Греческий полис VIII—VI вв. до н. э.
Архаический период VIII —VI вв. до н. э. был временем формирования рабовладельческого общества и государства. Это был новый путь развития классового общества и государственности, отличный от того пути, которым шли в свое время древневосточные общества и древнейшие греческие государственные образования II тысячелетия до н. э. (общества древнего Крита и Ахейской Греции). Каковы же особенности нового пути рождения рабовладельческого общества и государства в Греции I тысячелетия до н. э.
Формирование основ греческой цивилизации в VIII—VI вв. до н. э. проходило не из разложения, так сказать, «чистых» родовых отношений, как в громадном большинстве предшествующих обществ, а на более сложной культурной основе. Эта более сложная основа включала в себя богатое и интересное крито-микенское наследство. Исторический опыт II тысячелетия до н. э. не пропал даром (в историческом процессе вообще ничто не пропадает бесследно), он был учтен, ускорял и обогащал общий исторический процесс.
Классовые отношения в VIII—VI вв. до н. э. развивались на более высоком уровне производительных сил, чем во II тысячелетии до н. э. В частности, огромное влияние оказывало производственное освоение нового металла — железа. С помощью железных орудий можно было поднимать каменистые земли, вырубать лесистые пространства и обращать их в пашню, обрабатывать твердые породы камня. Естественно, это расширяло материальные возможности греков, создавало предпосылки для появления более сложной экономики, динамичного товарного производства, которое задавало более быстрый темп хозяйственного и общественного развития, чем консервативное натуральное хозяйство.
Природные условия в Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные условия для развития частной собственности на землю, на земельный участок, а основной производственной ячейкой стали не громоздкие царские или храмовые хозяйства или общинное производство с его мелочной регламентацией, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жестокой эксплуатации рабского труда и с относительно высокой доходностью.
Процесс исторического развития греческого общества в VIII—VI вв. до н. э. протекал в рамках мелких, внутренне сплоченных республик, опирающихся на гражданский коллектив среднезажиточных земледельцев. В таких мелких общественных и государственных образованиях появлялись более благоприятные возможности для создания рациональной и динамической экономики, более сложной социальной структуры, разнообразных политических учреждений и высокой культуры, чем в рамках больших по территории, но слабо связанных экономически монархий, с дорогостоящим управленческим аппаратом.
Общим результатом процесса исторического развития Греции в VIII—VI вв. до н. э. было появление на территории Балканской Греции, в Эгейском бассейне, Великой Греции и Причерноморье нескольких сот мелких государственных образований с более или менее сходной социально-экономической структурой, принципами политического управления и системой духовных ценностей. Именно в рамках полисного строя древние греки создали в классический период своей истории блестящую цивилизацию, которая стала великим вкладом в сокровищницу мировой культуры, обеспечила древнегреческому обществу почетное место во всемирной истории.
Каждый из множества греческих полисов был индивидуальным явлением, но при всей самобытности и своеобразии в большинстве греческих государств проступают некоторые общие черты, которые позволяют считать их именно полисными организмами. Каковы эти общие черты, какова сущность и наиболее характерные основы греческого полиса в его обобщенном виде? Внутреннее содержание полиса нельзя сводить только к определенному государственному устройству и системе духовных ценностей. Независимо от размеров, каждый греческий полис представлял собой общество во всем многообразии его разных сторон, т. е. представлял собой определенную экономическую систему, социальную структуру, политическую организацию и сложный комплекс культуры!
По размерам территории и количеству населения греческие полисы были разными. Существовали очень крупные полисы. Например, - Лакедемон, или Спарта, имел территорию 8400 км2, а население — около 200—300 тыс. человек. Полис афинян имел территорию около 2500 тыс. км2 с населением в 250—350 тыс. человек, но существовали совсем маленькие полисы с территорией 30—40 км2 и с населением в несколько сотен человек, как, например, фокидский полис Панопей (на границе с Беотией).
Однако наиболее распространенный тип греческого полиса имел территорию порядка 100—200 км2, т. е. 10 X 10 или 10 X 20 км с \ населением в 5—10 тыс. человек, включая женщин, детей, иностранцев и рабов; полноправных мужчин-воинов могло быть от 1 до 2 тыс. человек.
Типичный греческий полис был крошечным государством, территорию которого можно обойти из конца в конец за несколько часов, с небольшим числом жителей, большинство из которых знали друг друга в лицо, с одним центром, где собиралось Народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов, ремесленные мастерские, проживало основное население. Город стоял или на берегу моря, или в нескольких километрах от морского берега, но на берегу моря имел гавань или порт (гаваньсралеры была расположена в 5 км от Афин). Городской центр полиса мог быть окруженным кольцом оборонительных стен, но в VI в. до н. э. крепостные укрепления вокруг города только начинали строиться и многие города крепостных сооружений еще не имели. В городском центре живет большая часть населения полиса, зачастую более 50% всех жителей, в том числе землевладельцы и земледельцы, которые выезжают ежедневно на обработку своих участков, благо они расположены неподалеку. В городе на центральной площади совершаются торговые операции, здесь проводятся общеполисные празднества и спортивные состязания. Хотя на территории полиса имелось несколько сельских поселений, городской центр был один на всю государственную территорию. Вот почему полис определяют еще как город-государство.
Основой полисной экономики является земледеление. В силу природных условий большинства греческих городов, сельское хозяйство имело сложную структуру и включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство. Виноградарство, оливководство и огородничество требовали значительных затрат труда и материальных средств и потому создавали экономическую возможность применять дополнительную рабскую рабочую силу.
В городском центре, как правило, расположенном на берегу моря, жили ремесленники и торговцы, создавались благоприятные условия для товарного обмена и торговых операций. Малые размеры греческих полисов приводили к тому, что на их крошечной территории могло недоставать необходимых металлов (железа, меди, бронзы), строевого леса и других видов сырья. Тем самым возникала необходимость их приобретения. Товарные отношения, обращение продуктов через рынок, через торговлю стали одной из основ всей хозяйственной жизни полиса. Земледельцы и землевладельцы везли на рынок вино, масло, зерно, шерсть, чтобы купить на нем орудия труда, ткани, одежду, кожу и другие необходимые для жизни изделия. Полисная экономика открывала большие, чем на Востоке, возможности для развития товарных отношений, а, стало быть, накопления богатств, появления крупных поместий в сельской местности и больших ремесленных мастерских в городе с использованием множества рабов.
Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов самых различных категорий. К классу рабовладельцев относились крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост. Основная часть полисного населения принадлежала к классу свободных мелких производителей и, прежде всего, к земледельцам, к афинским социальным разрядам зевгитов и фетов. Входили сюда ремесленный и торговый люд, .добывающий пропитание собственным трудом.
Класс рабов в VI в. до н. э. был весьма малочислен, применялись рабы редко лишь в немногих крупных поместьях и ремесленных мастерских, и их роль в греческих полисах VI в. до н. э. была небольшой. Однако по мере усложнения полисной экономики, развития товарно-денежных отношений, расцвета ремесленных производств и расширения торговых операций в греческом мире в последующее время численность рабов в полисах возрастает, а рабовладельческий способ производства достигает своих классических форм.
Одной из важнейших особенностей социальной структуры в греческих полисах было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, т. е. совокупность полноправных граждан данного полиса. К гражданам полиса принадлежали коренные жители, проживающие в данной местности несколько поколений, владеющие наследственным земельным участком, принимающие участие в деятельности народных собраний и имеющие место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов. Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, расположенного в нескольких километрах, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан. Потеря земельного участка могла привести к лишению гражданских прав и выбыванию из гражданского коллектива. Правда, в развитых торгово-ремесленных центрах, таких как Коринф или Афины, проживали потерявшие земельные участки граждане, которые были вынуждены заниматься ремеслами и торговлей.
Таких людей гражданских прав не лишали, они подвергались своего рода общественному порицанию, становились гражданами второго сорта. При первой же возможности они стремились приобрести земельный участок и тем самым реабилитировать себя в глазах общества. Полисные власти проводили политику помощи таким безземельным гражданам. В каждом полисе, помимо земель, находящихся в частной собственности граждан, существовал резервный фонд, так называемый ager publicus (общественное поле), из которого в принципе могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан. В состав агер публикус входили также "неудобные земли”: болота, карьеры, речные поймы, леса, угодья, которые находились в пользовании всего гражданского коллектива полиса.
Владение земельным участком рассматривалось как полноценная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. Своими земельными участками граждане владели как собственники с правом полной хозяйственной самостоятельности вплоть до продажи участка, однако возможности продажи земли были ограничены, так как потеря участка могла привести к лишению гражданских прав или общественному порицанию.
Гражданский коллектив полиса был неоднородным. В его состав входила землевладельческая знать, богатые владельцы ремесленных мастерских, крупных партий рабов, средние по своему достатку крестьяне, мелкие земледельцы и даже безземельные. Процесс экономического развития усиливал имущественную и социальную дифференциацию гражданского коллектива, приводил к его расслоению и ослаблению. Для поддержания некоторого единства граждан полисные власти принимали ряд мер. Этими мерами были наделение участками потерявших землю граждан из фонда общественной земли, вывод во вновь основанные колонии. Другие меры предусматривали введение земельного максимума, который препятствовал концентрации земли в руках отдельных, лиц за счет других. На богатых граждан налагались так называемые литургии, т. е. обязанность тратить часть своих средств на общественные нужды (поставка кораблей и устройство общественных празднеств и др.). Общественное мнение осуждало граждан, занимающихся накоплением богатств, ведущих праздный образ жизни. Напротив, достойным гражданином считался средне-зажиточный земледелец, который заботливо вел свое хозяйство со своей семьей, ревностно выполнял все гражданские обязанности, являлся умелым и доблестным защитником своего полиса, неся службу в гоплитах.
С точки зрения государственного управления, греческий полис имел республиканское устройства. Верховная власть и законодательство принадлежали Народному собранию, которое состояло в принципе из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (как правило, на один год). Постоянного государственного аппарата, за исключением малочисленного штата технических служащих, не существовало!
Повторное переизбрание на одну и ту же должность не допускалось. Должностные лица после истечения срока их пребывания в должности отчитывались перед Народным собранием или его органами! Доминирующее значение народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав гражданина!
В полисах сформировалась и своя система духовных ценностей. Прежде всего своеобразное социально-экономическое, политическое и культурное устройство, сам полис греки считали высшей ценностью.
По их мнению, лишь в рамках полиса можно не только физически существовать, но и вести полнокровную, справедливую нравственную жизнь, достойную человека. Составными частями полиса, как высшей ценности, выступали личная свобода человека, понимаемая как отсутствие всякой зависимости от какого-либо лица или коллектива, право выбора занятий и хозяйственной деятельности, право на определенное материальное обеспечение, в первую очередь на земельный участок, но вместе с тем и осуждение накопительства богатств.
В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие гражданина как располагающего совокупностью неотъемлемых от него политических прав: активное участие в государственном управлении полиса, хотя бы в форме обсуждения дел на Народном собрании, право и обязанность защищать свой полис до конца. Органической частью нравственных ценностей гражданина полиса стало глубокое чувство патриотизма по отношению к своему полису. Грек был гражданином лишь в своем маленьком государстве. Стоило ему переехать в соседний город, — и он превращался в бесправного метека. Вот почему греки дорожили именно своим полисом. Их маленький город-государство был тем миром, в котором грек в наиболее полной мере ощущал свою свободу, свое благосостояние, свою собственную личность.
Описанные выше наиболее общие черты свойственны в той или иной степени каждому полису, однако, среди множества греческих городов-государств можно выделить два основных типа.
Первый тип — это полис аграрный, с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием торговли и ремесел, товарно-денежных отношений, со слабым внедрением рабского труда, большим удельным весом труда зависимых работников, как правило, с олигархическим устройством. Образцом такого типа является Лакедемон, или Спарта.
Другой тип представлял собой общество и государство с большим удельным весом ремесленных производств и торговых операций, товарно-денежных отношений, глубоким внедрением рабского труда в производство и повседневную жизнь, активным участием в общественной и политической жизни широких масс гражданства, демократическим устройством. Наиболее ярким примером такого полиса являются Афины.
Греческий полис стал такой формой рабовладельческого общества и государства, в рамках которого были созданы благоприятные условия для дальнейшего развития экономики, общественных отношений, политических учреждений и блестящей греческой культуры.
Читайте в рубрике «Древняя Греция»: Имел ли Александр Великий высшее образование? Цивилизация минойского Крита Ахейская Греция во II тыс. до н. э. Микенская цивилизация |