Эллинистические градостроительство, архитектура и скульптура
Период эллинизма был временем основания множества новых и благоустройства древних городов. Естественно, этот процесс послужил мощным стимулом для развития градостроительного искусства и архитектуры. Элементы правильно спланированного и благоустроенного города появились еще в классическое время, но полное завершение градостроительных принципов регулярного города и их самое широкое распространение при основании многочисленных новых городов произошло лишь в эллинистический период. Основные принципы регулярного города заключались в следующем: 1) выбор для города (если он основывается заново) благоприятной в климатическом отношении, снабженной питьевой водой, на пересечении торговых путей, удобной для обороны местности, 2) составление генерального плана застройки, рассчитанной на десятилетия, 3) применение планировочных, пересекающихся под прямым углом осей, предполагающих сетку параллельно-перпендикулярных улиц, 4) разбивка города на равные кварталы, внутриквартальная планировка и блочная застройка кварталов.
Генеральный план города предусматривал специальные участки для центральной площади — агоры и других площадей, - для театральных сооружений, общественных зданий и храмов, стадионов и гимнасиев. Генеральный план включал садово-парковые комплексы, как правило, расположенные на окраинах городов, служившие местом отдыха и оздоровительных зон. Вредные ремесленные производства, в частности, керамические и кожевенные мастерские вы носились на городские окраины или за пределы города. В регулярном городе было организовано хорошо налаженное водоснабжение питьевой водой, которая подавалась по трубопроводу иногда за много километров, и система канализации. Городские власти тщательно следили за санитарным состоянием, поддержанием благоустройства. До нашего времени дошел указ пергамских царей, восходящий к III в. до н. э., в котором предусматривались меры по поддержанию чистоты улиц и площадей, ремонта всех городских зданий, устройства колодцев и отхожих мест, и вводились строгие меры за его нарушения.
Предметом особого внимания эллинистических монархов было благоустройство своих столиц. Александрия Египетская, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре, Пергам, Родос, Милет и многие другие превращаются в красивые города с широкими улицами, роскошными царскими дворцами, тенистыми парками, грандиозными храмами, театрами, зданиями общественного назначения, торговыми рядами, колоннами, портиками для прогулок.
Основание многочисленных новых городов, обширные работы по благоустройству старых городов, наличие больших материальных средств и людских ресурсов способствовали подъему эллинистической архитектуры, разработке новых типов зданий, возведению таких грандиозных сооружений, которые были невозможны в предшествующее время. Храм потерял значение основного здания эллинистической архитектуры, хотя во всех городах строили очень большое количество храмов самым различным богам, а тип храмового здания получил дальнейшую разработку (большие размеры, роскошная отделка, двойной ряд колонн, окружающих стены храма — так называемый дип-тер). Основой развития эллинистической архитектуры стали здания общественного и утилитарного назначения: здания для заседаний пританов, членов буле, Народного собрания (пританеи, булевтерии, экклессиа-стерии), библиотеки, арсеналы и доки, театры и стадионы, гимнасии и палестры. Если в классическое время частное жилище практически не разрабатывалось, то в период эллинизма архитектура частного дома стала предметом специального внимания.
Разрабатывались два типа жилых домов: 1) блок нескольких, имеющих смежные стены, домов-квартир, которые образовывали городской квартал; 2) отдельно стоящий дом — городская вилла, со множеством комнат, группирующихся вокруг окруженного колоннами двора (так называемый перистильный дом). Внутренние стены такого дома художественно обрабатываются, расписываются фресками, на полах выкладывается мозаика. Особым типом здания, тщательно разработанным эллинистическими архитекторами, стали комплексы царских дворцов, занимающие до четверти всей городской территории, включающие не только царские апартаменты, помещения для обслуживающего персонала, но и обширные хозяйственные помещения, ремесленные мастерские, тенистые парки, библиотеки, арсеналы для хранения оружия. Комплекс царских дворцов или занимал акрополь, как в Пергаме, или был отгорожен от городской территории крепостной стеной, как в Александрии.
Одним из самых грандиозных сооружений не только эллинистической эпохи, но и всей древности является Александрийский маяк, построенный на острове Фарос архитектором Состратом из Книда в 280 г. до н. э. Он представлял собой трехъярусное сооружение общей высотой около 120 м. Первый ярус представлял собой квадратное в плане здание, стороны которого были ориентированы по сторонам света. Второй ярус был выполнен как восьмигранная башня, грани которой были ориентированы по направлению 8 главных ветров. Третий ярус имел форму цилиндра, увенчанного куполом, на котором стояла 7-метровая статуя бога морей Посейдона. Здесь наверху горел огонь маяка (из специально просмоленных поленьев), который с помощью зеркал был виден на расстоянии до 60 км. В дневное время, когда огонь был невидим, применяли дымовую завесу. Топливо подавалось на вьючных животных, поднимающихся по винтовой дорожке внутри всех трех ярусов. Для эллинистической архитектуры характерно несколько новых моментов: стремление к грандиозности построек, роскоши внутренней и внешней отделки, нарочитой помпезности и масштабности, которые подавляли маленького человека, подчеркивали его слабость и ничтожество перед лицом могущественного монарха или божественных сил. Вместе с тем преобладание утилитарных типов сооружений, стремление к практицизму и рационализму вело к утрате чувства прекрасного, того эстетизма, который столь свойствен классическому зодчеству.
Аналогичные направления художественных поисков прослеживаются в развитии одного из самых разработанных в греческом искусстве жанров — скульптуре. Интерес к скульптурным работам в эллинистическое время был огромен и, возможно, был даже более значительным, чем в классический период. Скульптуры украшали частные дома, общественные здания, площади, акрополи, перекрестки, парковые зоны. Обилие статуй характерно даже для небольших городков. Например, в таком бедном городе как Терм его завоеватель Филипп V в конце III в. до н. э. захватил 2 тыс. статуй. Однако обилие скульптуры и большой спрос на нее рождали ее массовое производство, что неизбежно приводило к угасанию творческого начала и росту чисто ремесленной техники. Изменились исходные принципы и художественные образы, разрабатываемые мастерами. Как правило, эллинистические мастера отказывались от разработки образа прекрасного и доблестного, несколько идеализированного гражданина, члена полисного коллектива, активного участника Народного собрания и храброго воина. Изменился и подход к богам. Для эллинистического мастера божество — это не спокойное, прекрасное, могущественное и доброе существо, а капризная и грозная сила, или один из вариантов обычного человеческого образа. Для эллинистической скульптуры характерно отражение и раскрытие новых веяний эпохи: дух беспокойства и внутреннего напряжения, стремление к помпезности и театральности, реализм, часто приводящий к грубому натурализму. Индивидуализм как одна из черт мировоззрения проявился в области скульптуры в повышенном интересе к портрету отдельных лиц.
Вместе с тем в эллинистической скульптуре продолжали сохраняться традиции замечательных мастеров V—IV вв. до н. э., и в рамках этих традиций были созданы шедевры эллинизма: Ника Самофракийская (начало III в. до н. э.) — богиня победы, спускающаяся на нос корабля; Тюхе (счастье) города Антиохии (III в. до н.э.), изображенная в виде прекрасной, доброй женщины с башенкой на голове; известные всему миру статуи Афродиты Милосской и Афродиты Киренской (II—I вв. до н.э.), богини любви и красоты.
Наиболее знаменитыми скульптурными школами эпохи эллинизма были пергам-ская и родосская. В Александрии, которая была центром эллинистической науки и литературы, собственная школа скульпторов практически не сложилась, во всяком случае, ее влияние было весьма незначительным, хотя город был заполнен разнообразной скульптурой, в значительной степели привозной или подражательной.
Пергамская школа развивала художественные принципы Скопаса с его интересом к бурным проявлениям чувства, стремительным движениям, внутреннему напряжению и игре противоречивых страстей. Но пергамская школа перерабатывала эти традиции в русле художественных веяний своего времени, разрабатывая реалистический портрет и психологические характеристики. Примерами творчества пергамской школы являются скульптурные группы галлов (умирающий галл; галл, убивающий себя и свою семью), в которых реалистически передан внешний облик галлов и дана "глубокая психологическая разработка характера этих воинственных и бесстрашных варваров. Прославленным образцом эллинистической архитектуры и скульптуры является Пергамский алтарь — мемориальный комплекс, построенный Эвменом II в честь побед над галатами в 180 г. до н. э. Его цоколь был покрыт фризом длиной в 120 м. На фризе изображены последние минуты грандиозной борьбы богов и гигантов за власть над миром и людьми. Участь титанов решена, боги торжествуют победу. Гиганты со змеями вместо ног изображены как полулюди, как неполноценные существа и поэтому они должны погибнуть. Власть над миром должна принадлежать по праву прекрасным и сильным человекоподобным богам Олимпа. Идея фриза заключалась в том, что греческие боги — олицетворение цивилизованного греческого начала — должны победить неполноценных чудовищ — олицетворение варварства. Ужас смерти, боль полученной раны, бессильная ярость, торжество победы переданы в стремительных движениях огромного количества фигур. Автор, в сущности говоря, воспроизводит в скульптуре большой мифологический пласт, проявляя знание древней традиции.
Родосская школа развивала традиции знаменитого Лисиппа. Здесь разрабатывался образ сильных, атлетически сложенных обнаженных мужчин. Но это не спокойный и доблестный атлет-гражданин классического времени, а, как правило, правитель или его сатрап с властным, надменным взглядом, выдающим огромную силу воли (статуя «Эллинистический правитель»). Из шедевров родосской школы можно назвать знаменитую скульптурную группу «Лаокоон и его сыновья» (I в. до н.э.), изображающую мучительную смерть троянского жреца и его сыновей от укуса змей (эпизод из Троянской войны), и многофигурную группу, изображающую казнь злой царицы Дирки сыновьями Антиопы, — так называемый «Фарнезский бык» (II в. до н. э.).
Одной из самых грандиозных скульптур родосской школы стал так называемый Родосский колосс — 30-метровая бронзовая статуя бога Гелиоса, сработанная учеником Лисиппа, мастером Харесом из Линда в 276 г. до н. э. Статуя украшала родосский порт и одновременно служила маяком. В 220 г. до н. э. во время сильного землетрясения Родосский колосс был разрушен и уже не восстанавливался.
Своего рода малой скульптурой были небольшие изображения из обожженной глины (терракота). Терракоты изображали простых граждан, бытовые сценки, и их очень любили жители эллинистических городов, к тому же они выпускались в большом количестве, были дешевы и доступны широким слоям населения. Одним из мест их массового производства был беотийский город Танагра, поэтому эти изящные статуэтки часто называют по имени этого города танагрскими терракотами.
Читайте в рубрике «Древняя Греция»: Имел ли Александр Великий высшее образование? Цивилизация минойского Крита Ахейская Греция во II тыс. до н. э. Микенская цивилизация |