение литературного процесса эллинистической эпохи.
Читайте в рубрике «Древняя Греция»: Имел ли Александр Великий высшее образование? Цивилизация минойского Крита Ахейская Греция во II тыс. до н. э. Микенская цивилизация |