Народные движения в поздней римской империи
В 395 г. произошел окончательный раздел Римской империи на Западную и Восточную. Западноримская империя просуществовала лишь до 476 г. Новый этап обострения внутренних антагонизмов и военной опасности в конце IV и V в. отмечен в истории Западной Римской империи подъемом народных движений.
К концу IV в. закончилась временная стабилизация Римской империи, достигнутая реформами Диоклетиана и Константина. Усилились долговременные факторы, вызвавшие в свое время кризис III в.: концентрация земельной собственности, вытеснение рабского труда из производства, втягивание свободных непосредственных производителей в сферу частной власти магнатов, упадок античных городов, вторжения германских и других племен в пределы Империи. Особенно бурно эти процессы протекали в западной половине Империи. В 395 г. произошел окончательный раздел Римской империи на Западную и Восточную. Западноримская империя просуществовала лишь до 476 г., будучи завоевана варварскими племенами, а Восточноримская пережила ее на целое тысячелетие, постепенно превратившись в феодальное государство — Византию.
Новый этап обострения внутренних антагонизмов и военной опасности в конце IV и V в. отмечен в истории Западной Римской империи подъемом народных движений. Подавленное при Диоклетиане движение багаудов в Галлии вновь развернулось в начале V в. К этому времени здесь сложилась следующая обстановка. В связи с ростом крупного землевладения усилилось разорение свободного крестьянства и закрепощение колонов. Имперское правительство отозвало большую часть войск из провинций, в том числе из Галлии, для защиты Италии от вторжений соседних племен. В Галлии захватил власть узурпатор Константин. В 406—407 гг. Галлия была опустошена вторжением племен вандалов, аланов и свевов. Усиление эксплуатации и варварское нашествие резко ухудшили положение народа. В 408 г. в северо-западной области Галлии, Арморике, и в некоторых других галльских областях произошло восстание, в ходе которого были изгнаны римские магистраты и создано самоуправление» Предполагается, что восстание в Арморике охватило широкие народные массы, но цели его ограничивались отделением от Империи. Одновременно с этим сепаратистским восстанием происходили стихийные и разрозненные выступления крестьян, колонов и рабов против земельных магнатов и небольших правительственных отрядов. Так, известно, что в 408 г, в альпийских проходах багауды отняли военную добычу у отряда имперских войск под командованием гота Сара, который возвращался из Галлии в Италию.
В середине 30-х годов народное движение в Галлии усилилось. В 435—437 гг. произошло новое восстание армориканцев с целью отделения северо-запада Галлии от Римской империи. Галльская хроника одновременно характеризует это восстание как движение багаудов, во главе которого стоял некий Тибатон. Предполагается, что крестьяне и колоны не только были основной движущей силой восстания, но и играли в нем руководящую роль. Однако и на этот раз багауды, по-видимому, ограничивались стихийными и разрозненными нападениями на усадьбы магнатов, изгнанием римских чиновников, прекращением выплаты государственных налогов и т. и. Имперские войска, запятые в это время борьбой с вторгшимися в Галлию франками, бургундами и вестготами, не могли быть немедленно обращены против повстанцев. Только после разгрома в 436 г. бургундов римский военачальник Лэций направил в Арморику гуннскую конницу во главе с римским полководцем, и движение багаудов здесь было подавлено.
В 447—449 гг. Арморика слова отложилась от Империи. Для подавления восстания Аэций послал сюда войско аланов. Верхушка арморикапского общества во главе с епископом Германом заключила перемирие с предводителем аланов Гоаром. Епископ Герман отправился в Рим для переговоров, но они были сорваны новым восстанием багаудов во главе с Тибатоном, уцелевшим при подавлении предыдущего движения. Это значит, что вождю багаудов удалось вопреки ироримской партии из местной знати снова поднять па борьбу крестьян, колонов, а также городских ремесленников.
Епископ марсельский Сальвиаи (V в.) народные движения в Галлии определяет как постоянное движение, некое сообщество или сообщества, где находили приют беглецы и мятежники. По-видимому, в обычное время багауды представляли собой вооруженные отряды, которые бродили по стране, нападая на усадьбы магнатов и плохо защищенные города. При этом они вступали в сражения с небольшими отрядами правительственных войск, как это имело место в 408 г. в Альпах. В периоды широких антиримских восстаний они являлись их наиболее активными участниками и привносили в движение социальный протест против гнета земельных магнатов, рабовладельцев и государственной власти. В источниках нет указаний на наличие у багаудов армии, способной давать сражения правительственным войскам. По-видимому, восставшие действовали разрозненными небольшими отрядами. Сепаратистские выступления и движение багаудов объективно способствовали варварским завоеваниям.
Есть упоминания о движении багаудов в Испании 40—50-х годах V в. Центром движения багаудов на Пиренейском полуострове были романизованная провинция Тарракона. Здесь имелись императорские домены и обширные поместья магнатов. В то же время здесь еще сохранялось и свободное крестьянство. Предполагается, что в состав испанских багаудов, как и в Галлии, входили крестьяне, колоны, беглые рабы. Данных о какой-либо связи между багаудами Галлии и Испании нет. В 454 г. восстание багаудов в Тарракоие было подавлено по поручению имперского правительства вестготским военным отрядом.
Агонистики припимали участие в восстаниях сельского плебса, происходивших в Северной Африке в 40-х годах IV в. и в первые десятилетия V в. Предполагается, что они играли руководящую роль в этих восстаниях. Во время восстаний они переходили от религиозной борьбы к открытой классовой борьбе. В районах действия повстанцев прекращался сбор государственных налогов и происходило освобождение многих рабов.
Четкой социальной программы агонистики не имели. Современные исследователи считают, что они руководствовались раннехристианской идеей подготовки к концу света и божьему суду. Они не ожидали для себя улучшения жизни на этом свете, и поэтому некоторые из них, расправившись с угнетателями, спешили добровольно умереть, кончая самоубийством, надеясь получить воздаяние в царстве божьем. Для секты агонистиков был характерен аскетизм и стремление к мученичеству. Движение агоностиков было шагом вперед по сравнению с движением багаудов, так как они руководствовались в своей борьбе с существующим общественным строем некоей, пусть фантастической, идеей переустройства мира. Агонистики принадлежали к наиболее ранним представителям крестьянско-плебейской ереси в христианстве, которая станет типичной для классовой борьбы угнетенных народных масс в средние века.
Процесс экономической и политической децентрализации, предвосхищающей феодальную раздробленность, особенно редко был выражен в западных провинциях, где частная земельная собственность была развита сильнее, чем в восточных провинциях с их более многочисленными и богатыми городами и крупным императорским землевладением. Это, по-видимому, способствовало завоеванию западной половины Римской империи варварскими племенами в V в.
Читайте в рубрике «Древний Рим»: |
Куплю песню за деньги
Куплю песню за деньги авторские песни.
labzvuk.ru