Философия Древней Греции классического периода

Эмпедокл Эмпедокл

Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления зарождается, когда общество и культура достигает известной зрелости. На первых этапах своего развития философия тесно связана с религиозным мировоззрением. Преодоление религиозного мировоззрения привело к появлению первых элементов собственно философской науки. В VII—VI вв. до н. э. греческая философия представляла собою комплексную дисциплину, которая охватывала по существу всю науку (естественные и гуманитарные науки в целом), т. е. философия как таковая не выделилась, еще не определила свой собственный предмет исследования. Эта стадия в развитии философии (так называемая натурфилософия) была представлена школой ионийских философов конца VII—VI вв. до н. э. Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом, а также Пифагором и его учениками (пифагорейцами).

Традиции натурфилософии сохранялись и в первой половине V в. до н. э., например, в творчестве Анаксагора из Клазомен и Эмпедокла из Акраганта (490—430 гг. до н. э.). Эти философы, давшие оригинальное понимание сущности мира, вместе с тем были крупными учеными своего времени: Анаксагор высказал ряд интересных мыслей в области астрономии — он считал звезды, включая солнце, раскаленными шарообразными массами; Эмпедокл развил интересную теорию возникновения и эволюции растительного и животного мира из простейших организмов. Однако общий высокий уровень греческого рабовладельческого общества, расцвет эллинской культуры в середине V в. до н. э. способствовали разделению собственно наук и философии. Уже в элеатской философской школе (от города Элея в Южной Италии) преобладающее место стали занимать чисто философские вопросы.

Основатель и руководитель элеатов Парменид (ок. 540 — ок. 470 гг. до н. э.) впервые стал проводить принципиальное различие между неизменным, вечным сверхчувственным бытием, постигаемым разумом, и видимым миром изменчивых и преходящих вещей, воспринимаемых чувствами. Поскольку сверхчувственный мир, вечный и неизменный, рассматривался как действительное бытие и познается только разумом, т. е. через мышление, то отсюда Парменид выводил положение о тождестве мышления и бытия, которое впоследствии станет основой всех идеалистических систем.

В творчестве группы греческих философов, известных под именем софистов (учителей мудрости) философская проблематика получила дальнейшее развитие. Софистами называли появившихся во второй половине V в. до н. э. в Афинах странствующих философов, которые занимались платным обучением основам красноречия, философии и другими науками. Наиболее известными среди них были Протагор из Абдеры (480—411 гг. до н. э.) и Горгий из Леонтин (483—376 гг. до н. э.). Несмотря на большие различия .в понимании многих философских вопросов, софистов объединял общий интерес к проблеме познания и общего характера человеческого знания. Можно ли доверять человеческим знаниям, истинны ли они? С точки зрения софистов, важнейшим инструментом познания являются ощущения человека. В отличие от многих других философов и в частности элеатов софисты недооценивали роль разума. Но поскольку восприятие каждого человека субъективно и отличается от ощущений другого, то софисты делали вывод о субъективности, относительности и ненадежности полученного таким образом знания. Софисты отрицали вечные истины, установившиеся традиции, в том числе религиозные догматы, обязательные нормы поведения. Демонстрируя относительность общепринятых истин, они доказывали справедливость прямо противоположных мнений. Полисные власти с недоверием относились к скептицизму софистов, считали их деятельность по развенчанию установленных традиций вредной и многие из софистов были изгнаны из Афин как учители ложной мудрости.

Усложнение общественной жизни, накопление знаний способствовало дальнейшему развитию философии. В конце V— IV в. до н. э. в греческой философии были созданы три законченные, глубоко оригинальные философские системы, которые стали основой развития мировой философии в последующие периоды: материалистическая система Левкиппа — Демокрита, идеалистическая система Сократа — Платона и философская теория Аристотеля.

Огромным достижением греческой науки была разработка материалистической системы Левкиппом из Милета (500—440 гг. до н. э.) и Демокритом из Абдер (460— 370 гг. до н. э.). Они были создателями атомистической теории строения мира, считая его основой мельчайшие, не подверженные дальнейшему делению материальные частицы — атомы (атом по-гречески— неделимый). Атомы находятся в непрерывном движении, движение рассматривалось как основное свойство материи. В процессе непрерывного движения в пустом пространстве атомы сталкиваются, вступают в разнообразные комбинации и образуют видимый мир вещей, которые через некоторое время вновь распадаются на составляющие их атомы. Не только вещный материальный мир, но органическую и психическую жизнь, в том числе понятие души, Демокрит объяснял как комбинацию атомов. Даже боги, существование которых Демокрит не отрицал, созданы комбинацией особой формы атомов. Зевс, например, представлял собой не что иное, как комбинацию тонких огненных атомов, растворенных в воздухе. Демокрит считал, что постоянное движение атомов и их различные комбинации являются не случайностью, а проявлением всеобщей причинности и необходимой закономерности. Согласно Демокриту, процесс познания предполагает прохождение двух этапов: первая ступень — ощущение, как первичное, неполное знание, и вторая, более высокая ступень — истинное знание, достигаемое с помощью разума, анализирующего ощущения. Таким образом, Левкипп и Демокрит выдвинули ряд принципиальных положений, заложивших основы философского материализма: вечность и бесконечность мира, представляющего собой единство движущихся атомов, материи и пустого пространства, сводимость к материальному началу всех явлений, включая психический и духовный мир.

Философская система, заложившая основы философского идеализма, была создана Сократом (471—399 гг. до н. э.) и его учеником Платоном (подлинное имя Аристокл, 427—347 гг. до н. э.). Сократ не оставил каких-либо сочинений, поскольку высказывал воззрения своим ученикам в устных беседах. Главные положения философии Сократа были переданы его учениками Ксенофонтом и Платоном. Платон не только изложил основы сократовской философии, но развил их и создал законченную "идеалистическую теорию. Согласно Платону, существующий вечно божественный разум создает гармонично устроенный, идеальный мир, который независим от человека и который нельзя познать ни с помощью ощущений, ни с помощью практического разума.

О нем кое-что можно узнать лишь с помощью интуиции как части божественного разума, рассеянного в отдельных людях. Этот божественный мир, интуитивно постигаемый некоторыми мудрецами, состоит не из материальных вещей, а из идей, существующих самих по себе. Материальный, окружающий нас мир вещей есть лишь бледная копия потустороннего сверхчувственного мира, он хаотичен, противоречив, неблагороден и несправедлив. Каждая реальная вещь, например, лошадь или дом, есть лишь несовершенная и случайная реализация общей идеи лошади или дома вообще. Основная задача философа, по Платону, заключается в том, чтобы познать истинный мир божественных идей через созерцание внутренних глубин человеческого разума.

Зрелые годы жизни Платона совпали со временем острого кризиса полисных отношений, и в его творчестве отразилась кризисная социально-политическая ситуация. Этим объясняется то большое место, которое Платон уделил разработке разных форм и сущности полисного государства и дал проект идеального государственного строя и социального порядка. Два основные трак-г тата Платона «Государство» и «Законы» посвящены детальному обсуждению этих, философских проблем. С точки зрения Платона, идеальный полис должен иметь строго иерархическое социальное и государственное устройство: все население подразделяется на три замкнутые сословия: руководящий слой правителей-философов, военное сословие охранителей государства, сословие работников (ремесленников, земледельцев, купцов) и рабов. Привилегированные сословия живут по своему порядку: они не имеют собственности, семьи, получают полное содержание от государства. Сословие работников может иметь собственность, семью, в интересах государства оно распределяется по соответствующим округам и профессиям, особые надзиратели-агораномы наблюдают за его работой и жизнью, они же регулируют и рыночные отношения. Согласно Платону, такое строго иерархическое устройство должно предохранить греческий полис от кризиса и разложения. Эта реакционная социальная утопия так же, как и вся идеалистическая философия Платона, отражала мировоззрение и взгляды наиболее консервативных олигархических кругов греческого общества IV в. до н. э.

Один из выдающихся греческих философов — Аристотель из Стагиры (384— 322 гг. до н. э.). Аристотель был учеником Платона, но затем отошел от взглядов учителя и создал собственную философскую систему. Аристотель был крупным ученым-энциклопедистом, он занимался глубокими исследованиями в области физики, астрономии и метеорологии, Медицины и зоологии и строил философскую систему на основе собственных научных наблюдений. С точки зрения Аристотеля, основой мира является материальное начало, но материя рассматривается им как пассивный элемент. Для того чтобы развиваться и превратиться в разнообразный мир, материя должна получить творческий импульс, первый толчок извне, со стороны божественного разума. После первотолчка материя начинает развиваться и принимать форму заложенных в ней изначально вещей.

Стремление к заложенной в каждой вещи форме является конечной целью всякого движения. Форма в философии Аристотеля выступает как организующее начало, одухотворяющее мертвую и неопределенную материю. Философская теория Аристотеля, таким образом, совмещает как элементы материалистического понимания природы, поскольку первоосновой мира считается материя, существующая в определенном пространстве, так и ряд положений идеализма, поскольку он допускает существование божественного начала, наличие творческого импульса. Его понимание материи как мертвого и пассивного начала, одухотворяемого божественным первотолчком и стремлением к оформлению, было также типичным для идеалистической философии.

Интересным и глубоко разработанным было учение о развитии и о методах мышления. Развитие Аристотель понимал как многосторонний процесс, как изменение сущности, качества, количества и места, на этой основе он дал наиболее полную классификацию разных форм движения (возникновение и уничтожение, рост и уменьшение, изменение качества и смена в пространстве). Велики были заслуги Аристотеля в разработке и систематизации методов мышления. Он был основателем формальной логики, системы последовательных умозаключений, ведущих к обоснованным выводам, которой пользуется исследователь в процессе познания. Как и Платон, Аристотель не мог не откликнуться в своем философском учении на жгучие социально-политические проблемы кризиса греческого полиса и предпринял обстоятельный анализ существующих в Греции IV в. до н. э. государственных форм и причин их неустойчивости.

Аристотель и его ученики подробно исследовали государственное устройство 158 греческих полисов (до нашего времени дошел принадлежащий самому Аристотелю трактат об афинском государственном строе «Афинская полития»). Аристотель обобщил результаты такого исследования в своем трактате «Политика», где изложил теоретические основы учения о государстве, его сущности, его различных формах и концепцию идеального полисного устройства. Большой интерес представляет учение о правильных (монархия, аристократия и полития) и неправильных (тирания, олигархия и охлократия) государственных формах, которые в процессе исторического развития переходят одна в другую. Тонкий наблюдатель бурной греческой действительности IV в. до н. э. Аристотель придавал большое значение государственным переворотам и политическим революциям, теоретическому осмыслению которых он посвятил одну из самых интересных глав своего труда.

В греческой философии V—IV вв. до н. э. были заложены основы многих философских направлений последующего времени, она стала фундаментом, на котором развивалась философская мысль Древнего Рима и средневековой Европы.

Культура Греции классического времени представляла собой новый большой шаг в развитии мировой цивилизации, она обогатила всемирный процесс культурного творчества многими плодотворными идеями, образами, шедеврами, которые вошли в художественную сокровищницу человечества, послужили исходным пунктом развития направлений культурной жизни последующих поколений.

Древняя Греция

Читайте в рубрике «Древняя Греция»:

/ Философия Древней Греции классического периода