Полисный строй в Аттике в VIII—VII вв. до н. э.
Классовое общество в Аттике стало складываться несколько позже, чем в разных областях Пелопоннеса, но постепенно Афины превратились не только в одно из крупнейших и могущественных государственных образований, но и стали своего рода олицетворением полисной Греции, центром Эллады классического времени.
Рождение полисного строя в Аттике проходило путем постепенной трансформации родовых учреждений. В отличие от многих областей Пелопоннеса роль военных завоеваний, порабощения местных племен и связанных с этим конфискаций, сгоном жителей и других насильственных действий в становлении полисного строя в Аттике была минимальна. С другой стороны, процесс постепенных внутренних преобразований завершился возникновением самой развитой социально-политической формы греческого полиса, знаменитой афинской демократии со сплоченным гражданским коллективом и рабовладельческими отношениями классического типа. И еще один важный момент. Если ранняя история многих полисов Греции известна очень плохо и из-за недостатка документов, то древнейший период истории Афин, первые этапы формирования его полисной структуры гораздо подробнее освещены в источниках, что позволяет воссоздать разные стадии длительного процесса формирования полисов вообще.
Как доказывают археологические раскопки. Аттика была населена уже во времена неолита, в микенское время на ее территории образовалось одно из древнейших царств, которое прекратило свое существование, как и другие ахейские центры, в конце II тысячелетия до н. э. Дорийское вторжение, приведшее к серьезным племенным перемещениям в Пелопоннесе, затронуло Аттику лишь косвенно. Дорийцы не смогли проникнуть в Аттику, и в целом здесь проживало прежнее население (ионийцы и пеласги), но в Аттике нашли убежище некоторые ахейские роды, вытесненные дорийцами из Пелопоннеса. Из всех этих элементов в начале I тысячелетия до н. э. сложилась племенная группа афинян, говорившая на ионийском диалекте греческого языка. В гомеровский период на территории Аттики существовало несколько самостоятельных родовых общин, управляемых басилеями и советами старейшин. Население делилось по кровнородственному признаку на четыре филы (племени), каждая из которых, в свою очередь, состояла из трех фратрий, каждая фратрия насчитывала несколько десятков родов.
Как и в других греческих областях, в IX—VIII вв. до н. э. в Аттике наблюдаются признаки разложения родового строя, социальная дифференциация населения и появление первых элементов государственности. Рождение полисной организации началось в Аттике с преобладания Афин среди других родовых поселков. Расположенные в центре плодородной долины, удобной для земледелия, Афины располагали запасами качественной глины и наладили керамическое производство. Их так называемые дипилонские вазы (украшенные геометрическим орнаментом сосуды), найденные в районе Дипилон в Афинах, нашли довольно широкое распространение в Греции.
Афины, находящиеся в 5 км от моря, укрытые от нападений пиратов, располагали довольно мощными укреплениями на скалистом Акрополе и могли обеспечить безопасность жителей Аттики в большей степени, чем какой-либо другой поселок.
Вокруг Афин начинается объединение (синойкизм), частью добровольное, частью насильственное всех родовых общин Аттики. Такое объединение, по преданию, завершил афинский герой Тезей. Тезей уничтожил органы управления (т. е. советы старейшин и должностных лиц) во всех родовых поселках, всеми делами в Аттике стал распоряжаться совет старейшин и басилей, находившийся в Афинах. Местный культ богини Афины — покровительницы города стал общеаттическим культом. В ее честь был учрежден религиозный праздник Панафинеи, торжественно отмечавшийся всем населением. В город Афины были переселены многие знатные роды из других поселков, что привело к увеличению городского населения Афин. В город Афины были переведены также святилища местных аттических божеств, в частности, бога морей Посейдона, почитавшегося в приморских районах Аттики, богини земледелия Деметры, почитаемой в Элевсине и др.
В VIII—VII вв. до н. э. господствующие позиции в рождающемся афинском полисе захватила родовая знать — эштдхриды. Многие земли, ранее принадлежавшие всем соплеменникам, были присвоены знатью. Основная масса сородичей, лишенная земли,' оскудевала и попадала в зависимость от эвпатридов. Высшие должности архонтов и арерпаг пополнялись из их же среды. По давней традиции, восходящей к родовым порядкам, знать занималась толкованием обычного (т. е. незаписанного) права и, естественно, использовала это в своих интересах.
Укрепление экономического положения знати, ее консолидация в господствующий слой общества, распоряжение органами управления означало, с одной стороны, разложение родовой организации как таковой, но с другой — показывало, что эвпатриды умело использовали родовые традиции и остатки родовых отношений для поддержания своего господства в новых условиях.
Сильный удар по родовым учреждениям был нанесен записью действующих в Афинах правовых норм, проведенной Драконтом в 621 г. до н. э. Так, по законам Драконта, отменялось древнее право кровной мести, вводились новые правила судопроизводства, причем устанавливалось различие между предумышленным и непредумышленным убийствами. Законы оформляли право частной собственности, причем вводилась высшая мера наказания — смерть за посягательство на частную собственность, будь это кража овощей с огорода или присвоение земельного участка. Суровая, даже жестокая охрана рождающейся частной собственности должна была защитить этот новый институт классового общества от коллективистских обычаев родового строя.
Законодательство Драконта было крупной победой тех социальных сил, которые представляли новые классовые отношения, были заинтересованы в создании государственного порядка и, прежде всего, рядовых граждан, которые были объектом жестокой эксплуатации эвпатридов, умело использовавших древние традиции и пережитки родовых отношений в своих интересах.
Однако положение основной массы населения продолжало оставаться тяжелым прежде всего потому, что основа общественного богатства — земля, основные рычаги экономической жизни находились в руках эвпатридов. Такое положение вызвало острое недовольство широких масс афинского гражданства. «После этого в течение долгого времени, — писал Аристотель, — происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим, но главное было то, что бедные находились в порабощении — не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками потому, что на таких арендных условиях (т. е. !/б или 17% урожая шла землевладельцу — В. К.) обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей... Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времен Солона... Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли».
Избранный архонтом-простатом с самыми широкими полномочиями, Солон приступил к реализации своей программы по реформированию общественного и государственного строя Афин. Реформы Солона затронули почти все стороны афинского общества: экономические отношения, социальную структуру, военное дело и государственное управление.
Многообразной и продуктивной была программа социальных преобразований, предложенная Солоном. Было проведено в, жизнь несколько законов, которые отразили глубокие преобразования афинской общественной структуры.
Принципиальное значение имело введенное Солоном разделение всего свободного коренного населения Афин на четыре разряда по величине земельного дохода. Лица, получающие 500 медимнов дохода зерном или в жидких (вино, масло) продуктах, были отнесены к самому высокому первому разряду и стали называться пен-такосисмедимнами (пятисотниками). Второй разряд составили те, кто получал доход в 300 мер (их называли всадниками). Граждане третьего разряда, так называемые зевгиты (от дзеугос — упряжка волов, т. е. владельцы упряжки волов 1) имели 200 мер, 41 четвертый, самый низший разряд, составляли так называемые феты, получавшие доход менее 200 мер.
Принадлежность к тому или иному разряду была связана с наличием определенного набора прав и обязанностей. Представители первого и второго разрядов служили в коннице, избирались на высшие должности, зевгиты призывались в тяжеловооруженную пехоту, феты лишь голосовали в Народном собрании.
Теперь не принадлежность к тому или иному роду, а величина частной собственности определяла социальную принадлежность и значимость человека. Правда, деление на родовые филы, фратрии и роды сохранилось, Солон их не отменял, но они потеряли свое прежнее значение.
Одной из важнейших была радикальная реформа долговых отношений. Законодательно запрещалось обращение в рабство за долги, т. е. долговая кабала. Снятие долговых камней и отмена долгового рабства было тяжелым ударом по родовой аристократии, так как именно с помощью этих мер она увеличивала свои земельные владения и закабаляла земледельцев, превращая их в своих зависимых арендаторов. Стремясь укрепить экономическое положение средних земледельцев, Солон ввел ограничения ссудного процента. Эти радикальные меры должны были укрепить экономическое положение основной массы афинских земледельцев, создать некоторые гарантии их общего благосостояния. Вместе с тем отмена долгового рабства имела принципиальное значение для всего дальнейшего развития афинской экономики, так как ориентировала развивающиеся крупные хозяйства (как поместья, так и ремесленные мастерские) не на труд зависимых кабальных соплеменников, а на труд рабов, приобретаемых на рынках или захваченных во время военных кампаний.
Из других социальны реформ Солона следует отметить введение .свободы завещания при отсутствии прямых наследников (ранее в этом случае имущество, особенно земля, оставалось в роду) и введение земельного максимума, т. е. запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом меры и тем самым ограничение концентрации земельной собственности.
Важные преобразования были проведены в военно-политической области. Если ранее военная организация была тесно связана с родовым коллективом и решающую роль в ней играла знать, то при Солоне она была поставлена в тесную связь с общим социальным делением афинского общества на четыре разряда. Основой военной организации стала тяжеловооруженная пехота гоплитов, которая комплектовалась из разряда зевгитов.
При Солоне положение изменилось, На Народном собрании стали обсуждать важные государственные дела, принимать законы, которые были направлены против знати. В частности, целая серия реформ Солона была утверждена на Народных собраниях. Новое социальное деление на четыре разряда, провозглашенное право зевгитов и фетов участвовать в Народных собраниях, общее повышение социального веса и военного значения средних прослоек гражданства не могли не привести к тому, что Народное собрание превратилось в полномочный и важный государственный орган.
Таковы основные направления многообразной реформаторской деятельности Солона, в результате которой в Афинах были заложены основы полисной демократии, приведшей Афины к блестящему расцвету в классический период греческой истории. По своему историческому значению, глубине преобразований реформаторская деятельность Солона была настоящей революцией в истории Афин. Солон, писал Ф. Энгельс, «...открыл ряд так называемых политических революций,- причем сделал это вторжением в отношения собственности».
Революция Солона заложила основы полисной демократии, но в столь короткий срок не могла выкорчевать все остатки родового строя, окончательно сломить господствующее положение знати. Накопленные богатства, корпоративные связи, значительный слой зависимых людей, формально освобожденных, но фактически привязанных к знатным родам, обеспечивали старой аристократии большую роль в социальной жизни, большое политическое влияние. Но реформы Солона укрепили положение демоса, который мог опираться на поддержку законодательства, на благоприятную экономическую политику, на новые органы власти. Борьба между знатью и демосом продолжалась после Солона, но она обрела новое качество: демос представлял уже значительную силу.
Острая борьба политических группировок между собой закончилась победой Писистрата, который провозгласил себя тираном — верховным правителем полиса. Захватив власть, Писистрат стал принимать меры к ее укреплению. Его основной задачей было не проведение реформ, направленных на оздоровление социально-экономического положения разных слоев населения, как это сделал Солон, а обеспечение прочности своей власти, тех социальных групп и знатных родов, которые его поддерживали.
Писистрат хотел представить свой режим как удовлетворяющий самым различным слоям населения: земледельцам, торгово-ремесленным кругам, части знати. В интересах землевладельцев Писистрат поощрял их занятия сельским хозяйством, раздавал беднякам льготные ссуды для ведения земледельческих работ, учредил разъездные суды, которые разбирали имеющиеся недоразумения на месте и не отвлекали земледельцев от их работ. Вместе с тем, именно Писистрат ввел довольно обременительный налог в размере '/,0 или 10% урожая в пользу своей казны.
Писистрат поощрял занятия ремеслами, производство на экспорт за пределы Аттики. В Афинах Писистрат предпринял обширное строительство: был построен храм Афины, начато сооружение святилищ Аполлона и Зевса. Для снабжения Афин питьевой водой был устроен водопровод. Писистрат проводил активную политику в Эгейском бассейне, поощрял морскую торговлю, что способствовало развитию кораблестроения. К эпохе Писистрата относится смена чернофигурного стиля знаменитых чернолаковых ваз.
Не была обижена и знать. Правда, Писистрат конфисковал земельные владения своих противников и роздал часть конфискованных земель бедным крестьянам, но большая часть знатных родов сохранила свои богатства, хотя и вынуждена была поступиться своим влиянием в пользу тирана.
Стремясь придать блеск городу и своему правлению, Писистрат привлекал к своему двору выдающихся деятелей греческой литературы и искусства (например, поэтов Анакреонта и Симонида), не жалел средств для организации общественных празднеств. С особой пышностью справлялись празднества в честь покровительницы полиса богини Афины — Панафинеи, в которых принимал участие сам тиран и его семья. Ранее скромный сельский праздник в честь бога вина и веселья Диониса — Дионисии, превращается в общеаттическое празднество, приобретает государственное значение и справляется торжественным образом. Частью Дионисий стали обрядовые песни в честь Диониса, которые исполняли специально обученные хоры. Песни хора перемежались вопросами актера. Эти нехитрые представления дали начало прославленной аттической трагедии и комедии, достигших блестящего расцвета в V в. до н. э.
Сыновья Писистрата Гиппий и Гиппарх, унаследовавшие власть после смерти отца в 527 г. до н. э., продолжали его политику, но не смогли удержать в своих руках власть. В 514 г. до и. э. в результате заговора был убит Гиппарх, а Гиппий усилил жестокость режима, вызывавшего всеобщее недовольство. Ухудшилось и внешнеполитическое положение Афин. Огромная Персидская монархия захватила все греческие города в Малой Азии и большую часть, островов Эгейского моря. Афиня не были вынуждены уйти из Херсонеса Фракийского.
Знатный афинский род Алкмеонидов, находившийся в изгнании как противник Писистратидов, воспользовался недовольством широких масс афинского населения, неудачами во внешней политике. Алкмеониды начали собирать силы, чтобы сбросить тиранию в Афинах. Им удалось склонить на свою сторону влиятельный в политических делах Греции дельфийский оракул, а также могущественную — Спарту. Спартанский царь Клёомен во главе значительного войска вторгся в пределы Аттики и осадил укрепленный акрополь. Лишенный какой бы то ни было поддержки Гиппий сдался на милость
Несмотря на свою кратковременность, тирания Писистрата и его сыновей имела важное значение для развития Афин. Хотя тираны в значительной степени руководствовались своими личными целями, их голитика лавирования среди разных социальных прослоек, поддержание государственного порядка и известного социального спокойствия, стимулирование экономического и культурного прогресса оказали положительное влияние на общий процесс развития афинского общества. Тираны не отменили солоновского законодательства, и в обществе продолжалось укрепление полисных порядков, которые были заложены Солоном.
Свержение тирании Гиппия вызвало вспышку внутренней борьбы, в результате которой к руководству Афинами пришелрод Алкмеонидов. Его представитель Клисфен выступил с программой реформ, которые должны были выкорчевать последние остатки родовых отношений и завершить оформление полисного строя в его демократическом варианте.
В конце VI в. до н. э. Афины превратились в крупный и многонаселенный городской центр. В Афинах проживала вся масса разнообразного люда, связанного с ремесленными производствами и обширной торговлей, от собственников крупных рабских мастерских и кораблей до простых матросов и гребцов. Как и в каждом крупном торгово-промышленном центре, сюда попадали выходцы из других греческих городов (Дилета, Самоса, Сигея, Коринфа, Мегар и др.), которые здесь закрепились, остались на постоянное жительство. Эти чужаки составили сословие метеков, они отличались от коренных афинян тем, что не имели гражданских прав, не могли иметь земельных участков, участвовать в Народном собрании, но могли открыть мастерскую или иметь корабль.
Законодательство Клисфена и его сторонников завершило преобразование в афинском обществе Солоном. Были ликвидированы наиболее глубокие основы родового строя, вся структура общественно: политической и культурной жизни зиждилась на новых классовых, государственных, а не кровнородственных началах. Основой социального деления населения стало наличие и отсутствие частной собственности, фундаментом административного деления и политической организации стал территориальный принцип. Были заложены основы динамической экономики, базирующейся на возможности самого широкого использования труда рабов иноплеменников.
Законы Клисфена завершили формирование рабовладельческого общества и государства в Аттике в виде демократического полиса, которое началось в VIII в. до н. э. «В какой степени сложившееся в главных своих чертах государство, — отмечал Ф. Энгельс, — соответствовало новому общественному положению афинян, свидетельствует быстрый расцвет богатства, торговли и промышленности. Классовый антагонизм, на котором покоились теперь общественные и политические учреждения, был уже не антагонизмом между знатью и простым народом, а антагонизмом между рабами и свободными, между находившимися под покровительством и полноправными гражданами».
Читайте в рубрике «Древняя Греция»: Имел ли Александр Великий высшее образование? Цивилизация минойского Крита Ахейская Греция во II тыс. до н. э. Микенская цивилизация |