Греческая культура в VIII—VI вв. до н. э.
Становление греческих полисов сопровождалось формированием новой культуры, новой системы духовных ценностей, которые стали органической частью греческой цивилизации. Основными параметрами новой системы духовных ценностей были рационализм мышления грека, сознание ценности человеческой личности, прославление активности, смелости и умения человека в борьбе с природой, чувство неразрывной связи гражданина и полиса, понятие свободы как высшей нравственной категории.
Формирование основ греческой культуры проходило не на пустом месте. Существенными факторами ее развития стали глубокие культурные традиции критских и ахейских обществ II тысячелетия до н. э., наследие гомеровского времени, активные контакты с древневосточными цивилизациями. Греки умело использовали, переработали, переосмыслили это наследство, но в целом древнегреческая культура VIII—VI вв. до н. э. была глубоко оригинальным и новым историческим явлением.
Культура каждого народа — это многогранный, сложный комплекс, включающий письменность и литературу, изобразительные искусства и архитектуру, определенную религиозную систему, философию и науку. И в каждой из этих частей культурного творчества греки имели огромные достижения.
Греки разработали оригинальную религиозную систему, предполагавшую такое понимание божества, которое было отличным от большинства древневосточных религий. По греческим понятиям, божество — это могущественное существо, но оно не всемогуще и, в свою очередь, подчиняется высшей силе — судьбе. Для грека божество близко человеку, его конечное назначение — помогать человеку в его трудной жизни, а не использовать людей лишь для служения себе. Боги близки людям еще и потому, что, по представлениям греков, они могут вступать с ними в брачные отношения. От этих смешанных браков рождаются герои — люди-полубоги, которые совершают блистательные подвиги, уничтожают враждебные людям существа: Медузу Горгону, Химеру, драконов, сфинксов, кровожадных львов, огромных змей и др., но герои в отличие от богов смертны.
В греческом пантеоне насчитывалось множество героев, о подвигах которых были сложены разнообразные легенды. Греки любили рассказывать и о своих богах, об их вмешательстве в мирские дела, о сложных взаимоотношениях между ними. Эти сказания и легенды (по-гречески мифы) породили богатую мифологию, из арсенала которой греческие поэты, живописцы, скульпторы, философы черпали сюжеты своих произведений. По греческим представлениям, мир людей и мир богов связан многочисленными нитями не только через постоянное вмешательство богов в дела людей, но и через специальных жрецов-предсказателей, существующих при некоторых храмах. Эти предсказания (оракулы) производились при храмах Зевса и особенно Аполлона. Наиболее известными храмами с оракулами были храм Зевса в Додоне (Эпир), храм Аполлона в Дельфах (Фокида), храмы Аполлона в Дидимах (около Милета).
Греки представляли своих богов в образах красивых людей, живущих в благоустроенных храмах. Эти представления вдохновляли скульпторов и архитекторов на разработку мужских и женских образов в скульптуре. Образ прекрасного бога в человеческом облике, а его храма как совершенного жилища стали исходными пунктами развития греческой скульптуры и архитектуры.
Во II тысячелетии до н. э. древние ахейцы пользовались силлабическим слоговым письмом. В гомеровский период эта громоздкая письменность была забыта. На рубеже IX—VIII вв. до н. э. в Греции была создана более удобная алфавитная система письменности, состоящая из 24 букв, которые передавали не только согласные, но и гласные звуки. На становление греческой алфавитной письменности оказало влияние более древнее финикийское алфавитное письмо, которое греки хорошо знали, но тем не менее греческий алфавит был оригинальной системой, более разработанной, более приспособленной к передаче различных нюансов человеческой мысли и речи письменными знаками.
В VIII—VI вв. до н. э. рождается греческая литература.
Ранее всего у греков, как и других народов, стала развиваться эпическая поэзия. Это объясняется тесной связью эпоса с устным народным творчеством, с многочисленными мифологическими рассказами о богах и героях. Эпические сказания исполнялись устно певцами-аэдами, как правило, в домах знати. С изобретением письменности эпические сказания стали записываться, причем нередко их запись сопровождалась редактированием. Лучшими образцами эпической поэзии стали поэмы «Илиада» и «Одиссея». Текст поэм в основном составлен в VIII в. до н. э., но окончательная редакция и запись текста были произведены в середине VI в. до н. э.
К этому же жанру эпической поэзии относят так называемые циклические поэмы (т. е. составляющие определенные циклы, например, троянский цикл о событиях Троянской войны, Эдипии — о правлении фиванского царя Эдипа и др.) и так называемые гомеровы гимны — торжественные песни в честь богов, приписываемые Гомеру. Однако все они были произведениями многих авторов, не имели еще авторской индивидуальности. Первым авторским произведением были сочинения беотийца Ге-сиода (конец VIII — начало VII вв. до н. э.). Ему принадлежат две крупные поэмы: «Труды и дни», повествующие о быте и сельскохозяйственных занятиях среднего крестьянина, и поэма «Теогония», где излагаются мифы о родословных богов, дается объяснение происхождения мира.
С середины VII в. до н. э., по мере укрепления полисного строя, утверждения роли отдельной личности, обострения социальной борьбы с победами одних и поражениями других группировок, в греческой литературе появляются произведения, описывающие чувства отдельного человека, его радости и печали. Жанр лирической поэзии с его интересом к внутреннему миру человека получил особую популярность в VI в. до н. э. Одним из первых представителей лирической поэзии был Архилох с острова Парос (вторая половина VII в. до н. э.). В творчестве Алкея и Сафо с острова Лесбос, Анакреонта из города Теоса воспевание любви, природы, радостей жизни достигло высшего выражения. Образцами политической лирики с субъективным описанием политических событий, внутренней борьбы, уничтожающей характеристикой противников являются произведения Солона из Афин и Феогнида из Мегар.
Патриотическая тема защиты родного полиса от врагов, прославление мужества и стойкости в бою разрабатывалась Тиртеем из Спарты. Кроме различных типов лирической поэзии появляется жанр торжественных гимнов. Получили особую известность оды, прославляющие победителей на Олимпийских и Пифийских играх, принадлежащие Пиндару. В жанре небольшого полуэпического полупрозаического нравоучительного рассказа (басни) работал Эзоп.
Разнообразие литературных жанров, разработка многих стихотворных размеров, богатство содержания, прекрасный язык сделали молодую греческую литературу замечательным культурным явлением.
Бурное развитие городов как в Балканской Греции, так и в многочисленных колониях вызвало подъем градостроительного искусства и архитектуры. В греческих колониях города застраивались по определенному плану с выделением жилых кварталов, общественных центров, главной площади, ремесленной застройки.
Значительное внимание греческих градостроителей было уделено решению проблемы снабжения городов питьевой водой. В середине VII в. до н. э. в Мегарах был построен первый водопровод с водоразборными портиками, довольно благоустроенные водопроводные сооружения были построены затем в Коринфе и Афинах. Один из замечательных раннегреческих водопроводов был построен на Самосе, для чего пришлось прорубить в горном массиве тоннель в 1 км длиной.
Особенно бурное развитие переживает греческая архитектура. Главное внимание греческих архитекторов было направлено на художественную разработку зданий общественного назначения и прежде всего храмов богов. Храм бога-покровителя того или иного полиса рассматривался как олицетворение города, его силы и красоты, и городские власти не жалели средств для украшения храмов. Стоящее на возвышенном месте, как правило, на акрополе, храмовое здание, окруженное колоннами, украшенное рельефами и статуями, имело красивый и нарядный вид, служило подлинным украшением города. Именно в храмовом строительстве была найдена знаменитая ордерная система архитектуры, которая в последующем определила развитие греческой, а затем и римской архитектуры.
Ордерная система зародилась в развитых полисах Пелопоннеса в середине VII в. до н. э. и совершенствовалась в VI в. Она предполагала строгую соразмерность частей здания, широкое использование колонн, четкое разделение несущих и несомых частей, украшение храма скульптурой и живописью, органическое включение здания в окружающий ландшафт. Самым ранним греческим ордером был дорический, отличающийся некоторой приземистостью и массивными тяжеловесными формами. В VI в. до н. э. появляются ранние варианты ионического ордера с более стройными и легкими формами.
Греческие архитекторы постоянно использовали скульптуру для украшения храмовых зданий. Как уже отмечалось, согласно греческим религиозным представлениям храм рассматривался как жилище бога, и это предполагало наличие культовой статуи в каждом храме. Кроме того, греческие зодчие обычно украшали рельефами и скульптурой разные части храма и его крышу. Скульптура, таким образом, на первых порах носила преимущественно сакральный характер. Скульпторы создавали также статуи многочисленных героев, которые часто были покровителями отдельных родов и аристократических семей. В конце VII в. до н. э. распространяется обычай ставить статуи победителям олимпийских игр.
По мере утверждения полисного мировоззрения, роста значения личности гражданина постепенно вырабатывается господствующий образ, который мог относиться к божеству, герою или атлету-воину: образ обнаженного, физически здорового, жизнерадостного человека. Такие статуи называли куросами или аполлонами.
Другим художественным образом была задрапированная женская фигура — богини или хранительницы домашнего очага, матери семейства. В архаической греческой скульптуре много схематизма и условности, но она определила общий путь развития греческой скульптуры, внеся свой вклад реалистической обобщенной разработкой образа прекрасного, гармонически развитого гражданина, защитника родного полиса и своей собственной свободы.
Показателем зрелости раннегреческой культуры является зарождение философских концепций. Философия как отрасль научного знания и как мировоззренческая дисциплина предполагает довольно высокий уровень социально-экономического и культурного развития. Раннюю греческую философию называют натурфилософией потому, что философские и собственно научные знания составляли еще единое целое. Греческие философы этого времени больше занимались объяснением природы (например, математическими расчетами и астрономическими наблюдениями), чем другими философскими темами. Наиболее влиятельные философские школы возникали на периферии греческого мира, в Ионии и Великой Греции, где развитие шло быстрее, чем в Балканской Греции. Ионийские философы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен пытаются дать материалистическое истолкование происхождения мира. Они ищут материальную первооснову, первичное вещество, из которого состоят все видимые вещи. Фалес считал таким первовеществом воду, Анаксимен — воздух. Интересна гипотеза Анаксимандра, который полагал, что первоматерией являются бесконечно малые частицы, которые он назвал апейрон. Философ Гераклит из Эфеса считал первоматерией огонь. По мнению ионийских мыслителей, вода, воздух, апейрон или огонь, сгущаясь или разряжаясь, образуют все видимое разнообразие мира. Больший достижением греческой философии этого времени является учение об элементах диалектики, которое развивал Гераклит. Ему принадлежит важное философское положение:
«Все течет», т. е. все изменяется, нет застывших положений, существует лишь непрерывное развитие. Каждая вещь, каждое явление — лишь момент всеобщего развития.
Иную философскую систему развивал Пифагор, по происхождению с острова Самос, эмигрировавший в город Кротон (Южная Италия). Пифагор занимался математическими вычислениями, ему принадлежит доказательство знаменитой теоремы, получившей его имя. Суть его философских воззрений сводилась к тому, что не вещество, а числа, т. е. абстрактное, не связанное с материей количественное отношение, определяют порядок и основу всего мира. Если с философской точки зрения отрыв числовых отношений от материи делал его концепцию идеалистической, то с прикладной точки зрения учение Пифагора было плодотворным для развития математических исследований, в которые он и его последователи внесли большой вклад.
Философские концепции раннегреческих философов представляли собой попытку рационалистического объяснения мира, они отражали и вместе с тем обосновывали рационализм мышления древних греков, освобождали его от пут религиозного мистицизма, утверждали уверенный оптимистический взгляд на мир, на силы и способности человеческой личности.
В целом раннегреческая культура стала закономерным завершением формирующейся структуры полисного строя как специфической формы рабовладельческого общества и государства.
Читайте в рубрике «Древняя Греция»: Имел ли Александр Великий высшее образование? Цивилизация минойского Крита Ахейская Греция во II тыс. до н. э. Микенская цивилизация |