Формирование классового общества в Египте
Долина Нила и соседние с ней области (территория будущего Египетского государства) были рано освоены человеком. Здесь обнаружены остатки стойбищ палеолитических охотников и собирателей с очагами, костями животных и рыб и орудиями труда. Число кремниевых орудий некоторых из стоянок достигает нескольких тысяч. Такие стоянки найдены на территории Фаюмского оазиса, в Верхнем Египте и в ряде других мест. Культура каменного века достигла наибольшего развития в период верхнего палеолита (20—10 тыс. лет до н. э.). Древние обитатели долины Нила в это время изготовляли составные орудия из тонких пластин, вставлявшихся в костяные или деревянные рукоятки, добывали рыбу, собирали моллюсков и съедобные растения, охотились на диких зверей и птиц. Так, например, стойбище Ком-Омбо в течение почти 5 тыс. лет (15—10 тыс. лет до н. э.) служило базовым лагерем первобытной общине, охотившейся на диких быков и оленей, но добывавшей также газелей, гиппопотамов и различных птиц.
Увеличивающееся население быстро освоило долину Нила и почти полностью использовало имевшиеся здесь готовые пищевые ресурсы. Все это вело к решающим переменам в жизни древнего человека. Плодородные почвы нильской долины, наличие дикорастущих злаков в соседних областях, в частности на Эфиопском нагорье, диких животных, поддающихся одомашниванию, благоприятствовали переходу древних людей к земледелию и скотоводству. Этот переход происходил в период неолита, когда изготовление орудий из кремня и камня путем их различной обработки, в частности шлифования, достигло наибольшего совершенства. Самые древние из известных нам поселений неолитических земледельцев и скотоводов в долине Нила могут быть отнесены к рубежу VI—V тысячелетий до н. э.
Первые земледельческие общины. Разложение первобытнообщинных отношений
Типичными памятниками земледельческих общин Нижнего Египта V тысячелетия до н. э. являются поселения, располагавшиеся по берегам Фаюмского озера. Жители фаюмских поселков разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней. Шла в пищу и рыба, которую ловили с помощью костяных гарпунов и удочек с костяными же крючками. Для хранения запасов зерна здесь использовались ямы, устланные циновками, урожай убирался жатвенными ножами, представлявшими собой кремневые пластины в деревянной рукоятке. Была известна уже глиняная посуда — характерная черта земледельческой культуры. Но лепные сосуды-еще были грубыми и неуклюжими.
В Верхнем Египте приблизительно в то же время жили племена скотоводов-земледельцев, оставившие памятники тасийской культуры, преимущественно могильники. Эти племена возделывали пшеницу, разводили мелкий рогатый скот и изготовляли глиняные сосуды с серой и черной поверхностью, иногда покрытые орнаментом. Тем не менее основными источниками пищи оставались охота и рыболовство. Продукты хранили в специальных вылепленных от руки грубых горшках. Тасийцы жили родовыми общинами. Амине вероятно, что к этому периоду относятся зачатки примитивного орошения. На более высокой стадии развития находились наследовавшие тасийцам племена Бадари (конец V— начало IV тысячелетия до н. э.). Они разводили уже не только мелкий, но и крупный рогатый скот, а собранные на полях урожаи ячменя пшеницы хранили не только в сосудах, но и в закромах, обмазанных глиной. О численности таких запасов, требовавших защиты от грызунов, свидетельствует появление домашней кошки. Землю рыхлили той с кремневым наконечником. Для сдерживания воды нильских разливов и орошения полей стали строить небольшие каналы. Охота и рыболовство сохраняли еще свое хозяйственное значение. Орудиями охоты были стрелы с кремневыми наконечниками и деревянные бумеранги. Примечательно, что в это время мастера, трудившиеся в своих общинах, производили медные изделия — бусы и проколки. Медная руда поступала с Синайского полуострова, а о развитии речного транспорта можно судить по глиняным моделям лодок. Кварцевые бусы, покрытые глазурью, указывают на овладение сложными процессами обжига. Известного совершенства достигли керамическое производство и обработка слоновой кости. В бадарийских могилах обнаружено большое количество флаконов, вазочек и ковшей, на ручках которых вырезались фигурки различных животных.
Дальнейший прогресс можно проследить в амратских комплексах (от названия современной деревни Амра), относящихся к первой половине IV тысячелетия до н. э. (первый додинастический период). Появились поселения, нередко укрепленные стенами, что является свидетельством концентрации населения и развития ирригационного земледелия, обеспечивающего египтянам прочную оседлость.
Об увеличении населения говорят и крупные размеры могильников. Значительно возросло число медных изделий, из металла теперь изготовлялись иголки, булавки, гарпуны и рыболовные крючки. Появляются и первые золотые украшения. Сельские гончары изготовляют разнообразную глиняную посуду, украшенную резными и расписными узорами и имеющую символические значки, которые некоторые исследователи трактуют как знаки собственности. Во всяком случае сосуды, обнаруженные в одном погребении, как правило, помечены одним значком. Однако сами могилы еще мало разнятся друг от друга как устройством, так и сопровождающим инвентарем. Видимо, социальная структура общества была еще относительно однородна.
Социальная дифференциация общества
Во второй половине IV тысячелетия до н. э., в так называемый герзейский период (от названия современной деревни Герзе; второй додинастический период), больших успехов достигло земледелие, основанное на системе искусственного орошения. Многочисленные ремесла отделяются от земледелия, а общество несет явственные черты далеко зашедшей дифференциации. Глинобитные дома свидетельствуют о прочной оседлости, а резкое сокращение в могилах охотничьего оружия — об окончательном вытеснении охоты скотоводством. Делом рук мастеров-профессионалов были всевозможные литые медные предметы: топоры, ножи, кинжалы, наконечники стрел, сосуды и туалетные ложечки. Некоторые вещи, в том числе кинжалы, изготовлялись из серебра. Обнаружены даже железные бусы, сделанные, правда, из метеоритного железа.
Изменился характер и размах торговли. Из Азии в Египет поступали свинец, серебро и даже лазурит, основные месторождения которого располагаются на севере современного Афганистана. Систематическая торговля приобретает поистине международные масштабы. Появляются в Египте и привозные вещи, например месопотамские цилиндрические печати.
Находки такого типа поставили вопрос о связях и заимствованиях герзейского Египта и о той роли, которую эти связи сыграли в истории страны. Ряд ученых склонны следовать гипотезе, по которой пришлые завоеватели принесли с собой достижения месопотамской культуры, в том числе и «идею письма». Внимательный анализ, однако, показывает, что подобные заимствования были сравнительно немногочисленны и вполне отвечают «гипотезе торговли», поскольку в целом египетская культура и в герзейский период полностью сохраняет свой самобытный облик.
Происходят коренные изменения и в социальной структуре. Различия в размерах могил позволяют предполагать, что в общинах уже ощущалось имущественное неравенство и что в них выделились вожди, погребавшиеся с особой пышностью. При раскопках таких могил, в большинстве своем разграбленных, обнаружены рукоятки ножей из слоновой кости, нередко с золотой обкладкой, тонкие ткани с художественной росписью. Выделяется крупная гробница вождя, найденная в Иераконполе. Ее стены были сложены из сырцового кирпича и украшены сюжетной росписью. Богатым общинникам и знати противостоят рядовые члены земледельческих общин. Излишки получаемых продуктов оказываются все чаще в руках знати, влиятельных общинников и служителей зарождающегося культа. Социальной дифференциации способствовало развитие скотоводства — отрасли, в которой интенсивно накапливался прибавочный продукт, попадавший в собственность племенной верхушки.
Показательно, что в иероглифической письменности термины «знатность», «благородство», «достоинство» представлены изображением мелкого рогатого скота, иногда с печатью на шее, обозначавшей право собственности. Термин «наследство» обычно передавался изображением лежащего теленка. Даже термин «вождь», который со временем стал обозначать «царя», передавался рисунком (пиктограммой) посоха пастуха.
В этот период возникает институт рабства. Скорее всего рабы появились в результате военных столкновений мёжду менами и родами. Но в условиях существовавшего строя, низкого уровня производительных сил было невыгодно брать людей в плен, так как это лишь увеличивало число едоков. Создание продуктивного земледелия, дающего большие урожаи, необходимость в дополнительной рабочей силе вносили ценность человеческого труда и возможность использовать труд пленников, которых, вместо того чтобы уничтожать, теперь оставляли в живых. Древние египтяне навивали таких пленников термином «убитый-живой», так как прежде всего рабов давали войны. Однако в условиях растущей дифференции до уровня рабов-пленников могли опуститься и бывшие общинники. Следовательно, формирующийся класс рабов мог выполняться из источников как внешних, т. и внутренних.
Во второй половине IV тысячелетия 9 и. э. в Египте наметились контуры трех основных прослоек, прообразы трех основных классов древнеегипетского общества: господствующий слой, куда входили потом-родоплеменной знати, жречество, зажиточные общинники; члены земледельческих общин, основные производители материальных благ древнеегипетского общества; слойка рабов, пока весьма незначительное, но постоянно увеличивающаяся. Наиболее многочисленной была вторая прослойка, т. е. члены земледельческих общин, все более теряющих родовой характер, превращающихся в территориальные или соседские общины.
Образование социальных прослоек и формирование классов привели к появлению государства, которое должно было рейдировать отношения между новыми сольными группами и рождающимися классами в интересах господствующего слоя. В Древнем Египте государство выступало и как организатор работ по созданию и поддержанию ирригационной сети, без которой невозможно существование продуктивного земледельческого хозяйства. ( Первые государства возникали в пределах небольших областей (номов), которые охватывали несколько поселений, объединенных вокруг городского центра, где находились резиденция вождя и святилище почитаемого здесь главного божества. На территории Верхнего Египта в период Нового царства насчитывалось 22 таких нома, в Нижнем Египте — 20 номов. В силу особенностей природных условий номы — древнейшие самостоятельные государственные образования, расположенные в долине или Дельте Нила,— тяготели к объединению, что привело к созданию более крупных царств. Скорее всего объединение номов Верхнего Египта в одно царство и номов Нижнего Египта в другое крупное царство произошло в. конце IV тысячелетия до н. э. Правитель Верхнего Египта стал носить корону белого цвета, а Нижнего Египта — красного цвета. Столицей первого был город Энхаб (Нехен), а северного царства — Буто. Два древнеегипетских крупных государства некоторое время существовали рядом друг с другом, вели между собой войны. Но тенденция к объединению продолжала действовать и привела в конечном счете к объединению нижнеегипетского и верхнеегипетского царств в единое древнеегипетское государство, охватывающее всю долину Нила от первого порога до Средиземноморского побережья.
Периодизация истории Древнего Египта
Под историей Древнего Египта подра-" зумевается история египетской цивилизации со времени зарождения в Египте классового общества и государственности, которое произошло во второй половине IV тысячелетия до н. э., до падения независимости египетского государства в конце VI в. до н. э., когда Египет был включен в состав Персидской державы.
История Древнего Египта, продолжавшаяся около трех тысячелетий, подразделяется на следующие периоды:
1. Первый додинастический период (первая половина IV тысячелетия до н. э.). Начало разложения родовых отношений.
2. Второй додинастический, или герзейский, период (вторая половина IV тысячелетия до н. э.). Появление социальной дифференциации, создание элементов ирригационной системы, появление первых номовых государственных образований. В конце периода — создание Верхнеегипетского и Нижнеегипетского царств.
3. Раннее царство. Правление I—II общеегипетских династий. Образование единого общеегипетского государства (XXXI—XXIX вв. до н. э.).
4. Расцвет Египта в эпоху Древнего царства. Правление III—VI династий (XXVIII—XXIII вв. до н. э.).
5. I Переходный период (VII—X династии, XXIII—XXI вв. до н. э.). Распад единого египетского государства на отдельные номы.
6. Возрождение централизованного египетского государства в эпоху Среднего царства. Правление XI—XIII династий (середина XXI—XVIII в. до н. э.).
7. II Переходный период (XIV—XVII династии, конец XVIII— начало XVI в. до н. э.). Ослабление Египта. Народные восстания. Захват Египта гиксосами.
8. Расцвет египетской цивилизации в эпоху Нового царства. Правление XVIII— XX династий (XVI—XI вв. до н. э.). Создание египетской империи.
9. III Переходный период (XXI династия, XI—X вв. до н. э.). Упадок Египта.
10. Позднее царство. Египет под властью иноземных династий (XXII—XXV династии, XI—VIII вв. до н. э.). Возрождение Египта при саисской (XXVI) династии (VII—VI вв. до н. э.).
11. Завоевание Египта Персией и включение его в состав Персидской державы (XXVII—XXX династии, конец VI—IV в. до н. э.).
Читайте в рубрике «Древний Египет»: |