Эллинистическая философия
Если в V—IV вв. до н. э. основой мировоззрения широких слоев гражданского населения небольших греческих полисов было глубокое чувство патриотизма, тесной связи каждого гражданина с его родным городом, признание в качестве высшей ценности гражданского коллектива в целом и подчинение ему частных интересов, то в период эллинизма положение изменилось.
В условиях постоянных перемещений больших масс людей по обширным территориям эллинистических держав, дальних путешествий, военных кампаний рвалась связь отдельного человека с его родным городом, а он ощущал себя не столько его гражданином (политес), сколько жителем большой державы (гражданином мира — космополитес). Как следствие этого процесса отходило на задний план и понятие высшей ценности гражданского коллектива как такового. Не столько принадлежность к гражданскому коллективу составляла теперь основу благополучия человека, сколько милости богов, благодеяния монарха, личная инициатива и счастье. Все это подрывало основы коллективизма и рождало чувство индивидуализма, веру прежде всего в собственные силы. С другой стороны, это питало веру в слепую удачу, укрепляло религиозное сознание, создавало благоприятные условия для развития мистических представлений.
Глубокие изменения в мировоззрении эллинистических людей оказали значительное влияние на состояние философии как мировоззренческой науки об общих законах развития мира, человека и его мышления. Центром эллинистической философии стали Афины, где соперничали несколько влиятельных философских школ. Прежде всего продолжали существовать философские школы учеников великих философов IV в. до н. э. Платона и Аристотеля. Школа учеников Платона получила название Академии. Его ближайшие ученики Ксенократ, Полемон, Кратет (40—30-е гг. IV в. — 70-е гг. III в. до н. э.) составили так называемую Древнюю Академию, последователи Платона III—II вв. до н. э. (наиболее крупными из которых были Аркесилай и Кариеад) составили Среднюю, или Новую Академию. Как Древняя, так и Новая Академия развивали лишь отдельные положения философской теории Платона, уделяя особое внимание мистическим сторонам его учения, вместе с тем эклектически сочетая идеализм Платона с элементами других философских систем.
Последователи Аристотеля (так называемые перипатетики) уделяли больше внимания разработке научных вопросов и некоторые из них стали выдающимися естествоиспытателями своего времени. Так, Феофраст стал основателем научной ботаники, Стратон прославился выдающимися открытиями в области физики.
Постепенно школы теряют свою популярность и превращаются в замкнутые элитарные группы с ограниченным влиянием на развитие философской мысли.
Значительно более влиятельными, более соответствующими общему уровню общественной и культурной атмосферы своей эпохи стали новые философские системы: философия стоиков, эпикурейцев и киников. Наиболее популярной философской системой эллинизма стала стоическая философия. Ее основателем был Зенон из города Кития на Кипре (336—264 гг. до н. э.), который переехал в Афины и здесь начал разработку своей системы, проповедуя ее в так называемом цветном портике (стоя пойкиле — отсюда название стоики) на центральной площади Афин — агоре. Последователи Зенона Клеант из Ассоса и Хри-сипп из Сол в Киликии развили идеи своего учителя, привели их в систему и разработали законченное философское направление. Философская система стоиков распалась на три части: физику, или учение об устройстве и развитии мира; логику, или учение правильно мыслить и ясно выражать свои мысли; этику, или учение о человеке, его поведении, месте в мире, цели его существования и др. Физика стоиков имела материалистическую основу. По их мнению, весь окружающий мир есть телесная субстанция, но эта субстанция является пассивной инертной бескачественной материей, которая приобретает определенные формы, качество, движение и активное бытие благодаря пронизывающей ее творческой силе (ее называют по-разному: разум, логос, бог, рок Зевс). Стоики считали творческое начало великим огнем, проникающим во все поры мира и материи. Творческий огонь, пронизывая бескачественную материю, формирует на определенный срок все видимое разнообразие окружающего нас мира. По прошествии определенного цикла произойдет мировой пожар и уничтожит мир. Затем начнется его возрождение божественного разума. Возродившийся мир будет полным повторением прежнего: вновь Сократ будет учить на улицах Афин, вновь его будет бранить сварливая Ксантиппа, вновь он будет обвинен и казнен.
Однако главную роль в философской системе стоиков играла этика, учение о человеке, его положении и роли в окружающем его мире, о цели человеческого существования. Человек рассматривается стоиками в качестве активного начала в мире. Он неразрывная часть космоса. Целью и счастьем человека является сознательная и активная деятельность, протекающая по законам разума и направленная на поддержание того равновесия, которое было заложено с момента появления этого мира. Как органическая часть космоса человек должен заботиться обо всем мире, обо всем прекрасном космосе, о человечестве в целом, а не только об одном городе или отдельном коллективе. Стоики разорвали узкий горизонт полисного мышления и были сторонниками вселенских, космополитических идей. Большое внимание они уделяли разработке вопроса о том, что такое добродетель, одна из целей человеческой жизни. С точки зрения стоиков, добродетель предполагает наличие четырех основных качеств: справедливости, проницательности, мужества и рассудительности. Лишь совокупность этих качеств может сделать активную деятельность человека соответствующей законам разума, благодетельной для человечества и обеспечить личное счастье.
Апелляция стоиков к космическому целому, всему человечеству, игнорирование особых интересов отдельных слоев населения привели к учению о всеобщем равенстве и отрицанию рабства как природного явления. Рабство — явление человеческого, социального общежития, оно противоречит природе, — эта мысль стоиков опровергала учение Аристотеля о естественном происхождении рабства, стала большим завоеванием эллинистической общественной мысли. Философская система стоиков, вобравшая в себя элементы многих учений Греции и Востока, направляла индивидуальную энергию отдельного человека на общественное благо, а ее положение о человеке как органической части космоса пыталось поддержать известную связь между растущим в обществе индивидуализмом и еще не преодоленным коллективизмом.
Вместе с тем философия стоиков пронизана религиозными элементами, поскольку в их представлениях различие между творческим разумом, пронизывающем и одухотворяющим мертвую материю, и божеством как традиционным создателем мира, по существу, стирается.
Другой популярной философской системой эллинистического времени была философия Эпикура (341—270 гг. до н. э.) и его последователей эпикурейцев. Учение Эпикура также делится на три части: физику, логику и этику, но в отличие от стоиков наиболее разработанной и структурообразующей частью его системы стало учение об устройстве и движении мира (физика). Эпикур был материалистом и в своем учении о мире развил и обобщил мысли Левкиппа-Демокрита об атомном строении мира. По его мнению, мир представляет собой самодвижущую материю, состоящую из неделимых частиц—атомов. Из атомов состоят не только материальные вещи, но и душа. Атомы движутся в пустоте вследствие присущей им тяжести, в процессе Движения они сталкиваются друг с другом, образуя различные тела с разными качествами. Материя вечна, она несотворима и неуничтожима, она самодеятельна и не нуждается в какой-либо творческой силе или божественном толчке. Эпикур признавал существование богов, но считал их одним из проявлений бесконечной природы, которые живут в порах мироздания и не принимают никакого участия в жизни природы и людей.
Человек, по учению Эпикура, есть одно из произведений движущейся материи и потому он сам является творцом своей жизни, своего счастья. По Эпикуру, счастье человека заключается в устранении неприятных ощущений, ведении скромного, воздержанного образа жизни, уединении от треволнений внешнего мира. «Проживи незаметно», вдали от житейской суеты, в кругу своих близких друзей — такова была важнейшая этическая заповедь Эпикура. Лишь уединенная жизнь может создать полный душевный покой, так называемую атараксию — высшее счастье человека. Если этика стоиков, призывающая к активной общественной деятельности на пользу человечеству, отражала интересы динамичных социальных сил эллинистического общества, то этическое учение Эпикура выражало настроения тех социальных слоев, которые были оттеснены от активного участия в общественной и политической жизни, разочаровались в решении острых социальных противоречий и искали спасения в индивидуализме. Великой заслугой Эпикура и его школы является разработка материалистического понимания устройства мира, обоснование материалистической философии, которая стала крупным вкладом в развитие мировой философской мысли.
Стоицизм и эпикурейство были сложными философскими системами, имевшими своих последователей среди образованной публики, довольно узкого круга представителей господствующего класса, культурной элиты эллинизма. Подлинно народной, распространенной среди широких масс эллинистического общества стала философия киников. Основателем кинической философии был Антисфен (440—366 гг. до н. э.), живший в классическую эпоху, но именно в эпоху эллинизма его философия стала популярной среди городского населения. Одним из самых известных киников был Диоген из Синопы (404—323 гг. дон. э.). Киники были равнодушны к анализу устройства мира, изучению законов мышления. Они сосредоточили усилия на разработке этических проблем и сделали попытку провести в жизнь правила поведения, которые они выработали. Киники так же, как стоики и эпикурейцы, разрабатывали понятие счастья человека и его оптимального поведения в обществе. По мнению киников, богатство, положение в обществе, семейные отношения являются оковами человека и делают его глубоко несчастным. Необходимо отказаться от всего этого, жить сообразно природе, питаясь тем, что окажется под рукой. Голодные, заросшие, оборванные киники жили в заброшенных домах, пустых пифосах, переходили с сумой за плечами из города в город, проповедуя свое учение случайным слушателям или попутчикам. В сущности основные положения этической концепции киников были выражением протеста против несправедливого распределения богатства, имущественной и социальной дифференциации, столь характерных для социально-экономической системы эллинизма. Если для властей киники были элементом опасным и подозрительным, то, напротив, для бедного люда эллинистических городов они были желанными гостями, к проповедям которых внимательно прислушивались.
В целом эллинистическая философия представляла собой новый, большой шаг вперед в развитии философской мысли, она обогатила мировую философию глубокими и оригинальными идеями и заняла почетное место в сокровищнице человеческой цивилизации.
Читайте в рубрике «Древняя Греция»: Имел ли Александр Великий высшее образование? Цивилизация минойского Крита Ахейская Греция во II тыс. до н. э. Микенская цивилизация |