Прокляты и забыты

Фараон XII династии Фараон XII династии

Среднее царство (XIII-XVII династии, 1786-1580 гг. до н. э.) изначально было своего рода феодальным государством, и некоторые элементы политической раздробленности долгое время сохранялись в нем, ослабляя его изнутри. Пока у власти был энергичный, могущественный царь, провинциальные князья подчинялись ему, и большинство фараонов XII династии были как раз сильными и решительными людьми. Они скрепляли державу, не давая ей вновь распасться. Однако сведения о последних правителях этой династии скудны: либо им не хватало таланта править огромной страной, либо страна уже распалась на части, и править им было нечем. Возможно, причиной новой смуты был вовсе не сепаратизм провинциальных князей, а все началось с раздоров в семье фараона. И если сам царь не мог поделить власть со своим окружением, то правители окраин из чувства самосохранения начинали хозяйничать в своих провинциях, как настоящие цари.

Этому способствовала тревожная обстановка на северной границе. Долгое время азиатские соседи Египта были слабы. Египтяне с выгодой для себя торговали с ними. Однако в XVIII веке до нашей эры в Передней Азии произошло массовое переселение племен. У кочевников, пришедших из глубин Азии, были невиданные прежде средства ведения войны — боевые колесницы, запряженные лошадьми. До этого лошадь практически была неизвестна в Египте. Возможно, появление воинственных врагов у границ страны, врагов, способных быстро перемещаться на большие расстояния, ускорило падение XII династии. Этими врагами были гиксосы, расселившиеся в Сирии и Палестине.

Пока правителям Египта осталось лишь проклинать азиатов. Проклинать в буквальном смысле слова. В египетском исполнении эта древняя магическая практика выглядела так. Брали алебастровую или глиняную посуду, а также стилизованную терракотовую фигурку, изображавшую врага; надписывали его имя или название страны, которую хотели проклясть, а затем, совершая торжественную церемонию, проклинали статуэтку, разбивали посуду и закапывали черепки. Умысел был ясен: пусть проклятый человек (или целая страна) пропадет, как этот предмет. Считалось, что так можно уничтожить врагов фараона. Черепки с начертанными на них заклинаниями закапывали на границах египетского государства — там, где могли подойти азиаты. Такая расправа с магическими предметами должна была сокрушить силы врагов. Однако не помогло и колдовство. Наступило Второе междуцарствие. Сразу несколько династий в течение полутора веков боролись за власть.

Все это время одна царская династия правила в Фивах, но ее владения порой ограничивались лишь окрестными землями; одно время фиванские цари признавали себя вассалами азиатов. В дельте, гф-видимому, несколько десятилетий правила собственная династия; ее резиденция находилась в Саисе. Однако с переселением в дельту азиатов всякое упоминание о саисских царях исчезло.

После 1710 года до нашей эры большая часть Египта находилась под властью азиатских кочевников. Сведения об этом периоде истории крайне скудны и принадлежат лишь позднейшим историкам. В состав азиатских — гик-сосских — племен («гиксосами», «царями-пастухами», назвал их Манефон) входили, очевидно, аравийцы, хур-риты и ханаанеи. На своих колесницах они пересекли Синайский полуостров и вторглись в страну фараонов. Ослабленная междоусобицами, та покорилась гиксосам почти без боя. «И, победив ее правителей, они безжалостно сожгли города и разрушили до основания храмы богов, — писал Манефон, — ас населением обращались самым враждебным образом, одних убивая, у других уводя в рабство детей и жен» (пер. Е. Б. Смагиной). Своей столицей захватчики сделали город Аварис, лежавший в нижней части дельты (впрочем, единую централизованную державу им так и не удалось создать).

Беда назревала. Враги давно подступали к ослабленному смутой Египту. По гипотезе австрийского археолога Манфреда Битака, между Египтом и Библом постепенно возникла цепочка морских портов и торговых факторий. Их населили азиаты — выходцы из Библа и его окрестностей. Возможно, жители Библа стихийно колонизовали Палестину. Недаром во время правления XIII династии огромное количество керамики, привозимой раньше из Библа, поступало из Палестины.

«За последние десятилетия во многом благодаря работам Битака, — отмечает российский историк В. Головина, — обрела иной характер гиксосская проблема». Во-первых, гиксосы несомненно были знакомы с городской культурой ближневосточного типа. Во-вторых, гиксосы — эти «хека-хасут», «властители (чужеземных) стран», как названы они в «черепках проклятий», — поддерживали связь с Библом. Возможно, что и самого

завоевания не было, а было лишь провозглашение в северной части Египта, в дельте, своей местной династии, поскольку эту часть страны постепенно населили азиаты.

Их численность определить трудно. По Манефону, когда фиванский царь, выступив на борьбу с гиксосами, осадил Аварис, «окруженный большой и крепкой стеной», ему никак не удавалось взять город, и тогда он позволил азиатам «со всем семейством и имуществом, будучи числом не менее 240 тысяч», уйти в Сирию.

Сохранились лишь различные материальные свидетельства пребывания гиксосов. Так, им приписывают определенные виды игл и украшений, керамических изделий и орнаментов. В южной части Дельты обнаружен квадратный лагерь (длина стороны — 350 метров), огражденный насыпным валом высотой от 13 до 18 метров. По современным оценкам в подобном лагере могло укрыться до 10 тысяч человек с лошадьми и боевыми колесницами — огромное по тем временам войско. И взять такой лагерь египтяне с их оружием действительно не могли. Гиксосы же со стен крепости обстреливали нападавших из своих слоеных луков, которые обладали гораздо большей дальностью стрельбы и пробивной силой, чем простые двояковыгнутые луки египтян. Кстати, подобные укрепления найдены на территории Сирии и Галилеи, в Иране и на Кавказе.

Власть гиксосов распространялась в основном на северные районы страны фараонов. Верхний Египет лишь номинально подчинился пришлой династии. Новые хозяева не знали, что делать с завоеванной ими державой. По словам Манефона, они не думали ни » чем, кроме разграбления великой страны. Они «постоянно воевали и стремились всячески искоренить Египет». Мумия одного из фиванских правителей того времени — Се-кененра — покрыта глубокими ранами, некоторые из них смертельны. Возможно, он погиб в одном из сражений с гиксосами.

Однако гиксосов, как и многие варварские племена, покорявшие когда-либо крупные цивилизованные державы, сгубила одна беда: любовь к неге и роскоши. Со временем гиксосские цари стали подражать фараонам. Они называли себя «сынами Солнца» и почитали египетских богов. Потомки суровых воинов превратились в изнеженных царедворцев. Восстание не заставило себя ждать — тем более, что египтяне, одержимые ненавистью к захватчикам, давно научились пользоваться тем же оружием, что и гиксосы. Ненавистные «цари-пастухи» были свергнуты.

Около 1580 года до нашей эры правитель Верхнего Египта Яхмос-освободитель изгнал гиксосов из дельты Нила. «И овладели Аварисом. И я захватил там добычу: одного мужчину и трех женщин, всего четыре головы. И его величество отдал их мне в рабы» (пер. Ю. Я. Пере-пелкина), — краткие записи о событиях жизни некоего начальника гребцов, найденные на стенах его гробницы, — вот, по иронии судьбы, единственный документальный рассказ о победе над «бессчетными гиксосами».

Царь Яхмос (1580— 1550 гг. до н. э.) преследовал побежденных вплоть до Южной Палестины, где в течение трех лет осаждал город Шарухен, — по-видимому, там укрылись главные силы отступивших азиатов. Новое царство, основанное Яхмосом, просуществовало почти пять столетий.

Древний Египет

Читайте в рубрике «Древний Египет»:

/ Прокляты и забыты