ќбъединение ≈гипта в централизованное государство

ќбъединение ≈гипта ќбъединение ≈гипта

ќбъединение нижнеегипетского и верхнеегипетского царств было революционно по своему значению в истории ƒревнего ≈гипта. ¬ рамках одного государства были сосредоточены ресурсы всей долины и ƒельты Ќила, по€вились благопри€тные услови€ дл€ создани€ общеегипетской ирригационной сети. Ќа смену посто€нным внутриегипетским войнам, ослабл€вшим страну, пришло политическое единство. ќбъединение ≈гипта было достигнуто в результате многих войн между верхнеегипетским и нижнеегипетским царствами. ƒо нашего времени дошла шиферна€ таблица, где рассказываетс€ о де€ни€х цар€ Ќармера. Ќа одной стороне таблицы Ќармер изображен в короне ¬ерхнего ≈гипта. ќн замахнулс€ одной рукой, держащей булаву, и готов поразить ею поверженного противника, которого он держит за волосы, Ѕожественный покровитель цар€ — бог √ор в виде сокола держит веревку, опутывающую символическое изображение Ќижнего ≈гипта. Ќармер шествует к дес€ти обезглавленным люд€м, перед ним идут писец и четыре воина, несущих штандарты с изображени€ми богов. Ќа той же стороне таблицы внизу царь в образе могучего быка разбивает стены вражеской крепости, из которой спасаетс€ бегством воин. Ќа этой таблице, как полагают, один из верхнеегипетских фараонов запечатлел наиболее важные событи€ своего правлени€: победу над Ќижним ≈гиптом и какой-то поход, возможно, за пределы ≈гипта, завершившийс€ вз€тием крепости.

ѕравитель верхнеегипетского царства стал первым царем всего ≈гипта. ¬ списках царских династий, составленных ћанефоном, он назван ћиной. ћина стал родоначальником I общеегипетской династии, его многогранна€ де€тельность нашла отражение в произведени€х античных писателей. —трем€сь сплотить ≈гипет, ћина на стыке ƒельты и долины основал столицу объединенного царства город ћемфис, один из крупнейших городов ≈гипта. ѕри ћине была построена система каналов и плотин, благодар€ которой оказалась освоенной значительна€ территори€ вокруг ћемфиса. ¬ столице был возведен храм богу ѕтаху.

‘араоны I династии начали строить себе особые гробницы в районе јбидоса. Ёто были внушительные сооружени€ с подземной камерой, стены которой обкладывались сырцовым кирпичом. ¬ыработалс€ ритуал торжественного погребени€ фараона вместе с его придворными и слугами, что свидетельствовало о росте значени€ царской власти. ”же около обнаруженной гробницы Ќармера найдено 33 захоронени€ его слуг. ‘араоны стро€т себе более внушительные по размерам гробницы, и в последний путь их сопровождает значительно большее число служителей. “ак, р€дом с погребением ƒжера обнаружено 338 дополнительных захоронений, а невдалеке от него — еще 269 могил его придворных и вельмож.

‘араон ƒжер был удачливым завоевателем. Ќаскальные изображени€, обнаруженные в Ќубии,— доказательство его успешных походов за пределы ≈гипта. ѕри I династии египт€не стали продвигатьс€ и на богатый медью —инайский полуостров, о чем свидетельствуют надписи и изображени€, в частности в районе ¬ади-ћагхара.

ѕри II династии оп€ть становитс€ неспокойным Ќижний ≈гипет, одной из главных задач остаетс€ окончательное воссоединение страны, решительное подавление нижнеегипетского сепаратизма. √лавные событи€ развернулись при фараоне ’асехемуи. Ќа двух дошедших до нас его стату€х Ќижний ≈гипет символически изображен поверженным, а надписи сообщают, что в одном случае число убитых достигает 48 205, а в другом —47 209. ѕоследние цари II династии называют себ€ не только именем √ора — покровител€ ¬ерхнего ≈гипта, а √ором и —етом, т. е. уже наход€тс€ под покровительством и бога —ета, почитавшегос€ в Ќижнем ≈гипте.

¬идимо, при фараонах II династии была успешно решена задача окончательного объединени€ ≈гипта в одно сильное централизованное государство.

ѕериод ƒревнего царства (XXVIII—XXIII вв. до н. э.)

ќбъединение всех египетских номов в рамках одного государства, организаци€ единого управлени€ страной привели к концентрации людских и материальных ресурсов в руках центрального правительства. ≈го усили€ в экономической области были направлены прежде всего на создание эффективной общеегипетской ирригационной системы, причем все существующие местные системы в номах входили в нее как составна€ часть. Ќаблюдени€ над разливами Ќила, строительство новых дамб, магистральных и отводных каналов, отстойников и водохранилищ позволили не только получать стабильные и более щедрые урожаи зерновых на поливных земл€х, но и внести в сельскохоз€йственный оборот новые площади, которые прежде или заболачивались из-за излишней влаги, или, напротив, испытывали ее недостаток из-за слишком быстрого стока.

ќсновными зерновыми культурами были €чмень и эммер. Ќа плодородных земл€х ≈гипта охотно разводили лен — культуру, сильно истощающую почву, но необходимую дл€ производства особо ценной одежды, обычно предназначенной дл€ многочисленных жрецов. ќрганическим дополнением земледели€ было разведение мелкого и крупного скота (коров, овец, коз, ослов), особенно на обширных затопл€емых пространствах ƒельты, изобилующих травами. ¬ ƒельте получили распространение садоводство и виноградарство. ќсновной масличной культурой был сезам или кунжут. ѕродуктивное земледелие — основа египетской экономики и богатства египетского государства в период ƒревнего царства.

«аметные успехи были сделаны в трех основных отрасл€х ремесла и техники: в металлургии меди, обработке камн€ и гончарном деле. Ѕольшое значение имело внедрение в производство меди, расширившее технические возможности человека. ƒревние египт€не получали медь в достаточном количестве, чтобы делать из нее самые разнообразные предметы, оруди€ труда и оружие (статуи, пластины, пилы, сверла, молоты, наконечники стрел и копий). ќни овладели непростой техникой ковки и лить€, могли уже соедин€ть медные пластины при помощи твердого припо€. ¬ гробницах того времени обнаружены целые клады медных изделий. “ак, в гробнице ƒжера в —аккара найдено три €щика, заполненных медными издели€ми: 121 нож, 7 пил, 32 шила, 262 иглы, 16 пробойников, 79 долот, 102 тесла, 75 мотыг и др.

Ёпоха ƒревнего царства — начало строительства грандиозных сооружений из камн€ (пирамиды, храмы, крепостные стены), потребовавших высокого искусства обработки камн€. “щательно отделанные поверхности громадных каменных блоков, из которых сложены пирамиды фараонов IV династии (таких блоков было выложено только в пирамиде ’уфу 2,3 млн. штук, а это значит, что строител€м пришлось отшлифовать около 14 млн. поверхностей), роскошна€ облицовка из плит — зримые свидетельства мастерства египетских каменщиков.

»зобретение и повсеместное применение гончарного круга привело к сдвигам в керамическом деле, которое приобретает черты серийного, или «массового», производства, не говор€ уже о разнообразии форм керамики.

 ак было организовано сельскохоз€йственное и ремесленное производство в ≈гипте? ћногочисленные рельефы и росписи, покрывающие внутренние стены раскопанных гробниц вельмож, позвол€ют ответить на этот вопрос. Ќа них изображены все ступени получени€ продуктов и предметов ремесла — от обработки почвы до сбора урожа€ и приготовлени€ конечного продукта (печеного хлеба, пива, медных изделий). —огласно этим, а также другим источникам (биографии вельмож), основными были крупные хоз€йства трех типов: царские, храмовые и вельможные. Ћучше всего известно по источникам крупное хоз€йство вельмож. ќно состо€ло из двух частей: перешедшей по завещанию или купленной земли, котора€ обозначалась как «дом отца» и была собственностью, и земли, полученной за службу, котора€ считалась лишь условным владением. Ёта, юридическа€ разница была номинальной, поскольку должности, как правило, передавались по наследству, так же как и родительска€ земл€ (имущество). ќднако собственность на наследственную или купленную землю не была полной частной собственностью. ¬едь земл€ в ≈гипте могла быть обработана лишь при условии ее opошени€, а верховным организатором и распор€дителем общеегипетской ирригационной системы было государство, и фараон. ѕоэтому фараону принадлежали верховные права на всю возделываемую землю, которые не могли не ограничив права собственности на все виды египетских земель.

’оз€йство египетского вельможи было очень крупным, хот€ его точные размеры нам неизвестны. ќно состо€ло из резиденции-дворца, окруженной поселени€ми земледельцев и домами ремесленников. Ќа пол€х господина трудились многочисленные работники, объединенные своего рода рабочие отр€ды. ќни получали из господской усадьбы посевное зерно, т€гловый скот, сельскохоз€йственный инвентарь. –аботали они под наблюдением надсмотрщиков, вооруженных палками, учетчики и писцы вели тщательную опись урожа€. ¬ особых мастерских на тех же основани€х работали ремесленники, продукци€ которых поступала на склады господина.

ќсновные работники вельможного хоз€йства скорее всего не имели ни собственной земли, ни орудий труда и, естественно, не могли распор€жатьс€ собранным урожаем или изготовленными издели€ми.  ак показывают изображени€, они получали свое довольствие (продукты питани€, одежду и ремесленные издели€) из общего склада. »наче говор€, крупное поместье было натуральным, замкнутым в себе производством, мало св€занным с рыночным обменом. ѕравда, в р€де сцен изображены рынки, на которых идет бойка€ торговл€ зерном, овощами, рыбой, обувью, одеждой, однако, веро€тно, эти мелкие рынки функционировали в пределах тех же вельможных имений, а торговали лишь редкими излишками потребл€емой продукции.

ќсновные работники вельможных хоз€йств не имели своей земли, орудий труда, работали под наблюдением надсмотрщиков не распор€жались произведенной продукцией, тем не менее вр€д ли они были рабами, так как имели свою семью, некоторое личное имущество. ¬ письменных текстах их называют «мерет» или «хемуу», в то врем€ как собственно рабов обозначали термином «бак».

ѕо документам, найденным в архиве храма фараона Ќефериркара (V династи€) касающимс€ инвентаризации имущества, штатного расписани€, выдач продуктов и вещей, можно сделать вывод, что организаци€ царского и храмового хоз€йства была такой же, как в вельможных имени€х, хот€, возможно, роль рабского труда в них была выше (ведь больша€ часть пленников оседала в царских и храмовых хоз€йствах). ’оз€йства вельмож и храмов облагались налогами, а их работники отрабатывали многочисленные повинности (строительство пирамид, дорог, перевозка т€жестей, погрузка судов и др.) в пользу центральной власти. «а особые заслуги фараоны могли освобождать отдельных вельмож и храмы от налогов и повинностей, дару€ им так называемые иммунитетные грамоты. “ак, в грамоте фараона ѕиопи II (VI династи€) говорилось: «ћое величество не допускает, чтобы какой-либо человек храма ћина  оптосского в  оптосском номе производил переноски и рытье или какую-либо работу, производимую в этом ¬ерхнем ≈гипте». ќднако подобных грамот было немного, больша€ часть хоз€йств облагалась многочисленными налогами и повинност€ми, что усугубл€ло подневольное положение египетских тружеников в обществе.

Ќар€ду с крупными хоз€йствами цар€, храмов, вельмож в ≈гипте ƒревнего царства существовали территориальные, или соседские, общины. «емли их обрабатывали общинники, которые обозначались термином «царские люди», платили многочисленные подати в царскую казну и исполн€ли различные повинности. –аботники царских, храмовых и вельможных земель (мерет или хемуу) и члены египетских общин (нисутиу или хентиуше), включа€ сюда и ремесленников, составл€ли две прослойки основного класса египетского общества, который противосто€л господствующему классу во главе с фараоном.

–абы «бак» составл€ли особый класс египетского общества. —уд€ по документам, рабов продавали и покупали. –ынки рабов пополн€лись за счет продажи военнопленных, порабощени€ впавших в долги бедн€ков. ќднако в период ƒревнего царства эти источники были ограничены: завоевательные походы за пределы долины Ќила были довольно редкими, а порабощение коренных египт€н не поощр€лось центральной властью, так как большой нужды в рабах еще не было. »меющиес€ рабы использовались практически на тех же работах, что и отр€ды подневольных работников. –езкой грани между жестоко эксплуатируемыми работниками вельможных и царских хоз€йств, работающих под палкой надзирател€, и собственно рабами еще не было. ¬о времена ƒревнего царства сложилась специфическа€ система тотальной и жестокой эксплуатации основной массы египетского населени€, зависимых работников и рабов (поголовное рабство, по словам  . ћарксу), котора€ станет характерной чертой социальной структуры ≈гипта последующих эпох. Ёта тщательно организованна€ центральной властью эксплуатаци€ низших слоев египетского общества порождала некоторую близость социальных интересов бедн€ков и рабов, приводила к возрастанию социальной напр€женности в египетском обществе.

ќрганизаци€ государственного управлени€. ≈гипетска€ деспоти€. Ќеобходимость в защите привилегий господствующего сло€, организации ирригационного земледели€, в поддержании общественного пор€дка привела к созданию многочисленного и хорошо организованного государственного аппарата. ќн состо€л из трех основных звеньев: центрального, областного (номового) и местного (на уровне поселений-общин) аппарата.

¬о главе центрального управлени€ сто€л царь, носивший пышные титулы цар€ ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта, воплощенного бога √ора. Ќикто не мог произносить его св€щенное им€, так как, по египетским веровани€м, это могло нанести царю вред, поэтому цар€ называли иносказательно — «великий дом» (перо, откуда и возник термин «фараон»). ‘араон олицетвор€л своей особой мощь египетского государства и был наделен всей полнотой власти, т. е. сосредоточивал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. ‘араон считалс€ не только всемогущим правителем, но и воплощением божества в образе человека, богочеловеком, а его распор€жени€ приобретали тем самым характер безусловного повелени€. Ѕыл разработан торжественный ритуал его почитани€, фараон изображалс€ в сонме богов. ќн считалс€ воплощением бога √ора, сыном бога –а, после смерти его изображали как ќсириса. ƒл€ почитани€ умершего фараона строились храмы и грандиозные усыпальницы-пирамиды. ∆алкой песчинкой ощущал себ€ простой смертный р€дом с рукотворной горой — символом абсолютной власти бога-человека. ƒес€тки тыс€ч людей, оторванных от насущных хоз€йственных работ, годами надрывались на стройках. ѕо сведени€м √еродота, пирамиду ’уфу строили 100 тыс. человек течение 20 лет.

Ѕлижайшим помощником фараона был младший чиновник — чати, напоминающий средневекового везира. ќн был руководителем многочисленного, построенного по принципу строгой иерархии чиновничества принадлежавшего к разным ведомствам: организации ирригационного земледели€, наблюдени€ за скотом, ремесленниками, военного дела, налоговых поступлений и проведени€ повинностей, строительства, судебных дел. ќсобенностью центрального аппарата ≈гипта была нерасчлеенность придворных функций по обслуживанию личности фараона, государственного управлени€ и выполнени€ жреческих об€занностей. Ќоситель царских сандалий был вместе с тем главнокомандующим армии, старейшиной дворца и начальником обширной области ¬ерхнего ≈гипта, виночерпием и верховным жрецом какого-либо храма. ¬от, например, должности и титулы одного из вельможей VI династии ’уфхора: местный кн€зь (правитель Ёлефантинского нома), друг единственный (фараона), херахеб (особый жрец, читающий тексты), щми-из (придворный титул), страж Ќехена города »ераконпол€), казначей цар€ Ќижнего ≈гипта, начальник чужеземных отр€дов (наемников), выполн€ющий все тайные дела главы юга, доверенный своего владыки.  ак фараон носил титул цар€ ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта, так и государственное управление имело двойственную структуру: каждое ведомство практически делилось на два подразделени€, которые обслуживали ¬ерхний или Ќижний ≈гипет.

ќрганической частью государственного аппарата была арми€. ¬ то врем€ она комплектовалась по царскому набору из свободных египт€н и состо€ла из отр€дов пехоты, вооруженной луками, стрелами, копь€ми и короткими мечами. ѕо данным биографических надписей вельмож, в армии входили также какие-то отр€ды наемников, набираемые из чужеземцев. ƒл€ защиты северных и южных границ строились крепости, в которых размещались посто€нные гарнизоны.

Ќомовый аппарат управлени€ копировал центральные органы и также делилс€ на подразделени€ и ранги, но уже областного значени€.  ак правило, номовое управление возглавл€лось номархами, представител€ми древней аристократии, власть которой передавалась от отца к сыну, образующих своего рода номовые династии. Ќасколько можно судить по источникам, могущественные фараоны ƒревнего царства подчинили своей власти местные династии номархов, хот€ были вынуждены зачастую оставл€ть их во главе номов, что подготавливало на будущее возможность возрождени€ номового сепаратизма.

¬ р€де надписей встречаютс€ термины «джаджат» и «кенбет», которые обозначают скорее всего советы, управл€ющие жизнью общин. ќни наблюдали над местной оросительной сетью, вершили суд, особенно в области семейного права, в частности в делах о наследствах. ѕостепенно общинные советы были подчинены вышесто€щим власт€м, а их члены превратились в низших чиновников.

—ложивша€с€ в эпоху ƒревнего царства система государственного управлени€, предполагающа€ неограниченную власть обожествленного монарха, опирающегос€ на разветвленный аппарат многочисленных чиновников, определ€етс€ как монархи€ деспотического типа, или древневосточна€ деспоти€ (от греческого термина «дехпотес»— господин, которому противостоит термин «раб»).

¬нешн€€ и внутренн€€ политика фараонов ƒревнего царства. ѕосле объединени€ ¬ерхнего и Ќижнего ≈гипта военным путем при ’асехемуи перед основателем III династии фараоном ƒжосером (XXVIII в. до н. э.) встала задача укреплени€ единства страны. ќно проводилось разными пут€ми: через строительство единой ирригационной сети дл€ всего ≈гипта, активизацию внешней политики, организацию центрального управлени€. ќдним из путей стало ослабление наследственной власти местных династий в номах путем назначени€ представителей центра на должности номархов и их перемещени€ из нома в ном.  ак показывает биографи€ вельможи ћечена (XXVIII в. до н. э.), его долга€ карьера включала должности правител€ нескольких номов—ћендесского, —аисского, Ћивийского. Ћетопольского,  инепольского.

¬ажную роль в укреплении центральной, власти сыграла нова€ концепци€ обоготворени€ цар€. Ёта концепци€ стала воплощатьс€ в привычных дл€ египт€н формах заупокойного культа. » раньше, при фараонах I—II династий, царские погребени€ отличались большей пышностью, чем захоронени€ номархов. Ќо в принципе и царские, и вельможные гробницы представл€ли собой один и тот же вид сооружени€, так называемые мастабы. “еперь эти традиции пересматриваютс€. „тобы подчеркнуть особый характер власти, неземное могущество фараона, его пр€мую причастность к миру богов, его погребение получает принципиально иное решение. ƒжосер возводит себе гробницу невиданных доселе размеров и формы: в виде поражавшей воображение тогдашних людей ступенчатой пирамиды высотой в 60 м, имеющей в основании 160X120 м (около 2 га). ѕри пирамиде были построены заупокойный храм и молельни, где жрецы совершали религиозные церемонии в честь богочеловека-фараона. ѕридворные и номархи стали возводить свои усыпальницы р€дом с пирамидой, демонстриру€ безусловную преданность своему владыке. ≈сли с религиозно-идеологической точки зрени€ строительство пирамиды было эффективным средством обосновани€ деспотической власти обожествленного фараона, то с точки зрени€ архитектурной и культурной возведение пирамид было огромным достижением: впервые в истории было построено гигантское сооружение из камн€, найдена нова€ форма пирамиды, решен р€д сложнейших инженерных и архитектурных задач. —троитель первой пирамиды »мхотеп вошел в историю египетской культуры как великий мудрец и был впоследствии обожествлен. ѕри фараонах IV династии (XXVIII— XXVII вв. до н. э.) ’уфу, ’афра и ћенкаура строительство пирамид как пам€тников сверхчеловеческого величи€ и абсолютной власти достигло наивысшего размаха, а их пирамиды (особенно пирамида ’уфу) до сих пор поражают своими размерами. —ооружение этих каменных гор в виде идеально правильной пирамиды потребовало не только огромного человеческого труда сотен тыс€ч людей, колоссальных средств, но и больших научных знаний в области вычислительной математики, техники, строительного и инженерного искусства. ѕримером остроумного решени€ сложнейших строительных задач €вл€етс€ гениально простое решение проблемы предохранени€ внутренних помещений от чудовищного давлени€ верхних этажей пирамиды с помощью разгрузочных камер. ѕирамиды IV династии остались в истории человечества не столько символами деспотического могущества их владельцев, сколько замечательными пам€тниками культуры египетского народа.

ѕри IV династии централизаци€ государственного управлени€ достигла своих крайних пределов, поскольку все высшие должности оказались сосредоточенными в руках царской семьи (многочисленных детей и родственников фараонов).

—осредоточение в руках центрального правительства огромных ресурсов всего ≈гипта привело к успехам во внешней политике. ќсобенно энергичную завоевательную де€тельность развил основатель IV династии —нофру (XXVIII в. до н. э.). ѕри нем были выработаны основные направлени€ внешней политики ≈гипта: 1) на юг, в Ќубию, 2) на северо-восток, на —инай и в ѕалестину 3) на запад, в сторону ливийских племен. » на всех этих направлени€х —нофру одержал крупные победы. ѕри нем был присоединен к ≈гипту —инайский полуостров, где находились богатые медные рудники. ƒл€ укреплени€ северовосточных границ ƒельты была построена лини€ оборонительных сооружений под названием «стена  н€з€», а на —инае ћощна€ крепость была названа «ƒомом —нофру».

”дачными были походы —нофру в Ќубию, после одного из них он вз€л в плен 7 тыс. нубийцев и увел в ≈гипет 200 тыс. голов скота. ”спешными были и войны с ливийскими племенами.

ѕри IV династии ≈гипет, осуществл€ющий контроль над захваченными территори€ми в Ќубии, на —инае, среди части ливийских племен, превратилс€ в одну из самых крупных держав на Ѕлижнем ¬остоке.

ќднако в конце правлени€ IV династии внутреннее положение в ≈гипте осложнилось. —троительство гигантских пирамид и проведение активной завоевательной политики потребовали крайнего напр€жени€ всех сил государства, привели к расточению огромных людских и материальных средств и в конечном итоге к истощению страны. Ёксплуатаци€ населени€ вызывала недовольство, приводила к обострению социальных противоречий. »злишн€€ централизаци€ власти в руках относительно узкой группы царских родственников вызывала недовольство номовой знати и служилой аристократии. ѕередава€ древнюю египетскую традицию об этом времени, греческий историк √еродот писал: «’еопс (’уфу) поверг ≈гипет во всевозможные беды. ѕрежде всего он запер все храмы и запретил египт€нам приношение жертв, потом заставил всех египт€н работать на него (при строительстве своей пирамиды)». ќ недовольстве политикой IV династии намекаетс€ в папирусе ¬есткар, где приведены древние сказани€ о фараоне ’уфу и чароде€х. «десь говоритс€ о том, что жена одного из жрецов зачала от самого бога –а и родила трех сыновей, ставших основател€ми новой, V династии. »наче говор€, боги как бы санкционировали лишение власти правителей IV династии и передали трон новым фараонам. ¬ надпис€х пропадают данные о последних представител€х IV династии, не сохранились даже их пирамиды — факт достаточно красноречивый. ¬полне веро€тно, что смена одной династии другой произошла насильственным путем. —трем€сь укрепить внутреннее положение в стране, фараоны V династии (XXVI— XXV вв. до н. э.) отказываютс€ от строительства огромных пирамид (их пирамиды — достаточно скромные постройки по сравнению с IV династией). ќни привлекают в центральный аппарат представителей местной и служилой знати, открыва€ дорогу вверх более широким кругам аристократии, укрепл€ют общее положение египетской знати. »зменилась и религиозна€ политика. Ќачинаетс€ активное строительство храмов солнечному богу –а, культ которого становитс€ главным государственным культом. »м€ бога –а чаще, чем раньше, включаетс€ в систему тронных имен р€да фараонов (—аху-–а, Ќеферирка-–а и др.). “еперь концепци€ божественности фараона обосновываетс€ не гигантскими сооружени€ми заупокойного культа, а иными идеологическими средствами: идеей пр€мого происхождени€ от верховного бога –а, объ€вленного отцом царствующих фараонов. Ёти меры, несколько успокоившие страну, обеспечили успехи внешней политики V династии и дальнейшее расширение вли€ни€ ≈гипта за его рубежами. Ќа юге египетские отр€ды доход€т до третьего порога Ќила. Ќа рельефах заупокойного храма фараона —ахура в јбусире изображены корабли, прибывшие из ‘иникии, а одна из богинь записывает число пленников и стада скота, захваченные у ливийских племен в стране “ехену.

ѕри VI династии (XXIV—XXIII вв. до н. э.) продолжаетс€ процесс укреплени€ номовой и служилой знати. ћногие ее представители добиваютс€ от фараонов иммунитетных грамот, по которым их владельцы освобождаютс€ от налогов и повинностей в пользу центральной власти. ¬нешним выражением силы местной аристократии €вл€ютс€ их гробницы. ≈сли ранее номархи стремились строить усыпальницы р€дом с пирамидой своего повелител€, то теперь они стро€т их в своем номе. √робницы номархов из поколени€ в поколение станов€тс€ все более роскошными, в то врем€ как пирамиды фараонов превращаютс€ в скромные постройки, не идущие в какое-либо сравнение с грандиозными сооружени€ми IV династии. ѕроисходит перераспределение материальных и людских ресурсов в пользу местных властей. Ёкономическое и политическое могущество центрального правительства падает, так же как и внешнеполитическое вли€ние ≈гипта.

ѕосле прекращени€ VI династии (середина XXIII в. до н. э.) власть мемфисских царей становитс€ номинальной. —трана распадаетс€ на множество самосто€тельных кн€жеств, состо€щих из одного или нескольких номов.

Ёпоха ƒревнего царства завершаетс€. » начинаетс€ период упадка и раздробленности ≈гипта, так называемый переходный период истории ƒревнего ≈гипта.

ƒревний ≈гипет

„итайте в рубрике «ƒревний ≈гипет»:

/ ќбъединение ≈гипта в централизованное государство
–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам