Государство Селевкидов
Самым крупным из эллинистических государств было царство Селевкидов, в пору расцвета занимавшее большую часть территорий, ранее входивших в состав державы Александра Македонского. Оно простиралось от Эгейского моря на западе до Индийского субконтинента на востоке и включало южную часть Малой Азии, Сирию, Северную Месопотамию, Вавилонию, Иран, южные районы Средней Азии и большую часть Афганистана.
Создателем этого огромного государства был Селевк — один из телохранителей Александра Македонского.
При Селевке и его сыне и соправителе Антиохе I (281—261 гг. до н. э.) на многие десятилетия сформировались основные направления политики Селевкидского государства. Селевкиды были вынуждены вести активную внешнюю политику в трех регионах: в Южной Сирии, Малой Азии и на Востоке. В Южной Сирии они вели почти непрекращающуюся борьбу с Птолемеями. Каждое из государств стремилось поставить под свой контроль эту важную область, где оканчивались многие торговые пути и где располагались процветающие портовые города. Здесь был основной театр так называемых сирийских войн, т. е. частых военных столкновений между Селевкидами и Птолемеями.
В Малой Азии владения Селевкидов и Птолемеев представляли настоящую чересполосицу: начало военных действий в Сирии немедленно приводило к сражениям и в Малой Азии. Важную роль продолжали играть и старые греческие города Малой Азии, за власть над которыми также боролись и Птолемеи, и Селевкиды. На севере этого региона возник ряд независимых государств (Пергам, Вифиния, Каппадокия, Понт), взаимоотношения с которыми у Селевкидов всегда были очень сложными. Особенно большой угрозой для Селевкидов были галаты — три воинственных кельских племени, переселившихся с Балканского полуострова в Малую Азию и осевших в районах к северу от Фригии (здесь возникла независимая область Галатия), которые постоянно тревожили Селевкидов.
На Востоке, в частности в Средней Азии, сложность ситуации определялась следующими факторами: во-первых, отдаленностью этого региона, затрудненностью связей с ним, а, во-вторых, наличием постоянной угрозы со стороны кочевников, располагавшихся вдоль границ Селевкидского государства. В III в. до н. э. начались передвижения кочевых племен, что усилило напряженность на границах.
Не менее сложными были и внутриполитические проблемы государства Селевкидов. Оно охватывало огромную территорию, большое количество различавшихся по уровню социально-экономического развития и характеру политической организации обществ, что делало задачу поддержания единства государства чрезвычайно сложной. Особенностью этого государственного образования было и то, что оно возникло в результате завоевания македонянами и греками Востока. Поэтому основная функция государства заключалась в обеспечении эксплуатации покоренных народов завоевателями. Хотя часть верхушки местного населения Востока и включалась в господствующий класс, основную его массу все же составляли завоеватели — македоняне и греки. В силу этих обстоятельств структура государства Селевкидов определялась основным социальным водоразделом: господствующий класс — в основном завоеватели, эксплуатируемая масса — в основном завоеванное население Востока.
Главой государства был царь. Его власть, в сущности, была абсолютной. Он являлся верховным главой гражданской администрации, главнокомандующим армией, верховным судьей и даже источником права. Основателю династии Селевку I принадлежит основополагающий принцип: «Всегда справедливо то, что поставлено царем». Власть царей селевкидской династии имела следующие правовые основания: 1) право завоевания (в эпоху античности оно считалось самым важным из правовых обоснований); 2) наследование .власти от отца к сыну. Селевкидские цари обожествлялись. Их имена сопровождались эпитетами, свидетельствующими о «божественной» сущности царей: Сотер (Спаситель), Дикайос (Справедливый), Эвергет (Благодетель) и т. д.
В государстве Селевкидов существовала достаточно развитая бюрократическая система, которая, однако, не достигла таких масштабов, как в царстве Птолемеев. Огромные размеры государства не позволяли осуществлять всеобъемлющего административного контроля. Ряд местных политических образований (отдельные племена, греческие полисы, храмовые общины, местные дина с ты) пользовались известной автономией во внутренних делах.
Высшими сановниками государства были: «ведающий делами» (нечто вроде премьер-министра), глава царской канцелярии и финансовый контролер, отвечавший за сбор налогов и т. д. Ближайшее окружение царя составляли «родственники» и «друзья». Данные термины нельзя понимать буквально: это были придворные титулы. Именно из числа «родственников» и «друзей» выбирались царем люди для занятия высших постов в центральной и местной администрации, а также в армии. Территория Селевкидского царства делилась на сатрапии. По словам Аппиана, их было 72. Размеры сатрапий были много меньшими, Чем в государстве Ахеменидов и державе Александра. Сатрапии, в свою очередь, делились на епархии, а последние — на гипархии. Во главе сатрапии стоял сатрап (со времени административной реформы Антиоха III — стратег), имевший как гражданскую, так и военную власть. Финансовое ведомство было самостоятельным, и его чиновники не подчинялись сатрапу. Из-за размеров государства, затруднявших эффективность управления, иногда создавались особые наместничества, объединявшие ряд сатрапий.
Наместники пользовались огромной властью, нередко они имели даже права соправителя и титул царя. Долгое время существовало восточное наместничество (так называемые «верхние сатрапии»), центром которого был город Селевкия на Тигре. Иногда все селевкидские владения в Малой Азии также объединялись под властью одного правителя. Центром селевкидской Малой Азии был город Сарды. Создание крупных наместничеств имело и некоторые негативные последствия. Обладавшие большой властью наместники иногда проявляли и отчетливые сепаратистские тенденции.
Для проведения активной внешней политики и обеспечения внутренней безопасности государство Селевкидов, естественно, нуждалось в мощной армии. Размеры ее (по античным масштабам) были очень велики. В самой важной из битв, которую дали Селевкиды — в битве Антиоха III с римлянами при Магнесии, — царь располагал 60 тыс. пехоты и 12 тыс. конницы. При этом необходимо учитывать, что значительные контингенты войск не участвовали в этих событиях, находясь в гарнизонах на обширной территории страны. Основу армии составляла фаланга, в которой служили потомки македонян, осевших в Селевкидском государстве, или греков, вооруженных и обученных «по-македонски». Частью фаланги была пешая гвардия, так называемые аргироспиды (т. е. воины с серебряными щитами), — из наиболее физически крепких, наилучше обученных и отличившихся в боях воинов. Значительную часть конницы составляли катафрактарии, т. е. воины с тяжелым доспехом, иногда броней покрывались и кони. Селевкидская армия включала также отряды легковооруженных воинов (лучников, пращников). Очень важную роль играли боевые слоны. В регулярную армию входили также гарнизоны, подчинявшиеся стратегам (сатрапам) соответствующих провинций, занимавшие крепости вдоль границ и акрополи крупнейших городов.
Основу армии составляли македоняне и греки, жившие на территории государства в военных колониях (катойкиях) и полисах. Наемники, в отличие от Птолемеевского Египта, играли в армии Селевкидов незначительную роль. Также малым было значение отрядов из местного населения. В регулярную армию они, как правило, не включались, привлекались только изредка.
Армия, в частности фаланга и регулярная конница, пополнялись за счет военных колонистов и граждан греческих полисов, созданных Селевкидами. Военные колонии располагались в основном вдоль границ в неспокойных районах, вдоль важнейших дорог. Значительная масса новых полисов создавалась Селевкидами в Сирии и в более восточных частях государства.
Колонисты должны были этнически отличаться от основной массы местного населения, что, с точки зрения правительства, обеспечивало рознь между ними и облегчало контроль за местным населением. При основании колонии колонист получал определенную ссуду на обзаведение хозяйством и освобождался на несколько лет от налогов. Самым важным было то, что государство предоставляло ему участок земли для дома и два участка земли для ведения хозяйства (пахотная земля для зерновых культур и виноградник или сад). Величина участка зависела от природных условий, его местоположения, ранга колониста.
Размеры участков были таковы, что для обработки их, помимо труда членов семьи, необходима была также и дополнительная рабочая сила. Вероятнее всего, это были рабы. Участок колониста был неотчуждаемым. Колонист получал его с условием несения военной службы в царской армии. Данная система обеспечивала тесную связь армии с правящей династией. Колонист не был собственником участка, собственником его считался царь. Земля давалась колонисту в условное владение. Кроме того, эта система имела еще одну важную особенность. Она служила делу воспитания лояльности у колонистов по отношению к династии.
Аналогичной была и роль основанных Селевкидами греческих полисов в общей структуре государства. Селевкиды чрезвычайно активно создавали новые полисы, — по свидетельствам источников, их было построено несколько десятков (примерно 70). Полисы создавались как опорные пункты власти Селевкидов на завоеванных землях. Дело заключалось не только в том, что полисы были укреплены и часто содержали гарнизоны из состава царской армии. Основное заключалось в том, что гражданский коллектив каждого из полисов находился в тесной социальной связи с династией. Полис создавался по воле царя, выделявшего прежде всего земли для него. Земля затем делилась на участки (клеры), распределявшиеся среди граждан. Насколько можно судить по довольно скудным свидетельствам источников, эти клеры были больших размеров, чем участки военных колонистов. То обстоятельство, что участок земли гражданина полиса не был его полной собственностью, а находился в условном владении, хорошо показывает дошедший до нас «Закон о наследовании», происходивший из города Дура-Европос (на среднем Евфрате). В нем говорится, что в случае отсутствия наследников у умершего гражданина (при этом строго оговаривается степень родства) его участок возвращается царю. Как выяснено современными исследователями, гражданин получал участок земли с условием службы в царской армии. Таким образом, полис, созданный Селевки-дами, и военная колония были однотипными образованиями. Разница заключалась в том, что полис пользовался более широкой автономией, " чем колония. Кроме того, полис не подчинялся власти сатрапа, но по всем делам имел право обращаться непосредственно к царю. В полисах существовали народное собрание, совет, система магистратур. Особую роль играли магистратуры, связанные с воспитанием юношества.
Коллектив граждан стремился воспитывать молодое поколение в духе греческих культурных традиций, предохраняя его, насколько это было возможно, от всяких культурных влияний со стороны окружавшего местного населения.
Создание новых полисов было одним из самых важных направлений политики первых селевкидских царей. Они стремились привлечь поселенцев из старых греческих городов Малой Азии и материковой Греции. Известно, например, что в Антиохию на Оронте переселялись греки из Афин, Аргоса, Этолии, с Кипра, Крита, Эвбеи.
Греческие полисы играли роль костяка селевкидской державы. Тесно связанные с царской династией, получившие от царей землю и обязанные за это военной службой, граждане полисов занимали привилегированное место в общей структуре государства. Известно, например, что цари даровали права гражданства в греческих полисах своим отставным военачальникам и чиновникам. Полис, помимо земли, составлявшей участки граждан, обычно контролировал достаточно обширные территории, занятые общинами местного населения. Эксплуатация этих общин составляла одну из важнейших основ благосостояния гражданства полисов. Государству это было выгодно, ибо полис брал на себя часть его функций по контролю над местным населением, сбору налогов и т. п. Селевкидское государство и греческий полис выступали как союзники в эксплуатации местного населения, и греческие полисы служили, как правило, надежной опорой династии.
В эллинистическую эпоху на Востоке продолжался процесс, начавшийся уже ранее, — развитие различного типа городских общин, приближавшихся по формам к греческому полису. Дальше всех по этому пути пошли финикийские города, очень быстро эллинизовавшиеся и приобретшие все черты восточных греческих полисов. Эллинизация их была столь полной, что граждан финикийских городов стали допускать даже к Олимпийским играм. Именно эти города давали основные кадры для флота Селевкидов.
Несколько иной характер имели вавилонские гражданско-храмовые общины (Урук, Вавилон, Ниппур, Борсиппа и др.).
В Вавилонии к началу эллинистической эпохи сложился тип общины, образовавшийся в результате постепенного слияния персонала городских храмов с зажиточными слоями населения этих городов. Такая община в источниках называется «город» или «город людей храмов». Храмовые должности занимали многие члены этих общин, но это не было обязательным условием принадлежности к общине. Основную массу членов гражданско-храмовой общины составляли частные лица, не находившиеся в зависимости от храмов, но связанные с ними. Самой распространенной формой связи было получение довольствия (пребенды) из храмового хозяйства. Право на получение довольствия было когда-то связано с выполнением определенных обязанностей в храме, но позднее эта связь прервалась, и право на получение довольствия могло свободно продаваться и покупаться. В селевкидское время выдача довольствия превратилась в один из методов распределения прибавочного продукта, созданного в храмовых хозяйствах, между гражданами» Города этого типа имели самоуправление, признанное и санкционированное селевкид-скими царями. Существовало «собрание», руководителем которого был «эконом». Эти собрания решали имущественные вопросы, накладывали штрафы, предоставляли различные почести как своим согражданам, так и представителям царской администрации.
В буржуазной литературе социально-экономические отношения, существовавшие в Селевкидском государстве, обычно определяют как феодальные. С другой стороны, некоторые современные исследователи считают, что завоевание Александра Македонского не изменило тех отношений, которые существовали на Востоке ранее, они полагают, что государство Селевкидов являлось типичным древневосточным государством. Однако тезис о феодальных отношениях на эллинистическом Востоке совершенно не подкрепляется данными источников. Более сложен вопрос относительно влияния греко-македонского завоевания на общественные отношения Востока. Само завоевание и широкая колонизационная деятельность первых селевкидских царей, создание большого числа военных колоний и полисов имели своим результатом внедрение на Востоке тех общественных отношений, которые были характерны для Греции, — в первую очередь рабства классического типа. Рабы широко использовались в качестве домашней прислуги, работали в мастерских и на полях, особенно много их было в греческих полисах. В Селевкии на Тигре существовал особый налог на продажу рабов, в Сузах (которые в селевкидское время превратились в полис — Селевкию на Эвлее) при раскопках найдено значительное количество документов об отпуске рабов на волю — манумиссий. Все они выполнены в соответствии с греческими нормами права. Вольноотпущенники занимались различными ремеслами, торговлей, из них богатые люди, как правило, подбирали себе управляющих в имения и ремесленные мастерские. Особенно больших масштабов рабство достигло в Малой Азии, Сирии, Вавилонии.
Основной категорией эксплуатируемого населения были так называемые «царские люди» (лаой), т. е. общинники. Они находились на царской земле, жили в деревнях, были организованы в общины и платили налоги. Цари облагали налогом общину в целом, а не отдельно взятого земледельца. Видимо, налог имел не натуральную, а денежную форму. Это приводило к тому, что, например, в случае неурожая казна ничего не теряла, ибо община должна была все равно внести причитавшуюся с нее сумму. «Царские люди» были прикреплены к общине, даже переселившиеся в другое место оставались членами своих старых общин и были обязаны платить те суммы, которые приходились на их долю. «Царские люди» считались лично свободными, они владели имуществом, заключали сделки. Однако полностью свободными их считать нельзя, они были крестьянами, зависимыми от государства и прикрепленными к общине. При этом необходимо учитывать, что это государство возникло в результате завоевания и обеспечивало эксплуатацию крестьян завоевателями. Современные исследования показывают, что положение основной массы крестьян-общинников постепенно ухудшалось, степень их эксплуатации увеличивалась, контроль со стороны царской администрации ужесточался. Особенно тяжелым было положение тех общин, которые были «приписаны» к полисам, поскольку помимо налогов царю они должны были платить определенные подати и полису. Часть земли, принадлежавшей царю, передавалась им своим приближенным, родственникам, чиновникам. Эти земли не являлись собственностью и в любой момент могли быть отобраны царем. На землях, переданных частным лицам, помимо крестьян-общинников работали и рабы.
Возникновение и развитие Селевкидского государства дало значительный импульс подъему экономики многих из тех районов, которые вошли в его состав. Строительство большого числа новых городов, переселение сюда греков (включая ремесленников) способствовало подъему многих отраслей экономики. Наблюдается рост торгового обмена, важную роль играет, в частности, международная торговля. Со II в. до н. э. устанавливаются торговые связи с Китаем, создается «великий шелковый путь», связавший Средиземноморье с Дальним Востоком. Растет объем торговли с Индией и южными областями Аравии, откуда поступают слоновая кость, золото, благовония» пряности. Селевкиды стремятся поставить под контроль важнейшие торговые пути, что, в частности, было одной из причин постоянных войн с Птолемеями. Одновременно товарно-денежные отношения проникают и «вглубь», захватывая многие из тех районов, где раньше существовали более примитивные формы обмена. Создаются многочисленные местные рынки. Развитию товарно-денежных отношений способствовала и государственная политика Селевкидов, требовавших подати в денежной форме. В царстве Селевкидов функционировал ряд государственных монетных дворов, выпускавших от имени царя серебряную и бронзовую монету. Многие полисы также имели право чеканить монету — правда, только бронзовую, имевшую хождение исключительно на местных рынках.
Однако этот экономический подъем имел и обратную сторону: он приводил к усилению эксплуатации местного населения. Разложение архаических форм социальной организации и внедрение классического рабства также приводило к ухудшению положения народных масс. Однако основным фактором, усиливавшим социальную напряженность и обострявшим конфликты, был сам характер Селевкидского государства, возникшего в результате завоевания и служившего инструментом эксплуатации местного трудящегося населения. Только часть местной знати в той или иной степени включалась в состав господствующих слоев царства Селевкидов. Большая часть населения огромной страны была объектом эксплуатации, что порождало социальный протест, приобретавший различные формы: от распространения враждебных Селевкидам религиозных сочинений (особенно популярных в Иране) до открытых вооруженных выступлений. По сообщениям Полиэна, известна, например, борьба в Перси-де между греческими поселенцами и местным населением. Наиболее подробно в источниках освещено восстание в Иудее.
Политическая история Селевкидов определялась теми основными факторами, о которых говорилось выше. Уже Антиоху I пришлось вести военные действия как в Малой Азии, так и в Южной Сирии. В Малой Азии он разгромил галатов (278— 277 гг. до н. э.), за что получил титул «Спасителя» (Сотера). Важнейшую роль в этой победе сыграли его боевые слоны. Менее успешной была его война с Птолемеями (Первая сирийская война — 274— 271 гг. до н. э.). Хотя союзник Антиоха македонский царь Антигон Гонат сумел нейтрализовать действия могущественного египетского флота, Антиоху, ведшему сухопутную войну, не удалось добиться сколько-нибудь серьезных успехов. Птолемей II сохранил все владения в Южной Сирии и даже расширил зону своего влияния в Малой Азии. К концу царствования Антиоха I полностью независимым стал Пергам.
В это время резко изменилась ситуация на Востоке. Около 250 г. до н. э. происходит отпадение от центрального правительства Бактрии и Парфии. Причины этого кроются в изменении общей линии политики Селевкидов. Селевк I и Антиох I уделяли большое внимание этим областям. Здесь активно строились новые города, укреплялись границы. В это время, например, была построена стена, окружившая Мервский оазис. Однако в дальнейшем центр тяжести политики Селевкидов перемещается на Запад, и восточные сатрапии начинают рассматриваться правительством только как объект эксплуатации, получения средств для ведения активной политики на Западе. Греческое и македонское население этих сатрапий не могло примириться с этим, поскольку и здесь ситуация была достаточно сложной (угроза кочевнических нашествий, рост недовольства местного населения), и дальнейшее продолжение близорукой, с их точки зрения, политики выкачивания денежных и людских ресурсов могло привести к катастрофе — падению власти греко-македонян в этих сатрапиях. Судьба отпавших сатрапий складывается по-разному. На территории Бактрии создается самостоятельное царство, которое обычно называется Греко-Бактрией. В Парфии же развитие политической ситуации резко осложнилось вмешательством кочевников парнской конфедерации. Парны во главе с Аршаком вторглись в Парфию. В развернувшейся борьбе сатрап Андрагор погиб, а сатрапия перешла под власть Аршака. Таким образом, на принадлежавших ранее Селевкидам восточных территориях возникают два самостоятельных государства.
Очень тяжелые потрясения пережило Селевкидское государство после смерти Антиоха II (261—246 гг. до н. э.). Воспользовавшись воцарившимися в Селевкидском государстве династическими распрями, Птолемей III захватил все важнейшие города в Сирии, в том числе столицу государства Антиохию на Оронте. Селевку II (246— 225 гг. до н. э.) с большим трудом удалось восстановить свою власть. Опираясь на союз с правителями Понта и Каппадокии, он отвоевал большую часть захваченных Египтом городов. Однако ему не удалось вернуть Селевкию в Пиерии — главную базу селевкидского флота и порт Антиохии на Оронте. Дальнейшее правление Селев-ка II было заполнено борьбой с его младшим братом Антиохом Гиераксом («Коршуном»), претендовавшим на власть в государстве. В конце концов Гиеракс был убит собственными наемниками, вскоре умер и Селевк II.
После краткого царствования Селевка III трон перешел к младшему сыну Селевка II — Антиоху III (223—187 гг. до н. э.). Время его царствования — это время наивысшего подъема Селевкидского государства, но одновременно и начало его падения. Политическая ситуация в начале царствования Антиоха III была очень сложной. В Малой Азии. власть принадлежала Ахею — родственнику Антиоха, видимо, имевшему какие-то основания для того, чтобы претендовать на царский титул. Он, однако, без борьбы уступил царский трон Антиоху, получив взамен власть над Малой Азией, которой он управлял как независимый правитель. На Востоке против центрального правительства восстали сатрап Мидии Молон и его брат Александр — сатрап Персиды.
Подавив это восстание, Антиох III смог обратиться к южному театру: началась Четвертая сирийская война. Селевкидская армия вернула Селевкию в Пиерии, военные действия успешно развивались в Финикии и Палестине. Однако в решительной битве у Рафии (217 г. до н. э.) селевкидская армия была полностью разбита. В результате этого Антиох III потерял все приобретения в Сирии за исключением Селевкии в Пиерии.
В последующие годы Антиох III ведет военные действия в Малой Азии, где он в конечном счете сумел сокрушить власть Ахея. Сам Ахей был захвачен во время осады Сард и предан мучительной казни. Укрепив таким образом свою власть, Антиох III начал знаменитый восточный поход (212—205 гг. до н. э.), целью которого было восстановление власти Селевкидов над утраченными восточными провинциями. Результатом похода было покорение Парфии и Греко-Бактрии, которые, однако, сохранили свое государственное существование как вассальные по отношению к Селевкидам царства. Затем армия Антиоха перешла Гиндукуш и вторглась в пределы Индии; с местным царем Софагасеном был заключен договор, согласно которому Антиох получил индийских боевых слонов.
После окончания этого похода Антиох III вновь вернулся к проблеме взаимоотношений с Птолемеями. Опираясь на союз с Македонией, он смог захватить Южную Сирию, Финикию и Палестину, а несколько позднее — ряд принадлежавших Птолемеям городов в Малой Азии.
Именно в это время Антиох III столкнулся с Римом. Антиох III к этому времени уже захватил Фракию и поддерживал в Греции всех тех, кто был недоволен римской властью. Римляне начали, в свою очередь, готовиться к столкновению с Антиохом. В 192 г. до н. э. начались прямые военные действия. Они происходили на территории Греции, куда высадилась селевкидская армия. Армия Антиоха III потерпела поражение при Фермопилах. Война была перенесена в Малую Азию. Здесь армия Антиоха была окончательно разгромлена в битве при Магнесии на Меандре (190 г. до н. э.). Не имея возможности сопротивляться дальше, Антиох III принял продиктованные римлянами условия: он отказывался почти от всех селевкидских владений в Малой Азии, Риму были выданы все боевые корабли (кроме 10) и боевые слоны. Кроме того, в течение 12 лет нужно было выплатить Риму контрибуцию в 15 000 талантов.
Испытывая крайние финансовые затруднения, Антиох III решил ограбить местные храмы в Элимаиде, что вызвало восстание местного населения, в ходе которого погиб и сам Антиох. Немедленно начался распад воссозданной им державы. От Селевкидского государства вновь отложились Греко-Бактрия и Парфия, отпала Персида, начались волнения во многих областях.
Время после Антиоха III представляет собой эпоху постепенного упадка Селевкидского царства, с которым упорно, хотя и безуспешно, пытаются бороться некоторые из Селевкидских царей. Одна из таких попыток была предпринята Антиохом IV Эпифаном (175—163 гг. до н. э.). Он вел умелую, очень осторожную политику. Им были совершены два успешных похода в Египет, давшие огромную добычу. Однако попытка присоединить Египет оказалась безуспешной. Римляне внимательно наблюдали за развитием событий в Восточном Средиземноморье и решительно воспротивились этой акции, справедливо полагая, что объединение этих двух царств под властью одного царя создаст серьезную угрозу римским интересам.
Особенно активно Антиох IV занимался внутренними делами государства. Он сознавал, что государство распадается и искал средства усилить его внутреннее единство. Это средство, как ему казалось, он нашел в усиленной эллинизации страны. Время Антиоха IV — последний период активного градостроительства в царстве Селевкидов. Помимо строительства новых полисов, царь старался поддерживать во всех частях страны все эллинизованные элементы среди местного населения. Эти группы населения получали различные привилегии, а их населенные пункты — полисный статут. Так, например, полисом стал Вавилон. Однако политика Антиоха IV иногда приводила к прямо противоположным результатам, нежели те, на которые он рассчитывал. Это объяснялось тем, что политика эллинизации означала ломку местных традиционных отношений, усиление эксплуатации народных масс. Поэтому протест местного населения находил выражение в активном противодействии принятию всего эллинского, обращению к местным традициям. Именно это случилось в Иудее. Превращение Иерусалима в полис, введение греческих культов, создание гимнасия радостно приветствовались лишь одной из верхних социальных групп местного общества — «эллинистами». Протест же народных масс вылился в народную войну под руководством так называемых Маккавеев (167— 142 гг. до н. э.). Эти события известны благодаря обилию источников, освещавших их, однако, подобные, но менее известные нам конфликты развертывались и в других частях государства Селевкидов. Видимо, во время похода в Элимаиду для подавления разгоревшегося там восстания погиб и Антиох IV.
Последние десятилетия существования Селевкидского государства наполнены почти непрерывной династической борьбой, буквально разрывавшей государство на части. На востоке усиливается Парфянское царство, которое, пользуясь ослаблением Селевкидов, провинция за провинцией захватывает их владения на Востоке. Завоеванию Мидии парфянский царь придавал такое значение, что после этого принял титул «Великий». После Мидии в руки парфян переходят Северная Месопотамия, Вавилония, Элимаида. Власть селевкидских царей теперь ограничивается только Сирией. Однако в 140—130 гг. до н. э. были сделаны еще две попытки воссоздать могущество Селевкидов: сначала Деметрием II, а затем Антиохом VII Сидетом (138—129 гг. до н. э.). Оба эти похода, особенно последний, показывают, что противостояние Селевкидов и парфян имело определенную социальную подоплеку. Парфянские завоеватели лишали греческие полисы их привилегированного положения, и поэтому граждане их готовы были жестоко сражаться с парфянами. Когда парфяне завоевали Северную Месопотамию и Вавилонию, граждане греческих полисов призывали Селевкидов прийти к ним на помощь и, в случае появления селевкидских войск, немедленно поднимали восстания, что создавало очень серьезные трудности для парфян.
Особенно ярко все это проявилось во время похода Антиоха VII в 130 г. до н. э. Селевкидский царь привел на Восток весьма многочисленную и закаленную в боях армию. Он смог объединить и поднять на этот поход основные силы греческих полисов Сирии. Попытка обратного завоевания Междуречья и Мидии полностью отвечала их интересам. Это была последняя попытка восстановления эллинистической политической системы — господства греков на Востоке. Греки и македоняне, жившие здесь, открыто восстали против парфян и присоединились к Антиоху. В трех последовательных сражениях парфянские войска были разбиты, все Междуречье, а затем и Мидия оказались во власти Антиоха. На зимние квартиры селевкидская армия расположилась уже в коренных землях парфян, что и привело ее к трагическому концу. Расквартированные в парфянских и гирканских городах селевкидские войска притесняли местное население, поднявшееся в конце концов против завоевателей. Восстание было хорошо организовано и началось одновременно во всех городах. Антиох, пытавшийся помочь осажденным подразделениям, выступил с тем отрядом, который был при нем, но столкнулся с главными силами парфян. В разыгравшемся сражении Антиох VII был разбит и погиб в бою. Все, что было им отвоевано, немедленно вернулось под власть парфян.
Последующее время в истории Селевкидов — это время непрерывных династических войн. После Антиоха IV все 19 царствовавших царей погибают насильственной смертью. В дела Селевкидов вмешиваются все соседние государства. Наконец, в 83 г. до н. э. остатки Селевкидской державы завоевывает царь Армении Тигран II. Через 20 лет после разгрома Тиграна римлянами Сирия превращается в римскую провинцию (63 г. до н. э.).
Читайте в рубрике «Древняя Греция»: Имел ли Александр Великий высшее образование? Цивилизация минойского Крита Ахейская Греция во II тыс. до н. э. Микенская цивилизация |