Афинская демократия и спартанская олигархия
Экономика, хозяйственная жизнь, отношения разных классов и социальных слоев образуют базис, основание, на котором формируется определенная политическая система, та или иная форма государственной власти. По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V—IV вр. до н. э. делились на два основных типа — полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей, глубоким проникновением рабовладельческих отношений во все сферы жизни, как правило, тяготели к демократическим формам государственного устройства. Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические рабовладельческие отношения.
Примером рабовладельческой демократии является государственный строй Афин, в то время как эталоном олигархии стала политическая организация Спарты. Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных рабовладельческих государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н. э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона. «Наш государственный строй, — говорил один из прославленных вождей афинской демократии Перикл, — не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».
Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на регулирование отношений как между классами (в интересах господствующего класса), так и между отдельными социальными группами, в том числе и между отдельными людьми, составляющими в конечном счете данное общество. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из классических примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующий в совокупности античную общину. Гражданский коллектив не составлял всего населения того или иного полиса, в частности Афин. Кроме граждан в афинском рабовладельческом обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для афинского гражданина.
Достижением греческой политической мысли и полисного мировоззрения была выработка самого понятия «гражданин». В древневосточных деспотиях понятия «гражданин» практически не существовало. Вместо него в древневосточных монархиях существовало понятие подданого, правоспособность которого слабо обеспечивалась законодательством и могла быть в любой момент ущемлена представителями государственной власти.
Греческое же понятие гражданина,, сформированное в V—IV вв. до н. э., предполагало личность, наделенную некоторыми неотъемлемыми правами, как основы основ его жизнедеятельности.
Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущемся в демах, низших административных единицах Аттики. В такие списки заносились юноши и девушки по достижении 18-летнёго возраста после тщательно проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки домов, собирались со всей Аттики и в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание под руководством специальных учителей — софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям.
После года таких занятий военно-тренировочного характера учителя отчитывались о своей деятельности в Народном собрании, а эфебы в театре, по словам Аристотеля, «показывают народу строевые приемы и получают от государства щит и копье. После этого они охраняют границы страны, дежуря все время на сторожевых постах... По истечении этих двух лет они становятся уже на один уровень с остальными гражданами». Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением и контролем Народного собрания и властей. О значимости этой воспитательной работы говорит не только факт отбора софронистов из числа наиболее уважаемых граждан, но и их высокая оплата: софронисту была положена на содержание 1 драхма в день, как и члену важнейшего органа афинской демократии — Совета 500.
Таким образом, к 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства, т. е. участие в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов.
Своего рода продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имевший земельный участок и обладавший известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.
Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание граждан (экклесия), на которое собирались все граждане, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике или других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, проживающие на островах). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.
Народное собрание было важнейшим государственным органом с широкими полномочиями. На Народном собрании принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, здесь же обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировалась сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. На Народном собрании осуществлялся тщательный контроль за воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав. В компетенцию Народного собрания входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т. е. изгнание на 10 лет любого гражданина, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.
Важнейшим делом Народного собрания было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование прав гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Иначе говоря, полномочия Народного собрания охватывали все стороны жизни Афин; по существу оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.
Деятельность Народного собрания в течение года была разбита на 10 циклов, причем в каждый цикл, охватывающий 36 дней, проводилось 4 собрания (обычно раз в 9 дней). Чтобы упорядочить его работу, на каждое из четырех собраний выносились дела определенного вида: так, на первое собрание каждого цикла выносились наиболее важные вопросы — военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проверка правильности избрания соответствующих магистратов; на втором собрании рассматривались ходатайства по личным и общественным делам; третье и четвертое собрания рассматривали все остальные дела. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались по жребию.
В Народном собрании был принят довольно демократический порядок обсуждения пунктов повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, свобода обсуждения не ограничивалась, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании. Афинские граждане, как сообщают источники, принимали активное участие в рассмотрении всех вопросов, они тщательным образом проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных средств. Каждый афинский магистрат, какое бы он ни занимал высокое положение, со страхом ожидал дня соответствующего отчета на Народном собрании. Плутарх рассказывает, что самый авторитетный руководитель Афинского государства, первый стратег Перикл скрупулезно готовился к отчету перед гражданами, в течение нескольких дней не допуская к себе никого из своих близких и родственников. Активное участие в деятельности Народного собрания развивало ораторские навыки у многих афинян, формировало их мышление, их гражданское самосознание. Аристофан в одной из своих комедий «Ахарняне» хорошо передает общую атмосферу деятельности афинского Народного собрания и свободу обсуждения вопросов. Его герой — крестьянин Дикеополь, проживающий в деревне афинский гражданин, решает пойти на очередное Народное собрание и добивается ни более ни менее как заключения мира со спартанцами (пьеса отражает период войны между Афинами и Спартой). Участвовать в работе Народного собрания имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все граждане, принадлежащие к последнему имущественному разряду фетов, могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Для того чтобы привлечь к работе Народного собрания низший слой афинского гражданства, в начале IV века до н. э. был принят закон "(по предложению Агиррия), устанавливающий плату за посещение Народного собрания в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.
Однако несмотря на принятые меры далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в работе собрания. Многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, или в клерухиях, расположенных на островах Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать на многочисленные заседания Народных собраний. Как правило, завсегдатаями Народных собраний были граждане, проживавшие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан в 30—40 тыс. на заседаниях Народных собраний присутствовало около 3—5 тыс. человек. Во всяком случае, для решения особо важных дел, например, для проведения остракизма, требовался кворум всего лишь в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.
Решения Народного собрания, которые становились государственными законами, обычно начинались с обязательной формулы «Постановил Совет и народ». Эта юридическая формула оказывает большую роль Совета (буле) в системе государственных органов афинской демократии. Совет был поставлен как бы рядом с Народным собранием. Однако Совет в Афинах не соперничал по степени своего влияния и авторитета с Народным собранием. Будучи одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, он не подменял Народного собрания, а был его рабочим органом.
Совет состоял из 500 членов, они избирались по 50 человек от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался с помощью жребия из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или какого-либо давления при избрании. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения.
Важнейшими задачами Совета 500 была подготовка и организация работы Народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Выполнение подобных задач предполагало столь же широкую компетенцию Совета 500, как и самого Народного собрания. Прежде всего Совет 500 готовил повестку дня Народных собраний, обсуждал проекты возможных решений, включая проекты мирных договоров, объявления войны и заключения мира, предварительно обсуждал бюджет, производил проверку законности избрания должностных лиц и их распоряжений, обсуждал вопросы продовольствия, военного снаряжения, в частности следил за постройкой боевых кораблей и строительством общественных зданий. Широкий круг обсуждаемых вопросов на Совете делал необходимым его ежедневные заседания. Члены Совета получали жалование в размере 5—6 оболов, т. е. в два раза больше, чем за посещение Народного собрания.
Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет и лишь один раз, т. е. каждый год Совет обновлялся.
Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг — один из древнейших органов государственного управления в Афинах, его следы восходят к IX—VIII вв. до н. э., к совету родовых владык.
Ареопаг в отличие от Совета 500 по своей структуре и составу был органом аристократическим. Он состоял из нескольких десятков членов (возможно, до 60— 70 человек), кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды
афинских аристократов на пожизненный срок (для члена Ареопага требовалось «хорошее воспитание», что подразумевало аристократическое происхождение). Вожди афинской демократии не осмелились уничтожить аристократический Ареопаг, но они добились сильного ограничения его компетенции как государственного органа. Дреопаг в V—IV вв. до н. э. стал одной из судебных инстанций, который разбирал дела об умышленном убийстве, ранении, поджоге, нарушении религиозных предписаний. Ареопаг должен был также наблюдать за состоянием нравов.
Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов (Первого Афинского морского союза в V в. до н. э. и Второго Афинского морского союза в IV в. до н.э.). В Афинах проживало многочисленное население, шла насыщенная различными событиями жизнь. Все это ставило перед государством многие проблемы по управлению и организации административного аппарата.
Управление сложной жизнью афинского рабовладельческого общества осуществлялось через систему выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500, постоянно вникавший в текущие дела, непосредственно контролировал деятельность избранных магистратов и выступал своего (рода организующим центром многочисленных должностных лиц. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящим еще к VIII в. до н. э. Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта обозначался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинение в ниспровержении государственного строя.
Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны; стратеги отвечали за военное финансирование, они же распоряжались захваченной добычей. В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: десять таксиархов, командовавших гоплитскими контингента ми, два гиппарха — командиров конницы и десять филархов — командиров более мелких отрядов конницы. На все военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как все гражданские должности избирались жребием. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную должность человека некомпетентного или неспособного к командованию.
Среди органов афинского управления было много финансовых коллегий, и это понятно: в условиях интенсивной хозяйственной жизни и сложной государственной политики составление бюджета, финансирование многочисленных мероприятий имело особое значение. Финансовое обеспечение афинского войска занимало очень большое место в деятельности стратегов. В системе афинской демократии существовало несколько специальных коллегий, руководивших разными сторонами финансовой деятельности: десять казначеев богини Афины — хранители всей государственной казны; десять полетов, главной заботой которых был контроль за поступлениями в казну (от сдачи в аренду государственных имуществ до по пучения налоговых сумм и других поступлений); десять аподектов отмечали в списках все поступления в казну и выдавали должностным лицам положенные им суммы; десять логистов регулярно проверяли финансовую отчетность от должностных лиц. Учреждение нескольких взаимоконтролирующих финансовых коллегий было специальной и эффективной мерой афинской демократии против казнокрадства и других финансовых злоупотреблений должностных лиц.
В системе афинской демократии было множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутри города Афин и порта Пире я, так сказать, городских магистратов. Первыми из них были десять астиномов, следивших за порядком и чистотой, т. е. за санитарным состоянием города, и десять агораномов, смотревших за соблюдением правил рыночной торговли. Десять метрономов отвечали за правильность мер и весов, десять ситофилаков, «хлебных надзирателей», специально следили за ценами на хлеб — основной продукт питания афинян. О важности работы этой коллегии говорит тот факт, что в середине IV в. до н. э. количество ее членов было увеличено с 10 до 35 (20 вели наблюдение за хлебной торговлей в Афинах, а 15 — в Пирее). Коллегия из 11 человек выполняла полицейские функции, включая надзор за тюрьмами, приведение в исполнение смертных и других приговоров. В ее распоряжении находился отряд из 300 государственных рабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками (хотя там могли быть рабы и других народностей). Избирались и другие коллегии должностных лиц. По словам Аристотеля, ежегодно в различные коллегии в Афинах избиралось до 700 должностных лиц.
В целом это был довольно многочисленный, разветвленный административный аппарат, организующий сложное государственное управление. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинского гражданства. Прежде всего все многочисленные коллегии должностных лиц избирались только на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность было запрещено (исключение было сделано для военных должностей). Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить в одних руках власть исключалась. В Афинах была принята демократическая процедура избрания: кроме военных магистратур, кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов, включая и граждан-бедняков. За отправление магистратур назначалась плата в размере дневного заработка ремесленника или несколько выше (от 3 до 5 оболов), что обеспечивало реальные условия для участия в управлении граждан низшего имущественного разряда. Поскольку повторное переизбрание исключалось, а коллегии были многочисленными, то практически каждый афинский гражданин мог быть избранным на одну или несколько должностей и тем самым принять прямое и непосредственное участие в государственном управлении своего полиса.
Читайте в рубрике «Древняя Греция»: Имел ли Александр Великий высшее образование? Цивилизация минойского Крита Ахейская Греция во II тыс. до н. э. Микенская цивилизация |