Кризис римской рабовладельческой империи III в.
Современники воспринимали III век в истории Римской империи как «темное» столетие, заполненное тяжелыми внутренними и внешними потрясениями.
С III в. в Римской империи стали укрепляться крупные автаркические, т. е. самодостаточные, обеспечивающие себя всем необходимым, поместья. Благодаря тому что в них кроме сельского хозяйства развивалось собственное ремесло, они были независимы от городского рынка. Отсюда — упадок городского ремесла и торговли. С сокращением товарно-денежных отношений ощущалась острая нехватка денег. Государство продолжало требовать с подданных налоги в денежной форме, но их уплата становилась затруднительной. Казна пыталась восполнить недостачу по налогам . выпуском неполноценной монеты, а это еще более подрывало экономику. Полноценная монета исчезла из оборота, оседая в виде мертвых сокровищ в руках богатых людей. Обесценивание монеты способствовало росту цен, особенно на продовольствие. Ужесточались наказания за недоимки по налогам. Задолжавшие колоны бежали со своих наделов. Народные движения порой выливались в вооруженные восстания. Провинциальная знать пыталась отделиться от Рима. Происходила частая смена императоров, которых возводила и смещала армия. Изменилось внешнеполитическое положение Рима: кончилось равновесие сил между ним и варварской периферией, характерное для предшествующего столетия, и началось наступление соседних племен на Империю. На ее восточных рубежах большого напряжения сил требовало противостояние другой мировой империи — державе Сасанидов. Отчетливо проявился упадок античной культуры; широкое распространение получило христианство, отрицавшее все духовные ценности античного мира.
Согласно концепции Е. М. Штаермана, основная причина кризиса Римской империи в III в. состояла в том, что ее производительные силы исчерпали возможности развития в рамках рабовладельческих производственных отношений; иными словами, кризис Римской империи в III в. был вызван кризисом рабства.
Как доказано исследованиями М. Е. Сергеенко, Е. М. Штаермана, во времена ранней и поздней Империи была достигнута высшая производительность рабского труда в предприятиях среднего размера. В сельском хозяйстве это была вилла с несколькими десятками рабов, максимальные размеры частной ремесленной мастерской также обычно ограничивались несколькими десятками рабов, более же распространенной была мастерская всего с несколькими рабами. В масштабах небольшого хозяйства удавалось обеспечить бдительный надзор за рабами и успешно осуществлять специализацию и кооперацию их труда. Для повышения производительности труда особенно большое значение имели узкая специализация работников, их профессиональные знания и опыт. В старинных, традиционных отраслях сельского хозяйства и ремесла сосуществовал труд свободных и рабов, в новых отраслях производства преобладал рабский труд.
Для дальнейшего повышения производительности рабского труда требовалось углубление специализации производства и повышение квалификации все большей части рабов. Но не заинтересованные в своем труде рабы не соответствовали возросшим производственным задачам. Да и господа боялись обучать своих рабов сложным профессиям, развивать их способности и интеллект. Производительность рабского труда достигла своего предела. Е. М. Штаерман подчеркивает, что падение производительности рабского труда было не абсолютным, а относительным: она начала отставать от возросших общественных потребностей. Эксплуатация рабов становится все менее выгодной. В силу экономической необходимости на первый план выдвигается работник, более заинтересованный в своем труде, нежели раб. В условиях той эпохи это мог быть только более или менее самостоятельно хозяйствующий мелкий производитель, Вследствие концентрации земельной собственности в руках магнатов большинство этих мелких производителей составили колоны — держатели наделов в крупных имениях.
Н, Н, Белова и М, Я, Сюзюмов дали иное объяснение причин кризиса Римской империи в III в, По их мнению, не рабство перестало соответствовать общественным потребностям, а обнаружилось несоответствие потребностей господствующего класса Империи формам эксплуатации свободного населения, Всеобщий развал стабильности в Империи в III в, был порожден традиционной римской политикой полисного управления и концентрации богатств в Риме, Эта политика привела к разорению большинства мелких и средних собственников и к концентрации земельной собственности в руках магнатов, Перед последними встала задача организации в широких масштабах эксплуатации свободных бедняков, Использование труда свободных людей на основе частного римского права, т, е, на основе свободной договоренности равноправных граждан, было известно в Риме издавна, по носило эпизодический характер и не обеспечивало постоянного дохода ни частным лицам, ни государству, В Римской империи, как и вообще в античном мире, не было условий для широкого применения труда. В этих условиях требовалось объединить формально невозможное для римского частного права — личную зависимость и самостоятельное ведение хозяйства, т, е. сравнять аренду с пекулием, свободного с рабом, В III в, начались эти поиски на практике, в IV в, это было оформлено юридически. Кризис III в, не был еще кризисом рабовладельческого строя в целом, Рабский труд продолжал сохранять свою роль. Подлинный кризис рабовладельческого способа производства разразился лишь в IV—V вв., когда элементы феодальных отношений, уже укрепившиеся и зафиксированные в праве, стали действительно альтернативой рабству.
Е. М, Штаерман подчеркивает, что характер производственных отношений обусловливается формами собственности на средства производства. По ее мнению, в Римской империи III в, преобладали две основные формы земельной собственности: муниципальная и экзимированная. Муниципальные землевладельцы, владевшие имениями на городской земле, обычно вели товарные хозяйства, основанные на эксплуатации главным образом рабов; это становилось уже невыгодным, но перестраивать свои хозяйства в натуральные, самодостаточные, основанные на эксплуатации более заинтересованных работников — колонов, им не позволяли узкие рамки мелких и средних имений. К тому же городские, землевладельцы несли большие расходы в связи с исполнением общественных повинностей — литургий. Сюда относились затраты на строительство и ремонт общественных зданий и сооружений (дорог, мостов, водопроводов, терм и др.), на устройство зрелищ, на раздачи городской бедноте и т. п. Литургии были неразрывно связаны с самой сущностью античного полиса как гражданской общины. Переходу к феодальным отношениям на городских землях препятствовал и политический строй самоуправляющегося города — муниципия, соответствовавший античным рабовладельческим отношениям, основанным на свободе граждан и на эксплуатации неграждан. Города являлись опорой рабовладельческого строя Империи. Во времена республики и ранней Империи села превращались в муниципии, по с III в. эта тенденция глохнет. Ее сменяет процесс возрождения сельских общин — не только там, где они еще сохранялись, как, например, в придунайских провинциях и Северной Галлии. Будучи независимы от городов, они были свободны от литургий. В III в. многие сенаторы уже безвыездно живут в своих владениях в провинциях, несмотря на попытки некоторых императоров вернуть их в столицу. Крупные имения издавна базировались в значительной степени на труде разного рода зависимых держателей земельных наделов. Кроме них в поместьях магнатов имелись и рабы. В III в. широко распространяется перевод сельских рабов на пекулий: их сажают на наделы, предоставляют возможность иметь семью, отдельное жилище, мелкое хозяйство. Положение колонов и рабов с пекулием сближается.
В соответствии с наличием двух основных форм земельной собственности — муниципальной и экзимированной — в III в. столкнулись две общественные группы, связанные с этими формами собственности: городские (муниципальные) землевладельцы и владельцы экзимированпых сальтусов. Это было столкновение двух тенденций — рабовладельческой и феодальной. В ряде своих работ Е. М. Штаерман пишет, что в римском обществе всегда было два эксплуатируемых класса — рабы и колоны. Рабам противостоял класс муниципальных землевладельцев-рабовладельцев; колонам противостояли земельные магнаты, классовая принадлежность которых еще не определена в нашей науке. По мнению Е. М. Штаерман, во всяком случае, в период поздней Римской империи магнаты вели свои хозяйства по феодальному пути. Класс рабовладельцев был связан с городскими общинами, класс магнатов — с крупными внегородскими имениями и крестьянскими общинами. Города были воплощением рабовладельческого уклада и не допускали прямого перехода к феодальным отношениям. Сальтусы. втягивавшие в орбиту своего влияния сельские общины, были носителями феодальной тенденции. Колоны были сходны с крестьянами феодального общества.
В соответствии со своей социально-экономической теорией Е. М. Штаерман трактует и политическую историю Римской империи III в. По ее мнению, борьба рабовладельческой и феодальной тенденций в политической жизни проявилась в противопоставлении друг другу так называемых солдатских и сенатских императоров. Армия выражала в основном интересы муниципальных кругов, из которых в значительной степени она формировалась. Вышедшие в отставку ветераны получали земельные участки па территории городов, причем некоторые из них становились владельцами рабовладельческих имений. Сенат же выражал интересы магнатов — владельцев экзимированных земель. Императоры лавировали между боровшимися группировками: одни оказывали покровительство городам, другие — магнатам. Недовольная группировка устраняла неугодного императора, и все повторялось сначала.
Против теории Е, М. Штаерман о сущности позднеримского общества выступил А. Р. Корсунский, крупный знаток позднеантичной и раннесредневековой Европы. В отличие от Е. М, Штаерман он отрицает существование сельской общины в Западной Римской империи, за исключением отсталых окраинных областей. По его мнению, свободные крестьяне-общинники появились на римской территории лишь в ходе варварского завоевания и только тогда создались условия для синтеза античного рабовладельческого и общинного укладов.
А. Р. Корсунский отвергает идею Е. М. Штаерман о существовании в позднеримском обществе двух принципиально отличных укладов — рабовладельческого, представленного виллами
городских землевладельцев, и нерабовладельческого, являющегося носителем феодальной тенденции, представленного сальтусами и сельскими общинами. По его мнению, не было принципиального различия между социальным составом непосредственных производителей в имениях городских землевладельцев, с одной стороны, и сенаторов — с другой. Хотя юридическое положение городских вилл и сенаторских поместий было различным, по социально-экономическая природа тех и других хозяйств была сходной. Рабы и колоны эксплуатировались в имениях обоих типов. А. Р. Корсунский особенно подчеркивает, что рабы использовались в земледелии не только в биллях, но и в магнатских поместьях.
В истории Римской империи III век ознаменовался значительными социальными сдвигами в положении свободного населения. В 212 г. эдиктом (указом) императора Каракаллы все свободное население империи, проживавшее на землях городов, получило право римского гражданства. Этот эдикт, первоначально, возможно, преследовавший цель унификации налогообложения, по-видимому, способствовал концентрации земельной собственности, так как римский гражданин не мог завещать землю иерегрину (неграждапину), теперь же такое ограничение для многих людей отпало. Эдикт Каракаллы содействовал быстрой романизации провинциального населения. В III в. в состав провинциальной, а позже и столичной знати входит много выходцев из туземной родоплеменной знати, тогда как в первые два века нашей эры верхушка общества западных провинций состояла из выведенных в колонии италиков и римлян и лишь из небольшого числа представителей местной аристократии.
Однако по эдикту 212 г. римского гражданства не получили многочисленные племена, жившие вне городских территорий.
В частности, в придунайских, прирейнских и североафриканских областях сельские жители, не приписанные к городам, и после 212 г. оставались перегринами.
Процесс повышения правового статуса части свободного населения столкнулся со встречным процессом утверждения неполноправия большинства римских граждан, который век спустя привел к началу закрепощения больших групп населения. В течение всей имперской эпохи в римском обществе постепенно устанавливалось и юридически оформлялось деление свободных граждан на привилегированных и неполноправных. С III в. этот процесс деления на «почтенных» (honestiores) и «низших» (humiliores) углубился и ускорился. Признаками «почтенных» считались богатство, высокие должности, знатность; признаками «низших» — бедность, общественная незначительность, низкое происхождение.
Исходным пунктом формирования правовых различий среди свободных граждан послужила возникшая еще в республиканский период категория injames, к которой относились люди, обесчестившие себя уголовным преступлением, воинским проступком, неравным браком, а также занимающиеся позорными профессиями — ростовщичеством, сводничеством, проституцией,— актеры, гладиаторы и т. д. Injames были ограничены в судебном и брачном отношении. Позже к числу позорящих признаков добавилась бедность (paupertas), что расширило категорию injames.
Объективной почвой для юридического оформления различий социального статуса разных категорий свободных граждан послужил происходящий в период Империи процесс социальной дифференциации. Рост богатства и личной власти магнатов, с одной стороны, разорение сельского и городского плебса и превращение его в колонов или люмпен-пролетариев —с другой, привели к столь значительному падению общественного веса плебеев, что они стали рассматриваться сначала в общественной практике, а затем и в официальном праве как люди, недалеко отстоящие от injames. Проводившееся государством в период поздней Империи закрепощение отдельных категорий плебса, в свою очередь, понижало их общественное значение.
Положение «почтенных» и «низших» особенно резко различалось в судебных делах. Если в эпоху республики пыткам подвергались только рабы, то в эпоху Империи пытки были введены и для низшего разряда свободных. За одни и те же преступления «почтенные» и «низшие» присуждались к разным наказаниям, «Почтенные» были освобождены от наиболее тяжелых и позорных наказаний, например от распятия на кресте и выдачи на растерзание диким зверям.
Отход от основного принципа римского права — равенства всех граждан перед законом — и деление свободных и а разряды с различным правовым статусом свидетельствовали о разложении античного общества и формировании элементов грядущего средневекового общества, В период существования Римской империи еще не завершилась юридическая дифференциация среди свободных, Как мы увидим далее, еще происходила перегруппировка состава неравноправных разрядов: в IV—V вв. сузился состав привилегированного разряда — в нем остались сенаторы и верхушка городских курий; в то же время расширился состав неполноправного разряда — кроме плебеев и колонов в нем оказалась и основная масса куриалов.
Для государственной власти Римской империи III в. характерна неустойчивость. За неполное столетие (со 192 по 284 г.) на римском престоле сменилось 32 императора, причем большинство из них погибло насильственной смертью в результате дворцовых переворотов, После убийства последнего представителя династии Антонинов, Коммода, развернулась ожесточенная борьба за императорскую власть между выдвиженцами дунайской, сирийской и британской армий, сопровождавшаяся сражениями, в которых гибли десятки тысяч легионеров, Победу одержал ставленник дунайской армии Луций Септимий Север (193—211). Он казнил своих противников из сенатской среды и урезал права сената, запретив ему издавать законы и выбирать магистратов, Септимий Север конфисковал земли многих магнатов Галлии и Испании, которые поддерживали одного из его соперников.
Часть конфискованных земель он раздал ветеранам. Септимий Север увеличил армию, набирая в нее провинциалов, прежде всего из дунайских областей; открыл провинциалам доступ к высшим военным должностям; увеличил жалованье легионерам и раздавал им подарки, что в дальнейшем стало традицией; позволил им обзаводиться семьями и вести хозяйство, живя в поселках близ лагерей. Эти меры в отношении армии способствовали укреплению муниципального землевладения. В то же время он назначал в города кураторов, которые контролировали городские финансы и взимали штрафы в пользу общеимперской казны. В связи с нехваткой денег на содержание армии, чиновников и двора основатель династии Северов прибегал к порче монеты, что при следующих императорах III в. превратилось в систему4. Умер Септимий Север в Британии во время похода против живших на территории современной Шотландии кельтских племен скоттов и пиктов, прорвавшихся через вал Адриана на земли римской провинции. Престол он завещал двум своим сыновьям, но, убив брата, власть захватил старший из них — Марк Аврелий Антонин, по прозвищу Каракалла (211—217).
Последний представитель династии Северов — Александр Север (222—235)—ограничил расходы на армию, землю для поселения ветеранов отводил в отдаленных пограничных областях. В армии возник заговор, и император был убит.
Престол занял ставленник армии Максимин (235—238), который преследовал сенаторскую знать и старался снискать популярность у солдат, но в конце концов был ими убит. Далее следует непрерывное чередование императоров, выдвигаемых то армией, то сенатом. Внутри Империи углубляется экономический кризис, на рейнской и дунайской границах усиливаются нападения варваров, на востоке происходят тяжелые войны с иранской державой Сасанидов.
Критическое для Римской империи положение создалось в середине III в. Готы перешли Дунай и вторглись в Мезию и Фракию. В борьбе с ними погиб император Деций (249—251). В течение последующих полутора десятилетий восточные провинции Империи были охвачены эпидемией чумы.
В правление Валериана (253—260) и его сына и соправителя Галл иена (253—268) готы и другие союзные с ними племена продолжали опустошительные набеги на придунайские провинции. Франки и алеманны совершали набеги из-за Рейна на Галлию, доходя до Пиренеев. В 258—259 гг. римляне под давлением варваров оставили область между верховьями Рейна и Дуная, где затем поселилось племя алеманнов. На востоке перешла в наступление держава Сасанидов — царь Шапур I вторгся в Месопотамию. Римляне потерпели сокрушительное поражение в сражении у г. Эдессы в Северной Месопотамии, император Валериан попал в плен. По преданию, он должен был держать стремя, когда Шапур садился на коня. Борьба между Римом и Ираном за Месопотамию продолжалась и в дальнейшем — до конца существования Римской империи; шла она с переменным успехом, но неизменно сопровождалась разграблением страны между Тигром и Евфратом со стороны обеих великих держав.
Галлией пытался выправить положение Империи. Оп оказывал поддержку городам, стремился ограничить произвол чиновников, прекратил преследования христиан, проводимые Децием и Валериаиом, провел реформу конницы (разрозненные копимо отряды, придававшиеся легионам, были сведены в особые крупные части), продиктованную тем обстоятельством, что конница была главной ударной силой врагов империи — Ирана и варваров. Опорой Галлиепа была армия, но сенат ненавидел его.
Земельные магнаты в провинциях поднимают мятежи и пытаются отделиться от Империи. В 258 г. образовалась самостоятельная Галльская империя с центром в Трире. Предполагается, что кроме Галлии в нее входили также Испания и Британия. Первый галльский император Постум, взял в свои руки борьбу с наступавшими из-за Рейна германскими племенами, для чего использовал наемников, набираемых также среди германцев.
Оборону против Ирана возглавил Оденат, правитель независимого города-оазиса Пальмиры, расположенного на востоке Сирии. В 262 г. он одержал победу над персидскими войсками, вторгшимися в Сирию и Малую Азию, после чего Галл иен признал его вождем и императором Востока и передал ему находившуюся там римскую армию. Вскоре погибшего Одеиата сменила его вдова Зепобия, энергичная и честолюбивая женщина. Она захватила Сирию и Египет, порвала с Римом и заключила союз с Ираном.
Император Аврелиан (270—275) в самом начале своего правления был вынужден отвести легионы и часть колонистов из Дакии на правый берег Дуная. Дакию захватили готы, сарматы и маркоманпы. Так почти одновременно Рим лишился ряда западных и восточных провинций. В 271 г. Аврелиану пришлось отражать набег алеманнов, вторгшихся в Северную Италию. Для защиты от варваров Рим был обнесен новой крепостной стеной.
Однако в 273 г. Риму удалось вернуть большинство отпавших провинций: была восстановлена римская власть в Галлии и Испании, последний галльский правитель, магнат Тетрик, перешел на сторону Аврелиана; римские войска разрушили Пальмиру и восстановили господство Рима в восточных провинциях, Зенобия была в цепях проведена по Риму в триумфальном шествии Аврелиана.
Разорение муниципальных кругов привело к тому, что много городских земель оказалось пустующими. Аврелиан возложил на оставшихся в городах землевладельцев ответственность за сбор налогов с пустующих земель. Если им не удавалось обеспечить обработку этих земель и поступление налогов с них, предписывалось присоединять заброшенные земли к владениям соседних городов или магнатов, которые могли бы их заселить и обеспечить сбор государственных налогов. В результате города теряли свои земли и слабели, а владения и политическое влияние магнатов расширялись. Аврелиан раздавал магнатам западных провинций пленных, обращаемых в рабов или колонов. Так намечался союз императорской власти с земельными магнатами, получивший дальнейшее развитие при Диоклетиане и Константине. Пока же сенат был недоволен деспотическими замашками Аврелиана, и один из заговоров закончился убийством этого императора.
Читайте в рубрике «Древний Рим»: |
ИП Шагойко В.В.
Одиночные и массовые смс рассылки ИП Шагойко В.В..
smsp.by