Социально-экономическое развитие Греции
Социально-экономическое развитие Греции характеризуется большой противоречивостью. Завоевание Востока и массовая эмиграция греков на какое-то время сняли остроту социальных противоречий в старых полисах. Однако создание эллинистических государств, строительство новых городов, превращение их в крупные центры ремесла и торговли приводило постепенно к тому, что Греция теряла свои позиции передовой и наиболее развитой части Средиземноморья. В самой Элладе при постепенном упадке старых центров отчетливо заметен подъем новых, ранее отсталых областей (Ахайя, Этолия). В организации ремесленного производства принципиально новых явлений не наблюдается. Можно говорить о подъеме некоторых отраслей его, особенно производящих предметы роскоши (например, производство дорогих прозрачных тканей на острове Кос; паросского мрамора для роскошных построек и т.д.). Но постепенно все более заметным становится преобладание новых ремесленных центров, таких как Александрия Египетская и Пергам, затмевающих славой своей продукции продукцию традиционных греческих центров.
Серьезных изменений не происходит и в организации сельскохозяйственного производства. Важным новым явлением здесь служит только постепенное разрушение принципов полисной исключительности и замкнутости гражданского коллектива. Следствием этого является возможность (довольно часто отмечаемая в Греции того времени) гражданину одного полиса приобрести землю в другом, что имело своим естественным результатом распространение рабского труда.
Наиболее отчетливо новые черты сказываются в росте товарно-денежных отношений, широком развитии торговли, как местной, так и особенно международной. Все Средиземноморье оказывается объединенным экономическими связями. Отражением этого является рост числа трапедз (своего рода банков), располагавшихся, как правило, в портовых городах. Хотя Пирей как важнейший экономический центр утрачивает значение, наблюдается рост новых центров, особенно служивших связям восточной и западной части Средиземноморья: Родоса (затем Делоса) и Коринфа (до 146 г. до н. э.).
Одним из наиболее процветающих центров Средиземноморья в эллинистическую эпоху был Родос. В 408 г. до н. э. три ранее самостоятельных полиса, расположенных на острове, объединились и создали новый город — Родос. Уже в IV в.
до н. э. он достиг значительного процветания. Начало эпохи его наивысшего подъема приходится на рубеж IV—III вв. до н.э. Родосское государство в эллинистическую эпоху охватывало весь остров и некоторые территории на материке, в Малой Азии. Страбон писал о нем: «В отношении гаваней, дорог, стен и прочих сооружений он настолько выгодно отличается от всех прочих городов, что я не могу назвать другого приблизительно равного или, тем более, несколько лучше его». Родос был не только крупным экономическим и политическим, но и художественным центром эллинистического мира. Здесь возникла и развивалась особая школа скульптуры.
Процветание Родоса в значительной мере объяснялось его выгодным географическим положением: на скрещении морских путей, ведших из Греции и Западного Средиземноморья к новым городским центрам, возникшим в ран неэллинистическую эпоху в Восточном Средиземноморье. Особенно важны были связи с Александрией Египетской. Родос вел активную морскую торговлю, ее огромные масштабы подтверждаются находками сотен тысяч родосских амфорных клейм, встреченных во всех частях античного мира: от Суз на востоке до Карфагена на западе, от Боспора на севере до Египта на юге. Объектами торговли были: зерно (главным образом египетского происхождения), вино и оливковое масло. Судя по данным эпиграфики, на острове были большие оружейные мастерские, продукция которых шла на экспорт. В ходе дискуссии в римском сенате в 165 г. до н. э. выяснилось, что портовые сборы дают родосцам в год 1 000 000 драхм. Поскольку обычный размер портового сбора —2% от стоимости товара, то общая стоимость товаров, проходивших через родосский порт, достигла колоссальной суммы в 50 000 000 драхм или 8300 талантов.
Родос активно стремился развивать международную морскую торговлю. Он провозгласил принцип «свободы морей» и активно проводил его в жизнь. Когда Византии попытался ввести пошлины на право прохода через черноморские проливы, Родос начал войну с Византием. Граждане Родоса во многих городах получали право беспошлинной торговли. Чаще всего это право давали за то, что родосцы в трудные времена не повышали цену на хлеб.
Беспощадную борьбу вел Родос против пиратов. Военный флот его был одним из сильнейших в Средиземноморье и после 250 г. до н. э. (когда ослабла морская мощь Птолемеев) именно родосский флот обеспечивал свободу мореплавания в Восточном Средиземноморье. На Родосе было создано специальное «морское право», которое (через посредство римлян и византийцев) дожило до настоящего времени.
Другим источником богатства полиса были большие земельные владения на материке, в Малой Азии. Особенно велики они были в период с 188 по 167 гг. до н.э., когда Рим в благодарность за поддержку в войне с Антиохом III отдал Родосу большую часть Ликии и Карий. Зависимые от полиса территории управлялись родосскими магистратами, население их платило тяжелые подати, в городах стояли гарнизоны.
Политический строй Родоса был олигархическим. Однако огромные богатства, находившиеся в распоряжении полисной верхушки, позволяли ей подкупать демос, так что, по словам Страбона, «не только бедняки получают свое пропитание, но и у города нет недостатка в полезных людях, в особенности для пополнения флота».
Внешняя политика Родоса строилась на стремлении не связывать полис какими-либо формальными союзами, вместе с тем фактически Родос всегда ориентировался на наиболее мощную в каждый конкретный момент политическую силу. Первоначально наиболее тесные связи у него были с Египтом, а затем Родос стал надежным помощником Рима в его восточносредиземноморской политике. Однако в ходе войны Римской республики с македонским царем Персеем Родос, с точки зрения римлян, был недостаточно лоялен и был за это наказан самым жестоким образом. У него были отняты те территории в Малой Азии, которые ранее Рим ему пожаловал, а кроме того Делос был объявлен «свободным портом», что привело к быстрому упадку значения Родоса.
Делос заменил Родос в роли важнейшего центра международной торговли. Делос представлял собой маленький 5X1,5 км) скалистый остров, лишенный полностью каких-либо природных ресурсов. Его значение в более ранние периоды определялось тем, что здесь находился прославленный храм Аполлона. В эллинистическую эпоху первоначально остров был независим (314—166 гг. до н.э.), а затем был передан Римом под власть Афин. Делосцы по приказу римского сената были вынуждены покинуть остров, на котором теперь поселились афинские клерухи. Управлял Делосом эпимелет, обычно представитель какой-либо из богатых афинских семей. Получение в 166 г. до н. э. прав «свободного порта» стало мощным импульсом для процветания Делоса. Страбон следующим образом описывает ситуацию на острове: «Хотя Делос стал таким образом знаменит, однако с разрушением Коринфа его слава возросла еще больше. Ибо купцы, ведущие заморскую торговлю, направлялись на Делос, так как их привлекала туда свобода от налогов и повинностей, которой пользовалось святилище и удобство гавани. В самом деле, остров удачно расположен для тех, кто плывет из Италии и Греции в Азию. Всенародное празднество — это что-то вроде торгового дела и римляне посещали его более других народов, даже когда Коринф еще существовал. И афиняне, захватив остров, стали проявлять большую заботу и о купцах и о религиозных обрядах».
Особый сектор экономики Делоса составляло хозяйство храма Аполлона. Сохранившиеся многочисленные финансовые документы храма позволяют понять многие важные вопросы экономики не только острова, но и всего Восточного Средиземноморья. Основу богатства храма составляла земля (на Делосе, островах Ренее и Миконосе), а также здания, сдававшиеся в аренду (гостиницы, жилые дома, помещения для ремесленных мастерских). Срок аренды обычно был пятилетним. Чтобы повысить доходы храма, его администрация строила новые здания, в середине 60-х годов II в. до н. э. святилищу принадлежало уже не менее 30 различных зданий. Храм также выступал и в качестве ростовщика. Ссуды давались также обычно на пять лет, из расчета 10% годовых. Очень велики были богатства храма, состоявшие из приношений, поступавших со всего Средиземноморья, главным образом от царей. Приношениями служили статуи, сосуды, культовые предметы, выполненные из драгоценных металлов, позолоченной бронзы, украшенных драгоценными камнями.
Уже в эпоху независимости на острове активно начали действовать иностранные купцы, особенно же возросла их роль в период афинского господства. Будучи иностранцами, они не имели права владеть землей на острове и не обладали политическими правами. Их экономическое значение, однако, было столь велико, что они оказывали решающее влияние на политику афинских властей. Иностранные торговцы обычно объединялись в «братства», включавшие в свой состав жителей одного города или одной страны. Центром такого братства был обычно храм, в котором почиталось местное божество (под греческим именем). Известны следующие «братства»: почитателей Посейдона из Берита (совр. Бейрут); почитателей Геракла из Тира; торговцев из Лафикеи Финикийской; купцов из Александрии Египетской. Особенно много было торговцев из Рима и Италии («братства» почитателей Меркурия и Майи, Аполлона, Посейдона, особое братство «римлян из Александрии»). Тесно связаны с торговыми объединениями были и трапедзы, многие из которых существовали десятки лет, переходя от отца к сыну.
Объектами торговли были благовония, специи, слоновая кость, поступавшие из сиро-финикийских портов и Александрии. Особо важной была торговля египетским зерном. Известно, например, что через Делос зерно шло в Македонию, а оттуда, в обмен, дерево и смола. Однако скоро важнейшим объектом торговли стали рабы. Роль Делоса как крупнейшего рабского рынка хорошо засвидетельствована античными авторами.
Страбон пишет: «В особенности побуждал к насилиям приносивший огромные выгоды вывоз рабов; ибо поимка рабов производилась легко, а рынок, большой и богатый, находился не особенно далеко, именно Делос, который был способен в один день принять и продать десятки тысяч рабов. Отсюда даже пошла поговорка: «Купец, приставай и выгружай корабль, все продано». Причина этого в том, что после разрушения Карфагена и Коринфа римляне разбогатели и нуждались в большом количестве рабов. На Делосе в 130 г. до н. э. произошло рабское восстание, смутные свидетельства о котором сохранились у античных авторов.
Процветание острова нашло отражение в активной строительной деятельности, ведшейся, главным образом, «братствами». Археологические исследования выявили на Делосе прекрасно оборудованный порт, зону товарных складов, ряд храмов, агору, большое количество богатых жилых домов. Общественные и жилые здания были украшены скульптурой и росписями. Особенно известны делосские мозаики.
Читайте в рубрике «Древняя Греция»: Имел ли Александр Великий высшее образование? Цивилизация минойского Крита Ахейская Греция во II тыс. до н. э. Микенская цивилизация |
PokerOk официальный сайт рабочее зеркало
PokerOk официальный сайт рабочее зеркало
t.me