Эллинистическая культура и религия

Антиохия на Оронте Антиохия на Оронте

Процесс культурного развития в период эллинизма проходил в новых условиях и имел значительные особенности по сравнению с предшествующим временем. Эти новые условия создавались в расширившейся ойкумене, том круге земель, в которых жил человек эллинистической эпохи. Если в предшествующее время человек ощущал себя прежде всего жителем небольшого полиса в Греции или деревенской общины на Переднем Востоке, то в эпоху эллинизма усилилось перемещение и смешение населения, раздвинулись узкие рамки и житель не только крупных держав Селевкидов, Птолемеев, Македонии или Пергама, но даже небольших греческих полисов почувствовал, что он не только член своего города или общины, в которых он родился, но и более крупного территориального объединения и в определенной степени всего эллинистического мира. Особенно это относилось к грекам и македонцам. Родившийся в глухой Аркадии грек мог оказаться на службе в Египте, далекой Бактрии и Причерноморье и воспринимал это не как чрезвычайный поворот судьбы, а как обычное течение своей жизни.

Расширение окружающего человека мира, знакомство с новыми условиями жизни и местными, часто очень древними традициями, увеличивало умственный кругозор, развивало творческое начало каждого человека, создавало благоприятные условия для культурного творчества.

Как уже известно, в период эллинизма наблюдается дальнейшее развитие хозяйства, рост общественного и личного богатства социальных слоев и отдельных людей. Эллинистические общества располагали большими материальными возможностями, часть которых могла быть затрачена на финансирование культуры.

Социальная структура эллинистического общества, предполагающая сочетание рабовладения классического типа и древневосточных общественных отношений, многообразие социальных и классовых противоречий, нестабильность социальной системы эллинизма в целом создавали особую общественную атмосферу, комплекс различных взаимоотношений общественных групп и слоев, которые воплощались в различных идеологических системах, по-разному проявлялись в философии и науке, архитектуре и скульптуре, мелкой пластике или литературе.
Изменилась и роль государства в развитии культуры. Эллинистические монархии, располагавшие огромными материальными ресурсами, разветвленным центральным и местным аппаратом, выработали определенную политику в области культуры, сделали попытку направить процесс культурного творчества в нужное им русло, выделяя значительные средства для финансирования тех или иных отраслей культуры. Особое внимание уделялось превращению столиц, резиденций эллинистических правителей и их центрального аппарата в мощные культурные центры не только своей державы, но и всего эллинистического мира. При царских дворах сосредоточиваются крупные ученые, приглашавшиеся из разных уголков эллинистического мира, получавшие содержание из государственных средств и ведущие научную работу. Такие коллективы ученых сложились в Антиохии на Оронте, Пергаме, Сиракузах, Афинах, на Родосе и других городах, но наиболее крупный находился в Александрии при царском дворе Птолемеев. Основатель династии Птолемей Сотер, по совету одного из учеников Аристотеля Деметрия Фалерского, основал особое учреждение, посвященное девяти музам, и назвал его музеем. Музей представлял собой совокупность помещений, предназначенных для жизни ученых, чтения лекций и научных занятий, библиотеки. К концу III в. до н. э. Александрийская библиотека насчитывала свыше полумиллиона папирусных свитков, практически большая часть книжных богатств древности была сосредоточена в библиотеке Музея. Кроме библиотеки здесь были построены спальни и общая столовая для проживающих здесь ученых, специальные помещения для прогулок. На содержание музея отпускались специальные средства из царской казны. Птолемеи охотно приглашали для работы в музее наиболее выдающихся ученых со всего эллинистического мира. В III в. до н. э, в Александрийском музее работали Аполлоний Родосский, Эратосфен, Аристарх, Архимед, Эвклид, Каллимах и многие другие прославленные ученые эллинизма. Главой музея был хранитель библиотеки, который вместе с тем был воспитателем наследника египетского престола. Птолемеи всячески покровительствовали деятельности Александрийского музея, щедро субсидировали его, сами принимали участие в работе ученых. Александрийский музей фактически превратился в хорошо организованную, своего рода международную академию, мощный научный и культурный центр, влияние которого на развитие эллинистической науки и культуры было огромным. Значительная часть выдающихся научных открытий эпохи эллинизма была сделана александрийскими учеными!

Важным фактором активного развития эллинистической культуры было взаимодействие традиций собственно эллинской и древневосточной культур. Синтез греческих и древневосточных начал дал особенно большие результаты в области мировоззрения и философии, науки и религии. Эллинистическая культура стала синтезом греческой полисной и древневосточной культуры, в котором структурообразующую роль играла греческая культура, именно она определяла общий облик эллинистической культуры. Признанным языком был греческий язык в форме общегреческого языка койне, на котором общались все образованные слои эллинистического общества, создавалась эллинистическая литература. На греческом языке говорили и писали не только греки, но и воспринявшие греческую культуру образованные люди из местных народностей.

Греческий облик эллинистической культуры определялся также и тем, что решающий вклад в создание основных культурных ценностей внесли именно греки (представителей местных народов нам известно мало), а развитие большинства отраслей культуры (кроме возможно религии) происходило на том фундаменте, который создали греки в классический период V—IV вв. до н. э. (градостроительство, архитектура, скульптура, философия, театр и др.). Эллинистическая культура является закономерным продолжением и развитием тех направлений, жанров, идей и представлений, которые сложились в Греции в V—IV вв. до н. э.). Воздействие древневосточной культуры на развитие эллинистической культуры проявилось не столько в общем характере тех или иных направлений и отраслей культуры, сколько в оплодотворении ее рядом новых идей, например, идей мистицизма и глубокого индивидуализма в философии, повышении роли религии в общей духовной атмосфере, внедрении ряда достижений древневосточной науки, в частности в медицине, астрономии и многих других.

Для эллинистической эпохи характерно повышение роли религии во всем укладе общественной и культурной жизни по сравнению с V— IV вв. до н. э. Расселившиеся по всему Ближнему Востоку греки и македонцы принесли с собой культы олимпийских божеств, которым они поклонялись на своей родине. Однако на новых местах традиционные культы греческих богов подверглись серьезной трансформации как под влиянием новых условий жизни среди коренного восточного населения, так и под воздействием более развитых и древних восточных религиозных систем. Культы греческих богов Зевса, Аполлона, Гермеса, Афродиты, Артемиды приобретают новые черты, заимствованные у исконных древневосточных божеств Ормузда, Митры, Аттиса, Кибелы, Исиды и др. Среди греческого населения получают признание и поклонение восточные культы Великой Матери Богов, но особую популярность приобрела египетская богиня Исида. Она включает целый ряд функций греческих богинь: Геры, Афродиты, Деметры, Селены и становится своего рода универсальным культом единого женского божества. Характерным для религиозного синкретизма является не только совмещение функций греческих и восточных черт в системе традиционных греческих или древневосточных богов, но и появление синкретических новых божеств. Наиболее ярким примером является культ Сараписа в Египте, разработанный как греческими, так и египетскими жрецами по указанию царствующего правителя. Птолемей Лаг, желая создать новый культ, который бы удовлетворял религиозной потребности как эллинов, так и местного населения, поручил его разработку гелиопольскому жрецу Манефону и элевсинскому жрецу Тимофею. Новый культ греко-египетского божества создавался на основе культа Осириса-Аписа, почитаемого при мемфисском храме, с элементами олимпийских богов Плутона, Зевса и Диониса. Под именем Осораписа, трансформировавшегося в Сараписа, новое божество было объявлено верховным богом эллинов и египтян, широко распространялось во всех вне-египетских владениях Птолемеев, а затем проникло на территорию Малой Азии и Балканской Греции. В образе Сараписа стали почитать единое верховное божество и тем самым удовлетворялась потребность в вере в единого бога, тяга к монотеизму, которая была особенно велика в ряде восточных стран, например, в Иудее.

В неспокойной общественной и политической обстановке эллинистического мира, в котором рушились и воздвигались царства, уничтожались и перемещались обширные массы населения, происходили глубокие перемены в жизни, политические потрясения, люди начинают обожествлять Судьбу-Удачу в качестве богини Фортуны, приносящую счастье и удачу, славу и богатство. Были обожествлены такие понятия как Добродетель, Здоровье, Счастье, Гордость. Одной из особенностей религиозных поисков эллинизма является обожествление царствующего монарха. Маленький подданный огромной державы нередко рассматривал могущественного владыку как сверхчеловека, близкого к богам, как часть божественного мира. Эллинистические правители, стремясь идеологически обосновать и укрепить свое господство, сплотить свои многонациональные государства, активно внедряют свой культ среди подвластного им населения. Правители Египта, Селевкиды и другие эллинистические монархи принимают божественные эпитеты Сотер (спаситель), Эпифан (явленный), Эвергет (благодетель) и др.

Специальные жрецы в особых храмах совершают религиозные церемонии в их честь. В эллинистический период в религиозно-политической жизни получают распространение идеи мессианства, вера в приход божественного спасителя-мессии, который должен освободить угнетенный народ от ига завоевателей и поработителей. Как правило, идеи мессианства распространялись среди малых народностей, завоеванных и насильственно включенных в состав крупных эллинистических держав, подвергаемых жестокому угнетению центрального и местного аппарата эллинистических монархий. Особенно широко распространились идеи мессианства среди населения Иудеи, насильственно включенной в состав державы Селев-кидов, но они имели хождение также и в ряде малоазийских областей. В Пергаме восставшие против римского завоевания широкие массы угнетенных, включая рабов (132—129 гг. до н.э.), обожествляли Солнце, мечтали о справедливом государстве Солнца, в котором все его граждане (гелио-политы) будут жить счастливо и по справедливости.

В целом эллинистический период характеризуется активными поисками новых религиозных форм и идей, тягой к монотеизму и этическим сторонам религиозных учений. В религиозных поисках рождались некоторые религиозные идеи, которые впоследствии войдут составной частью в христианство.

Древняя Греция

Читайте в рубрике «Древняя Греция»:

/ Эллинистическая культура и религия