ультура √реции классического периода

ѕерикл ѕерикл

¬ V—IV вв. до н. э. греческа€ культура стала одной из самых развитых культурных систем древнего мира. “ри важнейших особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известна€ законченность составных частей культуры (литературы, искусства, философии); ее гуманистическа€ направленность; большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогативших культурное творчество последующих поколений и прочно вошедших в жизнь народов —редиземноморь€ и ≈вропы.  ультура греков прежде всего создавалась на базе передового способа производства, рабства классического типа. √реческа€ рабовладельческа€ экономика создавала достаточные материальные возможности дл€ культурного развити€.

√осподствующий класс рабовладельцев, состо€щий из собственников относительно небольших поместий, мастерских, кораблей, должен был принимать де€тельное участие в организации производства, был заинтересован в общем культурном прогрессе. —оциальную основу ѕолисной организации составл€ло среднее гражданство, прежде всего зажиточные землевладельцы, имеющие известные гарантии своего благососто€ни€, которые вместе с тем были полноправными гражданами и воинами. Ёта активна€ в социально-политическом отношении категори€ гражданства была более благопри€тной средой дл€ создани€ и воспри€ти€ культурных ценностей, чем, например, забитые и бесправные общинники в странах ƒревнего ¬остока.

ѕроцесс культурного творчества в разных полисах √реции имел различную интенсивность, причем не случайно, по-видимому, был более плодотворным в государствах с демократическим устройством. ќтсутствие замкнутого сло€ прав€щей, отделенной от основной массы гражданства бюрократии и наемной армии, концентраци€ власти в руках Ќародного собрани€, ежегодно смен€емый и контролируемый аппарат управлени€, ополчение как основа военной организации порождали близость государственных институтов и основной массы гражданства, предполагали активное участие граждан в государственных делах, достаточно культурную и политически мысл€щую личность. ѕосто€нное участие в прени€х, обсуждение законопроектов и решений в Ќародном собрании развило политическое мышление гражданина, с одной стороны, а с другой, способствовало расцвету ораторского искусства. Ќе случайно именно в √реции V—IV вв. до н. э. по€вл€ютс€ прославленные ораторы, вошедшие в историю мирового красноречи€: ѕерикл,  леон, »сократ, знаменитый ƒемосфен.

ќдним из важных условий больших культурных достижений древних греков €вл€етс€ отсутствие могущественной жреческой организации, котора€ в странах ƒревнего ¬остока монополизировала в значительной степени процесс духовного производства и направила его в русло религиозной идеологии. ’арактер греческой религии, простота культовых обр€дов, проведение главных религиозных церемоний выборными магистратами исключали возможности складывани€ разветвленной и вли€тельной жреческой корпорации, ее монополию в культурном творчестве. Ёто предопределило более свободный характер образовани€, системы воспитани€, мировоззрени€ и всей культуры, ее более быстрое и интенсивное развитие. ¬ этом же направлении действовал и еще один важный фактор: довольно широкое распространение грамотности, умени€ писать и читать, т. е. грекам были доступны замечательные произведени€ историков, философов, драматургов, писателей и ораторов.

Ўирокое распространение грамотности характерно дл€ демократических государств, предполагающих политическую активность р€довых граждан, их участие в выборах, голосовани€х, составлении решений, самосто€тельное чтение и понимание государственных документов. »менно возможность чтени€ и компетентного суждени€ о прочитанном было важным стимулом дл€ творчества греческих мыслителей. ќдним из непременных условий формировани€ греческой культуры €вл€ютс€ особенности ее природного окружени€. ¬ целом природные услови€ оказались на том этапе исторического развити€ довольно благопри€тными дл€ расцвета греческой культуры. » дело не в том, что греческа€ природа очень щедра к человеку и легко предоставл€ет ему все блага жизни, а в том, что она побуждала людей к труду, требовала от них трудолюби€ как необходимого услови€ жизни.

 ак уже отмечалось, камениста€, среднего плодороди€ почва с холмистым рельефом, поросшим цепким кустарником, в классический период греческой истории стала приносить щедрые урожаи винограда, маслин, фруктов, овощей, а в р€де областей — и зерновых потому, что грекам пришлось расчистить от деревьев и кустарников посевные площади, взрыхлить и удобрить каменистую землю, ввести новые приемы ухода, новые сорта? Ќа территории Ѕалканской √реции много полезных ископаемых: железных и медных руд, высококачественной глины, строительного известн€ка и мрамора, серебра и золота. ќднако они лежат глубоко в земле, и чтобы подн€ть их и использовать в производстве, нужно было про€вить смекалку и обнаружить их, прорубить глубокие шахты, провести от них разветвленные штреки, а все это требовало знаний, сметливости, веры в созидательные силы человека.

Ќевозможно представить себе греческую природу без мор€. ћоре играло огромную роль в жизни и отдельных людей, и почти всех греческих полисов. Ѕерегова€ лини€ южной части Ѕалканского полуострова изрезана многочисленными бухтами, заливами, гаван€ми. Ёгейское море усе€но сотней крупных и мелких островов. ¬ море греки ловили рыбу и моллюсков дл€ употреблени€ в пищу, по морским пут€м устанавливали св€зи между разными, даже дальними полисами, с прибрежными племенами. ћоре защищало от противника и море сближало народы, морские св€зи не только обеспечивали получение продовольстви€ и сырь€, но и способствовали взаимообогащению, обмену культурными достижени€ ли. √реки овладели морем, оно стало частью их производства, жизни, быта, культуры. Ќо чтобы овладеть капризной и могучей стихией, нужно было про€вить отвагу, смекалку и специальные знани€, нужно было приноровитьс€ к капризам морских течений и ветров, разработать приемы кораблевождени€, нужны были новые типы судов, которые могли бы пуститьс€ в далекие плавани€.

√лубокий эстетизм греческой культуры, €вл€ющийс€ одной из ее особенностей, в значительной степени был порожден красотой окружающей природы. ¬ Ѕалканской √реции, этой небольшой стране, с невысокими горами, расчлен€ющими территорию на множество маленьких долин, покрытых зеленью спускающихс€ с гор лесных массивов, с отовсюду видимым морем, существует уравновешенное сочетание разных типов ландшафта и разнообразных природных красок горных вершин, зеленых долин, синего мор€, голубого неба. ƒл€ мировоззрени€ древнего грека классического времени, дл€ всей греческой культуры оказалось характерным развитое чувство природы, заложенной в ней соразмерности и естественной гармонии, которое по-разному было реализовано во всех направлени€х культурного творчества: в музыке, философии, архитектуре, скульптуре,;

¬се эти особенности формировани€ греческой культуры и искусства определили ее огромные достижени€, большое воздействие на последующее развитие мировой культуры, вызвали к ней неослабевающий интерес. «“рудность заключаетс€ не в том, — писал  . ћаркс, — чтобы пон€ть, что греческое искусство и эпос св€заны с известными формами общественного развити€. “рудность состоит в том, что они еще продолжают доставл€ть нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недос€гаемым образцом... » почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать дл€ нас вечной прелестью, как никогда не повтор€юща€с€ ступень? Ѕывают невоспитанные дети и старчески умные дети. ћногие из древних народов принадлежат к этой категории. Ќормальными детьми были греки. ќба€ние, которым обладает дл€ нас их искусство, не находитс€ в противоречии с той неразвитой общественной ступенью, на которой оно выросло».

ќсобенности греческой религии и общественные празднества

–елиги€ была органической частью греческой культуры и оказывала на ее состо€ние и структуру большое вли€ние. “ак же, как и у других народов древности, греческа€ религи€ определ€ла основы мировоззрени€, нравственности, формы и направление художественного творчества, его разных про€влений б литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, даже философии и науке. Ѕогата€ греческа€ мифологи€, сложивша€с€ еще в архаический период, многочисленные сказани€ о взаимоотношени€х богов и героев между собой и с людьми, создало богатый арсенал мифологических образов, которые стали отправной точкой дл€ разработки художественных типов сильных людей, выступавших против слепых сил природы, против самих могущественных богов, послужили основой дл€ создани€ замечательной греческой литературы V—IV вв. до н. э.

ѕонимание богов и героев в образе красивых людей и стало исходным рубежом дл€ разработки скульптурного образа героизированного гражданина, полноправного члена полисного коллектива. ѕрекрасное божественное существо живет, по представлени€м греков, в прекрасном жилище, и греческие архитекторы направили свои усили€ на разработку храмового здани€ как наиболее совершенного архитектурного сооружени€, сделав его одной из основ развити€ всей греческой архитектуры.

ƒл€ создани€ всей системы духовных ценностей древних греков первостепенное значение имело своеобразное понимание природы божества. √реки воспринимали своих богов, даже самых высших, как могучих, но не всемогущественных, подчин€ющихс€ силе высшей необходимости, котора€ довлеет над богами так же, как и над людьми. »звестное ограничение всемогущества божества, некотора€ близость мира богов к человеку через своеобразное посредничество полубогов-героев, через взаимоотношени€ богов с людьми в принципе возвышало человека, его способности и силы, что открывало большие перспективы и дл€ создани€ художественных образов героизированных, сильных людей, и рд€ философского размышлени€ о сущности человека, могуществе его сил и разума.

Ќепременной частью религиозного культа в V—IV вв. до н. э. стало почитание главного божества данного полиса в форме торжественных шествий граждан со статуей божества и праздничных меропри€тий после принесени€ жертвы в его честь перед главным храмом. —реди праздничных меропри€тий об€зательными были пиршество (в жертву обычно приносились лишь внутренности жертвенных животных, больша€ часть туши шла на пиршественное угощение), гимнастические сост€зани€ молодых атлетов, разыгрывание сценок из жизни богов или горожан. ”частие в торжественной процессии, жертвоприношении, гимнастических сост€зани€х и театральных сценках основной массы граждан придавало празднеству всенародный характер, делало его важным общественным событием.

¬ V в. до н. э. в большинстве греческих полисов (особенно €рко это про€вилось в услови€х расцвета афинской демократии) празднование в честь главного божества — покровител€ полиса — стало рассматриватьс€ как демонстраци€ силы и богатства, смотр его достижений и успехов, как про€вление единства всего полисного коллектива. –елигиозные начала таких празднеств несколько стушевываютс€, а общественно-политические и идеологические стороны про€вл€ютс€ €вственнее и полнее. ”величиваетс€ удельный вес гимнастических сост€заний и театральных представлений, возрастает и культурное значение таких празднеств, а подготовка к ним, которую ведет весь народ, становитс€ сильным импульсом к культурному творчеству. “акие празднества, как ѕанафинеи в јфинах в честь богини-покровительницы города јфин јфины, ƒионисии в честь бога растительности, виноградарства, вина и весель€ ƒиониса, ќлимпийские празднества в ќлимпии в честь верховного бога неба, грома и молнии «евса, ѕифийские празднества в ƒельфах в честь бога јполлона, »стмийские празднества в честь бога морей и морской влаги ѕосейдона в  оринфе, превращаютс€ в крупные общественные событи€ не только местного, но и общегреческого значени€.

—амыми знаменитыми из них стали ќлимпийские празднества, или ќлимпийские игры, справл€вшиес€ раз в четыре года. ѕервоначально они были традиционной частью культа в честь «евса, в котором как и в других аналогичных религиозных церемони€х сост€зани€ атлетов и театральные развлечени€ лишь дополн€ли культовые действи€. ќднако уже в VI в. до н. э. религиозные церемонии стали рассматриватьс€ как своего рода вступительна€ часть к спортивным сост€зани€м, которые приобрели характер общегреческих, и даже театральные действа были отодвинуты на второй план. ¬ других общегреческих празднествах, например, на ѕифийских играх, на первое место вышли не спортивные, а музыкальные сост€зани€ кифаредов и авлетов. ¬ јфинах во врем€ праздновани€ ѕанафинеи и ƒионисий в V в. до н. э. постепенно возрастает роль театральных представлений в форме трагедии и комедии, из которых вырос знаменитый греческий театр, сыгравший огромную роль в общественной жизни, воспитании и всей культуре древних греков.

√реческий театр и литература

–астуща€ попул€рность театральных представлений привела к тому, что они не только зан€ли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но отделились от религиозных церемоний как таковых и превратились в самосто€тельный вид искусства, зан€вший особое место в жизни древних греков. ¬ архаический период театральные представлени€ давались в разных местах, в V в. до н. э. по€вл€етс€ место, специально предназначенное дл€ сценических действий.  ак правило, такое место выбиралось у подножи€ пологого холма, склоны которого обрабатывались в виде каменных ступенек, на которых рассаживались зрители (места дл€ зрителей назывались театрон от слова теаомай — смотрю). —тупени располагались полукругом, раздел€лись на €русы, возвышающиес€ друг над другом, и сектора, разделенные проходами, как на современных стадионах.

—амо сценическое действие проходило на утрамбованной круглой площадке, впоследствии вымощенной мраморными плитами и называемой орхестрой. ¬ центре орхестры находилс€ жертвенник ƒионису. Ќа орхестре выступали актеры и хор. ѕозади орхестры находилась палатка, где актеры переодевались, откуда они выходили на орхестру и уходили с нее. Ёта палатка называлась скена. ¬последствии вместо небольшой и тер€ющейс€ на фоне обширной орхестры палатки дл€ переодевани€ стали строить посто€нное высокое сооружение, на выступающей к зрител€м стене которого рисовались декорации, изображавшие, как правило, фасад дворца, храма, крепостные стены, городскую улицу или площадь.

—ценическое действие разыгрывалось как диалог между одним актером и хором. ¬ V в. до н. э. были введены еще два актера, и сценическое действие усложнилось, центр т€жести игрового действи€ сместилс€ на актеров, а роль хора уменьшилась. јктеры выступали в масках, которые покрывали не только лицо, но и голову. ћаски изображали лиц самого различного типа, возраста, общественного положени€, даже передавали душевное состо€ние и нравственные качества. ћен€€ маски, один актер мог по ходу действи€ играть несколько разных ролей. ћаска исключала мимику актера, делала лицо неподвижным, но данное обсто€тельство компенсировалось выразительными телодвижени€ми актеров. ћифологические герои или боги изображались значительно более крупными, чем обыкновенные люди, дл€ этого актеры надевали специальную обувь с высокими подошвами-котурнами, носили высокий головной убор и подкладывал и под одежду прокладки, чтобы казатьс€ выше и мощнее.

Ётот реквизит был необходим еще и потому, что при очень больших размерах греческих театров и отдаленности зрительских мест от орхестры, актеров в таких костюмах можно было лучше видеть, следить за их игрой. јктеры обычно играли в длинных оде€ни€х, в которые, по преданию, облачались древние цари и жрецы. ѕримен€лись и некоторые механические приспособлени€. ≈сли нужно было показать действие внутри дома, например, то на орхестру выкатывали специальную дерев€нную платформу, на которой актеры изображали действие в помещении, затем по завершении действи€ платформу увозили. ≈сли по ходу действи€ нужно было показать пар€щего в небе бога, то примен€лось подъемное приспособление. ќсобое шумовое устройство могло воспроизводить удары грома.

√реческие театры были рассчитаны практически на все население города и насчитывали несколько дес€тков тыс€ч мест. “еатр ƒиониса в јфинах имел 17 тыс. мест, знаменитый театр в Ёпидавре (он очень хорошо сохранилс€ до насто€щего времени и современные греческие актеры разыгрывают здесь древние трагедии) — 20 тыс. мест. √рандиозными были театры в ћегалополе — на 40 тыс., а театр в Ёфесе — даже на 60 тыс. мест. “еатральные представлени€ стали органической частью повседневной жизни. ¬ јфинах, например, был учрежден специальный государственный фонд, так называемые театральные деньги, который предназначалс€ 'дл€ раздачи бедным гражданам, чтобы они могли выкупить театральные билеты. » этот фонд не трогали при самых больших финансовых затруднени€х государства, даже в случае военных действий.

¬ театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в которых ставились животрепещущие вопросы современной жизни. ѕоскольку на представлени€х присутствовала обычно больша€ часть гражданского населени€, то огромное число зрителей бурно одобр€ло или порицало автора. √реческие драматурги попадали, таким образом, в центр внимани€ своего полиса и это €вл€лось мощным стимулом дл€ их творчества. V в. до н. э. — врем€ необычайного расцвета классической греческой драматургии, по€влени€ титанов греческой и мировой литературы, великих трагиков Ёсхила, —офокла и Ёврипида, автора бессмертных комедий јристофана. »х творчество знаменовало новый этап развити€ мирового литературного процесса.

ќтцом греческой трагедии считаетс€ Ёсхил из Ёлевсина (525—456 гг. до н. э.)./ ≈го зрелые годы прошли в героический период победоносной войны греков с ѕерсидской державой. Ёсхил был участником наиболее крупных сражений этой войны (при ћарафоне, —аламине и ѕлате€х). ќн принимал де€тельное участие в общественной жизни јфин, выезжал в —ицилию и там же провел свои последние годы. Ёсхилу приписывали создание 90 трагедий, из которых сохранилось семь. Ќаиболее известны из них «ѕерсы» (472 г. до н. э.), «ѕрикованный ѕрометей» (470 г. до н. э.) и трилоги€ «ќрестей€» (458 г. до н. э.), состо€ща€ из трех трагедий: «јгамемнон», «’оэфоры» и «Ёвмениды». —южетами трагедий Ёсхила, кроме «ѕерсов», написанных на исторический сюжет о победе греков над персами в морской битве при —аламине, выступают давно известные мифологические сказани€ о титане ѕрометее, о преступлени€х аргосских царей из рода јтридов. ќднако Ёсхил переосмысливает общеизвестные и незамысловатые мифы, разрабатывает новые стороны сюжета, наполн€ет рассказ иде€ми своего времени. Ёсхил отражает в своих произведени€х торжество полисного пор€дка и его идеологии, он прославл€ет мужество, волю, патриотизм греков, противопоставл€€ им высокомерие и чванство восточного деспота  серкса в трагедии «ѕерсы», он воспевает бесстрашие в борьбе за культурные достижени€ даже с самими богами, торжество цивилизованной жизни в «ѕрикованном ѕрометее» и вместе с тем в самых мрачных красках рисует деспотизм и тиранию «евса. “рилоги€ «ќрестей€» пронизана философскими рассуждени€ми о смысле человеческого существовани€, отношени€х людей и богов. ƒл€ Ёсхила свободна€ и нравственна€ жизнь возможна только в огражденном справедливыми законами полисном коллективе. «десь нет места тем т€гчайшим преступлени€м, которыми насыщена предшествующа€ дополисна€ жизнь. ”строенна€ таким образом жизнь угодна и богам. “ворчество Ёсхила прославл€ло политические, идейные и нравственные устои греческого полиса как такового. ƒальнейшее углубление важнейших вопросов быти€ можно видеть в творчестве —офокла из јфин (496—406 гг. до н. э.).

—офокл, по преданию, написал свыше 120 трагедий, из которых до нас дошло только семь. —реди них самыми знаменитыми стали две: «÷арь Ёдип» (429—425 гг. до н. э.) и «јнтигона» (442 г. до н. э.). ¬ них —офокл ставит важнейшую проблему: место человека в обществе и мире. „то такое человек — марионетка в руках всесильных богов или творец своей судьбы?

¬ образах фиванского цар€ Ёдипа и его дочери јнтигоны —офокл намечает свое решение этой темы. Ёдип — мудрый, добродетельный и справедливый царь, любимый своим народом, но тем не менее он игрушка в руках могущественных богов. Ѕогами суждено было ему вести преступную жизнь: убить своего отца, женитьс€ на своей матери и родить странные существа, которые были ему детьми, но вместе с тем и брать€ми. ѕророчество сбываетс€, хот€ Ёдип, кажетс€, сделал все, чтобы его отвратить. » когда наступает жестокое прозрение, Ёдип не смир€етс€ со своей страшной долей. ќн бунтует против несправедливости судьбы, против жестокости богов. ќн сломлен, но не раздавлен. ќн бросает вызов богам. ќслепив себ€, он уходит из ‘ив и скитаетс€ по √реции, стрем€сь очистить себ€ от наложенного роком преступлени€. ”шедший из мира, старый и больной, но не сломленный нравственно, Ёдип достигает духовного очищени€, находит себе последнее пристанище в предместье јфин  олоне, превращаетс€ в геро€ — покровител€  олона. Ёдип силой своего страдани€ сумел преодолеть т€желые удары судьбы, намеченной богами, и тем победил их. —офокл утверждает идею всемогущества человека, беспредельность его сил, возможность померитьс€ с неотвратимой судьбой.

ѕоставленна€ —офоклом проблема места человека в мире и обществе станет вечной темой мирового искусства. ¬ творчестве Ёврипида с —аламина (480—406 гг. до н. э.) греческа€ драма обогатилась новыми достижени€ми. Ќаиболее прославленной пьесой Ёврипида, в которой отразилось его новаторство, €вл€етс€ знаменита€ «ћеде€», поставленна€ в 431 г. до н. э. ¬ пьесе речь идет о страшной мести ћедеи, дочери колхидского цар€, которую предводитель аргонавтов ясон увез из  олхиды в √рецию и здесь бросил на произвол судьбы, вступив в выгодный брак с дочерью коринфского цар€. ќскорбленна€ до глубины души вероломством ясона, которому она помогла добыть золотое руно, которого спасла от гибели ценой смерти своего брата, ради которого оставила свою страну, ћеде€ вынашивает планы жестокой мести. ќбдумывание мести ясону приводит ћедею совершенно неожиданно дл€ самой себ€ к мысли об убийстве ее детей от ясона. Ёврипид психологически тонко рисует страшное см€тение чувств люб€щей матери и жестокой мстительницы, в котором побеждает месть. ¬ этой пьесе Ёврипид разрабатывает несколько принципиально новых по сравнению с Ёсхилом и —офоклом художественных положений. ƒл€ Ёврипида человек, в частности, ћеде€ предстает не как застывший и неизмен€емый характер, а посто€нно развивающийс€ образ: люб€ща€ жена и нежна€ мать художественно убедительно превращаетс€ в ненавид€щую своего мужа женщину и убийцу своих собственных детей.

„еловек дл€ Ёврипида — не цельное и неизменное существо, которому противостоит нека€ внешн€€ сила, с которой он вступает в противоборство, а раздираема€ противоречивыми страст€ми душа, и кака€ из этих страстей одержит верх и к каким страшным последстви€м это приведет, человек и сам не знает. Ётот непредсказуемый результат борьбы страстей в душе человека и есть его судьба. ¬ творчестве Ёврипида получила разработку замечательна€ художественна€ иде€ об исследовании внутреннего мира человека, бушующих там низменных и высоких страстей. ѕодобна€ трактовка образов стала художественным открытием Ёврипида и оказала огромное воздействие на последующее развитие греческой и мировой литературы. Ќеудивительно, что сохранилось 18 пьес Ёврипида (из 92), т. е. больше, чем пьес Ёсхила и —офокла вместе вз€тых. ’удожественный метод Ёврипида оказал вли€ние на Ўекспира; в театрах нашего времени ставитс€ его бессмертна€ «ћеде€», а бушующа€ бур€ противоречивых страстей главной героини и сейчас потр€сает своей художественной правдой.

¬ целом творчесто афинских трагиков V в. до н. э. стало замечательным художественным открытием древнего мира, качественным скачком, определившим многие направлени€.

Ѕольшой попул€рностью пользовалс€ и жанр комедии.  омеди€ родилась из непринужденных, иногда очень вольных карнавальных песен и пл€сок во врем€ веселых сельских праздников в честь бога ƒиониса—сельских ƒионисий. Ќаиболее благопри€тные услови€ дл€ создани€ комедий сложились в демократических јфинах, где допускалась больша€ свобода критики как отдельных лиц, так и законов и учреждений.   тому же публичный характер заседаний Ќародного собрани€, —овета 500, коллегий должностных лиц поставл€ли авторам комедий богатый материал. ѕоскольку во второй половине V в. до н. э. политические проблемы стали центральными в общественной жизни афинского государства, активно и открыто обсуждались широкими массами гражданства, то в ранних афинских комеди€х стал преобладать политический материал, а сама комеди€ приобрела политический характер. ѕолитическа€ комеди€ достигла своего /высшего расцвета в творчестве великого афинского драматурга јристофана (450— 388 гг. до н. э.). —охранилось 11 комедий јристофана, в которых он дает описание самых различных слоев населени€, поднимает многие злободневные проблемы афинского общества: отношение к союзникам, вопросы войны и мира, коррупци€ должностных лиц и бездарность полководцев, глупость некоторых решений Ќародных собраний. ќн высмеивает краснобаев-софистов и философа —ократа, заседательскую суету и любовь к сут€жничеству, неравномерное распределение богатств и трудности афинских земледельцев. ¬ отличие от трагиков јристофан не ставил в своих комеди€х глубоких философских вопросов, но зато он дал реалистическое описание многих , сторон афинской жизни, его комедии €вл€ютс€ ценным историческим источником эпохи. ¬ своих пьесах јристофан разработал множество остроумных комедийных ситуаций, которые стали широко использоватьс€ последующими комедиографами вплоть до насто€щего времени.  омедии јристофана написаны сочным образным €зыком, тонко выражавшим остроумное содержание его произведений.

“рагедии и комедии принадлежали к поэтическим жанрам «литературы. ѕрозаические произведени€ создавались историками, авторами монументальных исторических повествований. —ама истори€ в древности, в отличие от современного понимани€ ее как научной дисциплины, рассматривалась как художественное повествование. ѕрекрасными образцами греческой прозы V—IV вв. до н. э. стали исторические сочинени€ √еродота, ‘укидида,  сенофонта. ’удожественна€ проза представлена также речами афинских ораторов, особенно »сократа, ƒемосфена, философскими работами ѕлатона и јристотел€, которые придавали большое значение литературной отделке своих произведений.

јрхитектура и искусство

V—IV вв.4 до н. э. были временем расцвета греческой архитектуры и скульптуры, создани€ шедевров, обогативших сокровищницу мировой культуры. –азвитие архитектуры было тесно св€зано с состо€нием теории и практики градостроительства, основанием и благоустройством новых и старых городов. ¬ысшим достижением греческого градостроительства была разработка концепции регул€рного города, т. е. строительство городов по предварительно продуманному, основанному на принципах рационального благоустройства, плану. ќсновные положени€ регул€рного города были разработаны √ипподамом из ћилета и получили название гипподамова города. √ипподамов город предполагал деление городской территории пересекающимис€ под пр€мым углом улицами на сетку правильных жилых кварталов. ѕредусматривалось выделение городского центра, застроенного здани€ми общественного назначени€ (храмами, помещени€ми дл€ должностных лиц, портиками дл€ прогулок), торговой площади агоры (иногда общественный центр совпадал с агорой, иногда они раздел€лись). ≈сли город располагалс€ на морском берегу, то прибрежна€ часть оформл€лась в портовый район с верф€ми, доками, складами. ¬ регул€рном городе предусматривались как его об€зательные элементы театр, стадион и гимнасии.   городу подводилась вода по специальному водопроводу, от основного канала вода распредел€лась по трубам в разные районы города к специальным колодцам, откуда жители брали воду дл€ своих нужд. Ќечистоты выводились с помощью канализации за пределы города.

ѕарадным и религиозным центром города был акрополь, здесь располагалс€ храм главного божества — покровител€ данного города, сюда вела дорога св€щенных процессий во врем€ важнейших праздников, здесь совершались наиболее торжественные жертвоприношени€.

ѕринципы √ипподама могли быть реализованы лишь в городах, построенных на новом месте, например, в ќлинфе на ’алкидике, в портовом городе ѕирее, городе ‘урии, или в заново отстроенном ћилете. ¬ городах, возникших в незапам€тные времена, таких как  оринф, јфины, Ёфес, ‘ивы, положение было иным — вместо регул€рных кварталов, сетки пр€мых улиц, благоустроенных площадей можно было увидеть беспор€дочно скученные частные жилища, разбросанные среди них храмы, узкие кривые улочки. ќднако элементы регул€рности в V—IV вв. до н. э. про€вл€ютс€ и здесь: архитектурно украшаетс€ акрополь, центральна€ площадь, место дл€ Ќародных собраний; ремесленные мастерские с вредным производством (керамические или кожевенные) удал€ютс€ на окраину города, театральные здани€ и стадионы устраиваютс€ в определенных местах. ¬ V—IV вв. до н. э. практически во всех греческих городах возникают мощные оборонительные сооружени€, система крепостных стен с башн€ми, которые внос€т элементы организации во всю городскую планировку.

ќгромных художественных достижений греки добились в архитектуре. √реческое зодчество классического времени развивалось на основе так называемой ордерной системы, ставшей великим завоеванием мировой архитектуры. ќрдерна€ система, зародивша€с€ в архаический период, достигла наибольшей полноты и законченности в своем развитии, вы€вила все заложенные в ней возможности именно в V—IV вв. до н. э. ƒва основных типа ордеров: дорический и ионический сформировались еще в VII—VI вв. до н. э., но в V—IV вв. по€вилс€ еще более нар€дный, изысканный и пышный коринфский ордер. ¬ то же врем€ греческие зодчие начинают прибегать к смешению разных ордеров в одном здании, внос€т элементы легкости и из€щества в дорический стиль и придают большую нар€дность и пышность ионическому ордеру. ”мелое смешение разных архитектурных стилей расширило возможности греческих строителей, позволило им создать многие шедевры греческой и мировой архитектуры. ќсновой развити€ греческого зодчества, как и в архаическое врем€, был храм — самое совершенное в принципе здание, в котором обитает прекрасное божественное существо. –азрабатывались самые различные типы храмовых зданий, от скромных в честь героев до величественных громадных храмов в честь главных богов.

’рамовые здани€ в зависимости от количества колонн делились на несколько типов: храм в антах (две колонны перед главным входом), простиль (четыре колонны перед главным входом), амфипростиль (колонны поддерживали портик перед главным входом и такой же портик с колоннами располагали с противоположной стороны), периптер (колонны окружали храмовое помещение со всех четырех сторон, образу€ круговой портик) и самый сложный тип греческого храма двойной периптер, когда портик вокруг всех четырех сторон здани€ поддерживалс€ двойным р€дом колонн? ¬ большом храме внутренние аппартаменты состо€ли из главного зала, где находилась стату€ главного божества города («евса, ѕосейдона, √еры, јфины, јполлона и др.), и второго помещени€, где хранилась св€щенна€ утварь, а также храмовые, а зачастую и городские сокровища. јнтаблемент над колоннами, верхние части наружных и внутренних стен здани€, фронтоны украшались скульптурными группами и рельефами, что придавало храмовому зданию нар€дный и торжественный облик.

√реческие зодчие на основе этих общих принципов построили р€д храмов, ставших шедеврами греческой и мировой архитектуры: храм јфины-ƒевы ѕарфенон в јфинах (архитекторы »ктин и  алликрат, 448— 432 гг. до н. э.), храм «евса в ќлимпии (архитектор Ћибон, 465—456 гг. до н. э.), храм Ёрехтейон, интересный своей расчлененной композицией и применением фигурных, в виде несущих корзины девушек, колонн (так называемых кариатид), храмы јполлона в ƒельфах, в ƒидимах около ћилета и мн. др. ѕоказателем зрелости греческого зодчества €вл€етс€ создание сложных, художественно уравновешенных архитектурных ансамблей. ѕрославленными ансамбл€ми стали афинский јкрополь, олимпийский спортивно-храмовый округ јльтис и храмовый комплекс в ƒельфах. јнсамбль афинского јкропол€ включал несколько зданий и сооружений: специально построенный и художественно оформленный проход на јкрополь — ѕропилеи, к которым примыкали помещение дл€ картинной галереи (пинакотека) и маленький храм в честь богини победы Ќики. ÷ентром ансамбл€ был величественный ѕарфенон с примыкающими к нему св€тилищами некоторых аттических богов. √ромада ѕарфенона несколько уравновешивалась небольшим и расчлененным храмом в честь Ёрехте€ и ѕосейдона — Ёрехтейоном. ¬ертикальной осью всего ансамбл€ была стату€ сто€щей с копьем јфины ¬оительницы.  рутой склон јкропол€ был использован дл€ устройства здесь театра ƒиониса на 17 тыс. мест и специального помещени€ дл€ музыкальных сост€заний — ќдеон. ¬ целом архитектурный ансамбль афинского јкропол€ отличалс€ большим художественным вкусом.

ѕрекрасный природно-архитектурный ансамбль был создан в св€щенном округе ќлимпи€, где проводились ќлимпийские игры. ћногочисленные здани€ спортивного назначени€: гимнасии и палестры дл€ тренировок и выступлений атлетов, стадион, бассейны дл€ омовений группировались вокруг величественного храма «евса и его супруги √еры. ќрганической частью ансамбл€ были здани€ дл€ членов —овета — булевтери€ и почетных гостей — притане€, многочисленные небольшие строени€ дл€ хранени€ даров отдельных городов — сокровищницы. —в€щенный округ был расположен у подножи€ невысокой горы  роноса, с запада и юга его ограждали река јлфей и ее приток  ладей, и это создавало ощущение поко€, вызывало чувство отрешенности от мирских забот и суеты у вс€кого, кто вступал в пределы ќлимпийского округа.

»ным по своему характеру был храмовый ансамбль ƒельф, св€щенного города јполлона. ќсновой ансамбл€ была извилиста€, поднимавша€с€ с низшей точки долины св€щенна€ дорога (дорога процессий), по сторонам которой находились сокровищницы нескольких дес€тков греческих городов. ƒорога подходила к верхней террасе, на ней возвышалс€ огромный, господствующий на всем склоне горы ѕарнас храм јполлона, к которому примыкал театр, где проходили музыкальные сост€зани€ в честь јполлона.

» в других греческих полисах зодчие стремились к созданию продуманных и художественно выполненных архитектурных ансамблей.

¬елики достижени€ эллинских мастеров в области скульптуры. √реки охотно украшали здани€, особенно храмы, самой разнообразной скульптурой. ¬ главном помещении храма хранилась стату€ божества — покровител€ города, наружные и внутренние стены здани€, верхние части антаблемента обычно покрывались рельефными изображени€ми, фронтоны заставл€лись скульптурными группами, отдельные скульптуры украшали даже крыши некоторых храмов. —татуи сто€ли на городских площад€х, ставились на могилах. Ќазначение скульптур было самым различным: религиозное (разработка образов наиболее чтимых богов и героев), эстетическое (скульптура—украшение площади, здани€, св€тилища), идеологическое (прославление гражданина и воина, физически крепкого, мужественного, с чувством собственного достоинства, жизнерадостного). Ќаиболее попул€рными художественными образами были образ величавого, могущественного и спокойного божества (мужского и женского), обнаженного воина-атлета. ¬ IV в. до н. э. происходит очеловечивание образа божества, см€гчение идеальных черт и подчеркивание в них чисто человеческих качеств. —кульптуры богов и богинь в IV в. до н. э. более напоминают смертных людей, чем могущественных небожителей.

√реческие мастера создавали большое количество скульптур из самых различных материалов: известн€ка, мрамора, дерева, слоновой кости, из обожженной глины. —кульпторы овладели в совершенстве техникой бронзового лить€ и по восковой модели научились изготовл€ть бронзовые статуи.

ќгромных успехов греческие скульпторы достигли в трактовке художественного образа, преодолев неподвижность и скованность архаических фигур. √реческие мастера классического времени могли передавать в твердом материале многие оттенки человеческих состо€ний, их статуи полны жизни и движени€. √реческими мастерами “шли созданы шедевры, которые считаютс€ жемчужинами мирового искусства. —тату€ ћирона «ƒискобол», скульптура «евса, выполненна€ ‘идием дл€ храма «евса в ќлимпии и считающа€с€ одним из чудес света, его статуи јфины-ƒевы дл€ афинского ѕарфенона, јфины ¬оительницы дл€ афинского јкропол€, его 160-метровый панафинейский фриз на внешней стороне стены ѕарфенона, изображение лет€щей Ќики ѕеони€ — вот некоторые всемирно известные шедевры V в. до н. э. «амечательными творени€ми греческого гени€ стали статуи  опьеносец-ƒорифор и ранена€ амазонка работы ѕоликлета, статуи јфродиты  нидской и √ермеса с младенцем ƒионисом ѕраксител€, ћенада —копаса, јполлон Ѕельведерский Ћеохара. ќдним из лучших портретистов IV в. до н. э. был Ћисипп, прославившийс€ великолепными портретами јлександра ћакедонского и статуей јпоксиомена (атлета, счищающего песок после тренировки). —тату€ јпоксиомена интересна тем, что зритель, обход€ ее, видит мен€ющиес€ черты атлета, то возбужденного борьбой, то усталого до изнеможени€.

Ёллинские скульпторы создавали и прославл€ли полисный идеал гражданина, который реалистически отражал политическое и социальное преобладание средних слоев гражданства в большинстве греческих городов-государств.

ƒревн€€ √реци€

„итайте в рубрике «ƒревн€€ √реци€»:

/  ультура √реции классического периода
–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам