Развитие рабства в эллинистической Греции
В Греции эллинистической эпохи происходит дальнейшее развитие рабовладения. Можно отметить несколько новых явлений, характерных для этого времени. Прежде всего, в Греции исчезают все те архаические формы зависимости, которые широко были распространены в предшествующую эпоху. Спартанские илоты, фессалийские пенесты, критские войкеи, ойкиаты в Локриде частично приобретают свободу и даже гражданский статус, частично превращаются в обычных рабов. Эллинистическая эпоха в Греции знаменуется практически полным господством рабства «классического типа».
Второй новой чертой является широчайшее распространение рабства. Хотя у нас и нет достаточно надежных статистических материалов, но ряд фактов заставляет думать, что происходит распространение рабства «вширь». Очень показательно то, что манумиссии (документы об отпуске рабов на свободу) встречаются в самых незначительных городских центрах. Манумиссии из Дельф и других городов показывают, что рабы имеются у семей самого различного имущественного положения. Количество рабов, отпускаемых на волю, заставляет думать, что даже семьи среднего достатка владели несколькими рабами. Тот масштаб распространения рабства, который был достигнут в классическую эпоху только в самых богатых полисах (таких как Афины), сейчас становится обычным в самых рядовых полисах. Показателем широкого распространения рабства является и резко возросшее число фактов массового порабощения населения захваченных в ходе военных действий городов и даже организация специальных походов, единственной целью которых является порабощение пленных. Особенно отчетливо эта новая тенденция прослеживается в политике Этолийского союза. Еще одним свидетельством постоянной потребности греческого общества в увеличений количества рабов является широчайшее распространение пиратства, захват людей пиратами и продажа их в рабство.
В-третьих, в это время особое значение для рабовладельческого общества имеет проблема повышения производительности рабского труда, создание тех условий, которые бы заставили раба усердно трудиться. Свидетельством этого, в частности, является широко распространившаяся практика отпуска рабов на свободу. До нас дошли многочисленные манумиссии из разных городов Греции. Особенно много их найдено в Дельфах — обще грече с ком святилище, авторитетом которого освящался юридический акт отпуска раба. Еще недавно ученые, изучавшие эти документы, приходили к выводу, что широкое распространение практики освобождения рабов свидетельствует о том, что рабский труд становился невыгодным, а рабовладельческий способ производства начал изживать себя. Однако более углубленное исследование манумиссии показало, что в основе лежат иные явления. Прежде всего это — отражение стремления заставить раба работать более эффективно. Надежда получить свободу в качестве награды за усердный труд была более мощным стимулом, чем надсмотрщик. Кроме того, рост числа манумиссии является показателем роста числа 'рабов, живущих отдельно от хозяина и самостоятельно ведущих хозяйство, что позволяет им скопить сумму, необходимую для выкупа. Эта практика, в конечном счете, также была отражением общей тенденции — усиления потребности рабовладельческого общества в том, чтобы заинтересовать раба в результатах своего труда.
В-четвертых, эллинистическая Греция впервые сталкивается с массовыми восстаниями рабов. Хотя о них известно очень немного, тем не менее сам факт весьма знаменателен. До эллинистической эпохи, в сущности, единственные известные рабские, восстания — это движение спартанских илотов (в первую очередь мессенских илотов). В эллинистическое время восстают рабы Хиоса (III в. до н.э.) и Делоса (130 г. до н.э.). Кроме того, известны два восстания рабов в Лаврионе, которые захватили Сунион и опустошали Аттику, а также рабов из рудников Македонии.
В Греции эллинистической эпохи наблюдается постепенный рост социальных противоречий и внутри свободного населения. Это объясняется рядом причин. Сам факт завоевания Востока Александром, в конечном счете, оказал сильное воздействие на положение рядового населения Греции. Захватив огромное количество драгоценных металлов в персидской казне и начав массовый выпуск монет из них, Александр и диадохи привели к резкому подъему цен. Финансовые документы храма Аполлона на Делосе прекрасно свидетельствуют об этом. В конечном счете это привело к падению жизненного уровня рядового населения Греции.
Экономический упадок Греции, особенно утрата ею роли важнейшего центра ремесленного производства в Средиземноморье, привели к серьезным социальным последствиям. Сельское хозяйство Греции уже давно не могло обеспечить своими продуктами питания Грецию и они импортировались. Теперь же, когда упал вывоз продуктов ремесла на периферию, в Греции хронически стало не хватать хлеба. Голод стал обычным явлением и часто только милость богатых сограждан или эллинистических царей спасали целые города от голодной смерти.
Одним из важных показателей общего упадка Греции являются свидетельства о полном отсутствии средств в казне многих полисов. Иногда полное отсутствие средств заставляет города предпринимать меры, идущие в разрез с самыми обычными нормами. После победы римлян над Персеем афиняне предприняли чисто разбойничий набег на город Ороп и дочиста его ограбили. По словам Павсания, они «разграбили Ороп скорее по необходимости, чем добровольно, ибо афиняне дошли до крайней степени бедности».
Однако все эти явления не свидетельствуют об общем экономическом упадке. Сообщения источников, относящихся к этому времени, пестрят указаниями на очень богатых людей, на вызывающую роскошь, и т. д. В эллинистической Греции происходит процесс концентрации богатств. Причиной, облегчающей его, была ломка старых отношений, известное преодоление полисной исключительности, что имело своим результатом возможность для некоторых лиц приобретать, например, земельные владения в нескольких городах.
Греция эллинистического времени стала ареной ожесточенных социальных конфликтов. Борьба рядовых масс гражданства полисов против богачей шла под старыми лозунгами: кассация долгов и передел земли. В некоторых полисах (например, Итона на Крите) в клятву, дававшуюся юношами при вступлении в число полноправных граждан, был включен пункт о том, что они не будут совершать «ни раздела земли, ни домов, ни участков под постройками, ни кассации долгов». Иногда социальные конфликты приводили к установлению тиранических режимов и тираны, опираясь на бедноту, вели жестокую борьбу с имущими. Так, по сообщениям Диодора и Полнена, тиран города Кассандрия Аполлодор конфисковал и раздал бедноте имущество богатых граждан, а позднее оказал упорное сопротивление Антигону Гонату. Иногда, опасаясь социального взрыва, правительства были вынуждены принимать специальные меры. Так, в Беотии ситуация была столь сложной, что правительство в течение 25 лет не решалось производить взыскания долгов по суду.
Позднее, когда в дела Греции активно начал вмешиваться Рим, социальные конфликты приобрели еще один аспект: богачи в своей массе стояли за подчинение Риму, бедняки боролись против него. Когда на Народном собрании Ахейского союза в 146 г. до н. э. обсуждался вопрос о сопротивлении римлянам, стратег союза Критолай «запретил властям взыскивать что-либо с должников, приказал не принимать тех, кого приводили бы для заключения под стражу за долги, отсрочить до окончания войны разбор жалоб по недоимкам». Когда Греция оказалась под римской властью, римляне жесточайшим образом расправились со всеми попытками социального протеста.
Наиболее полно освещены в источниках социальные конфликты, происходившие в Спарте.
Читайте в рубрике «Древняя Греция»: Имел ли Александр Великий высшее образование? Цивилизация минойского Крита Ахейская Греция во II тыс. до н. э. Микенская цивилизация |
Флеболог
Флебология mammaclinic какие болезни лечит флеболог.
phlebolog.org