ультура ранней –имской империи

¬акх ¬акх

÷ентральной идеей, объедин€ющей все остальные элементы официальной идеологии в период империи, была иде€ величи€ и вечности –има и его провиденциальной миссии, слившейс€ теперь с миссией самого јвгуста: господствовать над всеми народами, принос€ им счастье и мир. Ёта идеологи€ во многом предопределила дальнейшее развитие духовной жизни общества.

Ћитературой в то врем€ занимались почти все образованные люди, начина€ с самого императора. Ѕлижайшие друзь€ и соратники јвгуста — ћеценат и јзиний ѕоллион писали сами и собирали вокруг себ€ литераторов, поощр€ли их. јвгуст принимал талантливых людей у себ€, читал их сочинени€ еще до опубликовани€, давал советы. ќсобенно он одобр€л книги, наиболее полно отразившие дух времени: труды историка “ита Ћиви€ и разнообразные произведени€ поэта ¬ергили€.

Ћивий не был глубоким мыслителем и теоретиком. ќн стремилс€ показать, не избега€ при этом легендарного или занимательного, благодар€ каким нравам, образу жизни, искусствам импери€ возвысилась настолько, что и сама уже с трудом выносит свое величие. ‘илософи€ истории у Ћиви€ сводитс€ к извлекаемой из истории морали. »счезает и всемирно-исторический подход к прошлому. ƒл€ него истори€ — это в первую очередь истори€ –има, римского народа, сената, великих людей, подвигам которых Ћивий удел€л много места. ¬ его творчестве нашел свое наиболее полное и художественное завершение «римский миф», оставшийс€ в веках именно таким, каким его создал Ћивий.

“е же идеи лежат в основе «Ёнеиды» ¬ергили€. ќна трактует, правда, не всю историю –има, а лишь легенду о странстви€х тро€нского геро€ Ёне€, закончившихс€ его браком с дочерью цар€ латинов Ћавинией, который знаменовал союз тро€нцев с аборигенами »талии.

—огласно философским взгл€дам ¬ергили€, весь мир проникнут и питаем единым духом или разумом, движущим массу космоса и оживл€ющим тела, в которые нисходит. “ак вызываютс€ к жизни и люди, и животные, и птицы, и рыбы. ¬ них во всех присутствует животворный, идущий с неба огонь, но под воздействием тела он ослабевает, что порождает страх, желани€, горе, радость в земных существах. ¬ телесной тюрьме их души слепы, не вид€т своей небесной родины и, даже выйд€ из тела, не сразу освобождаютс€ от зла и пороков, вызванных соединением с ним. Ћишь после долгого очищени€ они могут войти в пол€ блаженных, откуда затем, испив из источника забвени€ — Ћеты, будут посланы в новые тела. ∆естоким мучени€м подвергаютс€ в загробной жизни души тех, кто ненавидит отцов и братьев, кто обманул доверившихс€ им клиентов; скупцов, ни с кем не делившихс€ своим богатством; м€тежников, поднимавших нечестивые гражданские войны, и особенно тех, кто изменил родине, за плату предал ее тиранам. Ќапротив, в пол€х блаженных пребывают души воинов, погибших в битве за отечество, жрецов, поэтов и всех тех, кто своими искусствами и науками облагодетельствовал людей и способствовал их цивилизации.

¬ «Ёнеиде» с особой силой дало о себе знать отношение к прошлому как к залогу и оправданию насто€щего, предопределенного судьбой и волей бога. ёпитер провел Ёне€ через все испытани€, а Ёней прошел их, жертву€ личным (например, любовью к ƒидоне, царице  арфагена, куда он попал в своих странстви€х) ради св€щенного долга, потому что ему предназначалось стать предком основател€ –има — –омула и спасител€ –има — јвгуста.

«Ёнеида» стала своего рода «библией» культа –има и јвгуста, что в соединении с высокими художественными достоинствами, многочисленными экскурсами в историю древних верований, легенд, обычаев, живо интересовавших поклонников «предков», сделало ее самым попул€рным произведением как у современников ¬ергили€, так и у их потомков, преданных идее «вечного –има». ѕоэму ¬ергили€ изучали, комментировали, по ней гадали, отрывки и отдельные стихи из нее цитировали безым€нные авторы эпитафий, они превращались в общеизвестные афоризмы.

ќднако тематика поэзии отнюдь не ограничивалась прославлением императора. ¬ это врем€ своего полного развити€ достигают разнообразные стили и жанры. ¬веденные в моду  атуллом любовные стихи нашли многочисленных подражателей. јвторами любовных элегий — ќвидию, “ибуллу, ѕроперцию и др.— не хватало подлинного сильного чувства  атулла, но из€щество форм и разнообразие сюжетов обеспечивали им большой успех, особенно среди светской молодежи. Ћюбви были посв€щены «√ероини» ќвиди€ — письма знаменитых мифологических героинь к покинувшим их любовникам, любовь играла немалую роль и в его «ћетаморфозах», сборнике поэм на мифологические темы о превращении людей в растени€ и животных, заканчивавшемс€ рассказом о превращении души обожествленного ÷езар€ в звезду. ƒаже в свои «‘асты», поэтическую обработку римского календар€, ќвидий в св€зи с разнообразными верси€ми происхождени€ праздников и праздничных обр€дов вставил немало эротических эпизодов. ќсобенно большим успехом пользовалось его «»скусство любви» — остроумна€ пароди€ на дидактические поэмы, содержавша€ наставлени€, как выбрать, завоевать и удержать любовницу или любовника, обмануть бдительность мужа, утешитьс€ в случае измены. ѕо распространившимс€ тогда слухам, именно за «»скусство любви» јвгуст, увидев в поэме насмешку над своим брачным законодательством, сослал ќвиди€ на западный берег „ерного мор€, в страну народа гетов, откуда поэт писал в –им печальные послани€ с просьбами о прощении, но, так и не дождавшись его, умер в изгнании.

ќ любви писал и √ораций, но творчество этого поэта было глубже и разностороннее, чем его собратьев, сочета€ разнообразие ритмов, совершенство формы и €зыка с философскими раздумь€ми и меткими наблюдени€ми. ¬озможно, тому отчасти способствовал его сложный жизненный путь. —ын небогатого отпущенника, изо всех сил старавшегос€ дать сыну хорошее образование, участник гражданской войны на стороне убийц ÷езар€ — Ѕрута и  асси€, лишенный э наказание отцовского имени€, √ораций после многих бедствий по ходатайству ¬ергили€ был прин€т ћеценатом в его кружок. ќн получил небольшую виллу и пользовалс€ дружбой и покровительством ћецената, но, видимо, иногда страдал от зависимого положени€ и от косых взгл€дов некоторых светских снобов, презиравших его за низкое происхождение.

Ќесмотр€ на все восхищение –имом и јвгустом и уверенность, что нет ничего выше служени€ родине и смерти за нее, у √ораци€ посто€нно проскальзывает мысль, что спокойнее всего не думать о государственных делах: жизнь слишком коротка, чтобы отвлекатьс€ от ее маленьких радостей ради больших забот.

—ын бывшего раба, √ораций не был чужд презрени€ к грубым вкусам простонародь€. ќн, по собственному признанию, писал лишь дл€ тех, кто мог его оценить, и не хотел пробовать свои силы в комедии дл€ невежественных зрителей, способных потребовать, чтобы в действие были введены дрессированные медведи или гладиаторы.

¬месте с тем он высоко ценил миссию поэта и поэзию как средство воспитани€ тонкого вкуса и добродетели3. ѕоэт не смеет довольствоватьс€ малыми и средними удачами. Ќе достигший первого ранга неизбежно попадает в последний, —овершенство же требует сочетани€ таланта и культуры, ѕоэт должен изучать философию, дабы знать сущность вещей, осознавать свой долг перед родиной, семьей, друзь€ми, понимать права и об€занности консула, сенатора, патрона, отца. √лавное же, он об€зан изучать человеческую природу, дабы каждый обрисованный им персонаж был живым, действовал и говорил так, как это свойственно его возрасту, характеру, положению. —ам √ораций был мастером портрета и создал целую галерею своих современников. »з-за своих сатир он нажил много врагов, но, ссыла€сь на одобрение јвгуста, отстаивал свое право высмеивать тех, кто того стоит, и исправл€ть нравы.

«амечательным историком конца I — начала II в. был  орнелий “ацит. ѕо мастерству драматического изложени€ событий, глубине и тонкости психологического анализа, сжатости и €ркости характеристик, умению несколькими штрихами нарисовать образ или картину, безошибочно воздействующие на читател€ в нужном автору направлении, “ацит не имеет себе равного в античной литературе. ќн начал сенаторскую карьеру при ‘лави€х и тогда же написал первые произведени€: жизнеописание своего тест€ јгриколы, наместника в Ѕритании, «√ерманию», где рассказывалось о зарейнских племенах, не входивших в состав империи, «ƒиалог об ораторах». ”же в этих ранних сочинени€х видны основные черты его стил€ и мировоззрени€. ¬ биографии јгриколы и «√ермании» он противопоставл€ет свободную, суровую, чистую от близости к природе жизнь бриттов и германцев развращенным, изнеженным, безвольным римл€нам. — большим сочувствием изображает “ацит вождей восставших против римского владычества британцев, особенно  ал гака, обратившегос€ к повстанцам с речью, в которой призывал не жалеть жизни в борьбе против алчных и жестоких римл€н, поработивших все пароды. «Ќа своем лживом €зыке,— говорит  алгак,— убийство, грабеж, захват они называют правлением, а причиненные ими опустошени€ — миром».

¬ полной мере талант “ацита развернулс€ при јнтонинах, когда он мог более свободно высказывать свои мысли — хот€ бы по отношению к правлению «тиранов». ¬ это врем€ оп написал «»стории» о гражданских войнах между претендентами на престол после свержени€ Ќерона и историю ёлиев —  лавдиев. “ацит обещал писать «без гнева и пристрасти€», не вдава€сь ни в свойственное одним историкам злоречие, «имеющее фальшивый вид свободы», ни в характерную дл€ других неумеренную лесть, содержащую в себе «гнусное преступление рабства». ‘ормально оп действительно как будто не отступает от истины, основыва€сь на документальном материале. ѕризнает оп неоднократно и необходимость установлени€ единовласти€ в государстве, где долгие годы борьба знати и плебса дезорганизовывала нормальную жизнь, приводила к насили€м и беззаконию.

¬месте с тем «»стории» и особенно «јнналы» “ацита — это страстное и гневное обличение императорского режима. ”жасны жестокость и самодурство полуобезумевших от неограниченной власти над миром деспотов, но еще ужаснее дл€ “ацита то развращающее вли€ние, которое они оказывают на общество. —енаторы спешат превзойти друг друга в раболепстве, воздава€ почести Ќерону, убийце жены, брата и матери. «аподозренные в заговоре, они выдают друг друга, клевещут на родных и друзей, лишь бы спасти свою жизнь. Ћьст€т и заискивают не только перед императорами, но и перед их любовницами, отпущенниками, рабами. ƒоносчики процветают, и, даже когда после свержени€ Ќерона честные люди предлагают с ним разделатьс€, большинство предпочитает их не трогать, так как слишком многие замешаны в их де€ни€х. –имл€не, утратившие былое достоинство, жадно лов€т подачки и стрем€тс€ на зрелища. „ем хуже император, тем любезнее он черни. —олдаты готовы поддержать каждого претендента на престол, сул€щего им возможность наживы и грабежа. ѕо существу, это они став€т и смещают императоров, превратившись из защитников государства в его бич.

»з философских направлений наиболее попул€рными среди представителей господствующих классов и интеллигенции I — II вв. были стоицизм и частично примыкавший к нему умеренный кинизм, стремившиес€ с наибольшей последовательностью обосновать соотношение единства и множественности, целого и части, человека и человечества, империи и гражданина, утвердить чувство общности с окружающим миром и его законами, избавитьс€ от ощущени€ несвободы и отчужденности. —амыми известными стоиками того времени были —енека, Ёпиктет и ћарк јврелий, представл€вшие разные социальные слои. —енека нажил огромное состо€ние, пользу€сь часто весьма неблаговидными средствами, и вплоть до того, как впал в немилость, участвовал во всех придворных интригах. Ёпиктет был сперва рабом, затем отпущенником любимца Ќерона — отпущенника Ёиафродита. ≈го заметил философ ћузоний –уф, стал заниматьс€ с ним и преподал ему стоическую доктрину.

ƒл€ —енеки цель философии — свобода мудреца от страхов и желаний, порабощающих невежественного человека. “олько философи€ дает знание природы, ее законов, господствующей в ней необходимости, подчинитьс€ которой добровольно и есть истинна€ добродетель и истинна€ свобода. ѕознание не сводитс€ к изучению отдельных наук. ќни дают сведени€ или применимые к отдельным случа€м, или вовсе бесполезные. Ќе одобр€ет —енека и увлечени€ логическими построени€ми. ћожет ли, говорит он, рассуждение: «“айну довер€ют хорошему человеку, пь€ному тайну не довер€ют, значит, хороший человек не пьет» — удержать кого-нибудь от пь€нства или логически доказанное положение о том, что смерть — не зло, побудить человека к смерти за родину? ќчищающее душу знание философа состоит в созерцании природы и постижении разумом ее высших общих законов.

∆ивущий согласно природе мудрец равнодушен ко всему внешнему, оно его не смущает, не делает несчастным, не сбивает с избранного пути. ќн целостен, как мировой разум, не знает колебаний и сомнений, заставл€ющих невежественного и; лишенного добродетелей человека метатьс€ между делом и бездельем, жизнью в обществе и в одиночестве, завидовать другим и чувствовать вечное недовольство собой, проклинать весь мир из-за собственных неудач. ќднако это не означает, что мудрый должен жить вне мира и не участвовать в его делах. Ќапротив» природа создала человека дл€ жизни в теснейшей взаимосв€зи с другими людьми. ћудрый об€зан служить им всеми силами; и при всех обсто€тельствах. ≈го долг — участвовать в жизни государства, служа па том посту, на который поставила его судьба. ≈сли государство оказалось в такой степени испорченным, что философу в нем нет места, то, пам€ту€, что он гражданин не только своего родного города, но и всего мира, он должен приносить пользу человечеству в целом, поуча€ его и подава€ пример собственной жизнью.

Ёпиктет, вышедший из низов, претерпевший много унижений от своего господина Ёпафродита, известного жестоким обращением с рабами, поскольку и сам прежде был рабом, несколько по-иному, чем —енека, интерпретировал стоические доктрины. ѕризнава€ высшим началом природы всепроникающий разум и высшим критерием истины — умозаключени€, выводимые из показаний чувств, он в гораздо большей мере, чем —енека, персонифицирует этот первичный принцип и исход€щие от него логосы, воплощенные в человеке и родн€щие его с природой целого. ѕервичный принцип дл€ него — бог «евс, логосы он отождествл€ет с гени€ми, направл€ющими дела людей и знающими все их мысли и побуждени€. ѕознание себ€, своего гени€, логоса, есть путь к познанию своего божественного начала и самого бога. »менно оно, а не изучение строени€ космоса, сущности материи и т. п. делает человека счастливым, добродетельным, а главное, свободным. «адача философии — открыть критерий истины, который не может не существовать.

√лавна€ задача философа, по мнению Ёпиктета, в том, чтобы личным примером научить людей, как можно и нужно жить так, чтобы быть истинно свободным. »зменить существующий пор€док вещей нам не дано, не дано изменить и людей, но можно привести свою волю в гармонию с реальными услови€ми нашей жизни и окружени€. ƒл€ этого нет необходимости уходить из жизни или бежать в пустыню. Ќапротив, человек должен всегда помнить, что он часть целого, гражданин космоса и своего государства, и исполн€ть свой долг на том посту, который назначил ему бог, мужественно терпеть испытани€, посылаемые ему богом, тренирующие его, как тренируют хороших солдат и гладиаторов. ќн должен исходить не из своего личного блага, а из блага целого, вне которого отдельно вз€тый человек вообще не человек.

Ќо, исполн€€ свой долг гражданина, подданного, правител€, отца, сына, мужа, соседа, он должен показать люд€м, как можно при этом жить без страха, боли, волнений, страстей. ƒл€ этого он должен ничего не считать своим, не бо€тьс€ изгнани€, бедности, простого труда, избавитьс€ от зависти, гнева, желаний, жалости, не осуждать богов и людей, если все идет не так, как хотелось бы, довольствоватьс€ минимумом, всегда доступным, и не стремитьс€ к излишнему. —частье не в исполнении желаний, а в их уничтожении.

“о основное, что характерно дл€ стоической философии, — стремление к духовной независимости и перенесение идеи свободы из реального в моральный план — так или иначе определ€ло интересы как высших, так и средних слоев общества.

—реди последних особенно живой интерес вызывали вопросы морали, приспособленные к их повседневной жизни. —очувствием по-прежнему пользовалось обличение испорченных нравов. Ётой теме были посв€щены едкие и желчные сатиры ёвенала, выходца из среды небогатых италийских землевладельцев.

—овсем новым жанром, по€вившимс€ в первые века нашей эры, был роман — латинский и греческий, „то касаетс€ первого, то до пас дошли отрывки «—атирикона» ѕетрони€ и полностью «ћетаморфозы» јпуле€. ¬ романе јпуле€, платоника и адепта культа »сиды, привлеченного к суду по обвинению в чародействе родственниками богатой вдовы, вышедшей за него замуж, обрабатываетс€ брод€чий сюжет, встречающийс€ также у Ћукиана, о юноше, превращенном в осла. ѕережив множество приключений, герой наконец с помощью »сиды обретает человеческий облик. «ћетаморфозы», написанные живо и остроумно, со множеством бытовых подробностей, имели большой успех. ¬ставленные в текст рассказы об јмуре и ѕсихее, о неверной жене мельника, спр€тавшей любовника в бочку, потом неоднократно использовались писател€ми ¬озрождени€ и нового времени.

ќбщее умонастроение сказалось и на судьбе науки этого времени. ѕод вли€нием непосредственных требований жизни продолжала развиватьс€ агрономи€, разрабатывавша€с€ р€дом видных теоретиков и практиков. ¬се они подчеркивали необходимость соедин€ть знани€, почерпнутые из книг, с непрестанным экспериментированием и учетом опыта достигших наилучших результатов земледельцев. ќднако успехи агрономии сужались невозможностью организовать достаточно интенсивное рациональное хоз€йство, основанное па рабском труде.

Ќепрерывно развивались также теори€ и практика юриспруденции. ѕраво при империи было необычайно сложным. ќсновой римского права были ««аконы XII таблиц», составленные еще в эпоху борьбы патрициев и плебеев. ѕотребност€м общества с развитыми товарно-депежными отношени€ми, многослойной структурой различных статусов и прав они не удовлетвор€ли, но приверженность римл€н к предкам не позвол€ла им отменить устаревшие законы. ќни дополн€лись многочисленными новыми законами, прин€тыми сенатом или народным собранием, эдиктами магистратов, а со времени установлени€ империи — законами, издававшимис€ императорами, и рескриптами, т. е. ответами на различные обращенные к императорам прошени€, становившимис€ прецедентами дл€ аналогичных случаев. “ак или иначе должны были учитыватьс€ и многообразные правовые нормы провинций.

„тобы разобратьс€ во всей этой массе материала, требовались большие специальные знани€. »х получали в юридических школах, из которых выходили наиболее видные юристы, становившиес€ затем императорскими чиновниками и советниками императоров. ќбширные толковани€ и комментарии юристов к действующим законам также превращались, в источники права. ”дел€€ основное внимание практическому приложению римского права, юристы вырабатывали и основные теоретические положени€ — о видах собственности, договоров, контрактов, исков, сущности и границах правоспособности контрагентов различного статуса, юридических лицах и т. п. Ќаибольшее значение в теоретическом плане приобрело учение о природном равенстве людей, об обычном праве, общем дл€ разных племен и народов, и наконец, о гражданском (цивильном) праве, действительном дл€ римских граждан и не совпадающем с естественным правом, например в вопросе рабства: человеку от природы по естественному праву присуща свобода, рабом его делает лишь закон. –абство, таким образом, определ€лось как результат насили€ лишь санкционированного законом, что было большим шагом вперед по сравнению с прежними теори€ми прирожденного рабства варваров. —водка основных положений права давалась в составл€вшихс€ дл€ учебных и практических нужд сборниках. ѕолностью кодифицировано римское право было только при ¬изантииском императоре ёстиниане в VI в. —оставленный тогда « орпус цивильного права» римских граждан лег в основу как средневекового, так и буржуазного права ≈вропы.

¬ јлександрии пышного расцвета достигли математика и св€занные с нею науки. »тог им был подведен в трудах ѕтолеме€. Ќаибольшее вли€ние на последующую науку оказал его «ћатематический свод», известный у арабов под названием «јлмагест» трактат по астрономии. ¬ своей системе ѕтолемей исходил из шарообразности «емли, расположенной в центре вращающихс€ вокруг нее сфер небесных тел, движение которых он вычисл€л, основыва€сь па тригонометрии и сферической геометрии √иппарха и ћепела€. ќн рассчитал продолжительность самого длинного дн€ дл€ каждой широты, сроки затмений и составил каталог 1022 звезд, привед€ координаты каждой из них. Ќа математических принципах основывалась и его «√еографи€» с приложением руководства по черчению карт. ќпределив размеры «емли, ѕтолемей дал координаты 8000 географических пунктов (впрочем, весьма неточно).

Ќепри€тие низами официальных ценностей, их пока еще пассивный протест против настойчивых попыток власть имущих «подчинить себе их суждени€», растуща€ склонность в широких сло€х господствующих классов к легко и бездумно воспринимаемым готовым истицам, к острым ощущени€м, позвол€ющим отвлечьс€ от действительности, перенесение людьми всех проблем в область морали, проповедь добродетели и мудрости ради даваемого ею поко€ и исполнение долга ради долга без дальнейших реальных положительных целей — все это были предвестники надвигающегос€ кризиса античной культуры. ќна еще порождала многих замечательных де€телей, сто€вших не ниже, а в некоторых отношени€х, может быть, и выше своих более или менее отдаленных предшественников. Ќо в отличие от историков, писателей, философов, ораторов, некогда обращавшихс€ ко всему афинскому или римскому народу и находивших у народа живой отклик, они оставались чуждыми современному им простому, труд€щемус€ народу.  ультура империи превращалась в культуру элиты, не предназначенную дл€ «плебса, не имевшего мудрости». ј это было несомненным показателем ее близкого упадка.

ƒревний –им

„итайте в рубрике «ƒревний –им»:

/  ультура ранней –имской империи
–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам